Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организация и проведение соревнований






Соревнования в школе — неотъемлемая часть учебно-тренировочного процесса, одна из форм внеклассной ра­боты, эффективное средство физического воспитания. Со­ревнования по волейболу подводят итоги учебно-трени­ровочной работы, способствуют расширению внеклассной работы, привлекая учащихся к регулярным занятиям, укрепляют здоровье детей и совершенствуютих игровую подготовку.

Обычно в школе проводятся официальные (кален­дарные) соревнования и товарищеские встречи. Кален­дарные соревнования, предусмотренные планом внеклас­сной работы, проводят по утвержденному положению, определяющему порядок этих соревнований. Соревнова­ния могут быть в виде чемпионатов или первенств, со­ревнований на кубок или приз, уравнительные или с ган­дикапом, матчевые, показательные, контрольные встречи. Проводят также классификационные, отборочные и од­нодневные соревнования (блицтурниры).

Чемпионат, или первенство, школы проводят по кру­говой системе один раз в учебном году. На них определя­ют команду-победительницу (чемпиона школы), а также места, занятые всеми участниками соревнований.

При большом количестве участвующих команд, имею­щих к тому же различную подготовленность, обычно про­водят соревнования на кубок или приз. Эти соревнова­ния проводят по системе с выбыванием, позволяющей в сравнительно короткий срок определить победителя.

Большой популярностью в школе пользуются уравни­тельные соревнования (силы команд искусственно урав-

 

ниваются). До начала игры слабая команда получает несколько очков форы, чем собственно и уравнивают я силы команд и создаются условия для напряженно», интересной спортивной борьбы. Фору для слабой команды определяет учитель.

Показательные встречи проводят в целях популяриза­ции волейбола и демонстрации спортивного мастерства. Эти соревнования желательно проводить регулярно, каж­дый раз выбирая команды, имеющие более высокий уро­вень подготовки. Особое значение показательные встречи имеют при организации работы секций, так как позволя­ют убедить школьников в пользе занятий волейболом.

Матчевые встречи проводят с участием небольшого количества команд, обычно из соседних школ. Желатель­но сделать их традиционными и предусматривать кален­дарем школьных спортивных соревнований. Чаще всего матчевые встречи проводят в дни каникул. Они носят ха­рактер контрольных соревнований перед играми на пер­венство города, района и т. д.

В начале учебного года или в праздничные дни реко­мендуется проводить однодневные соревнования (блиц­турниры). Обычно на них приглашают несколько команд примерно равной подготовленности.

Классификационные и отборочные соревнования в школе проводят редко, так как они требуют значительно­го количества команд-разрядников.

Товарищеские встречи проводят по взаимной догово­ренности волейболистов различных классов или школ. Главная их цель (так же, как и контрольных) — опреде­ление готовности команд к предстоящим официальным соревнованиям.

Положение о соревновании разрабатывает учитель совместно с бюро секции. Не менее чем за месяц до нача­ла соревнований оно должно быть утверждено директо­ром школы. В положении предусматривают следующее:

1) цели и задачи соревнований; 2) место и сроки прове­дения; 3) руководство соревнованиями; 4) участвующие команды и требования к их участникам; 5) способ прове­дения соревнований, оценка результатов и выявление по­бедителей (желательно особенно тщательно разработать раздел положения о выявлении победителя во избежа­ние всякого рода недоразумений); 6) награждение команд-победительниц и участников соревнований;

7) форма заявок и срок их подачи, место и время прове­дения жеребьевки.

Для составления календаря игр проводят жеребьев­ку, на которой должны присутствовать представители команд (капитаны или физорги классов). До начала же­ребьевки объявляют сетку или таблицу, по которой будет составлен календарь. Затем в урну опускают заготовлен­ные заранее номера (на каждую команду). После назва­ния команды из урны вынимают ее номер. Таким обра­зом таблицу игр заполняют названиями команд, затем в зависимости от способа проведения соревнований состав­ляют календарь игр.

В соревнованиях в школе чаще других применяют два способа: круговой и с выбыванием. Круговой способ со­стоит в том, что каждая команда последовательно встре­чается со всеми командами один раз (один круг) или дважды (два круга). Победителем становится команда, имеющая наибольшее количество побед. Этот способ позволяет наиболее объективно выявить победителя и все последующие места. При равенстве побед у двух команд предпочтение отдается команде, выигравшей встречу между ними. При равенстве количества побед у трех и более команд победителем становится команда, имеющая лучшую разницу выигранных и проигранных партий во встречах этих команд, а при равенстве и этих показателей — имеющая лучшую разность выигранных и проигранных очков.

Недостатком этого способа является продолжитель­ность соревнований. Так, при нечетном количестве команд для проведения соревнований по круговому способу не­обходимо столько дней, сколько участвует команд, а при четном — на единицу меньше их числа. Количество встреч по этому способу определяется с помощью следующей формулы:

где А—количество команд, а х— количество встреч. Гак, при восьми командах на соревнования потребуется 28 встреч,

т. е. семь игровых дней.

