Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Примерные упражнения. 1. Упражнение в парах (игроки по обе стороны сетки)






1. Упражнение в парах (игроки по обе стороны сетки). Один иг­рок на месте выполняет имитацию нападающего удара, другой из стойки (руки на уровне головы), выпрямляя ноги, выносит руки, ими­тируя блок.

2. Упражнение в парах с метанием мячей в сетку и имитацией закрывания нападающего удара (на месте).

3. Упражнение с метанием мячей через сетку в прыжке и имита­цией закрывания нападающего удара.

4. Нападающий удар со своего подбрасывания и блокирование без прыжка (с возвышения — скамейка, стол, гимнастические маты и т. д.). Нападающий удар выполняют вначале в заранее обусловлен­ном направлении, чтобы блокирующий мог почувствовать удар по рукам (чувство блока).

5. То же, но нападающий удар выполняют в различных направле­ниях, с переводом, и блокирующий сам определяет наиболее вероят­ное направление перехода мяча через сетку, закрывая его руками.

6. Блокирование в прыжке с места и после перемещения напада­ющего удара с собственного подбрасывания.

7. Блокирование нападающих ударов после передачи, вначале встречной, затем вдоль сетки. Блокирование нападающих ударов после встречной передачи чаще выполняют с места, а ударов после передачи вдоль сетки — в движении. Блокирующий сначала выпол­няет встречную передачу для удара, затем выходит к сетке и блоки­рует нападающий удар партнера.

В дальнейшем совершенствование техники блокирова­ния следует сочетать с нападающими ударами и с защит­ными действиями на задней линии в различных упражне­ниях.

Групповое блокирование с места не представляет особой сложности для занимающихся, овладевших оди­ночным блокированием, требуется только некоторая со­гласованность их действий. Большую сложность представ­ляет групповое блокирование после перемещений, успех которого в основном зависит от согласованности дейст­вий партнеров, правильной техники перемещения и хоро­шей физической подготовки. Здесь полезно выполнять прыжки после перемещения двойным шагом в парах, се­рии таких прыжков у сетки, прыжки после перемещения партнеров навстречу друг другу, а также сочетания этих прыжков с нападающими ударами. Технику одиночного и группового блокирования совершенствуют в учебных играх и соревнованиях.

В работе с юными волейболистами рекомендуется возможно чаще применять подвижные игры. Они могут быть использованы при отборе школьников в секцию, для воспитания двигательных качеств, совершенствования технической, тактической подготовки и морально-воле­вых качеств. В игре дети ведут себя непринужденно и способности их раскрываются естественно и полно. Учи­тывая это, при отборе в секцию подбирают несколько игр с различным двигательным содержанием. Например, в одной из игр проверяется общая двигательная способ­ность (салки на ограниченной площадке с одним или двумя водящими), во второй—точность движений в ограниченное время («Перекатывание набивного мяча» и другие игры с метаниями в цель), в третьей—способ­ность распределять внимание («Борьба за флажки», «Пе­рестрелка»), в четвертой—координационные способнос­ти («Удочка», эстафеты с преодолением препятствий), в пятой—смелость («Защита укрепления», «Защищай то­варища») и т. д.

 

В ходе неоднократного проведения подобных игр дей­ствия каждого школьника можно оценивать по очкам, то­гда в итоге занятий можно получить сравнительно досто­верную картину о способностях детей. Необходимо так­же учитывать результаты наблюдений за поведением школьников во время игр, требующих проявления быст­роты и ловкости, так как эти двигательные качества труд­нее поддаются воспитанию. Такие игры можно проводить и в процессе занятий волейболом.

Наиболее широко игры применяют для воспитания двигательных качеств, характерных и нужных для волей­бола (быстроты, ловкости, силы; гибкости и отчасти выно­сливости). Подвижные игры в данном случае рассматри­вают как упражнения общего физического воздействия, избирательно направленные, но с преимущественным вли­янием на развитие одного из двигательных качеств.

