Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности использования тренажёрных устройств и вспомогательного оборудования в учебно – тренировочном процессе в волейболе .




В современных условиях, когда объемы тренировочных нагрузок на уровне спорта высших достижений имеют предельные значения, дальнейший рост спортивно-технического мастерства волейболистов во многом зависит от интенсификации тренировочного процесса, повышения эффективности системы тренировочных воздействий. В работе с детско-юношеским контингентом большое значение имеет повышение продуктивности учебного процесса (овладение навыками игры в более сжатые, сроки при сохранении высокого качества).
В повышении интенсивности и продуктивности учебно-тренировочного процесса важная роль принадлежит техническим средствам обучения, куда входят различные устройства, инструменты, приборы и приспособления. Выделяют тренажеры, средства технического обеспечения тренировки (И. П. Ратов, 1980; А. Н. Лапутин, 1986).
Тренажерами называют устройства и приспособления, при помощи которых моделируются те или иные условия выполнения технико-тактических действий волейболиста, создаются различные режимы работы мышц в условиях структуры приемов игры.
Тренажеры могут быть конструктивно выполнены на базе разных элементов или процессов: механических, электрических, логических, информационных; существенным будет то, насколько тренажер моделирует реальную двигательную деятельность волейболиста, а его применение отвечает поставленным задачам обучения и тренировки (И. П. Ратов, 1986; А. Н. Лапутин, 1986).
На двигательную деятельность волейболистов существенное влияние оказывают разнообразные факторы внешней среды. Важно поэтому знать биомеханические закономерности взаимодействия тела волейболиста с окружающей средой, и на этой основе создавать тренажеры, искусственно моделирующие естественные условия выполнения тех или иных действий на мастерском уровне.
В условиях взаимодействия волейболиста со средой важное значение имеет информация, которая способствует достижению цели обучения. Есть тренажеры, которые моделируют информационные процессы, создают искусственные условия информационного обеспечения, которые позволяют волейболисту и тренеру успешно решать задачи освоения приемов игры и добиваться неуклонного совершенствования технико-тактического мастерства.
К элементам внешней среды для волейболистов относятся партнеры по команде, здесь мы имеем взаимодействие, соперники, которые противодействуют. Все многообразие имеющих значение при этом факторов моделировать невозможно, поэтому создаются тренажеры, моделирующие группу факторов. Например, тренажеры для решения несколькими волейболистами тактических задач.
Учитывая сказанное, каждый тренажер должен иметь четкую целевую направленность. По этому признаку можно выделить следующие виды тренажеров и различных устройств.
Тренажеры для обучения волейболистов технике игры и их совершенствования. Одни помогают овладеть отдельными звеньями приема игры, улучшить межмышечную координацию, другие - объединению отдельных звеньев в целостный двигательный акт приема игры. При совершенствовании техники приемов тренажеры применяются для индивидуализированной тренировки волейболистов по избранной ими игровой функции.
Тренажеры для тактической подготовки. Их применение способствует развитию специальных (тактических) качеств и способностей и совершенствованию тактического мышления, воспитанию тактических умений в процессе обучения техническим приемам и их совершенствования; глубокому теоретическому изучению тактики, решению тактических задач.
Тренажеры для развития специальных физических способностей, необходимых в волейболе. Они создают условия для избирательного воздействия на отдельные группы мышц с учетом структуры приемов игры, для оптимального уровня развития физических качеств.
Тренажеры для решения задач развития специальных физических способностей в единстве с совершенствованием техники (метод совмещенных или сопряженных воздействий).
Тренажеры для оценки уровня подготовленности в системе комплексного контроля.
Наряду с тренажерными устройствами большое значение имеют автоматизированные системы управления (АСУ). Прежде всего это информационное обеспечение, на основе которого осуществляется эффективное управление тренировочным процессом. В практике подготовки волейболистов пробел информационного взаимодействия тренеров и спортсменов. Так, информация у тренера о характере выполнения движений волейболистами бывает или неполной из-за отсутствия эффективных методов ее получения, или ее трудно анализировать из-за отсутствия необходимых средств анализа. Трудности возникают и тогда, когда информация не соответствует возможностям тренера и обучаемых спортсменов.
