Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы нападения и защиты 2.2.3.1. Комбинации в нападении






Комбинации через переднего игрока. Наибо­лее простой и самой надежной формой этих атакующих комбинаций является комбинация, которая проводит­ся через установленную для всей игры зону разыгры­вающего игрока, как правило, через зону 3. Каждый игрок, который попадает в эту зону, тем самым стано­вится разыгрывающим. Хотя при этом исключается всякая специализация игроков, однако опасность недо­разумений становится незначительной и стимулирует дальнейшее универсальное обучение всех игроков. Та­ким образом, эта комбинация в известной мере пред­ставляет собой методическую стадию тактического воспитания в командах начинающих и в юношеских командах. К этой комбинации следует стремиться, если игроки не овладели еще большим арсеналом на­падающих ударов.

Эта комбинация (как и все комбинации через одно­го переднего игрока) имеет всего два варианта завер­шения. Как правило, игра сводится к тому, чтобы мяч, поданный из левой половины площадки, отыграть в зо­ну 4 или мячи, подаваемые из правой половины пло-

щадки, передать в зону 2. От возможных вариантов передачи мяча следует отказаться. Но если же имеют­ся соответствующие условия, нужно перейти к переда­че через разыгрывающего игрока передней линии, не­зависимо от его позиции.

В противоположность всем последующим комбина­циям в этом случае команда всегда сохраняет высокую степень надежности в нападении. Однако игроки не только обязаны осмысленно направлять мяч в установ­ленную заранее зону, но должны постоянно ориенти­роваться на соответствующую зону разыгрывающего игрока. По сравнению с предшествующей формой все игроки уже должны надежней действовать в передаче и доставании мяча в защите, а также быть сыгранны между собой, чтобы эффективно использовать преиму­щества специализации. Благодаря более точной и на­дежной игре в пас действия нападающих становятся более эффективными.

Наиболее удачные позиции для передачи мяча на­ходятся в зонах 3 и 2. Из зоны 4, в основном, лишь тогда можно осуществлять передачу мяча, если в зонах 3 или 2 находятся нападающие-левши (смотри 2.1.3). Если же разыгрывающий игрок находится непосред­ственно в зоне 4, то либо следует предпринять смену позиции, либо другой игрок должен взять на себя розыгрыш мяча.

Нормальное завершение атаки осуществляется пос­ле высокой передачи одним из нападающих.

Наряду с индивидуально-тактическими возможно­стями (изменение расстояния передачи от сетки и бо­ковой линии) все варианты основаны на изменении высоты передачи или замене позиции нападающих. При этом преследуется цель ошеломить противника. С помощью высокой передачи эффект неожиданности достигается лишь в том случае, если высота заметно варьируется. Небольшое изменение обычной высоты передачи нередко больше затрудняет действия собствен­ного нападающего, чем блока соперника.

Варианты на основании «перекрещивания» при комбинациях через одного переднего игрока возмож­ны, пожалуй, лишь теоретически и на практике приме­няются только как неизбежное средство, вытекающее из создавшейся ситуации. Это объясняется тем, что

при «перекрещивании» могут быть различные неточ­ности и недоразумения из-за несыгранности, причем в этой комбинации не участвует третий нападающий, который в подобном случае может быть использован благодаря высокой передаче. Кроме того, пробежки нападающих часто оказываются слишком длинными.

Варианты передачи из зоны 3:

1. Плоская передача в зону 4 или соответственно для игроков-левшей в зону 2. Всякий раз другой игрок готов к удару с высокой передачи.

2. Невысокая или же соответственно короткая пе­редача для нападающего, перемещающегося из зоны 4 в зону 3 (или же для нападающего-левши из зоны 2). Всякий раз другой игрок получает высокую передачу, как в первом примере (рис. 18).

3. Полувысокая передача в зону 3, причем оба нападающих из крайних зон перемещаются справа или слева к середине сетки наряду с разыгрываю­щим (рис. 19).

