Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Физическая подготовка.






Муниципальное Бюджетное Образовательное учреждение

Дополнительного образования детей

«Грачевская детско-юношеская спортивная школа»

Принято на педагогическом совете Протокол № 1 от 26 августа 2012 года. «Утверждаю» директор МБОУ ДОД ДЮСШ ____________ Ю.А.Матвеев «26»августа 2012 г.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

По волейболу

Возраст детей 6-18 лет

Срок реализации программы 10 лет

с.Грачёвка

Г.

 

 

Программу разработал авторский коллектив кафедры теории и мето­дики физического воспитания и спорта Московского государственного областного университета в составе:

Ю. Д. Железняк, доктор педагогических наук, профессор, заслужен­ный тренер России и СССР по волейболу, заведующий кафедрой;

А. В. Чачин, канд. пед. наук, мастер спорта СССР по волейболу, доцент кафедры;

Ю. П. Сыромятников, доктор мед. наук, профессор кафедры.

Рецензенты:

С. Ю. Тюленъков, доктор пед. наук, профессор Всероссийского науч­но-исследовательского института физической культуры и спорта;

О. Е. Левочкина, директор Республиканской специализированной детско-юношеской школы олимпийского резерва Министерства образо­вания Российской Федерации;

С. В. Алехина, начальник отдела спортивных школ и училищ олим­пийского резерва Государственного комитета по физической культуре и спорту Российской Федерации;

А. Ю. Лукичева, ведущий специалист отдела спортивных школ и училищ олимпийского резерва.

Волейбол: Примерная программа спортивной подготовки для В67 детско-юношеских спортивных школ, специализированных дет­ско-юношеских школ олимпийского резерва (этапы: спортивно-оздоровительный, начальной подготовки, учебно-тренировочный) [Текст]. - М.: Советский спорт, 2005. - 112 с.

 

ISHN 5-9718-0022-1 © Коллектив авторов, 2005

О Оформление. ОАО «Издательство " Советский спорт"», 2005

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа составлена на основании нормативно-правовых докумен­тов, регулирующих деятельность спортивных школ, в ней отражены ос­новные принципы спортивной подготовки юных спортсменов, результаты научных исследований, опыт работы спортивных школ по волейболу.

Принцип системности предусматривает тесную взаимосвязь содержа­ния соревновательной деятельности и всех сторон учебно-тренировочно­го процесса: физической, технической, тактической, психологической, ин­тегральной, теоретической подготовки; воспитательной работы; восста­новительных мероприятий; педагогического и медицинского контроля.

Принцип преемственности определяет последовательность изложе­ния программного материала по этапам многолетней подготовки в го­дичных циклах, соответствия его требованиям высшего спортивного мастерства. Надо обеспечить в многолетнем тренировочном процессе преемственность задач, средств и методов подготовки, объемов трени­ровочных и соревновательных нагрузок, рост показателей физической, технико-тактической и интегральной подготовленности.

Принцип вариативности предусматривает в зависимости от этапа многолетней подготовки, индивидуальных особенностей юного волей­болиста вариативность программного материала для практических за­нятий, характеризующихся разнообразием тренировочных средств и на­грузок, направленных на решение определенной педагогической задачи.

На основании нормативно-правовых документов, определяющих функционирование спортивных школ, основополагающих принципов построения спортивной тренировки и анализа ранее изданных программ по волейболу определены следующие разделы учебной программы: объяснительная записка; организационно-методические указания; учеб­ный план; план-схема годичного цикла; контрольно-нормативные тре­бования; программный материал для практических и теоретических за­нятий; воспитательная работа; психологическая подготовка; восстано­вительные мероприятия; педагогический и врачебный контроль; инст­рукторская и судейская практика. В программе эти разделы объединены в две части - нормативную и методическую.

Программа служит основным документом для эффективного построе­ния многолетней подготовки резервов квалифицированных волейболис­тов и содействия успешному решению задач физического воспитания детей школьного возраста. В данной программе представлено содержа­ние работы в ДЮСШ и СДЮШОР на трех этапах: 1 - спортивно-оздоро­вительном, 2 - начальной подготовки, 3 - учебно-тренировочном (табл. 1).

