Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нападающие удары






Трудно найти физическое упражнение, подобное напа­дающему удару в волейболе, которое так органично вклю­чало бы в себя бег, прыжки и метания. При кажущейся простоте всего комплекса движений волейболиста, идуще­го в атаку, координация его движений весьма сложна, хо­тя в силу естественности движений, привычных человеку, волейболист этого не замечает. В правильной координа­ции движений таится значительный резерв повышения мастерства нападающего.

Упомянутый в разделе «Исходные положения» скачок используется и как напрыгивание для прыжка, которое в свою очередь имеет важное значение для последующих действий спортсмена. И главное здесь—взаимодействие рук и ног.

Как уже упоминалось, еще бытует мнение, что при на-прыгивании вперед следует выносить так называемую толчковую ногу. Это неверно. Толчковая нога—это выра­жение чисто условное. Оно идет от привычки считать сильнейшей ту ногу, которой привычно отталкиваться. На самом деле возможности обеих ног одинаковы. Это, кста­ти, подтверждается тем, что квалифицированные легко­атлеты-многоборцы, прыгая в высоту, отталкиваются од­ной ногой, а в длину—другой.

Игроки, у которых более ловкая рука правая, чаще от­талкиваются левой ногой. Поэтому в напрыгивании перед прыжком они вперед посылают правую ногу, что как раз и будет наиболее целесообразным для удара правой ру­кой. Энергичный замах рукой и отведение плеча поворачи­вает несколько вправо туловище игрока, при этом правая нога касается площадки раньше левой (рис. 20).

Эта последовательность нужна не только для правиль­ной координации — взаимодействия рук и ног. Более энер­гичный (при отталкивании) рывок вверх правой рукой раньше потянет за собой всю правую сторону тела игро­ка. Поэтому правая нога тогда получит равную по вре-

Рис. 20

мени с левой ногой нагрузку, когда при постановке, опе­режая ее, посылается вперед. Пренебрежение равномер­ным распределением нагрузки на ноги может быть причиной их травм.

Есть волейболисты, выполняющие напрыгивание, по­сылая вперед левую ногу (при ударе правой рукой). Стре­мясь равномерно распределить нагрузку на обе ноги, они подпрыгивают и за счет этого успевают опередить пра­вой ногой левую. Внешне это оставляет впечатление «путающихся ног». Эти движения особенно опасны, если у игрока при выходе на удар нет твердых навыков и уве­ренности. Такой волейболист не сможет стабильно и успешно выполнять нападающие удары.

В последнем шаге (напрыгивании) надо соблюдать ра­зумную меру в высоте напрыгивания, помня, что оно яв­ляется лишь средством для увеличения прыжка, а не са­моцелью. В фазе полета (напрыгивания) руки отводят назад. Этому способствует опережающий рывок тулови­щем вперед.

К моменту постановки ног руки, естественно, круговым движением «тянут» тело вверх. Иногда рекомендуют ста­вить ноги перед толчком на пятки. Это неверно. Ноги ста­вят так: правая вначале на внешний свод стопы, а левая на всю стопу. Обе ноги как бы упираются в пол, а для это­го необходима наибольшая площадь опоры. Чем больше скорость разбега, тем нужен больший вынос ног вперед,

большее опережение постановки правой ноги и общий по­ворот вправо. Погасив инерцию напрыгивания и разбега, игрок энергично отталкивается ногами.

Из всего сказанного следует сделать вывод, что глаз­ным ключевым компонентом выхода на удар является по­следний шаг, т. е. напрыгивание. Количество же шагов в зависимости от игровой обстановки может быть любым. Чаще, однако, применяется трехшажный разбег. Очень важно определить начало разбега, своевременность кото­рого позволяет выйти на мяч в нужный момент. Всякая остановка в разбеге—грубая ошибка, снижающая ка­чество прыжка и уменьшающая возможность встречи с мячом в удобном положении.