Варианты передачи из зоны 2:

1. Плоская длинная передача в зону 4. Нападаю­щий в зоне 3 используется с максимальной отдачей.

2. Полувысокая или же короткая передача для нападающего, переме­щающегося из зоны 3 в зону 2, где находится разыгрывающий; высо­кая длинная передача в зону 4 (рис. 20).

Рис. 18 Рис. 19  

3. Аналогично преды­дущему варианту напа­дающий перемещается из зоны 4 в зону 3 и тотчас же наносит удар, атакуя с высокой или полувысо­кой передачи.

 

4. Полувысокая или же короткая передача для нападающего в зоне 3 (так же, как и в вариан­те 2) и плоская длинная передача в зону 4.

5. Высокая, по возможности полувысокая передача через голову в зону нападающего, перемещающегося из зоны 3 в зону 2, позади разыгрывающего. Игрок в зо­не 4 может также использовать высокую или плоскую длинную передачу или сместиться в зону 3 (рис. 21).

Варианты передачи из зоны 2 (1—5) равно приме­нимы для передачи в зону 4, если в зонах 3 и 2 находят­ся игроки-левши.

6. Использование основного нападающего, находя­щегося в задней части площадки (в зонах 1, 6 или 5). Высокая передача направляется в заднюю треть зоны нападения. Соответствующий нападающий, выпрыги­вая после достаточно длинного разбега, бьет по мячу внутри зоны нападения (толчок за линией нападения!).

Этот вариант применим для передачи с любых позиций.

Комбинации через выходящего игрока. Использова­ние разыгрывающего игрока, «выходящего», который из глубины площадки устремляется вперед, чтобы взять на себя розыгрыш мяча, может быть рациональ­ным, если второй разыгрывающий игрок команды

находится в неудобной позиции и не может сме­нить ее или если лучший разыгрывающий нахо­дится в задней части пло­щадки. В данном случае комбинация с выходя­щим игроком представ­ляет в известном смысле необходимое решение. Кроме того, три нападаю­щих вместо прежних двух в настоящее время могут обеспечить боль­шее количество вариан­тов атаки и увеличить эффект ее внезапности.

Рис. 21

В отличие от комби­наций через переднего игрока комбинации с вы­ходящим игроком в ос­новном имеют то преиму­-

 

щество, что при них лучше используются способности разыгрывающих игроков. Комбинация с выходящим игроком позволяет иметь в команде всего двух разыг­рывающих за счет усиления линии нападения. Помимо того, благодаря более высокому числу вариантов атаки и повышенному моменту внезапности обеспечивается высокая эффективность каждого нападающего.

К отрицательным моментам комбинации через вы­ходящего игрока следует отнести то, что:

— еще до защитных действий или во время них зо­ну устремившегося вперед игрока вынужден страховать его ближний партнер;

— взятый или принятый с удара мяч приходится отыгрывать высоко и точно в пустое пространство пло­щадки, в зону набегающего игрока;

— выходящий игрок не обязан сам бить с первой передачи на сетку и большей частью мешает переднему игроку тотчас же атаковать с этих передач;

— затрудняется надежность бьющего нападающего.

Комбинации с выходящими игроками, следователь­но, требуют абсолютной сыгранности всей команды, высокого технико-тактического мастерства от каждого игрока и в отличие от комбинаций через переднего иг­рока содержат в себе высокий процент риска.

Применение комбинаций с выходящими игроками возможно как в момент защиты при подаче, так и при защите площадки во время слабых атак соперника.

