Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Водоросли используют в биологической очистке воды и как удобрение.






4. Вместе с тем водоросли могут иметь и отрицательное значение. Так, при массовом размножении в водоемах они вызывают «цветение» воды, приводя ее в негодность, загрязняют насосные станции и водопроводы, некоторые виды обрастают днища судов, буи, ухудшая их эксплуатацию.

 

 

9.Место водорослей в современной системе органического мира. Система водорослей: деление на отделы, таксономические признаки. Таксономические единицы.

Таксономические единицы    
Внутривидовые единицы форма разновидность подвид forma varietas subspecies
Основная единица вид species
Надвидовые единицы _подрод род _подсемейство семейство _подотряд отряд _подкласс класс _подтип тип царство* _subgenus genus _subfamilia familia _subordo ordo _subclassis classis _subdivisio, subphylum divisio, phylum regnum
     
НИЗШИЕ РАСТЕНИЯ Thallophyta  
типы сине-зеленые водоросли Cyanophyta*
. золотистые водоросли (хризофиты) Chrysophyta
. диатомовые водоросли Bicillaryophyta
. желто-зеленые водоросли Xanthophyta
. эвгленовые водоросли Euglenophyta
. зеленые водоросли Chlorophyta
подтипы собственно зеленые Euchlorophytina
. конъюгаты Conjugatophytina
особый тип** - Glaucophyta
типы харовые водоросли Charophyta
. пиррофитовые водоросли Pyrrophyta
подтипы криптофиты Cryptophytina
. динофиты Dinophytina
типы бурые водоросли Phaeophyta
. красные водоросли Rhodophyta
особый тип** лишайники Lichenomycota, Lichenes
ВЫСШИЕ РАСТЕНИЯ Cormophyta  
типы моховидные Bryophyta
. папоротникообразные Pteridophyta
. голосеменные Gymnospermae
. покрытосеменные Angiospermae, Anthophyta
классы однодольные Monocotyledonae
. двудольные Dicotyledonae

* В новейших системах сине-зеленые водоросли относятся к доядерным
** В особые типы объединяются сложные организмы, состоящие из подорганизмов разных типов: лишайники состоят из грибов и зеленых (сине-зеленых) водорослей


 

Методы сбора и изучения водорослей. Экология и распространение водорослей.

Водоросли можно собирать с ранней весны до поздней осени, а наземные — на местах, не покрытых снегом, в течение всего года.

Для их сбора необходимо брать банки с широким горлом и хорошо пригнанными пробками, сумку для них, нож, острый скребок, планктонную сетку, пузырек с формалином, коробки или полиэтиленовые мешки для сбора наземных водорослей, писчую бумагу для этикеток, блокнот для записей, карандаш.

Методы сбора и изучения водорослей определяются преж­де всего эколого-морфологическими особенностями предста­вителей различных отделов и экологических группировок.

1.

Сбор фитопланктона. Выбор метода отбора проб фито­планктона зависит от типа водоема, степени развития водорос­лей, задач исследования, имеющихся в наличии приборов, обо­рудования и т.п. С целью изучения видового состава фито­планктона при интенсивном развитии последнего воду доста­точно зачерпнуть из водоема, а при слабом — применяются различные методы предварительного концентрирования микроорганизмов, обитающих в толще воды. Одним из таких методов является фильтрование воды через планктонные сети.

При сборе планктона поверхностных слоев водоема планк­тонную сеть опускают в воду так, чтобы верхнее отверстие сети находилось на расстоянии 5—10 см над поверхностью воды. Сосудом определенного объема черпают воду из поверхност­ного слоя (до 15 — 20 см глубины) и выливают ее в сеть, отфильтровывая таким образом 50— 100 л воды. На крупных водоемах планктонные пробы отбирают с лодки: планктон­ную сеть тянут на тонкой веревке за движущейся лодкой в течение 5—10 мин. Для вертикальных сборов планктона при­меняют сети особой конструкции. На небольших водоемах планктонные пробы можно собирать с берега, осторожно чер­пая воду сосудом впереди себя и фильтруя ее через сеть или забрасывая сеть на тонкой веревке в воду и осторожно вытяги­вая ее. Этот способ дает возможность собирать и нейстонные водоросли (эпинейстон, гипонейстон). Сконцентрированную таким образом пробу планктона, находящуюся в стаканчике планктонной сети, сливают через выводную трубку в заранее приготовленную чистую банку. Сетяные пробы планктона можно изучать в живом и фиксированном состоянии.

Для количественного учета фитопланктона объем проб производится специальными приборами — батометрами — раз­нообразной конструкции.

Сбор фитобентоса. Для изучения видового состава фитобен- тоса на поверхности водоема достаточно извлечь некоторое количество донного грунта и отложений на нем. На мелководь­ях (до 0, 5— 1, 0 м глубины) это достигается с помощью опу­щенной на дно пробирки или сифона — резинового шланга со стеклянными трубками на концах, в который засасывают на- илок. На глубинах качественные пробы отбирают с помощью ведерка или стакана, прикрепленного к палке, а также различ­ными грабельками, «кошками», драгами, дночерпателями, ило- сосами и т.п.

Сбор перифитона. С целью изучения видового состава перифитона налет на поверхности разнообразных подводных пред­метов (галька, щебень, камни, стебли и листья высших расте­ний, раковины моллюсков, деревянные и бетонированные части гидротехнических сооружений и др.) снимают с помо­щью обычного ножа или специальных скребков. Однако при этом гибнут многие интересные организмы; часть их уносится токами воды, разрушаются органы прикрепления водорослей к субстрату, нарушается картина взаимного размещения ком­понентов биоценоза. Поэтому водоросли лучше собирать вме­сте с субстратом, который полностью или частично осторожно извлекают на поверхность воды так, чтобы течение не смыло с него водоросли. Извлеченный субстрат (или его фрагмент) вместе с водорослями помещают в приготовленный для пробы сосуд и заливают лишь небольшим количеством воды из этого же водоема с целью дальнейшего изучения собранного матери­ала в живом состоянии либо 4%-м раствором формальдегида.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.