Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методика развития и оценки силы в волейболе






Развитие силы волейболистов. Выполнение большинства технических элементов в волейболе сложно себе представить без проявления специальной силы. Так, к примеру, выполнение верхней передачи мяча требует определенного уровня развития силы мышц кистей, выполнение подачи – развития силы мышц кисти, мышц туловища и верхнего плечевого пояса, а выполнение такого сложного технического приема, как нападающий удар, требует от волейболиста комплексного развития силы мышц верхнего плечевого пояса, кисти, мышц ног и туловища. Сила ног у волейболиста проявляется в прыжках.

К развитию прыгучести волейболистов предъявляются очень большие требования. Прыгучесть – это комплексное проявление силы мышц ног и способности мышц к мгновенному сокращению. Помимо данных качеств требуется большая согласованность всех движений. Именно поэтому развитию прыгучести волейболиста необходимо уделять особое внимание.

Для развития специальной силы различных групп мышц служат упражнения преодолевающего и уступающего характера. Упражнения преодолевающего характера позволят создать меньшее силовое напряжение, чем упражнения уступающего характера.

Примером уступающих упражнений на силу могут служить приседания со штангой на печах, при выполнении которого гриф штанги движется вниз до заданного упора. Вес штанги может быть значительно выше того, который спортсмен может поднять, совершая преодолевающие упражнения на силу. Кроме этого примером уступающих упражнений являются различные прыжки в глубину. Величина уступающих мышечных напряжений при их выполнении может регулироваться в первом случае глубиной прыжка, использованием отягощений и углом приземления, а во втором – изменением веса штанги. Чем больше вес отягощения, угол приземления и глубина прыжка, тем больше уступающее мышечное напряжение.

Примером преодолевающих упражнений на силу является выпрыгивание с отягощением из приседа либо полуприседа, напрыгивание на предметы, расположенные на различной высоте. Вес отягощений при выполнении преодолевающих упражнений для развития силы волейболистов значительно меньше веса отягощения, применяемого при выполнении упражнений уступающего характера.

Существуют упражнения, которые сочетают в себе работу как преодолевающего, так и уступающего характера. Примерами данных упражнений могут служить: медленное приседание со штангой оптимального веса на плечах с последующим медленным или быстрым распрямлением ног или выпрыгиванием. Различные упражнения, включающие в себя сопротивление партнера. Прыжок в глубину с дальнейшим напрыгиванием на какое-либо возвышение. Различные упражнения, включающие сопротивление партнера. Ни одно физическое упражнение невозможно без проявления силы мышц. В то же время сила мышц в большей степени способствует проявлению скорости, а в несколько меньшей степени – ловкости и выносливости.

Проявление силы мышц зависит от общего состояния здоровья центральной нервной системы волейболиста, деятельности коры его головного мозга, биохимических процессов, степени утомления мышц и др. Большое значение для развития силы волейболиста имеет его умение напрягать и сокращать мышцы с большой силой, что в известной степени зависит от его умения проявлять волевые усилия.

Упражнения, направленные на развитие силы волейболистов, способствуют увеличению мышечной массы, а также воспитывают способность проявлять это качество. Можно специально подбирать упражнения для улучшения умения проявлять силу или упражнения для увеличения мышечной массы.
Для развития мышечной силы в волейболе главным образом применяется метод «до отказа» и метод максимальных усилий. Выполнение упражнений методом максимальных усилий способствует развитию способности проявлять значительные мышечные усилия преимущественно благодаря усовершенствованию нервных процессов и воспитания воли. Подбираются специальные упражнения, в которых необходимо проявлять большую и предельную силу. Данные упражнения должны выполняться с незначительными интервалами, с проявлением возможно большей силы. Пользуясь данным методом, мышечная сила на первом этапе нарастает быстро.

Метод «до отказа» способствует в большей степени увеличению мышечной массы и заключается в многократном и постоянном выполнении упражнений до появления усталости. При этом силовая нагрузка на волейболиста может быть как средней, так и большой. Желательно структуру применяемых упражнений приблизить к характерным движениям волейболистов. Достичь значительного увеличению мышечной массы возможно только при длительном использовании этого метода.