Выбор наиболее удобной позиции для передачи и для разыгрывающего игрока заслуживает серьезных размышлений. В большинстве случаев (для нападаю­щих, бьющих правой рукой) эта позиция находится вблизи сетки, между зонами 2 и 3. Здесь может быть наиболее удобно использована ударная мощь сразу дво­их или троих нападающих. Отсюда следует, что обычно набегать к сетке можно только из зон 1 и 6. Наиболее удобный маршрут движения при этом проходит из зо­ны 1 вдоль боковой линии, потому что здесь наимень­шая опасность скрещивания с трассой движения мяча. Если нападающие-левши находятся в зоне 3 или 2, то в этом случае можно набегать из зоны 5 и передавать мяч между зонами 4 и 3. В любом случае при этом зона защиты выходящего игрока подстраховывается бли­жайшим партнером (см. рис. 22 — игроки обозначены

штрихами. При выходе игрока из зоны 1 или 5 игрок в зоне 6 страхует оставленную зону, при выходе из зоны 6 его страхует игрок зоны 1). Обычное завершение ата­ки осуществляется одним из трех нападающих, кото­рым направляется высокая передача.

Все варианты преследуют цель осложнить и затруд­нить оборону соперника с помощью моментов внезап­ности. В этом, собственно, заключается смысл комбина­ций с выходящими игроками. Условия для этого созда­ются в том случае, если хотя бы один из игроков атаку­ющей линии в состоянии уверенно и надежно ударить по мячу с короткой передачи. Благодаря этому один из блокирующих игроков соперника — обычно средний блокирующий игрок — из-за постоянной опасности атаки с короткой передачи вынужден оставаться в сво­ей зоне или провоцируется на прыжок. Тем самым можно, с внешних позиций, атаковать через запоздав­ший, дезориентированный групповой блок или же че­рез блок, поставленный одним игроком. Дополнитель­ные трудности для полного использования всех вариан­тов комбинаций с выходящими игроками заключаются не только в том, что команда должна обладать высоким техническим мастерством и быть хорошо сыгранной, но прежде всего в ограниченных возможностях выходяще­го игрока, который должен в доли секунды оценить соот­ветствующую ситуацию и принять правильное такти­ческое решение (установить наиболее правильное на­правление передачи).

Рис. 22 Рис. 23

В основном не требу­ется, чтобы выходящий игрок выполнял переда­чу в прыжке, так как пе­редачи при этом стано­вятся неточными, затруд­няются короткие пасы.

Возможны следующие варианты комбинаций с выходящим игроком:

1. Короткая передача в зону 3, высокая пере­дача в зоны 2 и 4 в ка­честве стандартных ком­бинаций.

2. Короткая передача в зону 3, полувысокая пере­дача (через голову) в зону 2, высокая длинная передача в зону 4.

3. Плоская длинная передача в зону 4 (эта комби­нация до сих пор разыгрывалась лишь азиатскими командами, в то время как в европейских командах в большинстве случаев один нападающий всегда получал высокую передачу).

4. Нападающий из зоны 4 делает пробежку на ко­роткую или полувысокую передачу в зону 3 навстречу выходящему игроку, нападающий из зоны 3 меняется с ним зонами для удара с высокой передачи в зоне 4. Зона 2 в этом случае используется для приема полувы­соких или высоких передач (рис. 23 — левая сторона).

5. Нападающий из зоны 2 выбегает для удара с полувысокой передачи в зону 3, нападающий из зоны 3 меняется с ним для удара с полувысокой или высо­кой передачи в зону 2. Зона 4 используется для приема высокой или полувысокой передачи (рис. 23).

Оба варианта «перекрещивания» (пп. 4 и 5) допол­нительно запутывают противника, так как блокирую­щие игроки стремятся всякий раз сдержать подопеч­ного нападающего и, в свою очередь, мешают друг другу. Но игроки очень быстро начинают привыкать при­нимать на себя нападающего, так что эффект внезап­ности в большинстве случаев действует лишь кратко­временно. Недостаток этих вариантов заключается главным образом в том, что нападающие вынуждены совершать длинные пробежки, и в том, что один из них вынужден обегать своего партнера по дуге, вследствие чего сужается радиус его ударной мощи. Таким об­разом, удобно, когда на­падающий в зоне 3 (п. 4) или в зоне 2 (п. 5) являет­ся левшой. Всякий раз нападающий, не участ­вующий в комбинации «скрещивания», исполь­зуется в своей зоне в за­висимости от создавшей­ся обстановки для удара с высокой или полувысо­кой передачи.