 

Для определения очередности встреч в условиях шко­лы применяют таблицу, которую всегда составляют для четного количества команд. Порядковые номера участву­ющих команд делят пополам и записывают в два верти­кальных столбца: в левом — первую половину (номера сверху вниз), в правом—вторую половину (номера снизу вверх). Календарь игр первого дня готов: рядом располо­женные номера по горизонтали составляют пары встреч. Для определения расписания следующих игровых дней верхнее левое число условно оставляется неподвижным, а остальные смещают по кругу против часовой стрелки. Каждое смещение на одно место и определит расписание игр следующего дня.

Например, при восьми командах календарь игр бу­дет таким:

 

1-й день   2-й день   3-й день  
1—8   1—7   1-6  
2—7   8-6   7-5  
3-6   2-5   8-4  
4-5   3—4   2-3  

 

и т. д, В приведенном примере неподвижным числом была еди­ница. При семи участвующих командах календарь игр бу­дет таким же, только число 8 будет заменено 0, а коман­да, составляющая с ним пару, в этот день участия в со­ревнованиях не принимает.

Способ соревнований с выбыванием применяют при большом количестве участвующих команд и ограниченном времени на их проведение. Так, если восемь команд по круговому способу играют 7 дней, то по системе с вы­быванием—3 дня. Однако в способе с выбыванием не исключен элемент случайности, когда в первый день встречаются две сильнейшие команды и одна из них после проигрыша выбывает. Это обстоятельство не поз­воляет также определить места всех играющих команд. Кроме того, большинство команд в этих соревнованиях проведут слишком мало встреч.

Для проведения этих соревнований также сначала го­товят таблицу (сетку игр), определяющую порядок встреч. Затем проводят жеребьевку, по результатам кото­рой команды вписывают в таблицу соответственно до­ставшемуся номеру. После этого составляют расписание

встреч первого игрового дня. Если количество команд ра­вно числу, кратному двум (2, 4, 8, 16, 32 и т. д.), то все команды начинают соревнования в первый игровой день. В этом случае таблица игр выглядит следующим образом (для восьми команд);

В приведенном примере первый номер играет со вторым, третий с четвертым, пятый с шестым и седьмой с восьмым. Во второй день встречаются победители этих игр, образуя пары (сверху вниз), а в третий день определится и побе­дитель соревнования.

В том случае когда количество участвующих команд не соответствует числу, кратному двум, то часть команд начинает соревнования со второго игрового дня. Эти команды определяются с помощью следующей формулы:

(А—2h)2=х, где А— количество участвующих команд;

2h — число, кратное двум, — ближайшее количеству команд, но меньше его; х— количество команд, участ­вующих в первый день соревнований. Например, при семи командах определим количество команд, начинающих встречи в первый день:

(7—4)2=6, т. е. в первый день в играх участвуют 6 команд. Одна команда включается в соревнования со второго дня игр. Таблица в этом случае будет выглядеть следующим образом:

 

При составлении таблицы команды, играющие в пер­вый день, выбираются среди имеющих средние номера. Остальные команды начинают игры со второго дня. При четном количестве команд сверху и снизу в первый день не играет равное количество команд, при нечетном — внизу на одну команду больше. В качестве примера при­водим таблицы для девяти и десяти команд.

Указанные способы проведения соревнований могут иметь разновидности. Так, круговой способ можно прово­дить с предварительной разбивкой участвующих команд на подгруппы. В каждой из подгрупп соревнования прово­дят также по круговому способу, а победители встреча-

ются между собой. Этим достигается значительное сокра­щение сроков соревнования.

Соревнования проводят и по смешанной системе, ко­гда первый этап проводят с выбыванием, а затем остав­шиеся команды играют по круговой системе, и наоборот.

При проведении соревнований в школе учитель в своих действиях должен руководствоваться письмом Министер­ства просвещения СССР и Комитета по физической куль­туре и спорту при Совете Министров СССР «О порядке организации спортивных соревнований среди школьни­ков» (1971).

Открытие соревнований проводится в торжественной обстановке, как спортивный праздник, который надолго останется в памяти ребят. Право подъема флага предо­ставляют капитанам команд-победительниц прошлогод­них подобных соревнований. После подъема флага и при­ветствия директора школы, объявляющего соревнования открытыми, участники уходят, а на площадку вызывают команды для первой встречи. Для первой игры жела­тельно выбирать команды, которые могут показать наибо­лее интересный волейбол. Последующие же игры про­водят строго по расписанию.

После каждого игрового дня ход соревнований осве­щают на специальном, красочно оформленном стенде в виде таблицы игр. Рекомендуется объявлять результаты игр и по школьному радио.

По окончании соревнований подводят их итоги. Луч­ше это сделать на параде закрытия, где объявляют ре­зультаты соревнований, места всех команд, награждают победителей и призеров. После награждения капитанам команд-победительниц предоставляют право опустить флаг и соревнования объявляют закрытыми. Все участ­вующие команды вслед за победителями совершают круг почета и покидают площадку,

На основании игровых документов совет физкультуры школы имеет право оформлять материалы на присвоение участникам соревнований спортивных разрядов.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.