Применение АСУ в тренировке дает возможность согласовывать компоненты процесса обучения по всей технологической линии - от создания представления об изучаемом приеме, его осмысливания, формирования умения и навыка, его совершенствования и эффективного применения в игровой и соревновательной деятельности. Одни из видов АСУ - это системы, функционирующие в процессе обучения, когда волейболист непосредственно связан с ЭВМ путем специальной линии связи (проводной или телеметрической).
Практически тренажеры применяются на всем протяжении многолетней подготовки и отдельного годового цикла. Применение тренажеров различных типов дает возможность тренеру индивидуализировать учебно-тренировочный процесс с учетом качественных особенностей волейболистов и их игровой функции в команде, а также повысить интенсивность тренировочных занятий.
Тренажерные устройства в процессе технической подготовки
На начальном этапе обучения основная роль специальных устройств состоит в том, чтобы помочь занимающимся быстрее и, главное, без ошибок овладеть основой техники. На этапе совершенствования направленность специального оборудования иная - повысить уровень навыков владения техническими приемами, главным образом за счет сопряженного метода, при котором в единстве решается задача развития специальных физических качеств и совершенствования техники.
При обучении приему и передачам мяча применяют подвесные мячи, пружинящий мяч, пружинящую сетку, тренировочный щит, устройства для выработки точности при приеме подачи, при передаче мяча.
Подвесные мячи помогают новичкам определить точку соприкосновения рук с мячом при верхней передаче, при приеме снизу и особенно при приеме мяча с падением и передаче в прыжке.
Пружинящий мяч (на амортизаторах) и пружинящая сетка (типа батута) применяются для укрепления мышц кистей и пальцев. Упражнения на снаряде целесообразно чередовать с обычными упражнениями в передаче.
Тренировочный щит с нарисованными мишенями служит для выполнения самых разнообразных упражнений в приеме и передачах.
Для совершенствования навыков приема подачи и точности первой передачи применяют обруч диаметром до 2 м на высоте 1 -1, 5 м, который устанавливается в различных точках зоны нападения. Мяч для приема направляется мячеметом. Для совершенствования навыков второй передачи применяют обручи (диаметром до 1 м), которые устанавливаются у сетки: на специальной подставке, на длинном шесте, который продевают сквозь ячейки сетки с опорой о площадку, на сетке, по ширине сетки они крепятся к верхнему и нижнему тросам.
Мячемет служит для точного посыла мяча в заданном направлении: моделируются подачи различного типа, в том числе и в прыжке; нападающие удары с различных точек площадки - у сетки, из глубины площадки, с задней линии. Сложные тренажеры имеют программное устройство, при помощи которого задают различные траектории и скорость полета мяча. Применяются для совершенствования навыков приема подачи, приема нападающих ударов, приема на страховке, блокирования ударов из глубины площадки.
При обучении подачам и нападающим ударам применяют держатели мяча, мяч на амортизаторах, мячемет, мишени, имитатор блока.

Держатели мяча позволяют расположить мяч в необходимой точке для правильного удара при том или ином способе подачи или нападающем ударе. При этом держатели устроены так, что после удара мяч летит в заданном направлении. На рисунке показано устройство держателя. Он состоит из платформы с " держащей" трубой, внутренней трубой с кронштейном, к которому прикреплено устройство для удерживания мяча. При помощи тросов и блоков создаются условия, при которых в момент удара по мячу последний оказывается в " фазе полета" - дужки отошли от него при натяжении троса. У занимающихся создается истинное ощущение ударного движения, без каких-либо искажений (рис. 87, а, б). Более сложное устройство включает в себя, кроме данного тренажера, светолазер, имитирующий полет мяча по заданной траектории и с определенной скоростью, мяч освобождается от удержания в момент начала ударного движения (за счет приспособления с фотоэлементом).
Мяч на амортизаторах предназначен для совершенствования техники и развития необходимых физических качеств. Приспособление крепится на кронштейнах, в углах спортивного зала, к столбам на открытой площадке. От мяча вниз, к полу идет прочный шнур, с помощью которого устанавливается нужная высота мяча и исключаются колебания его после удара.