Некоторые игроки, прежде чем сделать первый шаг, наблюдая за пасующим, переминаются на месте—это не ошибка. Главное—не пойти вперед преждевременно и на опоздать с разбегом. Время начала разбега и его направ­ление определяют по восходящей траектории передачи мяча для нападающего удара. Для выработки умения определять это время необходимы многократные упраж­нения. Надо стараться определять время и место встречи с мячом тогда, когда он только оторвался от рук пасу­ющего.

Таким образом первым шагом при трехшажном разбеге определяется начало разбега, второй служит для кор­ректировки направления движения, а последний шаг — напрыгивание—необходим для преодоления оставшейся до толчка дистанции. В зависимости от удаления игрока от мяча последний шаг может быть совсем небольшим или достигать 2—3 м и более.

Помня о том, что в волейболе каждое последующее движение должно получать наилучшие предпосылки от предыдущего, локти рук с началом движения вверх долж­ны опережать кисти. Небьющую руку останавливают на уровне чуть выше плеча несколько согнутой. Если ее оставить внизу, то она будет затруднять выполнение удара. Локоть бьющей руки обгоняет кисть до исходного положения для удара. В момент самого удара локоть снова обгоняет кисть, за счет чего достигается хлыстообразное движение бьющей руки.

Прямой нападающий удар. Рассмотрим исходное по­ложение бьющей руки. В практике довольно широко рас­пространено мнение, что кисть бьющей руки нужно зано-

сить назад за голову. Это ошибочное мнение. При таком положении руки волейболисты, даже очень одаренные, редко добиваются высоких результатов, но довольно ча­сто травмируют плечевой сустав.

В каком же положении должна быть кисть перед ударом? Можно ли кисть расположить, например, над голо­вой (такие рекомендации тоже существуют)? Нет, нельзя. В этом случае кисть окажется в центре вращения тела вокруг вертикальной оси и скорость ее движения будет равна нулю. Наибольшее ускорение можно получить, вы­нося кисть в сторону, но тогда удару помешает сетка. То­лько один наклон туловища тоже не будет давать желае­мого эффекта.

Поэтому следует выбрать среднее положение: кисть над плечом. Тогда кисть будет перемещаться и от враще­ния по вертикальной оси и от наклона туловища вперед. В сумме эти два движения и дадут наибольшее ускорение. Локоть отведен в сторону, но ни в коем случае не опуска­ется ниже плеча. Плечевой сустав почти закреплен, и руку в момент удара будут удерживать не только связки, но и все мышцы плечевого сустава. Именно это предохраняет плечевой сустав от тяжелых травм. Особенно это важно

для юных волейболистов, у которых связочный аппарат еще не окреп.

В положении замаха туловище несколько отклоняют назад (сильный прогиб допустим только в том случае, ес­ли мяч оказался за головой), ноги свободно опущены, ко­лени несколько согнуты, нога, одноименная бьющей руке, чуть выше над площадкой, чем другая (из-за приподня­тости плеча).

В исходном положении для удара кисть может быть напряжена или расслаблена, что зависит от той задачи, которую решает игрок своим ударом. Прежде всего надо найти свободное, естественное положение пальцев. Чем сильней нужно пробить по мячу, тем расслабленней дол­жна быть кисть. По мере же увеличения точности удара увеличивается и степень напряжения кисти.

Рассмотрим сказанное на примерах. После передачи для нападающего удара мяч оказался далеко от сетки. Сильно пробить такой мяч неудобно, нецелесообразно. Лучше произвести не очень сильный, но точный удар. Для этого игрок активнее отводит плечо бьющей руки назад, а удар выполняет в основном за счет вращения туловища

вокруг вертикальной оси, стараясь придать движению кисти прямолинейное направление. Кисть напряжена, от­ведена пальцами вверх и при ударе как бы давит на мяч.

Движение туловища при этом примерно такое же, как у толкателя ядра. Такой удар чаще всего применяют для того, чтобы мяч от блока ушел в аут, а также при необхо­димости «закручивания» (или «срезки») мяча.