Для всех трех этапов программный материал для практических занятий по физической подготовке не дифференцирован по годам многолетней под­готовки; по технической и тактической подготовке он представлен по каж­дому году отдельно, даны примеры объединения упражнений в тренировоч­ные задания, занятия и микроциклы по принципу их преимущественной на­правленности на развитие как отдельных физических качеств, так и комп­лекса качеств, на обучение технике и тактике, совершенствование спортив­но-технического и тактического мастерства (см. табл. 16-20). В отдельных случаях изложение программного материала для практических занятий но­сит характер последовательного описания перечня основных средств под­готовки для решения задач соответствующего года подготовки.

Главная задача спортивной школы заключается в подготовке физи­чески крепких, с гармоничным развитием физических и духовных сил юных спортсменов, в воспитании социально активной личности, гото­вой к трудовой деятельности в будущем. Основным условием выполне­ния этой задачи является многолетняя и целенаправленная подготовка юных спортсменов, которая предусматривает:

- содействие гармоничному физическому развитию, всесторонней фи­зической подготовленности и укреплению здоровья занимающихся;

- подготовку волейболистов высокой квалификации, резерва сбор­ных молодежных и юношеских команд России, регионов, команд выс­ших разрядов;

- повышение тренировочных и соревновательных нагрузок, уровня вла­дения навыками игры в процессе многолетней подготовки до требований в группах спортивного совершенствования и командах высших разрядов;

- подготовку волевых, смелых, дисциплинированных, обладающих
высоким уровнем командной игровой подготовки и бойцовскими каче­ствами спортсменов;

- подготовку инструкторов и судей по волейболу;

- подготовку и выполнение нормативных требований.

Основной показатель работы спортивных школ по волейболу - стабиль­ность состава занимающихся, динамика прироста индивидуальных показа­телей выполнения программных требований по уровню подготовленности занимающихся, выраженных в количественных показателях физического развития, физической, технической, тактической, интегральной и теорети­ческой подготовки (по истечении каждого года), вклад в подготовку моло­дежных и юношеских сборных команд страны, республик, команд высших разрядов, результаты участия в соревнованиях. Выполнение нормативных требований по уровню подготовленности и спортивного разряда - основ­ное условие пребывания занимающихся в спортивной школе. В комплекс­ном зачете учитываются в целом все результаты (более высокие в одних нормативах в известной мере компенсируют более низкие в других).

 

1. НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

Нормативная часть программы содержит основные требования по возрасту, численному составу занимающихся, объему учебно-трениро­вочной работы, по технико-тактической, физической и спортивной под­готовке. Это показано в таблицах 1-9.

Спортивно-оздоровительный этап (СО). Эта форма работы охваты­вает всех желающих, основная задача - укрепление здоровья, физичес­кого развития и подготовленности, воспитание личностных качеств, ос­воение и совершенствование жизненно важных двигательных навыков, основ спортивной техники избранного вида спорта в процессе регуляр­ных многолетних физкультурных спортивных занятий.

Этап начальной подготовки (МП). На этапе начальной подготовки зачисляются учащиеся общеобразовательных школ, желающие заниматься волейболом и имеющие письменное разрешение врача-педиатра. На этапе начальной подготовки осуществляется физкультурно-оздорови­тельная и воспитательная работа, направленная па разностороннюю физическую подготовку и овладение основами техники волейбола, вы­полнение контрольных нормативов для зачисления на учебно-трениро­вочный этап подготовки.

Учебно-тренировочный этап (УТ). Этап формируется на конкурсной основе из здоровых и практически здоровых учащихся, прошедших не­обходимую подготовку не менее одного года и выполнивших приемные нормативы по общей физической и специальной подготовке. Перевод по годам обучения па этом этапе осуществляется при условии выполнения учащимися контрольно-переводных нормативов по общей физической и специальной подготовке.

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 


Содержание и методика контрольных испытаний, включенных в программу

Физическое развитие. Обследование физического развития произво­дится по общепринятой методике биометрических измерений.

Физическая подготовка.