Мячемет. При обучении нападающему удару выполняются передачи средние, высокие и низкие (по высоте), средние, короткие и длинные (по расстоянию), а также различные их сочетания (длинные, низкие и т.п.).
Мишени. Служат для выработки точной подачи и нападающего удара. Ставятся мишени на волейбольной площадке в различных зонах. Задача состоит в том, чтобы поразить мишень мячом при подаче или нападающем ударе.
Имитатор блока. Эти устройства имитируют одиночный и групповой блок, различный по высоте, плотности и т. д. Время появления блока варьируется. Служит для совершенствования навыков нападающих ударов. Кроме того, закрепленный под определенным углом блок обеспечивает постоянный отскок мяча на свою площадку, что дает возможность совершенствовать навыки страховки своих нападающих. Для этой цели можно использовать вторую волейбольную сетку, установленную над основной.
Полезна на занятиях при изучении нападающих ударов ловушка для мячей. На каркас из металлических труб натягивается капроновая (веревочная) сетка. Устройство устанавливается вблизи от сетки, напротив зоны, из которой производятся нападающие удары. Она дает возможность в значительной мере повысить плотность занятий и максимально использовать для работы площадь спортивного зала или площадки (на стороне, поражаемой ударами, могут выполняться упражнения, что без защитной сетки невозможно).
При обучении блокированию применяют подвесные мячи, ласты на кисти рук, держатели мяча, блокировочная подставка, имитатор блока.
Подвесные мячи крепятся на тросе над волейбольной сеткой, один в центре, Два других на расстоянии 1 -1, 5 м от него. Вначале игрок имитирует блок у одного мяча, затем у двух соседних и, наконец, последовательно во всех трех зонах после перемещения. После этогоимитируется групповой блок: вдвоем у крайних мячей и тройной в центре

Мяч за сеткой. Устройство предназначено для освоения навыка активного воздействия кистями на мяч при блокировании на стороне соперника, за сеткой. Это часть волейбольной сетки с мячом на пружине (рис. 88). Высота мяча меняется. Сетка по отношению к мячу устанавливается на различном расстоянии и на разной высоте.
Ласты изготавливаются из поролона с приспособлением для укрепления на кистях рук (можно пришить к пластинам перчатки). Применяются для блокирования при бросках в прыжке через сетку поролоновых мячей, волейбольных мячей.
Держатели мяча при обучении блокированию позволяют приступить к обучению этому техническому приему гораздо раньше, чем занимающиеся овладевают навыками нападающего удара. Пробелы в блокировании, характерные даже для игроков высокой квалификации, одной из причин имеют то, что блокированию начинают учить относительно поздно.
Блокировочная подставка. Длина подставки 1, 5-2 м, ширина 50-60 см, высота (в зависимости от контингента) должна обеспечивать положение ладоней над сеткой так, как при блокировании, но стоя на подставке. Чтобы изучить групповое блокирование и с перемещением, целесообразно иметь несколько таких подставок. Применение подставки имеет очень важное значение в совершенствовании навыков блокирования. Оно дает возможность облегчить условия для блокирования при усложнении нападающих действий. " Обучающий" эффект здесь гораздо выше, чем тогда, когда игрок стремится познать это же во время кратковременной полетной фазы при прыжке. Сочетая блокирование на подставке и без нее, можно добиться существенного повышения уровня навыков блокирования (особенно индивидуального, " ловящего", чему придается особенно большое значение).
Тренажерные устройства в процессе тактической подготовки
В последнее время в спорте получает развитие применение технических средств в совершенствовании тактического мышления спортсмена (С. В. Малиновский, 1981). Мышление волейболиста должно опережать событие и прогнозировать развивающийся ход событий. В процессе игры спортсмен постоянно решает задачи, совершенствуя свое тактическое мастерство.
Для развития быстроты сложных реакций и зрительной ориентировки применяются различные устройства, с помощью которых создаются условия для развития быстроты реакции на пространственно различно расположенные раздражители, на неожиданные игровые ситуации, возникающие на экране, на кинофрагменты игровых эпизодов, на движущийся объект и т. д.