Воспитанию быстроты, например, способствуют такие простейшие игры и эстафеты, как «Вызов номеров», «День и ночь», «Наступление», «Салки», «Вызов», «Падаю­щая палка», «Разведчик и часовой», «Рывок за мячом», в которых сочетаются основные показатели быстроты: ре­акция на сигнал и быстрота мышечных сокращений, ко­личество движений, выполняемых в единицу времени, и скорость передвижения тела в пространстве. Этой же це­ли будут способствовать игры с активным противоборст­вом команд, когда движения выполняют в предельном темпе, и игры с движениями скоростно-силового харак­тера («Охотники и утки», «Скакуны и бегуны», «Борьба за мяч», «Мяч ловцу»).

Для воспитания силы применяют игры, в которых зани­мающиеся преодолевают собственный вес или вес парт­нера, отягощение или сопротивление противника: «Пере­тягивание в парах», «Подвижный ринг», «Тяни в круг», «Выталкивание из круга», эстафеты с переноской пред­метов и партнеров, «Кто сильнее».

Развитие ловкости лучше протекает в том случае, если естественные движения и их сочетания выполняются в по­стоянно изменяющихся условиях. Большинство игр свя­зано с проявлением ловкости, однако на занятиях с волей­болистами надо отдавать предпочтение подвижным играм с мячом, в которых по условиям игры надо бросать и ло­вить мяч, увертываться от мяча и отбивать его, сочетая эти движения с действиями партнеров. К таким играм

можно отнести: «Охотники и утки», «Защита крепости», «Бег командами», «Белые медведи», «Невод», «Круговая лапта», «Город за городом», «Русская лапта», «Эстафе­ты с мячом».

При проведении подобных подвижных игр развивают­ся также гибкость и выносливость.

При обучении технике волейбола подвижные игры при­меняют как вспомогательное средство, в котором игровые приемы закрепляются и совершенствуются в условиях, максимально приближенных к игровым. Для совершенст­вования технической подготовки подвижные игры следует подбирать с учетом положительного переноса навыка, что­бы их двигательное содержание по структуре было сходно с движениями волейболиста. Подвижные игры на ранней стадии обучения волейболу позволяют создать двигатель­ную основу, базу, для успешного совершенствования ко­ординации движений, от которой во многом зависит успех в обучении. По мере автоматизации спортивных навыков их следует закреплять и совершенствовать в изменяющей­ся игровой обстановке, где они становятся не только ста­бильными, но и вариативными. Юный волейболист учится применять в игре различные варианты движений.

Подвижные игры также с успехом могут быть использованы для совершенствования тактической н морально-волевой подготовки волейболистов.

 

 

ТАКТИКА ИГРЫ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

По мере овладения техническими приемами занимаю­щиеся изучают тактику игры. Как и в любом другом командном виде спорта, в волейболе различают индивидуальные, групповые и командные тактические действия. В этой же последовательности их и изучают.

В процессе изучения индивидуальных тактических дей­ствий занимающиеся приучаются мыслить в игре, избирая наилучший путь для решения стоящей перед ними задачи. Наиболее отчетливо индивидуальная тактика выражена в подачах. Здесь игрок независимо от действий партнеров избирает наилучший путь для затруднения приема мяча противником.

Рассмотрим основные тактические действия игрока, выполняющего подачу.

/. Подача на «слабых». Зная различную подготовку иг­роков команды противника, игрок выполняет подачу так, чтобы принимающим был игрок, слабее других владею­щий приемом мяча.

2. Затруднение или срыв готовящейся противником комбинации. Видя расстановку игроков противника, игрок старается предугадать возможный, наиболее вероятный дальнейший ход его действий и подает мяч с таким расче­том, чтобы помешать противнику осуществить свой так­тический замысел.

Если, например, игроки противника расположены с ра­счетом на первую передачу игроку зоны 3 с последующей передачей для нападающего удара игроку зоны 4, то мяч подают в направлении между зонами 1 и 2, с тем чтобы игрок зоны 3 был вынужден передать мяч для нападаю­щего удара, стоя спиной к игроку зоны 4 (рис. 28).


 

Рис. 28 Рис. 29


Рис. 30 Рис. 31

 

При таком же расположении игроков противника, но, предвидя передачу для нападающего удара игроку зо­ны 2, мяч лучше подать в направлении между зонами 4 и 5 (рис. 29).