Другой пример. Мяч находится в удобном для удара положении. В этом случае движения волейболиста будут похожи на финальную фазу действий метателя копья, за­вершающего бросок так называемым хлыстом. Здесь во­лейболист активно сгибает туловище вокруг горизонталь­ной оси. В момент удара игрок как бы «повисает» на мяче. Причем повисать должна не только рука, а все тело: в удар вкладывается масса всего тела. Для этого кисть на­крывает мяч, заканчивая хлыстообразное движение.

Во всех видах метания, как известно, особое значение имеет концовка. Это в полной мере относится и к на­падающему удару в волейболе. Вот почему самый глав­ный компонент нападающего удара—работа туловища. Только тот, кто способен сделать резкий рывок телом в конце удара, может сочетать силу удара с его точностью. Для игроков, владеющих концовкой удара, очень харак­терно резкое опускание головы в сочетании с движением ногами вперед. Бывают случаи, когда игрок касается сетки ногами. По правилам это, конечно, ошибка, но по технике—само совершенство, если это касание не дела­ется нарочито, а является следствием энергичной работы туловища.

Теперь о так называемой работе кистью. Можно часто слышать суждения об игроках, у которых «работает кисть» или «не работает кисть», без каких-либо опреде­ленных рекомендаций. Обычно критерием хорошей «рабо­ты кистью» считается уже следствие удара: попал в пло­щадку—«работает кисть», не попал—«кисть не работа­ет». В чем же здесь дело?

Угол между направлением полета мяча от удара и по­верхностью площадки зависит от перемещения кисти ч лучезапястном суставе по горизонтальной оси. Чем боль­ше кисть при ударе будет отведена назад, тем дальше полетит мяч и угол между направлением его полета иплоскостью площадки будет меньшим. И наоборот: чем больше кисть согнется вперед и накроет мяч, тем круче

будет направление полета мяча, а угол между этим на­правлением и плоскостью площадки будет все больше приближаться к прямому. Отсюда можно сделать вывод, что направление полета мяча зависит от изменения поло­жения кисти в лучезапястном суставе, от ее движений по горизонтальной оси. Однако игрок, не видя кисти з момент удара, не в состоянии почувствовать разницу в ее положении в пределах 10—20°. В то же время эти 20° при ударе на заднюю линию дадут существенную разницу. Поэтому «работа кисти», ее движение по гори­зонтальной оси приобретает ценность при близких к сет­ке передачах и сильных ударах или во всех других слу­чаях, когда не требуется особой точности. Правда, с уменьшением силы удара ценность этого способа, его точность, повышается, а для игры выше блока «кисте­вой» удар становится главным, единственным целесооб­разным ударом.

В современном волейболе, когда все большее значе­ние приобретает расширение сферы действий нападаю­щих ударов, в том числе и при значительном удалении их от сетки, все чаще применяют движения кистью вокруг вертикальной оси («переводы» кистью влево и вправо). Как правило, успешная игра в защите (при блоке и на задней линии) зависит от умения заранее правильно определить направление полета мяча после нападающего удара. Рассчитывать только на реакцию игрока—дело мало перспективное. Поэтому изучают многие компонен­ты действий нападающих, что позволяет предвидеть на­правления их действий. Вот здесь-то «работа кистью» вокруг вертикальной оси и дает особый эффект, так как с помощью этого движения можно изменить направление полета мяча совершенно неожиданно для игроков про­тивника. Какого-либо особого исходного положения для различных нападающих ударов нет и не должно быть, так как оно могло бы преждевременно раскрыть на­мерение нападающего.

