Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность рынка






В ходе развития товарного хозяйства сформировался рынок, который прошел путь от древних базаров до современных организованных рынков с компьютерным оснащением. Рынок всегда интересовал и привлекал исследователей- экономистов. Так, английский экономист Джевонс понимал рынок как группу людей, вступающих в деловые отношения и заключающих крупные сделки по поводу любого товара. Современный американский экономист Ф. Котлер характеризует рынок как совокупность существующих и потенциальных покупателей товара, подчеркивая особую роль покупателей. Британская энциклопедия трактует рынок как совокупность инструментов, посредством которых осуществляется обмен товарами и услугами в результате контактов покупателей и продавцов друг с другом. Контакт может осуществляться прямо либо через индивидуальных посредников или организации.

Итак, рынок — это взаимодействие продавцов и покупателей, где каждый самостоятелен в своих действиях. При этом необязательно быть собственником покупаемого или продаваемого товара, можно действовать и по поручению.

Основными элементами отношений между производителями (продавцами) и потребителями (покупателями) являются цена, конкуренция, спрос и предложение.

 

Цена — это критерий, определяющий покупательские восприятия. Она влияет на решения о покупке товара. Цене свойственны следующие признаки. 1)она выступает как действенное средство конкурентной борьбы за потребителей на товарном рынке, 2) предопределяет объем производства и продаж товаров, 3) влияет на реакцию и поведение покупателей, их платежеспособность.

При выборе товара покупатель исходит из соответствия цены его спросу, полезным свойствам и ценности. В этом случае позиции и мнения покупателей являются предпосылками установления цены на продаваемые товары. На установление цены существенное влияние оказывают конкурентное положение товара и ценовая конкуренция на рынке.

Конкуренция — это наличие на рынке большого числа независимых покупателей и продавцов, возможность для покупателей и продавцов свободно выходить на рынок и покидать его.

Конкурентные преимущества могут быть ценовыми и неценовыми. Ценовые преимущества продавцов обусловлены предложением товаров покупателям по более низким ценам, чем у конкурентов, или по приемлемым ценам. Неценовые преимущества связаны прежде всего с качеством товаров.

Спрос представляет собой требование на товары со стороны покупателя, заинтересованность в конкретных видах товаров. Он ограничен, с одной стороны, их производственными потребностями, а с другой — платежеспособностью.

Предложение — это совокупность товаров, которые предназначены для реализации (продажи). Основными его источниками являются производство, сельское хозяйство, товарные запасы, импорт и прочие поступления. Соотношение между спросом и предложением тесно связано с ценообразованием. Кроме того, спрос и предложение формируют рынок продавца и рынок покупателя.

 

В зависимости от характера взаимоотношений между продавцом и покупателем формируются свободные (открытые), замкнутые и регулируемые рынки.

При свободных рынках не существует никаких ограничений при купле-продаже товаров. Замкнутые рынки обслуживают внутриотраслевые поставки. На регулируемых рынках проводятся операции по купле-продаже товаров в соответствии с международными товарными соглашениями.

Роль рынка в экономике определяется следующими факторами:

1)рынок через механизм конкуренции способствует рациональному распределению ресурсов;

2)рынок влияет на объем и структуру производства, приспосабливая его через цены к платежеспособному спросу;

3)рынок оздоровляет экономику, освобождая ее от убыточных, неконкурентоспособных предприятий;

4)рынок заставляет потребителя выбирать рациональную структуру потребления, соответствующую его доходу и ценам;

5)рыночные цены выступают носителями экономической информации, сообщая о наличии или отсутствии товаров, количестве, качестве, издержках их производства и полезности для потребителя.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.