1. Бег 30м. Испытание проводится по обще­принятой методике, старт высокий («стойка волейболиста»).

Бег 30м: 5x6 м. На расстоянии 6 м чертятся две линии - стартовая и контрольная. По зрительному сигналу учащийся бежит, преодолевая расстояние 6 м пять раз. При изменении движения в обратном направле­нии обе ноги испытуемого должны пересечь линию.
Бег 92 м в пределах границ волейбольной площадки. На волей­больной площадке расположить 7 набивных (1 кг) мячей, мяч № 7 на расстоянии 1 м от лицевой линии. Спортсмен располагается за лице­вой линией. По сигналу он начинает бег, касаясь мячей поочередно(№ 1, 2, 3, 4, 5, 6), каждый раз возвращаясь и касаясь мяча за лицевой линией (№ 7). Время фиксируется секундомером.
1. Прыжок вверх с места, отталкиваясь двумя ногами. Для этой цели применяется приспособление конструкции В.М. Абалакова «Косой эк­ ран» или другие, позволяющие измерить высоту подъема общего центра масс при подскоке вверх. Нельзя отталкиваться и приземляться за пре­делами квадрата 50x50 см. Число попыток - три. Учитывается лучший результат. При проведении испытания должны соблюдаться единые тре­бования (точка отсчета при положении стоя на всей ступне, при прыжке с места - со взмахом рук). Из трех попыток учитывается лучший ре­зультат.
Прыжок в длину с места. Замер делается от контрольной линии до ближайшего к ней следа испытуемого при приземлении. Из трех попыток учитывается лучший результат.
2. Метание набивного мяча массой I кг из-за головы двумя руками.
Метание с места. Испытуемый стоит у линии, одна нога впереди, держа мяч двумя руками внизу перед собой. Поднимая мяч вверх, производится замах назад за голову и тут же сразу бросок вперед. Метание сидя. При этом плечи должны быть па уровне линии отсчета (а не ступни ног). Даются три попытки в каждом виде метания. Учитывается лучший ре­зультат.
3.Становая сила. Измерение проводится по общепринятой методике становым динамометром.

 

Техническая подготовка 1. Испытания па точность второй переда­чи. В испытаниях создаются условия, при которых можно получить коли­чественный результат: устанавливаются ограничители расстояния и вы­соты передачи - рейки, цветные ленты, обручи, наносятся линии. При передачах из зоны 3 в зону 4 расстояние передачи 3-3, 5 м, высота огра­ничителей 3 м, расстояние от сетки не более 1, 5м. Если устанавливаются мишени (обруч, «маяк»), их высота над сеткой 30-40 см, расстояние от боковой линии 1 м и 20-30 см от сетки. При передаче из зоны 2 в зону 4 расстояние передачи 5-6 м. Каждый учащийся выполняет 5 попыток: учитываются количество передач, отвечающих требованиям в испыта­нии, а также качество исполнения передачи (передача с нарушением пра­вил игры не засчитывается).