 
 

 

6. Вариант, аналогичный изложенному в п. 4, одна­ко нападающий из зоны 3 не уходит в зону 4, а произ­водит удар непосредственно из-за своего партнера — несколько в отдалении от сетки с полувысокой переда­чи (рис. 24). Блокирующие противника или выпрыги­вают уже с первым нападающим одновременно, или застигаются врасплох, потому что нужны доли се­кунды, чтобы понять, что налицо не просто ошибка с передачей мяча («комбинация с эстафетой»).

Изложенные варианты могут быть использованы и в комбинации с выходящим игроком из зоны 5 (пози­ция выходящего игрока между зонами 3 и 4).

Комбинации с первой передачи. Передачи, которые выполняются с первого касания мяча своей командой сразу для нападающего удара, с самого начала рассчи­таны на ускоренный темп игры и обычно поражают противника своей внезапностью. В отличие от уже опи­санных комбинаций они весьма рискованны. Здесь нет основной форы, которая, как, например, в комбинациях с выходящим игроком, гарантирует определенный ми­нимум надежности. Если первая передача будет не­удачной, то противник сразу может атаковать. Свой ясе игрок у сетки с большими затруднениями может отыграть этот мяч для дальнейшей распасовки.

Чтобы, наоборот, полностью использовать тактиче­ские возможности, скрытые в первой передаче, требу­ется иметь нападающего игрока с высоким арсеналом технических и тактических средств. Вторым обязатель­ным условием успеха таких комбинаций является до­статочная точность первой передачи.

Так как первое касание мяча, как правило, осуще­ствляется по принципу приема мяча снизу и по­скольку этот способ в большинстве случаев не гарантирует высокой точ­ности, то комбинации с первой передачи приме­нимы лишь в тех случа­ях, когда мяч с первого касания принимается на высокую передачу или же когда условия приема мяча благоприятны.

рис. 24

Первая передача достаточной высоты и точности в основном осуществляется из зоны передней и средней части площадки, реже из задней части площадки.

Завершение этой комбинации направлено на то, что­бы произвести удар по возможности без блока, во всяком случае, против блока, поставленного лишь од­ним игроком. Если же соперник ставит двойной блок против одного нападающего (после второго касания мяча), то передачу следует всегда производить в прыж­ке таким образом, чтобы блок больше не мешал и мож­но было прыгнуть второй раз, в удалении по крайней мере метра от сетки и лишь на половинную высоту.

При этом предлагаются следующие варианты:

1. Первая передача посылается в одну из крайних зон сетки (в зоны 2 или 4). Игрок передней линии уже в прыжке должен ориентироваться, противостоит ли ему одиночный или двойной блок. При одиночном бло­ке игрок производит нападающий удар, при двойном блоке он в прыжке отыгрывает мяч партнеру в зону 3. Это самый удачный вариант (рис. 25).

2. Первая передача направляется между зо­нами 2 и 3. Игрок из зо­ны 2 выбегает на этот мяч или бьет сам (как указано в п. 1) или же через голову играет на заднего партнера в зону 2 (рис. 26, справа). Если в зоне 3 стоит игрок-лев­ша, то первую передачу можно направить между зонами 3 и 4. Обычно здесь второе касание мя­ча делает игрок с внеш­него края площадки. Но если передача выполня­ется с левой половины площадки, то ее прини­мает игрок-левша в зо­не 3, а игрок в зоне 4 на­падает сзади (рис. 26, слева).

