Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Реабилитационных программ






Медицинская абилитация в раннем возрасте — это система лечебно

профилактических мер, направленных на создание условий для формирования,

развития и тренировки рефлекторных, сенсорных, двигательных, и речевых

реакций ребенка в соответствии с возрастом средствами медицины

(медикаментозное и физиотерапевтическое лечение, массаж и лечебная

физкультура, протезирование оперативное вмешательство и др.). Для того

чтобы успешно проводить педагогическую абилитацию, специальному

педагогу необходимо знать ключевые моменты медицинской абилитации для

оптимального объединения усилий.

Большое место занимает профилактическая работа с ребенком и его

семьей, распределенная во времени в соответствии с этапами онтогенеза.

Скрининг факторов риска осуществляется уже при первичном обращении

будущих родителей в медикогенетическую или женскую консультацию. Этап

прогнозирования рождения ребенка с отклонением в развитии (первые 12

недель беременности) и предупреждение рождения больного ребенка (от 12

недель до родов) проводятся акушерам и гинекологами. В случае заключения о

неблагоприятном течении беременности могут проводиться превентивные

(предупредительные) лечебные мероприятия при тщательном контроле за

состоянием плода. При высоком риске будущая мать направляется в

специализированный родильный дом, оснащенный соответствующим

оборудованием и укомплектованный квалифицированными специалистами

отделения неопатологии. к мероприятиям второго этапа относится выбор

правильной тактики и техники ведения родов.

После рождения ребенок в первые же часы обследуется специалистами для

уточнения состояния его нервной системы, органов и тканей.

Комплекс мероприятий, проводимых разными учреждениями, от

мониторинга состояния будущей матери до выхаживания ребенка с

отклонением в развитии, связан в единую систему и обеспечивает комплексный

подход в проведении медицинской абилитации.

Программа медицинской абилитации тесно связана с программами

психолого-педагогической абилитации детей раннего возраста и строится с

учетом всех возможных I-благоприятных факторов развития ребенка, таких,

как осложненный акушерский анамнез, болезнь матери, патологическое

течение беременности и родов, появление первых минимальных признаi4

аномального развития.

Предпочтение отдается абилитации в домашних условиях, где ребенок

огражден от контактов с инфекциями, развивается в привычной домашней

обстановке, не отлучаясь от матери. Семья становится первым помощником

врача в организации лечебно-профилактических мер и лечебного ухода за

ребенком.

Лечебное сопровождение детей раннего возраста должно быть

комплексным. Врач, методист по лечебной гимнастике, массажист, логопед, а

также специальный психолог и педагог обучают мать специальным приемам

выработки возрастьъ, 1 навыков у ребенка, контролируют и оценивают

эффективность работы, изменяют набор упражнений и лечебно-

профилактических мероприятий в соответствии с достигнутыми результатами

Начальным этапом реабилитационной работы является медицинская

реабилитация больного, т. е. использование всех возможностей современной

медицины для восстановления до удовлетворительного уровня нарушенных

функций, стимуляции восстановительных и компенсаторных процессов,

формирования и развития возможностей приспособления больного к новым

условиям существования, оказание ему медицинской помощи в восстановлении

или развитии профессиональных навыков с учетом специфики нарушений.

Реабилитация предполагает использование единых методических и

организационных подходов к решению, таких вопросов, как установление

степени нарушений органов и систем организма, определение

трудоспособности и трудового прогноза, разработка плана восстановительных

мероприятий, направленных на эффективное возвращение больных в общество

к привычной для них жизнедеятельности.

В содержание медицинской реабилитации 1иходят медикаментозное

лечение и фототерапия, терапия физическими средствами (ЛФК, массаж,

физиотерапия), трудотерапия, арттерапия, восстановительное оперативное

вмешательство, протезирование и ортезирование, физическая реабилитация

протезированных лиц и санаторно-курортное лечение.

Проведение медицинской реабилитации в детских возрастных группах

невозможно без одновременного применения педагогических методов

воздействия.

Построение реабилитационной программы основывается на следующих

принципах.

1. Реабилитационные мероприятия начинаются с первых дней заболевания и

проводятся непрерывно при условии этапного построения программы.

2. Реабилитационные мероприятия должны быть комплексными,

разносторонними, но однонаправленными.

