Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Укрепляются международные связи (путем династических браков) и повышается международный статус Руси.






Церковный устав Святого Владимира. Устав Владимира – включает 4 раздела:

I – правило о десятине церкви. 1/10 часть отдается церкви от: доходов князя (торговых, земель, вотчин, скота, рыбы). Древнерусская церковь была слаба, следовательно, она содержалась за счет князя. Князь был заинтересован в церкви, большинство верующих – язычники, которые ещё не совсем хорошо понимают новую веру.

II – церковный суд. Должен присутствовать представитель князя. Церковному суду подлежат дела семейные, дела о преступлениях против веры и церкви, дела об оскорблении словом и действием, дела о прелюбодеянии и противоестественном разврате. В основе – византийские правила. Наказывали – ведьмы, принявшие христианство, но осуществляли языческие обряды, оскорблявшие христианскую веру (церковные воры, гробокопатели, еретики).

III – церковные люди, находящиеся в ведомстве РПЦ: духовенство с семьями, паломники, рабы, отпущенные на волю на помин души, престарелые, вдовы, сироты, калеки.

IV – учреждение церковного ведомства: монастыри, больницы и странноприимные дома. Причислялись к церкви больницы и врачи (зелейники, христианские врачи). Первая больница возникла при Киево-Печорском монастыре (псих. больных запирали в темную пещеру). Самое главное – молитва (восходит к учению Тертуллиана). Церковь отвечает за меры и веса (из византийского законодательства).

Церковный Устав князя Ярослава. С одной стороны, Судебник. С другой стороны, кодекс семейного и брачного права. Широко распространен (сохранилось около 90 списков в 6 редакциях). Постановление Ярослава Мудрого и митрополита Иллариона (между 1051-1054 гг.) – подтверждает десятину в пользу церкви. Подтверждал, что церковь занимается семейными и брачными делами. Основные вопросы присоединились до середины 12 века:

• Вопросы оформления и расторжения брака.

• Нарушение норм жизни внутри патриархальной семьи и общины.

• Преступления против чести, здоровья людей.

Первые статьи связывались и не связывались с брачными преступлениями:

• Похищение девушки, изнасилование и «толока» (групповое изнасилование). Могут относить к семейному праву. Санкции: выплата виры (защищали честь более высокого социального статуса). Например, 5 золотых монет за дочь купца и столько же епископу. Чем ниже статус, тем ниже плата.

• О засидевшейся в «девках» девушке (за выдачу отвечал отец или братья, нужно было до 40 лет родить детей). Выдавали замуж с 12 лет, а юношей женили с 15. Если не получалось выдать девушку, то платили штраф. Самый высший возраст: 18-20 лет (после: монастырь, либо остается в невестах, тогда за нее нужно платить боярам - 5 гривен золотых, простым людям – 1 серебра). Не ясно, родовая ли это выплата?

• Покушение девушки на самоубийство – родители несут ответственность. Наказание определял епископ.

• Запрещалось вступать в брак близким родственникам до 4 колена (если оформлен – расторгнуть).

• Проблема расторжения брака (отпуск мужа своей жены на свободу без вины для жены. Он выплачивал деньги за нее: простые – 12 кун серебра, богатые – 2 гривен серебра).

• Вторичная женитьба без оформления развода (оставить старую супругу, вторую отправить в монастырь).

• Двоеженство (сохранялось до конца 11 века). Осужденный выплачивал виру – 20 гривен серебра, оставляли первую жену (венчаную), вторую жену отправлял в монастырь.

• Основание для развода (измена мужа жене, но не совсем понятно, а если наоборот?).

• Устав запрещал разводиться по причине «лихого недуга» (рецидивирующая болезнь).

Второй раздел – нарушение норм внутри большой семьи:

• Групповой и парный брак (неприемлем). Выплачивали виру в фонд церкви. Главная забота церкви – чтобы семья была моногамной.

• Наказывали добрачные связи (особенно женщин).

• Незаконнорожденные дети (пострижение в монастырь).

• Рождение замужней женщиной ребенка на стороне (выкупить женщину).

• Блуд с монахиней (выплата епископу виры, расстрижение из монахинь – 40 гривен серебра)

• Оскорбление, кража имущества (Словесное оскорбление женщины наказывалось как физическое, запрет остригать мужчине голову или бороду, церковь наказывала воров церковного имущества).

Во второй половине 12-13 вв. Устав переработан. К статье о заключении брака добавили сговор родителей невесты и жениха. Сговор («резание сыра» - священный продукт). Если сговор заключен и потом свадьба не состоялась, то выплачивать должен жених и его родители. Рассматривали статьи кражи женой у мужа и тестя. Вина устанавливалась на церковном суде (за вершение суда – 12 гривен). При рождении девушки, сразу же ей готовили «короб» (всякие тряпочки) – приданное. В экономическом плане была ущемлена.

Если замужняя женщина оказывается волхвой, зелейщицей, муж должен отдать митрополиту деньги, если будет повтор – отправлена в монастырь. Обязательные основания для расторжения брака:

• Супруге известно о заговоре против князя, а мужу не сообщает.

• Прелюбодеяние, подтвержденное мужем или свидетелями.

• Покушение на жизнь супруга.

• Встречи с чужими людьми жены (застолья и прочие гости).

• Если жена будет подстрекать мужа на кражу или сама украдёт и передаст другим, или же, услышав о чьём-либо желании обокрасть церковь, не объявит об этом мужу

• Если жена, узнав о заговоре против мужа, не предупредит его об этом.

• Различные драки и преступления. Дела о драках между женщинами и мужчинами.

• Границы прихода между церквями.

• Взаимоотношения христиан с людьми другой веры. Запрет принимать пищу от человека другой веры.

Русско-византийские отношения активно развивались ещё до принятия христианства. Нам известны договоры с греками, которые оформляют важные составляющие отношений двух стран.

Договоры Руси с греками (907 г., 911 г.). Договор 907 г. Олег потребовал Дань – по 12 гривен на уключину (ключ: военная единица, воин в ладье, символ дома, т.е. ключ понимается равным человеком), + уклады на города, + довольствие русским послам («слюбное»), + шестимесячное содержание купцам («месячина») + право мыться без помех, + снабдить отправляющихся назад русских едой и снастями. Заключая договор, Олег выступает как победитель и диктует византийцам свои условия. 2 сентября 911 года был подписан более детальный договор. Правда, некоторые исследователи считают, что был только один договор – 911 года. Некоторые исследователи полагают, что договор 907 года был, а другие полагают, что это выжимка из договора 911 года, ибо текст договора 907 года не соответствует формулировке мирного договора, а скорее имеет формулировку записи. В договоре 911 года более детально и конкретно прописаны главы об убийстве, краже, разбое, насилии. В отдельных главах оговорены условия возвращения пленных. Таким образом, устанавливается мирный договор был выгоден для Руси и способствовал развитию русско-византийских отношений. Для окончательного заключения договора Олег и византийский император клянутся.

Договор 911 г. После похода Олега в 907 году на Царьград, был заключён договор между Русью и Византией. Договор 911 года имеет чёткую формулировку, которая соответствует формулировке международных договоров того времени. Олег носит титул великого князя русского, а всё остальные князья ему подчиняются. В формулировке указывается к кому пришло русское посольство (ко Льву и Александру) и зачем (для заключения договора), затем приносятся клятвы друг другу.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.