Рис. 25
Рис. 26

3. Первая передача посылается нападающему в зо­не 3, исходная позиция которого находится в этом случае между зонами 3 и 4. Если против этого игрока образуется двойной блок, то он обязан передать мяч на край сетки. При одиночном блоке нападающий может или бить сам, или передать мяч партнеру. Это самый эффективный, хотя и труднейший вариант.

4. Комбинация с первой передачи после приема подачи («замок»), когда разыгрывающий игрок у сетки из стабильного положения или после очень короткого разбега не выполняет обычную вторую передачу, а сам бьет через сетку.

Этот индивидуальный тактический вариант разыг­рывающего игрока, очень эффективный из-за своей внезапности, возможен лишь тогда, когда прием подачи осуществлен достаточно высоко и вблизи сетки. Поло­жение разыгрывающего игрока у сетки меняется в за­висимости от того, в каком положении находится он в зоне 3 как игрок, бьющий правой рукой, по отношению к зоне 4.

Для всех вариантов атаки с первой передачи дей­ствуют следующие общие тактические принципы:

— собственный нападающий игрок с первой пере­дачи может быть столь же ошеломлен, как и игрок соперника. Поэтому первую передачу следует сопро­вождать обращением (например, криком «пас!» или на­звать имя игрока);

— игрок не должен прыгать, если атака с самого начала кажется нереальной. В данном случае передача в прыжке вводит в заблуждение не соперника, а своих игроков и ведет к плохой второй передаче;

— бесполезна передача в прыжке, который с са­мого начала можно заметить как таковой по положе­нию рук игрока. Игрок может воспользоваться этой передачей лишь с тем, чтобы при отсутствии блока мол­ниеносно произвести кистевой удар или удар с пред­плечья;

— если нападающий игрок после первой передачи не уверен в том, как будет реагировать соперник, то он при хорошей передаче и достаточном разбеге должен ударить сам.

Комбинации со второй передачей из задней части площадки. В отличие от передачи вблизи сетки при

комбинациях с передним или выходящим игроками так называемая диагональная передача как вторая пе­редача применяется всегда, когда:

а) мяч после приема подачи соперника не попадает в зону нападения;

б) собственный блок не в состоянии полностью за­крыть атаку соперника, а только касается мяча, умень­шив скорость его полета;

в) собственный игрок защиты после атаки соперника спас мяч, однако не в состоянии отыграть его по адресу в переднюю часть площадки.

Эти ситуации часто встречаются как в ведущих командах, так и в командах начинаю­щих, и поэтому пост­роение атаки из глуби ны площадки следует так же тщательно тре­нировать, как и описан­ные. выше комбинации.

Рис. 27

Высшим принци­пом в этой связи долж­но быть то, чтобы каж­дый мяч со вторым ка­санием внутри коман­ды, если это возможно, обеспечивал нападаю­щий удар у сетки, т.е. мяч следует отыгры­вать самыми различ­ными способами. К то­му же передача на­правляется в крайние зоны передней линии.

Рис. 28
 

В отдельности пред­лагаются следующие варианты:

1. При плохо при­нятой подаче соперни­ка мяч отыгрывается к игроку передней ли­нии, стоящему по диа­гонали, т. е. из зон 2 и 1

 

в зону 4 и из зон 4 и 5 в зону 2. В сомнительных случаях можно попытаться из средней части площадки исполь­зовать находящегося у сетки основного нападающего (рис. 27, основной нападающий — в зоне 2).

2. Мячи, отскочившие от блока, принимает свобод­ный игрок у сетки, не участвующий в блоке. В данной ситуации он является единственным игроком, который может атаковать с разбегу и тем самым лучше видит площадку соперника (рис. 28).

3. Мячи, которые отскочили на площадку, не кос­нувшись блока, разыгрываются по возможности так же, как и в предыдущем варианте. Выгодно также изменить направление атаки на другое крыло. Сопер­ник в этом случае вынужден полностью переформиро­вать свою оборону, тогда как его собственная линия атаки концентрируется на определенной части пло­щадки.