Выполнение основных технических приемов в волейболе (передачи, блокирование, подачи, нападающие удары) предъявляют повышенные требования к силе мышц туловища, рук, плечевого пояса. Пальцев, а также мышц ног – стопы, голени и бедер. Эти требования предопределяют направленность тренировок по силовой подготовке. Большее количество упражнений для развития силы волейболистов выполняются с отягощением. По характеру употребляемых отягощений упражнения на силу можно поделить на две группы:

Упражнения для развития силы волейболистов с внешним отягощением (штанга, экспандер, мешок с песком, набивной мешок, сопротивление внешней среды – песок, вода, снег; сопротивление партнера).

Упражнения для развития силы волейболистов с удержанием собственного веса тела (подтягивания на турнике, лазание по канату, гимнастические упражнения, приседания, отжимания и др.).

Употребляя упражнения с отягощением можно точно дозировать интенсивность и объем нагрузки, а также воздействовать как на отдельные мышцы, так и на определенную группу мышц. На начальном этапе упражнения с отягощением рекомендуется выполнять в замедленном темпе. А затем их нужно выполнять как можно быстрее. Упражнения для развития силы волейболистов, следует чередовать с расслабляющими упражнениями. Упражнения с большими отягощениями (штанга), в выполнении которых задействовано большое количество мышц, необходимо применять с интервалом в несколько дней (один-два), а упражнения с небольшими отягощениями, воздействующие на небольшое количество мышц, – ежедневно.

В зависимости от режима работы мышц силовые упражнения делятся на статические и динамические. Выполнение динамических упражнений характеризуется сокращением мышц, сближением мышечных окончаний, в результате чего мышцы утолщаются и удлиняются. Выполняя статические упражнения для развития силы, мышцы находятся в напряженном состоянии, но не укорачиваются. Употребление статических упражнений в большом количестве не рекомендуется, поскольку они отрицательно воздействуют на дыхательную и сердечно-сосудистую системы, так как происходит длительная задержка дыхания. Именно поэтому статические упражнения следует чередовать с динамическими.

30.Составить примерный план- конспект УТЗ в волейболе.

Правильное планирование учебно-тренировочной работы во многом определяет успех в подготовке волейболистов. При этом нужно исходить из основных задач физического воспитания молодежи, условий работы секции, уровня подготовленности занимающихся, сроков обучения и условий, в которых будут проходить занятия. Большое значение имеет уровень подготовки руководителя занятий. Основные документы планирования: типовая программа, учебный план, график прохождения учебного материала по месяцам или неделям, рабочий план и план-конспект занятия. Эти документы необходимы при многолетней учебно-тренировочной работе.

Курс обучения рассчитан на 120 уроков, количество занятий в неделю три, продолжительность одного занятия 120 мин. Это соответствует одному учебному году работы в спортивной секции.

Основная форма занятий с начинающими групповой урок. Он состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной. Продолжительность подготовительной части 15-25 мин., основной-90-100 мин., заключительной - 5 мин. Цель подготовительной части урока заключается в организации занимающихся: построение, принятие рапорта, проверка посещаемости, сообщение задач урока, упражнения в движении, в основном на внимание. Осуществляется также подготовка организма занимающихся к предстоящему изучению нового материала в основной части урока, совершенствованию навыков, а также к развитию двигательных качеств. В этой части урока главным образом применяются обще развивающие и специальные упражнения, подвижные игры и эстафеты.

В основной части урока происходит обучение технике, тактике, воспитание физических и волевых качеств. В каждом уроке решаются две-три задачи, одна из которых главная: либо обучение техническому приему или тактическим действиям, либо совершенствование навыка выполнения приема техники или тактических умений. В зависимости от этого происходит подбор средств и распределение времени на отдельные упражнения.

Во время совершенствования техники одной группой занимающихся другая выполняет задания по развитию физических качеств. Это значительно повышает продуктивность занятий и особенно важно при непродолжительном периоде обучения[28].

В задачу заключительной части урока входит организованное завершение занятия. Применяются медленная ходьба, задания на внимание. В конце урока подводятся его итоги.