Испытания в передачах сверху у степы, стоя лицом и спиной (чере­дование). Учащийся располагается на расстоянии 3 м от стены, на высо­те 4 м на степе делается контрольная линия - надо стремиться выдержи­вать расстояние от степы и высоту передач. Учащийся подбрасывает мяч над собой и передачей посылает его в стену, выполняет передачу над собой и поворачивается на 180° (спиной к стене), выполняет передачу, стоя спиной, поворачивается кругом, выполняет передачу, стоя лицом к стене и т.д. Передачи, стоя лицом над собой и стоя спиной, составляют одну серию. Учитывается максимальное количество серий. Устанавли­вается минимальное число серий для каждого года обучения.
3.Испытания па точности подач. Основные требования: при ка­чественном техническом исполнении заданного способа подачи по­слать мяч в определенном направлении - в определенный участок пло­щадки. Эти участки следующие: правая (левая) половина площадки, зона 4-5 (1-2), площадь у боковых линий в зонах 5-4 (1-2) размером 6x2 м, в зоне 6 у лицевой линии размером 3x3 м. Каждый учащийся выполняет 5 попыток.
4.Испытания па точность нападающих ударов. Требования в этих испытаниях сводятся к тому, чтобы качественно в техническом исполне­нии произвести тот или иной папа/дающий удар, учащиеся могли доста­точно сильно послать мяч с определенной точностью. При ударах из зоны 4 в зоны 4-5 площадь попадания ограничивается лицевой, боковой ли­ниями и линией нападения, па расстоянии 3 м от боковой. При ударах с переводом площадь ограничена боковой линией и линией, параллельной ей па расстоянии 2 м. Если удар из зоны 4, то в зонах 1-2, при ударах из зоны 2 - в зонах 4-5. Каждый учащийся должен выполнить 5 попыток.
5.Испытания па точность первой передачи (прием мяча). Испы­тания преследуют цель определить степень владения навыками при­ема подачи. Выполняется подача, нацеленная на зону, где располо­жен испытуемый. Только при этом условии идут в зачет попытки. При наличии специального снаряда «мячемета» мяч посылается с его по­мощью. Принимая мяч в зоне 6 (5), учащийся должен направить его через лепту, натянутую па расстоянии 1, 5 м от сетки и на высоте 3 м, в зону 3 или 2. Если мяч выйдет за пределы указанной зоны или заденет сетку, то такая попытка не засчитывается. Вместо ленты можно установить рейку. Очень хорошо установить на площадке обод диа­метром 2 м на высоте 1, 5 м, который и будет служить мишенью. Каж­дому учащемуся дается 5 попыток, для 15-16 лет - 8. Подачи в груп­пах начальной подготовки нижние, с 12-14 лет - верхние, в 15-16 лет -планирующие. Учитываются количество попаданий и качество вы­полнения.

6. Испытания в блокировании. При одиночном блокировании уча­щийся располагается в зоне 3 и в момент передачи на удар выходит в соответствующую зону для постановки блока. Направление удара изве­стно, высота передачи па удар тоже. Дается 5 попыток каждому занима­ющемуся.

Тактическая подготовка. 1. Действия при второй передаче, стоя и в прыжке. Расположение испытуемого в зоне 3 (или на границе с зоной 3). Сигналом служат: зажигание ламп за сеткой (па сетке), положение рук тренера (учащегося) за сеткой, звуковой сигнал (команда, свисток). Мяч первой передачей («мячемет» или игрок) посылается из глубины площад­ки. Сигнал подается в тот момент, когда мяч начинает опускаться вниз. Задания следуют в различном порядке. Даются 6 попыток (примерно поровну в каждую зону). Учитываются количество правильно выпол­ненных заданий и точность передачи с соблюдением правил игры.

2.Действия при нападающих ударах. Нападающий удар или «скид­ка» (передача через сетку в прыжке) в зависимости от того, поставлен «блок» или пет. Блок имитируется специальными приспособлениями (типа«механический блок» и др.).«Блокировать» может партнер, стоя па под­ставке. «Блок» появляется во время отталкивания нападающего при прыжке. Учитываются количество правильно выполненных заданий на точность полета мяча.

3.Командные действия в нападении. В этих испытаниях выявляется умение учащихся взаимодействовать в составе команды. Содержание испытаний составляют действия: прием подачи, вторая передача игро­ком линии нападения или выходящим с задней линии к сетке и нападаю­щий удар одним из учащихся, другие выполняют имитацию удара, окре­стные перемещения в зонах и др. (по заданию). Характер взаимодействии условия испытаний представлены в оценочной таблице. Даются 6 по­пыток. Требования такие же, как при групповых действиях.

Действия при одиночном блокировании. Основное требование в испытаниях - выявить умение в блокировании: выбор места, своевре­менная постановка рук на пути мяча. Надо определить зону, откуда будет произведен удар (четвертая, третья или вторая), направление удара - по диагонали. Дается по 10 попыток в каждом испытании (при­мерно поровну по видам задания). Учитываются количество правильно выполненных заданий и качество блокирования (техническое ис­полнение).

