Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Испытания по физической подготовке






1. Прыжок вверх. Для этой цели применяют приспо­собления конструкции В. М. Абалакова («Прыгомер», «Косой экран») или другие, позволяющие измерить вы­соту подъема общего центра тяжести при прыжке вверх толчком обеими ногами. Отталкивание и приземление не должны выходить за пределы квадрата 50Х50 см. Мини­мальное число попыток — две. Засчитывают лучший результат. При проведении испытания необходимо со­блюдать единые требования (руки на поясе или со взма­хом руками, исходное положение — стоя на всей ступне и т. п.).

2. Прыжок в длину с места. Замер делают от кон­трольной линии до ближайшего к ней следа испытуемого при приземлении. Дается не менее двух попыток. Засчи­тывают лучший результат.

3. Прыжок вверх с поворотом. Исходное положе­ние — стоя, руки на поясе, пятки вместе, носки врозь. В прыжке повернуться на максимальный угол в любую (удобную) сторону, сохранив исходное положение рук и ног. Угол поворота измеряют транспортиром и фиксируют в градусах.

4. Бег 3Х10 м. На расстоянии 10 м чертят две ли­нии — стартовую и контрольную. По зрительному сиг­налу учащийся бегом преодолевает расстояние 10 м три раза. При изменении направления движения обе ноги ис­пытуемого должны пересечь линию.

5. Бег 6Х5 м. То же, что и предыдущее задание, но дистанция наполовину меньше, а число пробегаемых от­резков вдвое больше.

6. Метание набивного мяча (1 кг) из-за головы двумя руками. Метание сидя — плечи должны быть на уровне линии отсчета. Метание с места — испытуемый стоит у линии, одна нога впереди, держит мяч двумя руками вни­зу перед собой; поднимая мяч вверх, выполняет замах за голову и сразу же бросок вперед. Метание в прыжке —

исходное положение то же, что и в предыдущем испыта­нии, но ноги вместе: подпрыгнув вверх, испытуемый де­лает взмах и выполняет бросок в прыжке. Бросок в прыж­ке с поворотом на 180°. Дается не менее двух попыток в каждом виде метания. Засчитывают лучший результат.

7. Метание теннисного мяча через сетку в прыжке из зоны 4 в площадь, которую составляют зона 5 и поло­вина зоны 6 (вдоль). Высота сетки 2 м.

8. Комплексный тест. Задания должны включать пе­ремещения различными способами, остановки и измене­ния направления, действия с набивным мячом. Например, по сигналу учащийся выполняет кувырок вперед, бежит по направлению к стене (деревянному щиту), во время бега выполняет поворот на 360°, берет набивной мяч (1 кг) и делает 6 бросков в стену с расстояния 1 м. Воз­вращается учащийся, перемещаясь приставными шагами (половину дистанции левым боком вперед, а половину — правым). Расстояние от линии старта до стены (щита) 10 м. По такому же принципу составляют и другие зада­ния. Время выполнения фиксируют по секундомеру.

Испытания по «технике игры»

Речь идет не о технике как таковой, а о специальных координационных способностях (способность к овладе­нию техникой). Для этого проводят наблюдения за пер­воначальными попытками детей выполнить тот или иной технический прием в облегченных условиях (с помощью подводящих упражнений). Оценку дают по пятибалльной системе. За критерий оценки можно принять степень отклонения при выполнении приема от принятой рацио­нальной техники: чем ближе выполнение к рациональ­ной технике, тем выше оценка. Однако более полное суждение о степени владения навыком можно получить, учитывая количественную сторону (результативность) при многократном его повторении.

На последующих этапах отбора целесообразно учи­тывать интегральный показатель, сочетающий количест­венный результат и качество выполнения в баллах. При первоначальном отборе используют следующие упражне­ния: прием и передача сверху двумя руками с набрасыва­ния тренера; передачи над собой (количество раз); пе­редачи в стену сверху двумя руками (количество раз);

подача нижняя прямая; подача верхняя прямая и прямой нападающий удар с разбега по мячу, закрепленному на


резиновых амортизаторах; удар стоя на месте по волей­больному мячу с максимально быстрым заключительным движением кисти; быстрые перемещения мелкими при­ставными шагами вправо, влево, вперед, назад на согну­тых ногах (работа ног). Надо учитывать, обучали ли ра­нее испытуемого «технике игры». Существенное значение имеет умение согласовать движения при попытке выпол­нить технический прием (кисти рук при передаче, подаче, нападающем ударе должны соприкасаться с мячом соот­ветственно рациональной технике). Обращать внимание надо на качество ударного движения: касание пальцами мяча при передаче («загребание» из-за головы и удар ладонями — грубая ошибка), удар всей ладонью при по­даче и нападающем ударе, толчок двумя ногами, верти­кальный взлет и удар в высшей точке взлета при напада­ющем ударе и т.д.