Важным условием эффективности учебно-тренировочной работы является правильная постановка учета этой работы. Для определения уровня физической подготовленности занимающихся учитываются результаты испытаний на прыгучесть, быстроту перемещения, дальность метания набивных мячей и точность попаданий теннисным мячом, а также подтягивания из виса. Для определения уровня технической подготовленности используются упражнения на точность попадания мячом при передачах, подачах, нападающих ударах. Проверку по физической подготовке и технике целесообразно проводить в начале и конце года. Для этого можно выделить дополнительные специальные занятия. В текущем учете основное место занимают наблюдения за тем, как происходит овладение техническими и тактическими приемами и как занимающиеся применяют их в игре. Беседы о влиянии занятий физической культурой и спортом на организм человека, о выдающихся спортсменах, интересных соревнованиях, встречи с ведущими спортсменами своего коллектива, города, республики, показательные выступления известных спортсменов вот примерный перечень мероприятий, которые создают заинтересованность в занятиях спортом. И, конечно, сами занятия, их организация, методика проведения во многом могут способствовать пробуждений интереса к занятиям физической культурой и спортом или, наоборот, вызвать равнодушие, а то и антипатию.

На каждом занятии занимающиеся должны узнавать что-то новое, постоянно преодолевать трудности- это способствует воспитанию волевых качеств. Именно на этом основано построение уроков, где даются и разнообразные упражнения, и из урока в урок нарастают требования, предъявляемые к занимающимся.

 

План-конспект урока по волейболу составляется на основе учебного плана и программы по волейболу. В нем отражаются задачи урока (образовательные, воспитательные, оздоровительные), средства (упражнения), применяемые для реализации этих задач в каждой части урока, методические рекомендации – помогающие более эффективно использовать основные средства.

 

Для составления плана необходимо, помимо задач, определить:

а) контингент занимающихся;

б) время проведения урока;

в) место проведения, его оснащенность;

г) необходимый инвентарь.

Определяя контингент занимающихся, мы должны выяснить: их возраст, пол (юноши, девушка или смешанная группа), уровень здоровья и физической подготовленности (новички, спорт группа, основная или специальная медицинская группа), количество занимающихся.

Изучая место проведения (спортзал или площадка на улице), прежде всего, учитывают его размеры и имеющиеся основные (сетка, мячи и др.) и вспомогательные снаряды (маты, скамейки, шведская лестница и т.д.) После этого определяют, какой инвентарь необходимо дополнительно приготовить

с учетом задач урока. Продолжительность и содержание частей планируемого занятия может

меняться в зависимости от времени проведения занятия. Наиболее благоприятный период для развития физических качеств и формирования умений и навыков с 11 до 16 часов, поскольку в это время наблюдается повышенная мышечная активность. Занятия, проводимые с 9 часов утра, потребуют более

продолжительной и планомерной разминки, так как организм еще не готов к выполнению значительной физической нагрузки. Занятия, проводимые после 16 часов также должны учитывать утомление занимающихся от умственной работы в течение учебного дня.

 

31.Построение годичного цикла в ИВС(физиологические и внешние факторы, структура и типы)