Движение кисти вокруг вертикальной оси предпочти­тельней и для точности удара. Посмотрим на траекторию движения кисти нападающего при активном движении вокруг горизонтальной оси («хлыст»). Она представляет собой часть окружности. Направление полета мяча от удара идет по касательной этой части окружности в зави­симости от места удара. Таким образом, для того чтобы

мяч попал в площадку, нужно коснуться его при ударе в строго определенном участке этой окружности. Выход касания за границы этого участка приводит к тому, что мяч или выйдет за пределы площадки, или попадет в сетку. Если же уменьшить активность вращения кисти вокруг горизонтальной оси и увеличить вокруг верти­кальной, то появляется возможность прямолинейного движения кисти, отчего увеличивается точность удара.

Еще несколько слов о положении локтя. Во всех слу­чаях, особенно когда мяч находится в неудобном для уда­ра положении, нельзя локоть бьющей руки опускать ни­же плечевого сустава, так как желание «накрыть» мяч приводит к движению руки в этом суставе и кисть по ма­лой окружности опустит мяч в сетку. При поднятии лок­тя «накрывание» мяча совмещают с движением всего ту­ловища вперед и мяч как бы «толкают» в нужном напра­влении.

Разобравшись в принципиальных положениях прямо­го нападающего удара, рассмотрим теперь его общую структуру (рис. 21). Игрок начинает движение право» ногой, делая маленький шаг. Скорость движений в этом шаге он регулирует в зависимости от высоты и удаленнос­ти мяча. Еще раз повторим, что именно от первого шага зависит своевременность выхода игрока для нападающе­го удара, а дальнейшее движение носит слитный харак­тер, не терпящий никаких остановок. Нужно строго со­блюдать правило: «ждать» мяч или в начале движения

Рис. 21

или уже в воздухе, в прыжке. Остановка в промежутке между этими крайними положениями (первый шаг и пры­жок) резко снижает качество прыжка или приводит к прыжку с места. Вторым шагом (левой ногой) игрок определяет направление разбега. Ногу выставляют так, чтобы в дальнейшем направление разбега уже не меня­лось. Третий шаг обеспечивает преодоление дистанции, оставшейся до места отталкивания. Трехшажный разбег самый рациональный. В игровой же обстановке встреча­ются и другие виды разбега (от одного шага до несколь­ких шагов бега). Чтобы добиться «рессорности», растя­нуть мышцы-разгибатели и заставить их с большим эф­фектом сократиться, игрок как бы «натыкается» на чуть согнутые в коленях ноги. Выполнив все эти движения, иг­рок в наивысшей точке своего прыжка встречается с мячом.

Признаком мастерства в нападающем ударе является умение игрока встречаться с мячом в трех фазах прыж­ка: в момент взлета, в верхней точке или при опускании. Но таким комплексом умений могут овладеть немногие. Однако, отдавая предпочтение какому-либо положению для удара, следует помнить, что постоянно применяемое одно и то же положение при встрече с мячом рано или поздно приведет к снижению эффективности удара.

Выполнив удар, игрок должен правильно приземлить­ся на согнутые в коленях ноги, иногда до глубокого при­седа и даже касания руками о пол. Мягкое приземление предупреждает травмы коленных и голеностопных суста­вов. Кроме того, приземление на согнутые ноги способст­вует успешному выполнению любых последующих игро­вых приемов.

Боковой нападающий удар. В первой своей фазе (разбег и прыжок) этот удар ничем не отличается от прямого нападающего удара. Однако если игрок хорошо владеет ранним выходом на удар и ударом в момент опу­скания в прыжке, то ему нетрудно овладеть боковым на­падающим ударом. В некоторых же случаях этот удар становится единственно возможным. Так может произой­ти, например, в том случае, когда в верхней точке прыжка игрок не достает мяча. Для того чтобы задержаться в воздухе на долю секунды и «подождать» опускающийся мяч, игрок резко опускает руки вниз, а затем энергичным вращением туловища, продолжая кругообразное движе-

Рис. 22

ние бьющей рукой, выполняет боковой удар (рис. 22). Игрок описывает рукой круг в вертикальной плоскости, тело отклоняет назад (все движения похожи на боковую верхнюю подачу). Полноценный боковой удар заканчи­вается поворотом туловища игрока лицом вниз.