Важное значение для овладения техникой имеет точ­ность и быстрота мышечно-двигательных ощущений. Суть испытаний сводится к воспроизведению первона­чального задания. Рекомендуется два вида тестов. Пер­вый тест: прибор состоит из неподвижного основания с делениями и подвижной частью; задание выполняют без зрительного контроля — испытуемый должен передвинуть подвижную часть прибора из исходного положения на определенное расстояние (преодолевая сопротивление пружины) и возвратить в прежнее положение, затем в точности повторить движение; фиксируют отклонение («+» или «—»). Второй тест: броски волейбольного мяча в мишень на стене (щите) — испытуемый подбирает оп­тимальное для себя расстояние, чтобы попаданий было не ' менее 9 из 10; мячи ему бросают один за другим под углом 90° — задание то же. Чем меньше отклонение от исходных данных, тем выше оценка мышечно-двигатель­ных ощущений в обоих тестах.

Испытания по «тактике игры»

В спортивных играх при отборе очень важно иметь показатели, отражающие способности учащихся к игро­вой деятельности. Для того чтобы определить, как чело­век действует в игровой обстановке, насколько умело и целесообразно реализует двигательные умения и навыки, используют специально подобранные подвижные игры. По результатам наблюдений судят о развитии у детей быстроты реакции, ловкости, сообразительности, такти-

ческого (оперативного) мышления и других необходимых качеств.

Рекомендуются следующие игры: «День и ночь» (сиг­налы зрительные), «Вызов», «Попробуй унеси», «Невод», различные варианты игры «Салки», игры с мячом «Охот­ники и утки», «Защита укрепления», «Борьба за мяч», «Мячи через сетку» (два и четыре мяча). В эти игры вносят определенные изменения и усложнения: например, в игре «День и ночь» после сигнала выполнить кувырок вперед, затем убегать или догонять, во время бега обегая набивные мячи и т. п.; в игре «Охотники и утки» мяч (два мяча) отбивать снизу или сверху двумя руками; в игре «Салки» вводят перемещение приставными шагами, прыжками в приседе, прыжками на одной ноге и т. п.

Ближе всего к волейболу игра «Мячи через сетку». Две команды по шесть человек располагаются на волей­больной площадке. Сетку устанавливают на высоте 2 м. У каждой команды по два волейбольных мяча — их дер­жат в руках игроки, находящиеся в зонах 2 и 4. По сигналу игроки бросают мячи через сетку. Суть игры заклю­чается в том, чтобы все четыре мяча оказались на пло­щадке противника (мяч, летящий над площадкой, не засчитывают). Команда, на стороне которой оказалось четыре мяча, проигрывает очко. Игра длится 10 минут. Фиксируют случаи ловли и бросков мяча. Учитывают броски, которые противник не смог поймать (к сетке, «свечой», на заднюю линию и т. д.). Для того чтобы при­дать тактическую окраску испытаниям, каждой команде можно дать мячи двух цветов (белые и темные, при этом белые мячи посылают в зону нападения, темные — на зад­нюю линию).

Действия учащихся в играх оценивают в очках; от­дельно учитывают ошибочные действия (штрафные очки). Результаты наблюдений по каждой игре заносят в свод­ную таблицу для окончательного подсчета очков, распо­лагая в ней результаты в порядке занятых мест.

Для прогнозирования успешности освоения такти­ческих действий оценивают скорость реакции, способ­ность перерабатывать большее количество информации за наименьшее время. В качестве методики используют хронорефлексометры, корректурные таблицы и т. д.

Здесь можно рекомендовать два теста. Первый тест — определение времени сложной реакции на предъявление двух, затем трех, четырех и пяти раздражителей. Более


высокую оценку получают испытуемые, у которых по мере увеличения числа раздражителей меньше изменяется вре­мя по сравнению с исходным (два раздражителя). Второй тест — определение времени сложной реакции на предъ­явление трех раздражителей. Опыт повторяют 20 раз че­рез каждые две минуты. По полученным данным строят график: по горизонтали откладывают порядковый номер опыта (1—20), по вертикали—время реакции. Более высокую оценку получает тот испытуемый, данные кото­рого образуют кривую с большим наклоном к горизон­тали. Поскольку тест достаточно трудоемкий, его при­меняют на третьем этапе отбора.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.