Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Варварско-германский мир в эпоху поздней античности и его влияние на формирования Средневекового Запада.






1. Состояние источников. На Западе – граница оседлой цивилизации – Рим, на Востоке – оседлая цивилизация – Китай, на Юге – выжженная солнцем пустыня, на Севере – мерзлота. Главный первостепенный источник, прежде всего археология. Без результатов археологических раскопок, невозможно исследовать то время. Археология представлена в французской и германской школе. Германская археологическая школа – раскопки могильников и курганов Северной Германии, раскопки германских поселений на юге, установление племенных и этнических границ. Письменные источники: «Записки Гая Юлия Цезаря о галльской войне», Публий Корнелий Тацит «Германия». Эти два источника выступают фундаментальными по истории германских племён. К этому добавляются новые источники, которые добавляются со временем. Также добавляется героический эпос северных народов, который как считается, реставрирует культы верования, обычаи и обряды.

2. Социальные структуры. Считается, что варварский мир был подвижным, мобильным и это так. При всей разности итогов, в эволюции отдельных народов от кочевого образа жизни к оседлому можно констатировать одно – мобильность, кочевой образ жизни присутствуют у всех народов, оставшихся за границей Римской империи (Центральная и Восточная Европа). Главные элементы кочевой культуры – это лошадь. Культ лошади и прежде всего, культ боевой лошади занимает и занимал ключевые позиции во всех европейских культурах, в культурах всех германских народов. Сарматам и персам удаётся вывести новые породы лошадей (ферганская боевая порода, монгольский тарпан) – низкорослые, подвижные и очень крепкие лошади. С этой поры начинается разделение – лошадь (тягловое животное) и конь (боевое средство). Эти породы, оказавшись в Европе, смешиваются с местными, после чего в Европе стали разводить боевых и тягловых лошадей нового типа. Формируется культура управления лошадью, особый вид материальной культуры (I-II века н.э. – появляются уздечки восточного происхождения, медные шпоры, IV-V века – появление седла, изобретение стремени). Лошадь – элемент благородства, её мог содержать богатый человек, статус которого в обществе был высок.

В науке кипит дискуссия по поводу двух источников – Цезаря и Тацита. В XX веке лишь один историк отважился с более широким охватом объединить все прежние трактовки текстов Цезаря и Тацита. Немецкий историк – Вальтер Шлезельгерд (весь его главный интерес – история церкви, ранним средневековьем занимался как любитель) подытожил все концепции европейских учёных по археологическим данным. Выводы: германское общество – варварское общество, которые обосновали свой плацдарм, общество двух связей – вертикаль власти, где торжествует принцип верности между вождём и его дружиной и линия родства, которая объединяет и вождя, и племенную элиту в единую большую семью. Это те два принципа, которые прослеживаются у всех варварских племён. Sippshaft – родство. Allot – добыча, безусловная собственность и она может иметь разные формы. В таких условиях лидер общества, лидер структуры – это или царь (rex), или вождь (dux), которые в будущем станут королями. Он лидер общества по крови и по праву воинской харизмы (доблести). Он предводительствует боевым товариществом, дружиной. Доблесть в условиях германского племенного быта резко изменён. Римская доблесть – это забота об общем благе. Германская доблесть – это личная преданность, личная отвага, иными словами индивидуализм, идея индивидуального подвига. Вожди или короли избираются из узкого круга общества, на первое время – только на состояние войны. Но у кочевых народов война – это жизнь, поэтому система становится консервативной. Германский пантеон, германские верования. Два главных источника по этой теме – германский героический эпос («Эдда», записанная одним скандинавским писателем Стуроусом), отдельные хроники («Деяния Данов» Саксона Грамматика). Структура крайне проста, она выступает зеркалом общественного быта. Первая половина – хелль (подземный мир), вторая половина – вальхана (верхний мир). Самая главная фигура – Один, который перемещается во всех направлениях, пересекая как нижний, так и верхний мир. Он покровитель храбрых и мужественных, его сопровождают дружинники, которые героически погибли в боях. Сам Один едет на колеснице, лошади имеют по восемь копыт. Здесь нет жёсткого разрыва. Это своего рода отражение общего родства, германского вождизма.

3. Романо-германский синтез. Соединение Рима и варваров. Следовательно, варварский германский мир в ходе Великого переселения народа не нашёл здесь ничего нового. А это значит, что ни о каком падении Западной империи идти не может, просто империя переродилась и поменяла свою сущность. Эта империя, по-прежнему, оставалась римской, но по сути была варварской. Речь идёт о синтезе элементов, изначально принадлежавших к разным культурам. Великое переселение народов – мощный толчок, взрыв, который уничтожит Западную Римскую империю и образует новые королевства, с иной, чуждой Риму культурой. Под Великим переселением народов историки подразумевают циклы волнообразного прилива варваров к римским границам. Это процесс медленной «варваризации», который охватывает несколько столетий. Рождение раннего средневековья – это уже несколько столетий. Общая география Великого переселения народов – движения с севера на юг и с востока на запад. Основные вехи:

