Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Существования общества самого человека — его жизнь и благополучие, его






нужды и потребности. Именно поэтому, начиная с 1948 г. (год принятия

«Всеобщей декларации прав человека») мировое сообщество начинает строить

свою жизнь в соответствии с международными правовыми актами

гуманистического характера.

Смысловым центром нового взгляда на социальную реабилитацию

человека с ограниченными возможностями в этом контексте является идея

достижения его максимальной самостоятельности и независимости (концепция

независимого образа жизни) в условиях приоритета интересов личности над

интересами общества через гарантированное соблюдение прав и свобод

каждого, вне зависимости от того, может ли этот человек приносить пользу

обществу или нет, может ли он участвовать в общественно полезном труде или

нет. Под независимой жизнью понимается не только материальная

независимость, но и отсутствие зависимости от посторонних при

передвижении, общении, в социальной жизни, в быту и повседневной жизни,

т.е. независимость в широком смысле. Право на независимую жизнь человека с

ограниченными возможностями должно быть законодательно закреплено и

экономически обеспечено. Лица с любыми недостатками в физической,

интеллектуальной или психической сфере имеют право на материальное

обеспечение и удовлетворительный жизненный уровень; право на жизнь в

таких условиях и в такой среде, которые бы мало отличались от условий

обычной жизни его сверстников и в которых человек с ограниченными

возможностями чувствует себя комфортно; право на защиту от эксплуатации,

злоупотреблений и унизительного обращения; право на меры (в том числе и на

образование), предназначенные для того, чтобы дать возможность приобрести

как можно большую самостоятельность; право на то, чтобы их особые нужды

принимались во внимание на всех стадиях экономического и социального

планирования.

Таким образом, общественно полезный труд и социальная полезность

человека — далеко не главные и единственные цели современной концепции

социальной реабилитации. Главное — это ликвидация социально-

экономического и нравственно-этического притеснения, маргинализации

человека с ограниченными возможностями со стороны здорового большинства

общества, его социальных институтов, его общественного сознания.

Современная концепция социальной реабилитации человека с ограниченными

возможностями справедливо предполагает, что «должен меняться не только

человек с ограниченными возможностями, но и общество, которое должно

изъять негативные установки, ступени и узкие двери, а также рутинные

правила, помочь людям бороться с недугами, а не со специалистами, и

предоставить для всех людей равные возможности полноценного участия во

всех сферах жизни и видах социальной активности. При этом люди с

ограниченными возможностями должны быть интегрированы в общество на их

собственных условиях, а не приспособлены к правилам мира здоровых людей»

[2, с. 6]. Понятно, что для достижения статуса общества действительно

равных возможностей обществу приходится затрачивать больше ресурсов на

лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности и здоровья с тем,

чтобы возможности обычных людей и имеющих отклонения в развитии

действительно стали равными.

В соответствии со Стандартными правилами обеспечения равных

возможностей для инвалидов (Генеральная __________Ассамблея ООН, 1993) наиболее

перспективным способом решения социокультурных проблем лиц с

ограниченными возможностями является их интеграция в общество.

Специальный педагог, начиная работу с ребенком с первых дней его жизни,

закладывает тот фундамент социокультурного включения, на котором

впоследствии будет строиться стиль и образ жизни данного человека. Педагогу

необходимо учитывать специфические (пол, возраст, социальное

происхождение) и типологические особенности (особенности определенной

группы лиц, имеющих одно и то же нарушение развития) интеграции

различных категорий лиц с ограниченными возможностями и возможности

преодоления психолого-педагогическими способами проблем

социокультурного включения каждого ребенка.

Современный процесс социокультурного включения и адаптирования лиц с

ограниченными возможностями принимает в качестве основополагающей идею

независимого образа жизни. Она позволяет выявить социокультурное

содержание жизнедеятельности различных категорий лиц с отклонениями в

развитии и определить систему педагогических и социокультурных мер,

направленных на преодоление существующих проблем социальной и

культурной интеграции лиц с ограниченными возможностями. Специальная

педагогика, определяя конечные и ближайшие цели и задачи специального

образования, его содержание, организацию, методы и приемы коррекционно-

педагогической помощи, также учитывает социокультурно значимую идею

независимого образа жизни. Она изучает качественное своеобразие проблем

социокультурного включения применительно к каждой категории детей с

особыми образовательными потребностями и на этой основе формирует

базовые навыки всех составляющих образа жизни с учетом специфики

затруднений каждой категории обучающихся. Специальная педагогика

формирует необходимые базовые навыки в сфере жизнеобеспечения и

самообслуживания, социализации, коммуникации и рекреации. Их развитие

будет продолжено в условиях взрослой жизни; на их основе будет

формироваться независимый образ жизни.

Жизнеобеспечение предполагает деятельное участие человека с

ограниченной трудоспособностью в общественном производстве, в сфере услуг

или интеллектуального труда, а также в ведении домашнего хозяйства,

самообслуживании, в финансовых отношениях, В условиях рыночных

отношений возможность участия лиц с ограниченной трудоспособностью в

производственной сфере затрудняется от них требуется высокая

конкурентоспособность на рынке труда, предполагающая наличие высокой

профессиональной квалификации, мобильности. При несоответствии таким

условиям человеку с ограниченной трудоспособностью трудно рассчитывать на

занятость и материальную обеспеченность. Знание социальной жизни и

адаптированность в ней, наличие необходимого уровня образования являются

важным условием для ведения финансовых отношений. Как показывают

исследования социологов, значительная часть лиц с ограниченной

трудоспособностью не считает собственный труд средством материального

обеспечения жизни, занимая иждивенческую позицию. Это является

результатом социального воспитания начинающегося еще в школе,

ориентированного только на стереотипы социальной помощи: пенсионное

обеспечение, благотворительность, заниженную социальную оценку человека с

ограниченными возможностями.