Когда у сетки стоит игрок противника, хорошо владею­щий нападающим ударом с первой подачи, то подавят, млч следует с таким расчетом, чтобы передача шла сосю-роны его спины; игрок в зоне 4 — подача на игрока в зо­ну 5 (рис. 30); игрок в зоне 2—подача на игрока в зону 1 (рис. 31); игрок в зоне 3 владеет нападающим ударом только правой рукой—подача на игрока в зону 5 (ри< -. 32); игрок в зоне 3 владеет ударом левой рукой—пода­ча на игрока в зону 1 (рис. 33).

Если игроки команды противника неуверенно выпол­няют смену мест, в результате чего на его площадке обра­зуются незащищенные места, то подавать нужно именно в эту часть площадки (рис. 34).

В случае, если игрок при подготовке к нападающему удару отходит от сетки слишком далеко, то подавать нуж­но в его зону как можно ближе к сетке (рис. 35). В случае когда игрок задней линии заранее вышел для выполнения второй передачи, то подачу производят на то место, кото­рое он оставил.

3. Применение разнообразных подач. Противник, учи­тывая характер подачи, соответственно располагает на площадке своих игроков. Подающий, чередуя подачи с различной скоростью и длиной траектории полета мяча, затрудняет действия противника.

 

Рис. 32 Рис. 33

Групповая тактика предусматривает участие в игровом эпизоде двух и более волейболистов, т. е. группы игроков. Сюда прежде всего относится тактика передач для напа­дающего удара или обмана.

Главной задачей при выполнении передач является создание наиболее благоприятных условий для выполне­ния завершающего удара. Слабо подготовленному игроку для удара требуются хорошие условия: вертикальная пе­редача, достаточная высота мяча и на определенном ме­сте, возможность разбега для прыжка.

Более сложным является выведение игрока для выпол­нения удара в такое место, в котором противник сможет оказать наименьшее противодействие. С этой целью пере­дачу производит игрок, который для выполнения этой функции старается занять ключевую позицию, позволяю­щую разнообразить передачи. Применяют следующие пе­редачи; простые, со сменой мест; для удара с первой пе­редачи; а также передачи в прыжке с отвлекающими действиями.

Примерные простые передачи

1. Первая передача в зону 3 с последующей передачей для напа­дающего удара игроку зоны 4 (рис. 36),

2. То же, по с передачей для нападающего удара игроку зоны

2 (рис. 37).

3. Первая передача игроку зоны 2 с последующей передачей для нападающего удара игроку зоны 3 (рис. 38).

4. То же, но с передачей для нападающего удара игроку зоны 4 (рис. 39).

Примерные передачи со сменой мест

1. Передача игроку зоны 4, переместившемуся в зону 3 (рис. 40), вторая передача—игроку зоны 3, переместившемуся в зону 4. По­следний выполняет нападающий удар из положения, обычного для иг­рока зоны 4.

2. То же, при смене между игроками зон 2 и 3.

3. При смене игроков передней и задней линии игрок задней ли­нии выходит вперед заранее. В момент подачи игрок передней линии отступает назад. Таким образом, игрок задней линии оказывается впе­реди. Такой вариант смены мест требует от остальных игроков, не участвующих в смене, особого внимания, техничного приема мяча после подачи, так как для этого их остается практически четверо.

При выполнении нападающего удара целесообразна смена мест только между игроками соседних зон. При всех сменах мест игрок, передвигающийся к мячу для пе-

редачи или нападающего удара, должен иметь свобод­ную зону для прохода, так как ему необходимо наблю­дать за мячом и действиями противника.

В командных тактических действиях принимают уча­стие все игроки команды. В нападении это или выход (предположение) для выпол­нения нападающего удара, или страховка игрока; выпол­няющего удар, или последо­вательные действия в том и другом плане. Чем больше иг­роков участвует в нападении, тем труднее противнику заранее организовать защиту. Чем активнее действуют игроки при страховке, тем большая вероятность в про­должении борьбы в случае неудачных действий бью­щего. В наибольшей степени командная тактика прояв­ляется в защитных действиях, где без согласованных действий всех игроков команды трудно рассчитывать на успех.