Однако если мяч отыгран игроками защиты доста­точно высоко, то, кроме того, у обоих игроков, ставя­щих блок, остается достаточно времени, чтобы занять исходные позиции для собственной атаки (главное тре­бование во всех ситуациях заключается в том, чтобы блокирующие как можно быстрее отходили от сетки).

Идеальным вариантом, к которому следует стре­миться, остается прямая целенаправленная защита от атаки соперника с последующей передачей мяча сво­бодному собственному игроку, причем последний мо­жет завязать комбинацию с первой передачи.

Подстраховка нападающего осуществляется при всех

атакующих ком­бинациях методом групповой концентра­ции всей команды во­круг нападающего дву­мя сферическими ли­ниями. Распределение обязанностей игроков на обеих линиях зави­сит от предпочтитель­ного способа защиты, а также от применяемой атакующей комбинации.

Рис. 29

Если игра ведется с выдвинутым вперед игроком зоны 6 (рис. 29), то этот игрок вместе с соответствую­щими партнерами образует первую страхующую линию примерно в 2—3 м от места атаки. В зоне 3 осуществля­ется близкая страховка соответственно 3 игроками. Все прочие игроки занимают позицию в ожидании «ок­на», так что вся площадка прикрыта на случай приема мяча от блока. Если игра ведется с оттянутым назад шестым номером, всякий раз игрок сзади нападающего вместе с его партнером выполняет задачу близкой под­страховки, в то время как игрок из зоны 6 остается во второй линии подстраховки. В зоне 3 дополнительно задачи ближней подстраховки разделяет и игрок сзади нападающего с внешней стороны. При оборонительном построении «шесть в центре площадки» этот игрок, как и при построении «шесть впереди», участвует в ближ­ней подстраховке.

Если организация атаки осуществляется через вы­ходящего игрока, то последний включается как третий игрок в ближнюю подстраховку и лишь после этого перемещается в заднюю часть площадки. Но чем слож­нее комбинации и варианты атаки, тем труднее стано­вится систематическая подстраховка, так что нередко лишь ближайший задний игрок проводит ближнюю подстраховку нападающего. Высококлассная команда отличается как молниеносной организацией подстра­ховки нападения, так и быстрой заменой этой линии задними игроками.

Общие признаки атакующих комби­наций любого вида.

Определенный для всякой комбинации разыгрываю­щий игрок обладает наибольшим пространством для своих маневров среди всех игроков команды. Так же, как и подыгрывающий игрок у сетки, он (при подаче соперника) должен настолько расширить радиус своих действий, насколько это позволяют его технические и атлетические возможности. Второй разыгрывающий игрок команды всегда выполняет роль вспомогатель­ного подыгрывающего игрока. Если один разыгрываю­щий участвует в постановке блока, то на его долю вы­падает большей частью также задача мгновенного приема мячей из собственной зоны блока.

Варианты комбинации должны отрабатываться в расчете на окрик или зрительный сигнал нападающего партнеру. В то же время разыгрывающий игрок нуж­дается в полной концентрации для оценки ситуации и поэтому не должен, вопреки общему требованию, прив­лекать внимание нападающего окриком.

Варианты с осуществлением коротких передач луч­ше всего осуществлять, когда разыгрывающий игрок-направляет мяч вплотную к сетке. В противном случае короткая передача весьма рискованна. Следовательно, чтобы выполнить удар с короткой передачи, нападаю­щие обязаны предвидеть по траектории полета мяча с первой передачи, намечается ли данный вариант, и продолжать его, в то время как подыгрывающий игрок по ходу возникающей ситуации решает, где завершает­ся атака.

Комбинации и варианты разрушаются тем легче, чем они сложнее и труднее. Поэтому ни в коем случае нельзя играть ради самих комбинаций. Решающим ус­ловием их применения в игре является мгновенная оценка соотношения вероятного успеха или срыва комбинации.

2.2.3.2. Защитные построения






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.