Техника бокового нападающего удара сложна и тре­бует незаурядной ловкости, однако овладеть им имеет смысл, так как этот удар увеличивает диапазон действий нападающего, что особенно важно для противоборств против блока и нападения при доигровках. В доигровках, когда игрок оказывается между мячом и сеткой, практи­чески только и возможен боковой нападающий удар, так как его начальная фаза характерна «тягой мяча на себя», а затем «от себя», в то время как при прямом нападаю­щем ударе есть только фаза движения «от себя».

Мы рассмотрели боковой удар, в котором замах имел два движения—прямое для прыжка и обратное для уда­ра, почему он и получил название бокового удара с обрат­ным замахом. Более простая разновидность бокового ула­ра —это удар с прямого замаха. Здесь нет раннего выхо­да на мяч, нет задержки в воздухе. Игрок, продолжая движение рукой после прыжка, выводит ее в сторону и одновременно с движением туловища ударяет по мячу. Характер этого движения имеет полную аналогию с бо­ковой подачей.

Так же как и в боковой подаче, с нарастанием силы, в боковом нападающем ударе за счет резкого вращения туловища и отставания руки возможно переразгибание

ее в локтевом суставе. Чтобы избежать травмировать еще не совсем окрепшего связочного аппарата у детей, рекомендуется незначительное сгибание руки в локте. Та­кая предосторожность позволяет перенести нагрузку от удара со связок сустава на мышцы, чем и достигается не­которая амортизация.

С точки зрения естественной координации и большей эффективности представляет больший интерес боковой нападающий удар с обратным замахом.

Во всех случаях, когда у человека появляется необхо­димость увеличить расстояние прыжка в длину (с раз­бега или с места) или поднять выше центр тяжести тела, он включает в работу руки, масса которых, перемещен­ная в обратном направлении, позволяет добиться нужно­го эффекта. В данном случае именно это обстоятельство и позволяет произвести полноценный нападающий удар. Интересно, что игроки, специально не обучавшиеся такой координации движений, сталкиваясь с необходи­мостью, зачастую сами овладевают этим способом удара. Сложность техники данного игрового приема состоит в том, что в короткие промежутки времени должны быть выполнены движения по большим амплитудам, поэтому в современном волейболе этот удар применяется крайне редко.

БЛОКИРОВАНИЕ

Выставление рук над верхним краем сетки для пре­граждения полета мяча после нападающего удара назы­вается блокированием. Это защитное действие в некото­рых случаях является и средством нападения.

Блокирование выполняется одним игроком (одиноч­ное блокирование), двумя или тремя игроками (группо­вое блокирование). Основным способом блокирования все же остается одиночное (рис. 23). Для постановки бло­ка игрок должен как можно раньше определить наиболее вероятное место постановки блока и перемещаться в этом направлении. Перемещение служит не только для выхода к месту блокирования, но и для усиления толчка в прыж­ке. В современном волейболе только высокорослые игро­ки могут себе позволить блокирование в прыжке с места. Чтобы в совершенстве владеть своим телом в прыжке для блока (особенно при групповом блокировании), надо пос-

 

Рис. 23

ле перемещения получить возможность выполнить пры­жок как с движением в сторону, так и (что особенно важно) строго вертикально. Для этого применяются приставной и двойной шаг в обе стороны (рис. 24). При групповом блокировании предпочтительнее, как указы­валось выше, перемещение двойным шагом, исключаю­щее наступание на ноги партнеру (рис. 25).

Рис. 24



 

 

Руки в прыжке выносят вверх по укороченной ампли­туде, чтобы избежать касания сетки и партнера. Однако положение рук должно быть таким, чтобы при ошибке пасующего игрока команды противника мяч, оказавший­ся на стороне блокирующего, можно было отправить об­ратно полноценным нападающим ударом. И наоборот. Прыгнув для удара, игрок должен быть готов блокиро­вать перешедший на другую сторону мяч.