Рис. 40

Первым действием, которым команда начинает защи­щаться от нападающего удара противника, является бло­кирование. Блокирование может быть одиночным или групповым (двойным, тройным). Одиночный блок в так­тическом отношении представляет собой наибольшую трудность. Расположение нападающего игрока по отно­шению к мячу и сетке дает возможность определить наиболее вероятное направление полета мяча после уда­ра (рис. 41).

Если блок выполняет один игрок, а противник нападает с двух номеров, то блокирующий занимает среднее поло­жение между ними. При выполнении одиночных блоков двумя игроками каждый из них располагается в середине своей половины сетки, а при трех блокирующих — против своей зоны. Кроме такого зонального распределения мест игроков, ставящих блок, применяют распределение в зави­симости от нападающих игроков, для чего блокирующие распределяются в соответствии с положением игроков, производящих нападающие удары. В этих случаях появ­ляется необходимость в смене мест между блокирующи-

Рис. 41 Рис. 42

Рис. 43

ми, при осуществлении кото­рой игрок, идущий на блок» пользуется правом прохода около сетки, с тем чтобы быть в лучшем положении для наблюдения и постанов­ки блока.

При постановке двойного блока игроки тем больше выносят руки на блок в сторону боковой линии (своей стороны), чем дальше находятся от нее, так как в этом направлении возможность попадания мяча на площадку наибольшая (рис. 42). В случаях, когда есть необходи­мость постановки блока двумя игроками на нападающий удар с очень далекой передачи, блокирующие закрывают возможно большее пространство над сеткой в месте ве­роятного полета мяча. Боковые линии следует открывать, позволяя мячу свободно приземлиться после нападающе­го удара за пределами площадки (рис. 43). Против игрока команды противника, неуверенно выполняющего на­падающий удар, применять двойной блок не рекомендуется. В этом случае двойной блок будет только облегчать действия нападающего, так как мячи, направлен­ные им за пределы пло­щадки, будут касаться блока.

Тройной блок ставят в исключительных случаях, когда игрок, выполняю­щий удар, не наблюдает за блоком и не применяет обман. Однако при хоро­шей подвижности игроков защищающейся команды тройной блок может стать грозным оружием, особен-

 

 

 

но в острых игровых ситуациях. Сочетание подвижности и умения предугадать действия нападающего игрока про­тивника позволяет опытным волейболистам успешно за­щищаться и втроем.

В играх команд, имеющих высокий уровень подготов­ки, особую роль в блоке отводят центральному блокирую­щему, который должен иметь большой опыт, чтобы во­время определить игровую обстановку и своевременно действовать, иметь хорошую физическую подготовку, осо­бенно выносливость в прыжках, чтобы ставить блок при любой угрозе в нападении со стороны противника, успе­вая выполнять прыжки два и три раза подряд, владеть правильной постановкой как одиночного, так и группово­го блока с использованием любого способа прыжка. Пе­ремещаясь между крайними блокирующими, централь­ный блокирующий прилагает усилия к тому, чтобы встре­тить нападающий удар противника двойным блоком. Од­нако в тех случаях, когда нападение ведется с трех номе­ров и игрок зоны 3 выполняет нападающий удар с корот­кой передачи, центральному блокирующему не следует надеяться на помощь соседей. Он встречает этот удар одиночным блоком.

Тактика защитных действий игроков на задней линии строится не только в зависимости от положения мяча и качеств игрока, производящего нападающий удар, но прежде всего с учетом положения рук блокирующего.

 

Рис. 44 Рис. 45

 

Как показано на рисунке 44, блоком закрыт игрок, на­ходящийся в зоне 1, который и занимает место у лицевой линии. Игрок зоны 5 выходит для приема мяча. Штрихом показан район деятельности (зона ответственности) игро­ка зоны 1. Сюда может отскочить от блока мяч, отсюда игрок защитной линии передаст его. Величина площади (зоны ответственное и) за пределами поля зависит от вы­соты полета мяча и подвижности игрока.

Если блок поставлен в зоне 4 (рис. 45), то зоны ответ­ственности каждого игрока (показаны пунктиром) увели­чиваются по мере удаления от места удара, так как игро­ки в этих зонах имеют больше времени для перемещения по площадке до момента падения мяча после отскока от блока.