5. Командные действия в защите. Основные требования - команд­ные действия при построении защитных действий по системе «углом вперед» и «углом назад». Нападающая команда чередует действия в нападении: удары из различных зон и в разных направлениях, обман­ные удары и «скидки». Даются 10 попыток в двух расстановках, после 5 попыток игроки передней и задней линий меняются местами. Учиты­ваются количество правильно выполненных действий и ошибки.

Интегральная подготовка. 1. Упражнения па переключение в выпол­нении технических приемов. Первое: нападающий удар - блокирова­ние. Учащийся в зоне 4 (3, 2) выполняет удар определенным способом и в определенном направлении, затем блокирует известные ему способы и направление удара. Один удар и одна постановка блока составляют се­рию. Учитываются точность нападающего удара и качество блокирова­ния. Второе: блокирование - вторая передача. Учащийся блокирует в зоне 3 нападающий удар из зоны 4 в диагональном направлении, после чего выполняет вторую передачу в зону 4 или 2 (стоя спиной) - по зада­нию, снова блокирует. Учитывается качество блокирования и второй передачи. Третье: прием мяча снизу двумя руками - верхняя передача. Учащийся в зоне 2 принимает мяч от скидки из зоны 4 и после этого выполняет верхнюю передачу в зону 4. Учитываются качество приема и точность передачи. В каждом задании необходимо выполнить опреде­ленное количество серий.

2. Упражнения па переключение в тактических действиях. Испыта­ния направлены па то, чтобы выявить умение учащихся перестраивать свои действия в соответствии с требованиями. Даются два упражнения. Первое: учащиеся располагаются в защитной позиции: три у сетки - для блокирования, три - на задней линии. Из зоны 1 игрок выполняет пода­чу, после чего с противоположной стороны игроки выполняют удары из зон 4 и 2 в диагональном направлении (с передачи из зоны 3), затем по команде «доигровка» бросают мяч через сетку со стороны «нападаю­щих». Защищающиеся принимают мяч и первой передачей направляют его игроку задней линии, который выходит к сетке (из зоны 1 или 5) и выполняет вторую передачу кому-либо из трех игроков передней линии. После трех ударов подряд снова блокирование. Выполняются 3 серии, затем линии меняются местами, еще 3 серии: одна подача, два блокиро­вания и три удара в одной серии. Учитываются правильность выполне­ния действий и техническое качество исполнения. Второе - после приема подачи команда разыгрывает мяч в нападении, после чего выполняет защитные действия (блокирует или страхует). По команде «доигровка» выполняет нападающие удары. Выполняются по три серии в двух расстановках. В одной серии: прием подачи, нападающий удар, два защит­ных действия, два нападающих удара. Учитываются количество пра­вильно выполненных заданий и ошибки.

3. Определение эффективности игровых действий. Эффективность игровых действий волейболистов определяется па основании результа­тов наблюдений в календарных и контрольных играх. Для этого приме­няют различные системы записи игр (графически, па магнитофонную лен­ту, видеокамеру и др.).

На каждого занимающегося должны быть данные наблюдений в не­скольких играх - календарных и контрольных, главным образом в со­ревновательном периоде.

Успешное решение задач подготовки резервов волейболистов выс­ших разрядов невозможно без соревновательной практики, без участия в соревнованиях. Каждый занимающийся должен участвовать в опреде­ленном количестве соревнований. В разделах интегральной подготовки указано количество соревнований (игр) па каждый год в системе много­летней подготовки. Этот минимум должен быть обеспечен для каждого занимающегося.

Теоретическая подготовка. Специальные знания проверяются систе­матически при помощи контрольных бесед во время практических трени­ровочных занятий, для чего выделяется время (5-10 мин).

Инструкторская и судейская подготовка. Определяется уровень спе­циальных знаний по методике начального обучения навыкам игры в во­лейбол, методике тренировки, правилам соревнований и их организа­ции. Определяется уровень практических умений и навыков по составле­нию комплексов упражнений по видам подготовки, проведению отдель­ных частей и всего тренировочного занятия, судейства учебных и кален­дарных игр, проведения соревнований.

Эта работа осуществляется па практических текущих занятиях, игро­вых тренировках, контрольных играх и соревнованиях (других команд). Кроме того, проводятся зачетные занятия.

 

2. МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.