1) Движение с севера на юг. Толчки в направлении с севера осуществлялись всегда, ещё в республиканское время римским полководцам пришлось сталкиваться с северными племенами. В IV-V вв. с Скандинавского полуострова происходит миграция готов, которые перемещаются на юг. Под их давлением возникает спонтанная реакция, и многие племена сдвигаются со своих мест. Среди всех прочих факторов, огромную роль играл климат. В то время в Европе холодает, исчезают плодородные пастбища, которые уступают место хвойному лесу, негде пасти скот, и варвары двигаются с места. Под давлением готов возникает спонтанная реакция, целый ряд германоязычных племён также отправляются на юг. Одни из них, племена саксов оказываются в Британии, их появление сопровождаются плачевными реакциями. Тамошние племена – бриты враждовали со скотами, и бриты попросили помощи саксов. В 456 году один из вождей саксов Вингист оказывается в Британии, там саксы устраивают своё государство. Седьмой сын Вингиста возвращается обратно на континент, где даёт начало саксонской династии. Также под давлением готов к границам Римской империи приближаются франки, которые жили тремя ветвями (побережные франки, франки рипуарские, племена хаттов). Все ветви наступают на галльские и римские границы. Готы тем временем перебираются через Альпийское нагорье, выходят на южнорусские равнины и оказываются в Крыму. Уже в III веке римская Галлия подвергается нашествия франков и других родственных племён (саксов, вандалов, бунгутов). Спасаясь от этого движения, римляне селят этих варваров на своих землях с правом автономии.

2) Движение с востока на запад. Идёт много споров о первоначальном толчке. Считалось, что этот толчок располагался на востоке, исходя из глубин Амура, где жили гунны. В начале III века они идут через Китай на Запад. Гунны в середине IV века оказываются у Уральского камня, переправляются через Урал и Волгу, и здесь в междуречье Волги и Дона гунны сталкиваются с тюркскими племенами аланов, а далее натыкаются на германский этнос готов. К тому времени изрядно перемешавшись, гунны и аланы изгоняют готов из Крыма, готы оказываются на Балканах. Римляне не имеют ни легионов, ни средств, не ресурсов. Готам даётся право федератов, и они селятся на Балканах, но вскоре восстают (378 год). Но не все племена остаются на Балканах, часть готов под предводительством Алариха идут на Запад и оказываются в Италии. Вскоре готы сокрушают римскую армию и в 410 году становятся хозяевами Рима. Рим не знал врагов у стен своего города почти 1000 лет. Вся римская система, в основе которой лежал геометрический центризм Рима распалась. Аларих грабит Рим, затем идёт на север, где вскоре умирает. Потом в самой Италии учреждают одно из первых варварских королевств – Остготское королевство. Часть готов под влиянием гуннов и аланов продолжили движения и оказались в Галлии. В течении первой четверти V века оказываются в Испании, почти одновременно с ними, с разницей в 10-15 лет в Испанию прибывают германские племена вандалов и тюркские племена аланов, конечную победу одержали готы. Под натиском готов вандалы откатываются на юг Испании, а потом в царствовании своего короля переправляются через Гибралтарский пролив и ищут счастья в Северной Африке. Это событие 420 года важно тем, что от него осталась первая цифровая характеристика, вандалы насчитывали порядка 80 тысяч человек (семьи, жёны, дети, мужчины). Надо сказать, что 3\4 всех варваров умирали в пути. Вандалы временно кочуют в Северной Африке, пока не утверждают королевство Вандалов на развалинах Карфагена. Готы покончили с остатками алан, Пиренейский полуостров становится территорией готского контроля. Эти готы получают термин «вестготы», т.е. западные готы. Сакральная столица вестготов – город Тарета. Под занавес всей этой кровавой истории, в Центральную Европу врываются гунны, их предводитель Аттила на протяжении нескольких лет терроризирует Центральную Европу, он даже сколачивает собственное царство «гуннская империя», несколько раз он пытается захватить Рим. Наконец получает удар – 451 год римский генерал Аэций, сколотив против Аттилы силы германских племён даёт решающий бой ему. Сражение происходит на равнине (Каталавунское сражение), в котором победил Аэций. Аттила умирает, его «империя» рассыпается как карточный домик. На исходе V века франки объединяются и организуют под предводительством своего вождя Хлодвига вторжение в Галлию. Вскоре Галлия становится собственностью франкских вождей. 486 год – битва под Суасном, добавляется королевство Франков. И спустя 100 лет, ещё одно германское племя ланбарды, таким же испытанным путём с севера на юг покоряют Северную Италию. Вполне естественно, что в таких условиях возникает событие – в 476 году Одоакр низложил Августума, последнего римского императора. Эти события происходили в чёткой последовательности, Одоакр мстил за своих родичей. Знаки императорской власти отосланы в Восточную империю. Формально исчезла Западная половина Римской империи, но сама империя продолжала существовать. Римская империя продолжала существовать на Востоке, с центром в Константинополе. Такова судьба романо-германского синтеза. Попытки последних римских императоров что-то сделать ни к чему не привели.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.