З. Реабилитационная программа должна быть индивидуальной для каждого

больного в зависимости от нозологической формы, характера течения

заболевания, возраста больного и пр.

4. Заключительным этапом реабилитационной программы для взрослых

должны являться профессиональная ориентация и трудоустройство. Для детей

— это возвращение к обычной для данного детского возраста деятельности,

включая учебную.

Реабилитация детей осуществляется на базе учреждений системы

здравоохранения, народного образования и социального обеспечения. К их

числу относятся специализированные отделения или палаты для детей, у

матерей которых были патологические роды, детские специализированные

ясли-сады и школы-интернаты, детские дома-интернаты для

психоневрологических больных, неврологические отделения больниц, клиники

институтов травматологии и ортопедии, местные и республиканские санатории,

детские поликлиники.

В условиях детских больниц или неврологических клиник дети получают

лечение в остром периоде заболевания. Помимо комплекса медикаментозного

лечения, направленного на устранение причины, вызвавшей заболевание, в

условиях больницы должен быть использован весь арсенал мероприятий,

направленных на создание оптимальных условий для быстрейшего

восстановления нарушенных функций и предупреждение возможных

осложнений, которые в дальнейшем могут быть основной причиной

ограничения жизнедеятельности и здоровья. Проводится ортопедическая

укладка, назначаются лечебная физкультура, массаж, физиотерапия. Больной

приобщается к самостоятельному обслуживанию.

Реабилитационный процесс, как правило, состоит из трех этапов.

Первый этап реабилитации — восстановительное лечение в стационаре. В

зависимости от характера патологического процесса он имеет различную

продолжительность (в среднем 1—З мес).

Второй этап — реадаптация, т. е. приспособление больного к условиям

существования на том или ином уровне в соответствии со степенью

восстановления и компенсации функции. Этот этап лечения лучше начинать в

местном санатории, куда ребенок должен быть переведен после окончания

лечения в больнице.

Третий этап — собственно реабилитация, возвращение к обычной

деятельности (учебной, трудовой), к прежним своим обязанностям. У детей

этот этап предполагает полное или частичное преодоление дефекта, его

компенсацию и своевременную коррекционно-педагогическую помощь для

предотвращения вторичных и последующих отклонений в развитии.

Уменьшение числа лиц с ограниченными возможностями

жизнедеятельности может сегодня достигаться средствами медицины через:

совершенствование профилактики;

своевременность раннего выявления и ранней диагностики отклонений в

развитии ребенка;

совершенствование абилитационных и реабилитационных мероприятий;

повышение качества медицинского сопровождения коррекционно-

образовательного процесса.

Вопросы и задания

I. Что такое клинические основы специальной педагогики? С какими

предметными отраслями медицины, биологии связана специальная педагогика?

2. Для чего необходимы знания клинических основ специальной педагогики?

3. Каковы важнейшие показатели развития организма ребенка, значимые для

выявления отклонений в развитии?

4. Что такое медицинская абилитация? Медицинская реабилитация?

5. Каково содержание (по __________этапам) медицинских реабилитационных программ?

Литература для самостоятельной работы

1. Астапов В. М. Введение в дефектологию с основами нейро- и

патопсихологии.—М., 1994.

2. Бадалян Н. О. Невропатология. М., 2000.

3. Вернер Д. Реабилитация детей-инвалидов. — М., 1995.

4. Винокуров А. Н. Основы педагогической диагностики и профилактики

нервно-психических нарушений у детей и подростков: Учебное пособие. —

Кострома, 1994.

5. Гребешкова И.И.. Организация лечебно-профилактической помощи детям. -

М., 1987.

6. Дети с нарушениями развития: Хрестоматия / Сост. В. М. Астапов. — М.,

1995.

7. Камсюк Л. Г Проблемы медико-социальной реабилитации детей-инвалидов. -

М., 1990.

8. Камсюк Л.Г., Мартынов В.Л. Участие семьи в восстановительном лечении

ребенка. — М., 1989.

9. Международная номенклатура нарушений, ограничений жизнедеятельности

и социальной недостаточности. Руководство по классификации последствий

болезней и причин инвалидности. — М., 1995.

10. Реннер К. Основы реабилитации. — М., 1980.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.