Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Прядение, ткачество, обработка дерева.






Ремесло – железоделание, кузнечное дело, гончарное производство, ювелирное дело (чужое сырье). Произошло отделение ремесла от с\х, но ремесло носило общинный характер. Б.А.Рыбаков полагал, что существовало 64 ремесла, но это число приуменьшено. Н.М.Тихомиров полагал, что число, данное преувеличено.

Торговля – имела зачаточный характер, изначально была внутри общины, но часто торговали и с соседями. Ввоз – цветные металлы, вино, растительное масло, украшения, оружие, ткани. Вывоз – пушнина, кожа, мед, воск, рабы. Велась по нескольким торговым путям – «Из варяг в арабы» (Персия) - Каспий, «Из варяг в греки» (Византия) – Черное море, «Из варяг в балты». Отношения с соседями – негладкие. Авары – кочевники, хазары (кочевники, подчинили, обложили данью), печенеги (юг), варяги (Северо-Запад). Эта внешняя опасность стимулировала процесс образования государства. Другие соседи – литовцы – более конструктивная роль: кривичи – синтез Русь и Литва), финно-угры – приняли участие в складывании государства.

Общественный строй восточных славян.Древнейшей формой семьи была «парная семья». У восточных славян наиболее типичной была большая семья (т.к. было полное единообразие всего инвентаря в жилищах), однако существовали и малые семьи. В них как правило была свобода семейных отношений, супруги часто менялись. Общество делилось на 2 типа: 1 – знать – вожди, князья (в отличие от вождя, князь был постоянным, а не временным руководителем), старейшины, 2 – рядовая масса. Дружинники – помощники князя, занимаются только военными делами. Дружину и князя нельзя противопоставлять обществу. Власть племенного союза была сконцентрирована в городах. Главной единицей общества был род. Роды объединялись в племена, племена в союзы племён, а те в свою очередь в суперсоюзы (союзы союзов).

Имело место рабство, но рабами могли стать лишь чужеземцы – челядь. Рабов часто продавали, у рядовой массы могли входить с семью, у знати служили при доме. Рабство не имело производственной пользы. В этот период произошел переход от родовой общины к соседской. Родовая община – гой (члены – гои, только кровные родственники, все принадлежит роду). Соседская община – вервь (члены – люди, родственники или соседи, произошел раздел собственности – к семье отошли дом, орудия труда, скот, урожай, утварь, в собственности общины остались – земля, выпасы, лес, реки). Общины объединяются в племенные союзы (их было 15), они упоминаются у Нестора. Каждый союз имел свой центр. Таким образом, князь – руководитель племенного союза, бояре – старшие дружинники, отроки детские – младшие дружинники, нарочитые мужи – племенная знать, люди – свободные люди, челядь – рабы. Власть делилась между тремя структурами: князь, «старцы градские» - совет старейшин, вече. 2 вида войска: дружина – войско князя, сохраняется ополчение – «тысяча» («полк»).