Поднимаясь вверх, игрок не должен преждевременно выносить руки над сеткой, а держать их на уровне голо­вы. Только определив наиболее вероятное направление удара, он закрывает это направление. Руки всегда (в большей или меньшей мере) выносят в стороны. Даже в тех случаях, когда направление удара предполагается прямо в руки блокирующего, он уводит туловище в сторо­ну, а руки смещает вправо или влево. Это смещение не­обходимо для того, чтобы одной рукой закрыть лицо. При значительном отклонении рук в сторону смещается пре­жде всего все туловище. В противном случае руки опи­шут дугу и крайняя из них опустится до уровня сетки, где ее положение для блокирования будет бессмыслен­ным.

Кисти рук при постановке блока (как и сами руки) излишне не напрягают. Проскакивание мяча между рука­ми и сеткой является следствием не расслабленности рук, а неправильной их постановки. Чтобы избежать этого, на­до держать как можно ближе к сетке локти. Это исклю­чит не только переход мяча, но и касание сетки пред­плечьями в момент опускания блокирующего.

При блоке не следует слишком разводить и напрягать пальцы рук. Так, отведенный в сторону мизинец не поможет блоку, если блок не туда поставлен, а удар по одно­му мизинцу может привести к травме. Удар в расслабленные кисти дает меньший отскок мяча, в чем заинтересо­ван блокирующий, так как важно оставить мяч в пределах площадки как при его отскоке на сторону противника, так и на свою. К тому же ненапряженная кисть смягчает удар, а это немаловажно для избежания травм.

Иногда игроки при блокировании опускают кисти вместе с мячом, как бы топят его. Этого делать не следу­ет, так как подобные действия судья может квалифици­ровать как бросок.

Как и в нападающем ударе, в блокировании необхо­дим навык в приземлении. Не умея правильно призем­литься, блокирующий становится беспомощным при сле­дующем взаимодействии с мячом. Это неумение ограничи­вает сферу действия при блоке, так как игрок, боясь упасть, не решается уводить в сторону туловище при пос­тановке блока. Если блок не состоялся, то вверху мяч трогать не следует, а взаимодействовать с ним нужно внизу, стоя на ногах, что и заставляет игрока сравнитель­но низко присесть, приземляясь после постановки блока. Все это возможно, если блокирующий своевременно пры­гает для блока. Опаздывая с прыжком, блокирующий ли­шает себя возможности взаимодействовать с мячом вни­зу, так как мяч раньше игрока окажется на площадке.

На принципе своевременного прыжка для блока ба­зируется и самостраховка блокирующего, позволяющая игроку самому поднимать мячи, оказавшиеся з зоне его действия (см. рис. 48 на стр. 94). При хорошем владении самостраховкой эта зона расширяется до линии нападе­ния, чем облегчается игра в защите на задней линии.

 

 

ОБУЧЕНИЕ ТЕХНИКЕ ИГРЫ

ОБУЧЕНИЕ СТОЙКАМ И ПЕРЕМЕЩЕНИЯМ

Обучение технике волейбола начинается с ознаком­ления занимающихся с исходными положениями (стой­ками) и перемещениями. Важно научить детей сочетать различные способы перемещения с последующей останов­кой и принятием исходного положения (стойки), чередо­ванию внезапного перемещения с положением ожидания, с последующими новыми движениями. Для этого в на­чальной стадии обучения волейболу применяют простей­шие упражнения и подвижные игры.

Изолированное изучение стоек малоинтересно для де­тей, поэтому их следует изучать в упражнениях, которые вынуждают занимающихся принять положение готовнос­ти для перемещения в любом направлении. Наилучшие упражнения для этого — подвижные игры, в которых ожидания чередуются с перемещениями. К их числу от­носится, например, игра «Воробьи и вороны», где положе­ние ожидания соответствует в значительной мере стойке волейболиста. Проводя эту игру, обращают внимание на положение игрока в ожидании, вносят коррективы, при­ближающие детей к положению стойки.