При правильном двойном блоке возможность свобод­ного перехода мяча через сетку после нападающего удара с близкой к сетке передачи (кроме удара выше блока) ис­ключена, а поэтому основная защитная деятельность иг­роков сводится к передаче мяча от блока.

На рисунках 46 и 47 показаны две наиболее распрост­раненные схемы расположения игроков при двойном бло­ке. Блок ставят игроки зон 2 и 3 (рис. 46). Игрок зоны 6 выполняет только функцию страхующего, передавая ос­новные действия в защите игрокам зон 4, 5 и 1. Такую рас­становку называют углом вперед. Игрок зоны 6 (рис. 47) занимает место, наиболее удобное для передачи мяча от

  Рис. 47

Рис. 46  

нападающего удара выше блока, между руками блокиру­ющих и после отскока мяча от блока. С этой целью он от­тягивается к лицевой линии. Такая расстановка игроков получила название углом назад. Эту расстановку можно рекомендовать только тем командам, в которых игроки зон 4 и 1 обладают высокой подвижностью и могут одно­временно выполнять защитные и страхующие действия.

Игрок задней линии, заметив ошибку, допущенную блокирующим (неправильную постановку блока с прост­ранством между руками, достаточным для прохода мяча между ними, или оставленные незакрытыми направления полета мяча на площадку), поступает так же, как и во всех других случаях, когда ему виден мяч в момент про­ведения нападающего удара, т. е. выходит на мяч. Осо­бенно эффективны действия игроков на задней линии в случаях, когда ими заранее хорошо изучен игрок, выпол­няющий нападающий удар. Зная, из какого положения, в каком направлении вероятнее всего полетит после удара мяч, защищающийся имеет преимущество при выборе ме­ста для его передачи.

Рассмотрим действия игроков при страховке. Надоб­ность в страховке может появиться во многих случаях:

при плохой подвижности отдельных игроков, несовершен­ном владении ими передачей и т. д. Их подстраховывают товарищи по команде. Постоянная же необходимость в страховке возникает при нападающем ударе и блоке. На­ходясь в прыжке, ни нападающий, выполняющий удар, ни блокирующий игрок не могут передвинуться, реагируя на действия противника.

При выполнении нападающего удара страховку осу­ществляют все остальные игроки, смещаясь для этого впе­ред, в зону наиболее вероятного направления отскока мя­ча от блока. При блокировании же страховка может осу­ществляться несколькими способами. Первый способ— со специально страхующим игроком, который выходит в зону 6, а отсюда к игрокам, выполняющим блокирование. Этот выход нужно выполнять как можно раньше, с тем чтобы не мешать защитным действиям игроков в зонах

1 и 5. Второй способ— страховка всеми игроками задней линии в зависимости от зоны, в которую направлен мяч после нападающего удара противника. Так, блокирую­щих в зоне 4 страхует игрок зоны 5, блокирующих в зоне

2 страхует игрок зоны 1. В связи с тем, что при этом спо-

 

собе игрок зоны 6 оттягивается назад (к лицевой линии) для передач мяча, летящего от блока или выше блока, его функции может выполнить игрок передней линии, не участвующий в блоке. Например, если блок ставят игро­ки зон 2 и 3, то середину площадки прикрывает игрок зоны 4, не забывая, однако, и свою зону.

Второй способ значительно усиливает защитные воз-можности команды, так как в защитных действиях при­нимают участие три игрока, а не два. Однако смещение игрока передней линии, не участвующего в блоке, к цент­ру затрудняет его действия при доигровках, когда дейст­вия в нападении начинаются после успешной игры команды в защите.

Более эффективной формой страховки является сво­бодная страховка постоянным игроком. Этот способ воз­можен лишь при наличии опытных игроков, которые мо­гут успешно определять наиболее вероятное дальнейшее развитие событий на площадке. Игрок, осуществляющий страховку, находясь на задней линии, остается там или переходит в зону 6 и по своему усмотрению избирает спо­соб действий: выходит вперед для страховки или остает­ся у лицевой линии, смещаясь в случае необходимости в стороны для прикрытия зоны 1 или 5, оставленной игро­ками при страховке блокирующих. В этом способе наибо­лее уязвимым становится центр площадки, так как игро­ки не знают, кому его прикрывать. Прикрытие центра площадки осуществляется или свободно страхующим иг­роком (при его выходе вперед) или поручается другому игроку в зависимости от направления полета мяча. Так, если при обмане в центр площадки мяч направляется из зоны 4, то для прикрытия центра выходит игрок из зоны 5, т. е. игрок идет навстречу мячу, а не вдогонку за ним.