Для развития зрительной ориентировки и умения пользоваться боковым (периферическим) зрением применяются различные зрительные сигналы (зажигание электроламп, положение спарринг-партнера). Сигнализация применяется при выполнении связующих вторых передач, при выполнении подач, нападающих ударов, блокирования. Задания при использовании светосигналов могут быть двоякими: а) мяч направить туда, где появился сигнал (в поле - это " незащищенная зона", " слабый игрок" на приеме, у сетки - " брешь в блоке", " слабый блокирующий" и т. п.), б) сигнал запрета (в зоне " сильнейший защитник", лучший " блокирующий" и т. п. - мяч туда нельзя посылать).
В процессе тактической подготовки волейболистов применяются технические средства, которые дают возможность моделировать игровые, соревновательные ситуации. Прежде всего это проекционная аппаратура (кино, слайды, и др.) и обучающие машины. Волейболист, находясь в условиях ограниченного времени, должен находить правильное решение в предъявляемых ему ситуациях. Фиксируется правильность решения задач и время, которое затрачивает спортсмен. В одних случаях спортсмен находится за пультом, в других - установки моделируют условия непосредственно на волейбольной площадке. Например, при блокировании, когда нападающие действия проецируются на экране, установленном над сеткой.
Применение различных приборов типа " Электроэкзаменатор" (С. В. Малиновский, 1981) дает возможность программировать тактические ситуации в спорте и способствовать развитию мыслительной деятельности. Так как в основе тактических действий волейболистов лежит элемент выбора при решении постоянно возникающих задач, то при помощи умелого применения технических устройств тренер может целенаправленно развивать у занимающихся тактическое мышление.
Тренажерные устройства в процессе физической подготовки
Тренажеры и специальное оборудование применяются в процессе общей и специальной физической подготовки - для развития основных двигательных качеств и специальных физических способностей, применительно к отдельным приемам игры и тактическим действиям.
Силовой тренажер (типа " Геркулес"). Устройство тренажера позволяет одновременно выполнять упражнения 8-10 спортсменам. Рассчитано на развитие основных групп мышц. Особенно эффективен тренажер при круговой тренировке. Величина усилий регулируется грузом или сопротивлением пружин.
Тренажеры для развития скоростно-силовых качеств. Тренажеры представляют собой конструкции из труб, в которых двигается фиксированный груз. Разновидности конструкций позволяют с помощью системы блоков и тросов выполнять упражнения для рук и ног с грузом от 5 до 50 кг. Тренажер незаменим для развития силы и скорости сокращения мышц, участвующих в выполнении нападающего удара с включением в работу плечевого, локтевого, лучезапястного и других суставов.
Устройство для развития силы. Площадка типа стола с приспособлениями для фиксации ног и рук. Основные виды упражнений: для мышц туловища, ног. Выполняются также с отягощениями (мешок с песком, набивной мяч), с амортизатором
Подвижная тележка. Устройство состоит из опорной площадки для отталкивания 1, пружины (резины) 2, сиденья - тележки 3. Держась руками за тележку, из положения с согнутыми ногами, волейболист отталкивается от площадки, выпрямляя ноги. С помощью амортизатора тележка возвращается на место (рис. 89).
Качели (рис. 90). Конструкция включает традиционные качели 1, опорную стенку 2. Устройство предназначено для развития скоростно-силовых качеств: волейболист раскачивается, отталкиваясь от опоры. К сиденью прикрепляется груз. Качели могут крепиться к кронштейну на стене, отталкивание от стены.
Подвешенный груз. Устройство показано на рис. 91. На опоре 1 подвешен на стержне 3 груз 2 (набивной мяч, мешок с песком - от 5 до 20 кг). Спортсмен находится на скамейке или на коврике на полу. Отталкивание грузавыполняется ногами после амортизации и при встречном движении ног и груза из положения лежа лицом вверх; руками - ладонями одновременно двумя и поочередно правой и левой, то же, но пальцами.