Воробьи и вороны. Две команды играющих располо­жены в колоннах по одному по обе стороны средней ли­нии волейбольной площадки на расстоянии 1, 5—2 м од­на от другой. Одна команда—«воробьи», другая—«во­роны». По сигналу учителя, произносящего название од­ной из команд, игроки названной команды догоняют (до заранее условленной границы) и ловят игроков другой команды. Пойманных игроков подсчитывают — и игра продолжается. Через 5—6 мин игры по наибольшему ко-

личеству пойманных определяют команду-победительни­цу. Учителю нужно стараться вызывать команды одина­ковое количество раз.

Примерные упражнения

1. По команде учителя занимающиеся принимают положение со­ответствующей стойки и выполняют шаги влево, вправо, вперед, назад.

2. Из положения заданной стойки учащиеся выполняют поворот вправо или влево и имитируют верхнюю передачу.

После того как учащиеся усвоили стойки, специально изучают бег в различных направлениях в сочетании с ос­тановками и исходными положениями (стойками). При изучении перемещений шагом и бегом применять подго­товительные упражнения не нужно. Достаточно показать и многократно повторить сами перемещения с необходи­мыми уточнениями в технике их выполнения.

При обучении сочетаниям стоек и перемещений при­меняют игровые задания или подвижные игры, в которых преобладают соответствующие действия. Приводим опи­сание двух таких игр.

Зоркий глаз. Во время ходьбы или бега по зрительно­му сигналу учащиеся выполняют заранее обусловленные действия. Например, учитель поднял руку вверх—дети делают скачок вперед, принимают стойку волейболиста и имитируют верхнюю передачу. Другой вариант: учи­тель поднял обе руки вверх — дети выполняют двойной шаг или скачок, поворачиваются направо, принимают низкую стойку волейболиста и имитируют верхнюю пере­дачу и т. д.

В зависимости от подготовленности группы можно предлагать занимающимся и более сложные задания.

Падающая палка. Учащихся строят в круг диаметром 6—7 м, рассчитывают по порядку. В центре круга—во­дящий, придерживающий за верхний конец палку (в вер­тикальном положении). Водящий называет номер кого-либо из игроков и отпускает верхний конец палки. Вы­званный должен сделать скачок и подхватить палку (не дать ей упасть на пол). Если названный игрок успел вы­полнить задание, то он возвращается на свое место, если не успел, то заменяет водящего — и игра продолжается. В конце игры отмечают лучших игроков, которые не были водящими, и игроков, чаще других исполнявших роль во-

 

дящего. Постепенно расстояние до палки увеличивается, а играющие выполняют бег с последующим скачком. С освоением навыка перемещения к палке ее можно заме­нить мячом и проводить игру «Падающий мяч».

После усвоения правильных навыков в выполнении этих движений следует переходить к изучению прыжка. При этом обращают внимание на опережающее движе­ние туловищем. Руки как бы отстают, с тем чтобы к мо­менту толчка ногами занять положение замаха для вы­полнения соответствующего игрового приема.

Как только у учащихся будет создан необходимый на­вык в прыжках, переходят к освоению падений. Основное внимание при этом следует сосредоточить на правильном приземлении. Обучение начинается с падений перекатом на спине, затем изучают падения вперед с перекатом на груди. При освоении навыка упражнения выполняют со страховкой и при активной помощи партнера.

Для выполнения упражнений более удобно построение парами. Один выполняет упражнение, второй помогает ему и страхует. Только после этого упражнение выполня­ет самостоятельно: вначале из низкой стойки, а потом после предшествующего движения.

Примерные упражнения

1. Держась правой рукой за руку партнера, ученик выпадом пра­вой ногой вперед принимает низкую стойку, поворачиваясь налево, приседает до касания пяткой правой ноги ягодицы и делает перекат на правой стороне спины. Обратным махом левой ногой, держась за руку партнера, встает. Партнер проходит сбоку от выполняющего упражнение.