При свободном страхующем, если он оказался на пе­редней линии, в его обязанности входит и передача для нападающего удара. Вот почему обязанности страхую­щего лучше поручать игрокам, выполняющим в команде функции пасующих. Такой страхующий должен всегда ви­деть и знать, где, в каком направлении от него в данный момент находятся игроки передней линии, имеющие воз­можность выполнить нападающий удар, а также видеть, как расположены игроки команды противника, готовящи­еся к постановке блока.

Наиболее совершенной формой является страховка в сочетании с самостраховкой. Самостраховка —это дейст­вие игрока после выполнения игрового приема в воздухе (нападающий удар, блокирование), направленное на то, чтобы после приземления поднять мяч, оказавшийся в зо­не его действия (рис. 48). Сложность самостраховки сос­тоит в переходе от одного игрового приема к другому, на­пример от блокирования или нападающего удара к ниж­ней или даже верхней передаче. Ключевыми моментами этого перехода являются правильное приземление и свое­временность прыжка.

Для самостраховки игрок еще в воздухе после выпол­нения блокирования или нападающего удара старается не потерять мяч из поля зрения, но ни в коем случае не трогает его, даже если мяч находится в непосредственной близости от него. Только после приземления игрок полу­чает право выбора действий в перемещениях и передачах. Тактический успех страховки, как и других защитных дей­ствий, в первую очередь зависит от предвидения дейст­вий игроков команды противника.

Как указывалось выше, обучение тактике осуществля­ется в такой последовательности: вначале изучается так­тика индивидуальных действий, затем групповых и командных.

В индивидуальных действиях в процессе обучения у занимающихся необходимо воспитать следующие умения и навыки:

1. Умение ориентироваться в игровой обстановке, вни­мательно наблюдать и запоминать игровые ситуации. Эти способности воспитываются в период изучения техники путем применения упражнений в перемещениях в сочета­нии с другими действиями.

2. Умение применять отдельные технические приемы, правильно выбирать способ их выполнения, наиболее це­лесообразный в данных условиях игры. Этой цели служат специальные упражнения при изучении каждого приема в сочетании с решением тактических задач.

3. Навыки взаимодействия с партнерами. Особое зна­чение приобретают навыки ведения игры: ритм игры, взаимозамены, перевод нападения и защиты на наиболее эффективно играющего игрока и т. п.

Изучение тактики отдельных приемов ведется парал-

 

 

Рис. 48

лельно с изучением техники. Полезно сочетать, например, тактику подачи одновременно с техникой передачи и т. п.

Первой тактической задачей, которую предстоит осво­ить занимающимся, является тактика подачи. Заниматься ее изучением нужно после овладения не только техни­кой самой подачи, но и передач. В парных упражнениях игрок, принимающий подачу, вначале располагается в зо-

не 6, затем последовательно в зоне 1, 2, 5, 4 и, наконец, в зоне 3. Подающий направляет подачу так, чтобы для приема ее требовался минимум перемещений. В после­дующих упражнениях принимающий подачу занимает место самостоятельно, не придерживаясь какой-либо по­следовательности, а перед подающим ставят задачу— затруднить прием подачи. С этой целью принимающему дают задание—выполнить передачи в двух зонах: 4 и 5, 3 и 6, 2 и 1, а подающий находит наиболее эффективную для затруднения приема подачу.

На этапе совершенствования в это упражнение мож­но вводить элементы соревнования, например из 10 подач партнер должен набрать максимальное количество очков за успешно выполненную попытку (когда подача не при­нята партнером или принята неудачно).

По такому же принципу—от облегчения действий партнера к максимальному их затруднению—изучают тактику всех индивидуальных действий волейболиста:

при нападающем ударе, блокировании и страховке Ис­ключение составляют передачи. Здесь всегда индивиду­альные усилия игроков направляются на создание наи­лучших условий для дальнейших действий партнера.