Прыжковая тумба. Применяется для развития прыгучести и прыжковой выносливости. Выполнена из секций, чтобы можно было устанавливать различную высоту. Основные виды упражнений: а) напрыгивание толчком одной и двух ног и спрыгивание; б) спры-гивание с последующим прыжком вверх; в) спрыгивание с последующим выполнением нападающего удара по мячу на амортизаторах или " блокирование" этого мяча.
Прыжковый эспандер. Служит для развития прыгучести. К поясу и к полу крепится 2 амортизатора. Степень усилий регулируется за счет длины и упругости амортизаторов. Для стимулирования максимальных усилий дается задание достать рукой подвешенный мяч. Более простое устройство: амортизатор концами крепится к полу, средняя часть находится на плечах волейболиста. Основные виды упражнений: прыжки на одной и обеих ногах
Экран прыгучести. Служит для развития прыгучести соревновательным методом, а также для измерения высоты прыжка вверх толчком двух ног с места или с разбега. На специальном стенде указываются нормативные требования, результаты лучших волейболистов страны, данного коллектива. Устройство должно давать возможность измерять: а) длину тела стоя с вытянутой вверх рукой (руками); б) высшую точку касания во время прыжка вверх. Получают два показателя: первый - величину прыжка по разнице показателей " а" и " б", второй - максимальную высоту касания рукой (руками).
Конструктивно устройства могут быть различными. На рис. 92 показано одно из них. В верхней части имеется приспособление из планок, вращающихся при касании. Высота планок известна, и можно быстро определить высоту прыжка по верхней точке касания рукой (одной, двумя). Устройство может, иметь электрическую схему, когда при касании планки зажигается лампочка, отмечающая соответствующий результат.
Отягощения для звеньев тела. Служат для развития скоростно-силовых качеств. Прикрепляются на голени у голеностопных суставов и на руках - у лучезапястных суставов и на плече. К широкому ремню пришиваются карманы, куда вкладывается груз (свинцовые пластины, мешочки с дробью). Карманы делаются из заменителей кожи, клеенки, парусины. Вес отягощений от 0, 5 до 2 кг в зависимости от характера упражнений.
Для кистей рук отягощения представляют собой велоперчатки с карманами на тыльной стороне, куда вкладываются свинцовые плитки различного веса. В кармашке со стороны кисти должны быть плотная поролоновая (или из губчатой резины) прокладка для предотвращения болевых ощущений. Отягощения способствуют усиленной работе мышц, занятых в выполнении технического приема (например, нападающего удара). На рис. 93 показаны плеть из резиновых полос, укрепленных в дюралевой трубке, длиной 70- 80 см, вес от 600 до 1200 г. Для этой же цели можно использовать кусок резинового шланга длиной 40-50 см. Упражнения здесь типа " хлест", шланг бросают через сетку в прыжке.
Для избирательного воздействия на отдельные группы мышц применяются набивные мячи весом 1-2 кг, гантели весом 0, 5-2 кг, резиновые амортизаторы, тренажерные устройства.
Отягощения для всего тела. Служат главным образом для развития прыгучести, прыжковой выносливости. Здесь можно выделить мешки с песком, пояс, куртку. Мешки с песком изготавливают из брезента или из другого плотного материала, для удобства к ним пришиваются лямки. Вес мешков от 3 до 20 и более кг. Они гораздо удобнее для работы, чем штанга, особенно для юных волейболистов и женщин. Широкий пояс с мягкой прокладкой может быть постоянного веса (от 2 до 8 кг) или вес можно менять, вкладывая груз в карманы на поясе (до 10 кг). В куртке груз (свинцовая дробь) равномерно распределен по всей поверхности (вес до 6 кг), что дает возможность выполнять все технические приемы игры. Регулирование веса достигается тем, что часть груза вкладывается (в специальные карманы.
Систематическое применение широкого круга технических средств, специального оборудования дает возможность полнее применять средства и методы, описание которых дано в учебнике, более объективно оценивать уровень подготовленности волейболистов. В командах высших разрядов (сборные страны, команды мастеров) при подготовке резервов все активнее применяются видеомагнитофоны, киносъемка и другая аппаратура.


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.