Религия восточных славян. Религией восточных славян было язычество. Истоки его лежат за много тысячелетий до начала нашей эры, а отголоски сохраняются до наших дней. Происхождение названия «язычество» связано со словом «языцы» - так называемые народы, не принявшие христианств (монотеизм, политеизм). В восточнославянском язычестве можно обнаружить все те стадии, которые были свойственны и другим языческим культам разных народов. Древнейшая форма – анимизм и фетишизм (поклонение камням, лесам, деревьям, рощам и т.д.). Распространён был и тотеизм (вера в происхождения человеческого рода от конкретного тотема), например, у днепровских славян, корторые поклонялись кабанам-вепрям. Широко был развит культ предков, почитание которых являлось обязательным: домовой – умерший глава рода, леший – умерший предок, ответственный за лесные угодья; кикимора – болота, водяной – вода, полевик – земельные угодья, русалка – подземный мир. Часть родственников, погибших насильственной смертью или не похороненных должным образом, стали злыми духами: мавки, упыри, вурдалаки. У славян не существовало понятие «главный бог», равный по значению Зевсу или Юпитеру, но в разные периоды эту функцию исполняли разные божества: до появления государства – Сверог (бог неба, покровитель ремесленников, отец Сварожичей), в 980 г. Владимир провел реформу, главным стал Перун (появилось выражение – Перун – славянский Зевс). Перун – бог грома и молнии, огня, покровитель князя и дружины. Среди богов выделяются «солярные» (солнечные) боги: Дажьбог, Ярило, Купала, Хорс. Также были богини: Лада – любовь, Макошь – плодородие, женское рукоделие. Часть божеств пришли от соседних народов: от финно-угров – Макошь, от иранцев – Семаргол (крылатый пёс, покровитель почвы, корней, подземного мира) и Хорс. Велес – бог скота, торговли, богатств, покровитель скотоводов. Род и роженицы – божества плодородия. Большая часть божеств – Антропоморфны (человекоподобны), а несколько пришедших извне – Зооморфны: Семаргол – пёс, Хорс – белый конь. У славян был особый обряд похорон: Ристалище – состязание родственников, Тризна – обед. Использовались особые места, храмов не было: Капище – место для проведение религиозных церемоний. Летописец также описывает погребальный обычай племён. Когда кто-то умирал, делали большой погребальный костёр, творили тризну над мертвецом, труп сжигали, а прах и кости собирали в специальный сосуд и ставили на дорогах. Среди служителей культа – 4 сословия: Волхв – знаток церемоний, функция судьи, по рангу выше князя, Вещун – знаток предсказаний, Ведун – знаток религиозных текстов, Кудесник – знаток магии. В течение года славяне отмечали несколько языческих праздников – Коляда, Масленица, Купала. С религией восточных славян связано множество обычаев. Летописец сообщает нам о том, что поляне имели кроткий и тихий обычай, почитали старших, уважали свекровей и снох, отцов и матерей, имели брачный обычай (не ходит зять за невестой, но приводят невесту в дом жениха вечером, а её родственники приносили приданое). Древляне жили зверским обычаем, убивали друг друга, ели всё нечистое, брачного обычая у них не было, но крали девиц у реки. Радимичи, вятичи, северяне имели единый обычай: браков у них не было, но когда сходились на языческие игрища между сёлами брали одну, две или три жены, предварительно с ними договорившись.

Первые государственные образования восточных славян. Вопрос об образовании государства очень сложный в исторической науке. Существует множество теорий образования государства:

1. Теологическая теория – восходит к древним временам, но была развита в Средневековье. Суть теории в том, что государство является Божьим созданием. Всё государство создано Богом, правитель является воплощением Бога на Земле.

2. Патриархальная теория – появляется в античные времена, развита Платоном и Аристотелем. Суть теории в том, что семья разрастается и появляется государство. Власть монарха подобна власти отца семейства, который заботится о своих подданных как о детях. Такая власть непререкаема.

3. Теория общественного договора – появляется в эпоху Просвещения, развита Джоном Локком, Шарлем Монтескье. Суть теории в том, что люди заключают с государством договор, обязуясь подчиняться ему, а государство в свою очередь защищает права своих граждан. Если государство не в состоянии справиться со своими обязанностями, то общество в праве разорвать с ним договор.

4. Патримониальная теория – появляется в конце XVIII-начале XIX веков, развита Галлером и Местером. Суть теории в том, что государство произошло от права собственности на землю. Власть на землю распространяется и на жителей государства.

5. Теория внешнего насилия – создателем является Гулинович. Суть теории в том, что государство возникает в процессе завоевания одних народов другими. При этом власть достаётся победителям, а побеждённые являются эксплуатируемым населением.

6. Теория внутреннего насилия – создателем является Тюринг. Суть теории в том, что основа общественного развития держится на политических отношениях.

7. Органическая теория – появляется в новейшее время. Создателем теории является английский учёный Сенсер. Суть теории в том, что идея сопоставления государства с человеческим организмом является главной, у государства есть своя воля и сознание, государство – это действие сил природы.

8. Марксистская теория – появилась в конце XIX-начале XX веков. Создателями являются Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Суть теории в том, что общество делится на классы. По мере разделения на классы возникает и упрочивается государство, которое является машиной поддержания господства одного класса над другим. 11 июля 1919 года В.И. Ленин в лекции «О государстве» представил марксистскую теорию происхождения государства у Восточных славян.

В конце 1930-х гг. Бахрушин в статье «Держава Рюриковичей» выразил сомнение относительно феодальности державы Рюриковичей. По Бахрушину – Держава Рюриковичей – разновидность варварского государства, где есть переход от родовых к феодальным отношениям. Ученые Юшков, Мавродин были того же мнения. Неусыхин, известный медиевист был солидарен с вышеупомянутыми. Советские этнографы согласились с данной теорией. Мнение И.Я. Фроянова несколько отличается: государство возникает, когда общество становится таким сложным, что ему становятся нужны институты управления, а затем появляются классы, и они всё узурпируют. Признаки государства:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.