Групповые действия. В основе изучения тактики груп­повых действий лежит изучение комбинаций. Однако в овладении комбинациями главный смысл заключается в умении комбинировать, а не в выполнении самих комби­наций. Изучение тактических комбинаций нужно исполь­зовать для развития тактического мышления занимаю­щихся. Они учатся не только своевременно и правильно действовать с мячом, но и взаимодействовать с партне­рами.

Вначале изучают наиболее распространенные взаимо­действия двух-трех игроков, затем комбинации с привле­чением максимального количества игроков. Комбинации в нападении и защите изучают параллельно. Необходи­мо иметь в виду, что изученные комбинации не всегда приводят к успеху, так как в процессе игры они доволь­но редко встречаются в «чистом виде». Поэтому необхо­димо учиться искусству комбинировать, создавать игро­вые комбинации в соответствии с конкретным ходом игры.

Командные действия. Изучение командных действий начинают уже с момента комплектования команды и оп-

 

ределения основных функций играющих. Избрав такти­ческий рисунок игры в соответствии с возможностями обучаемых, принимают систему расстановки их и опреде­ляют задачи каждого игрока в нападении и защите. За­тем начинают основные взаимодействия игроков и комби­нации розыгрыша мяча, тактические варианты в случае вынужденного изменения замысла игры. Вначале игроку подсказывают один-два варианта решения, а затем, сооб­разуясь с игровой обстановкой, он принимает тактиче­ские решения самостоятельно.

Основным методом овладения командными такти­ческими действиями являются игры: учебные, контроль­ные, товарищеские и официальные. В учебных играх пе­ред занимающимися ставят конкретную тактическую за­дачу. Игру останавливают каждый раз, когда необходимо внести соответствующие поправки в решение этой задачи. Контрольные игры обычно проводят с целью определения степени подготовленности игроков, владения ими такти­ческими приемами, совместимости партнеров. В товари­щеских встречах совершенствуют разученные ранее ком­бинации.

При обучении тактике не следует спешить со специа­лизацией игроков. Только после того как довольно опре­деленно проявятся наклонности игроков к выполнению тех или иных функций в команде, можно совершенство­вать эти наклонности. Здесь дело не только в том, что прежде, чем специализироваться, надо научиться выпол­нять все игровые приемы и в защите и в нападении. Зна­чительно важнее не сделать ошибки, приступив к совер­шенствованию тактических функций игрока, еще не рас­крывшего способности.

Сошлемся на такой пример. Для более полного ис­пользования индивидуальных качеств игроков в коман­дах условно выделяют основных нападающих, вспомога­тельных нападающих и игроков, выполняющих вторые передачи, которых обычно именуют связующими или раз­водящими. Это разделение чаще всего базируется на внешних данных игроков и на результатах, показанных ими в учебных играх. Так, на месте пасующего может оказаться наиболее прыткий, самолюбивый игрок, претен­дующий на первую роль в решении всех игровых проблем, но не желающий отвечать за последствия этих решений. Если успешно действовал нападающий, то главный соз-

датель успеха пасующий, если неуспешно, то вина одно­го нападающего. Вообще тенденция возводить в ранг ли­дера пасующего игрока сомнительна. Беря на себя ини­циативу, пасующий ставит нападающих в положение ожидания и этим уравнивает их шансы с блокирующими. В то же время, если инициатива исходит от нападающе­го, а пасующий, играя второстепенную роль, действует в соответствии с этой инициативой, нападающий опережа­ет в своих действиях блокирующего.

В случае неуверенных действий нападающего эта неуверенность замыкается на нем одном, в случае же не­уверенных действий пасующего из строя может быть вы­ведена вся команда. Вот почему и не следует на функции игрока-лидера в команде ориентировать пасующего.

В практике существует мнение, что на роль пасующих следует выдвигать защитников. Эти защитники заведомо лишаются своих преимуществ в развитии и совершенст­вовании хорошей реакции, так как пас требует в первую очередь расчетливых, спокойных и неторопливых дейст­вий. Вообще же предпочтительнее на роль пасующих вы­двигать опытного нападающего, тяготеющего по той или иной причине к функциям разыгрывающего игрока.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.