Планирование спортивной тренировки волейболиста на этапах многолетнего совершенствования строится на основе одного макроцикла (годичное планирование). При этом необходимо учитывать следующие факторы: фазовый характер становления спортивной формы, календарь соревнований, задачи команды на определенном этапе ее многолетней тренировочно-соревновательной деятельности и уровень спортивной квалификации.При хорошем функциональном состоянии он может составлять одну неделю, при неудовлетворительном — длиться до 3 недель.
После втягивающего мезоцикла начинается подготовительный период, который делится на два этапа (общеподготовительный и специально-подготовительный). Общие рекомендации по построению подготовительного периода заключаются в следующем: на каждом этапе подготовительного периода необходимо вывести организм волейболиста на новый уровень и удерживать его в течение определенного времени, объем и интенсивность тренировочных и соревновательных нагрузок должны постоянно находиться в диспропорции. На первом этапе это преобладание объема физических нагрузок над их интенсивностью, на втором, наоборот, — интенсивности над объемом, увеличение объема соревновательных нагрузок.
Основные вопросы, решаемые на общеподготовительном этапе.
1. Создание предпосылок тренировочной выносливости для дальнейшего увеличения интенсивности нагрузок.
2. Укрепление опорно-двигательного аппарата.
3. Расширение функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
4. Развитие физических способностей.
5. Восстановление основных двигательных навыков и овладение новыми приемами техники.
6. Восстановление общих игровых навыков.
В этот период возможны и двусторонние контрольные игры, но с командами более низкой квалификации, что позволяет восстановить игровые навыки и связки и проверить кандидатов в команду. Основное содержание тренировки волейболистов — общая физическая подготовка комплексного характера, а также игровые упражнения и двусторонние игры.
В настоящее время значительно увеличился объем соревновательных нагрузок в подготовительном периоде. Это обусловлено тем, что соревнования как наиболее мощное интегральное средство подготовки позволяют объединить весь комплекс технико-тактических, физических и психических средств и качеств в единую систему, направленную на достижение запланированного результата.
Только в процессе соревнований волейболист может выйти на уровень предельных функциональных проявлений и выполнить такую работу, которая во время тренировочных занятий оказывается для них непосильной.
Общеподготовительный этап включает 3 — 4 семидневных тренировочных микроцикла с акцентом на развитие общей выносливости.

Годовой цикл тренировки является планом, который обеспечивает тренировочную работу на длительное время. Он содержит все компоненты тренировки, соотношение которых в течение года изменяется в зависимости от задач.

Годовой цикл тренировки распределяется на три периода: подготовительный, соревновательный и переходный. Один период тесно связан с другим, а все вместе создают единое целое. Каждый период характеризуется зависимости от главных заданий, которые обязательно следует решать.

Решающим фактором здесь являются величины тренировочных нагрузок, их объем, интенсивность. Однако, в течение года объем тренировок также значительно меняется. Наибольший объем тренировочной работы приходится на подготовительный период, поскольку здесь закладываются основы стабильного выполнения приемов и действий на соревновательный период. Основным содержанием соревновательного периода является соревнование. Величины тренировочных нагрузок несколько уменьшены, но интенсивность значительно возрастает. В переходном периоде как величины тренировочных нагрузок, так и интенсивность выполнения упражнений значительно уменьшаются, но не возвращаются к исходному уровню подготовительного периода предыдущего годового цикла.

Параллельно с изменениями объема и интенсивности изменяются и величины тренировочных нагрузок в отдельных периодах, или внутри них. Эти изменения касаются физической подготовки в отношении других компонентов, но изменения происходят и в физической подготовке, особенно в соотношениях между средствами общей и специальной подготовки. Все приведенные изменения, которых в каждом периоде тренировки существует довольно много, носят двойной характер. Они предусматривают и вытекают из задач, которые на данном этапе тренировок решаются, другие нельзя предусмотреть и в своей основе это мгновенные реакции на определенное состояние команды и задачи, определяемые на короткое (ограниченное) время, которое необходимо решать.

Все изменения, касающиеся содержания, объема и интенсивности вытекают из физиологических основ сути выполнения заданий. В подготовительном периоде пытаемся достичь радикальных функциональных изменений в отдельных органах и системах за счет увеличения объемов тренировочных нагрузок. Большие тренировочные нагрузки достигаются общими направленными средствами, которые изменяют существующую структуру состояния тренированности и создают предпосылки для дальнейшего роста. Развитие функций происходит неравномерно. В соревновательном периоде во время тренировок налаживаются отношения между функциями отдельных органов за счет того, что тренировочная нагрузка направлена на качество выполнения задач в условиях большой интенсивности. Качество выполнения упражнений и действий повышается и удерживается на более высоком уровне, чем раньше благодаря проведенной соответствующей работе в подготовительном периоде. В данном периоде состояние тренированности стабилизируется, а в следующем подготовительном периоде его структура снова разрушается, а состояние тренированности выходит на более высокий уровень. Переходный период служит отдыхом для органов управления - центральной нервной системы. Эти принципы в практике должны четко реализовываться.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.