Социализация — это процесс и результат освоения человеком знаний и

навыков общественной жизни, выработка общепринятых стереотипов

поведения, освоение ценностных ориентаций, принятых в данном обществе,

которые позволяют полноценно участвовать в различных ситуациях

общественного взаимодействия.

Важным условием полноценной социализации и социальной жизни

является освоение навыков социального общения — коммуникации.

Лица с ограниченными возможностями испытывают значительные

затруднения и в социализации, и в формировании навыков социальной

коммуникации, так как для них доступ к различного рода источникам

информации ограничен по ряду причин: наличие коммуникативных

ограничений и барьеров, ограничение мобильности, недостаточность навыков

межличностного взаимодействия, а также неприятие и ограничение общения с

этими людьми большинством социума.

Как отмечают социологи и психологи, физическое или психическое

нарушение становится центральным пунктом в формировании и становлении

личности, ядром личностных переживаний, что также отрицательно влияет на

процесс социализации и развитие навыков социального общения.

Специальная психология и специальная педагогика, организуя процесс

специального образования, предусматривают (в структуре учебных предметов,

в повседневной воспитательной работе) элементы подготовки к жизни в

обществе — упражняя и развивая навыки общения в стандартных

социокультурных ситуациях, обеспечивая овладение стандартным и схемами

социального поведения и социального взаимодействия, навыками освоения

социального окружения и полноценного существования в нем, навыками само-

и взаимопомощи в сложных социальных условиях.

Человек с ограниченной трудоспособностью, как и любой другой, должен

быть подготовлен не только к продуктивной жизни и трудовой деятельности,

но и к умелому восстановлению жизненных сил и здоровья, частично

утраченных в повседневной трудовой деятельности, т.е. к умению организовать

свой отдых, свое свободное время — рекреацию.

Для лиц с ограниченными возможностями существует ряд объективных

ограничений возможностей участия в различных общедоступных формах

досуговой деятельности вследствие ограниченных возможностей

передвижения, иных физических возможностей, ограниченных возможностей

восприятия, социального и ситуационного адаптирования и др. Однако это не

означает полной их изоляции от участия в общедоступных формах досуговой

деятельности. Специальная педагогика в структуре воспитательной работы

предусматривает включение, приучение и посильное участие детей и

подростков с отклонениями в развитии в рекреационных мероприятиях общего

назначения, а также интерес и привычку участвовать в различных формах

специально организованной досуговой деятельности, учитывающей их

ограничения возможностей. Специальные формы досуговой деятельности, хотя

и являются вынужденно сегрегационными, тем не менее способствуют

развитию социальных навыков в рамках своей субкультуры, личностному

развитию, приучают к активному и целесообразному проведению досуга

(спорт, танцы, экскурсии, декоративно-прикладное искусство и ремесло, клубы

по интересам и др.), продолжают процесс коррекции и компенсации

отклонений в развитии средствами культуры, искусства, спорта, активной

досуговой деятельности, ремесел. Начало формирования специальных

рекреационных навыков и установок закладывается с первых дней пребывания

ребенка в системе специального образования.

Отечественная система специального образования постепенно осваивает

новую для нее концепцию социальной реабилитации человека с

ограниченными возможностями, центром которой являются сам человек, его

особые образовательные и иные специальные потребности, его права и

интересы. Как отмечает А.Г. Асмолов, наше общество находится в начале

длинного пути — перехода от культуры полезности к культуре достоинства. В

отличие от культуры полезности, где «урезается время, отводимое на детство,

старость не обладает ценностью, а образованию отводится роль социального

пасынка, которого терпят постольку, поскольку приходите тратить время на

выучку подготовку человека к исполнению полезных служебных функций» в

культуре, основанной на отношениях достоинства, «ведущей ценностью

является ценность личности человека независимо от того, можно ли что-либо

получить от этой личности для выполнения того или иного дела или нет. В

культуре достоинства дети, старики и люди с отклонениями в развитии

священны... и находятся под охраной общественного милосердия».

Вопросы и задания

1. Какие изменения претерпела концепция социальной реабилитации лиц с

ограниченными возможностями на протяжении ХХ в.?

2. Что такое патернализм и в чем он проявляйся применительно к

социокультурной интеграции лиц с ограниченными возможностями

жизнедеятельности?

3. Раскройте смысл идеи независимой жизни для лиц с ограниченными

возможностями жизнедеятельности.

4. Каковы задачи специальной педагогики в подготовке ребенка с особыми

образовательными потребностями к социокультурной интеграции? Что Может

сделать для этого Массовая система образования?

Литература для самостоятельной работы

1. Асмолов А.Г. Непройденный путь: от культуры полезности — к культуре

достоинства: Социально-философские проблемы образования. — М., 1992.

2. Астапов В.М.. Лебединская О.И., Шапиро Б.Ю. Теоретико-методологические

аспекты подготовки специалистов социально-педагогической сферы для

работы с детьми, имеющими отклонения в развитии. — М., 1995.

3. Концепция социокультурной политики в отношении инвалидов в Российской

федерации. — М., 1997.

4. Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом. — М..

1996.—Ч. 1.

5. Назарова Н. М. О подготовке дефектологов за рубежом // Дефектология. —

1993.—№ 3.

6. Назарова Н.М. О двух концепциях социальной реабилитации человека с

ограниченными возможностями: Диагностика, коррекция, реабилитация. —

Красноярск, 1996.

7. Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов,

принятые Генеральной Ассамблеей ООН 20 декабря 1993 г.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.