2. Выполнить это же упражнение выпадом вперед левой ногой с перекатом на левой половине спины, держась за руку партнера.

3. Повторить эти же упражнения без помощи партнера. Страху­ющий подставляет ладонь в месте возможного касания пола головой (рис. 26). Одновременно осваиваю? быстрое вставание после падения.

Рис.26

4. То же, что в упражнении 3, вы­полнить после выпада в сторону;

после медленного бега и имитации приема мяча одной рукой.

5. По зрительному сигналу выпол­нить перекат на спине после раз­личных способов перемещений, так же как в приведенной выше подвиж­ной игре «3оркий глаз»: правая рука в сторону — падение вправо, левая рука в сторону—падение влево,

При достаточно уверенном выполнении паления можно ознакомить учащихся с кувырком через плечо после выполнения переката. В тех случаях, когда перекату предшествовало стремительное перемещение и инерция движения значительная, игрок не выполняет обратного движения после переката па спине, а группируется, де­лает кувырок через плечо и принимает стойку.

После того как выработан определенный навык в пе­рекатах на спине, можно перейти к упражнениям с мя­чом в парах.

Примерные упражнения

1. Ученик передает мяч на расстояние 2—3 м от выполняющего упражнения. Партнер, делая выпад вперед правой погон, отбивает его правой рукой и выполняет перекат на спине.

2. То же, по после выпада левой ногой и отбивания мяча левой рукой. По команде учителя учащиеся меняются ролями.

Для закрепления навыка приземления с перекатом на спине можно провести подвижную игру «Салки волейбо­листов». На одной половине волейбольной площадки 6—8 учащихся играют в салки с одним водящим. Чтобы «спастись» от водящего, волейболист принимает низкую стойку и выполняет падение с перекатом на спине. Уче­ник, выполняющий упражнение неправильно, становится водящим.

Падение с перекатом на груди изучают расчлененным методом. Вначале осваивают приземление. Для этого не­обходимо обучить положению напряженного прогиба ту­ловища, лежа на полу.

Примерные упражнения

1. Лежа на полу на животе, прогнуться назад, поднимая колени и грудь над полом.

2. Выполняющий упражнение занимает положение упора лежа на полу (рис. 27). Страхующий держит его за ноги у голеностопных суставов. Сгибая руки и прогибаясь в пояснице, занимающийся при активной помощи страхующего переходит в положение лежа на гру­ди, перекатываясь зятем на живот. Это упражнение можно услож­нить за счет движения тела вперед в момент сгибания рук.

3. Из положения упора присев на левой ноге сделать небольшой толчок опорной ногой с одновременным махом вверх другой ногой, после чего соединить ноги и приземлиться на грудь с перекатом на живот, используя амортизацию рук.

 

Рис. 27

4 То же выполнить из стойки с шагом вперед.

5. То же с шагом вперед и последующим отталкиванием впе­ред-вниз

6. То же выполнить после приема мяча, брошенного партнером.

7. То же после приема мяча, отскочившего от сетки.

После того как приземление с перекатом на груди в основном освоено, его можно закрепить, проводя подвиж­ную игру «Зоркий глаз» (применяя перекат на груди).

Увеличивая расстояние между местом толчка и поста­новкой рук на опору, можно значительно удлинить полет. Совершенствовать навык в этом движении рекомендуется после различных перемещений: шага, скачка и даже бега.

Совершенствование техники перемещений, в том чис­ле и перекатов, проводят в различных сочетаниях, харак­терных для игры. При обучении девочек следует рекомен­довать этот прием волейболисткам, имеющим хорошую физическую подготовку.

В некоторых командах встречаются такие игроки, ко­торые выполняют прием с падением в тех случаях, когда в этом нет необходимости (передачу можно выполнить к не прибегая к перекату). Тогда падение с перекатом вы­глядит как самоцель и не способствует хорошей, квали­фицированной передаче мяча.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.