Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие конфл и подходы к его изуч. Стр-ра, ф-ции и динамика конфл. Сп разрешения конфл.






Условно выделяют 2 этапа в ист изуч конфликта.

1-й этап. Начало ХХ века - 50-е годы

2-й этап. Конец 50-х годов - н/в.

На первом этапе психологов, интересовали либо последствия конфликтов, либо некоторые из причин, приводящие к нему, но не сам конфликт как системное соц-психолог явление.

- теоретико-игровой подход: основа - построение схемы взаимод в конфликтной ситуации и способов ее разрешения (игра «дилемма узника» (Дойч).

Сторонники этого подхода считают, что конфликты м разрешаться как конструктивным путем, так и деструктивным. Продуктивным считается конфликт, участники кот убеждены, что добились поставленных целей.

- теория организационных систем - альтернатива теории игр (Р. Блейк, Дж. Мутон и К. Томас).

Исследования конфликтологии сосредоточены на решении следующих основных проблем:

— выявление совокупности условий, способствующих принятию конфликтующими сторонами решения приступить к переговорам;

— изучение самого процесса переговоров, когда конфликтующие стороны уже приняли решение идти на поиск взаимных соглашений.

Проблема изуч конфликта состоят из этапов:

- первый период: разрозненный, фрагментарный, прикладной характер. Отсутствовали работы обобщающего характера, необходимые для формирования методологической и теоретической базы изучения конфликта.

- середина 80-х годов сформировалось еще несколько подходов к изучению конфликта: деятельностный; личностный; организационный.

Среди отечест ученых изучением конфликта занимались Бабосов, Вишнякова, Шейнов.

Основные практ подходы к изучению конфликта:

- экспериментальное конструирование конфликта в лабораторных условиях. За основу берутся конфликтные игры и их модификации.

- личностные опросники и тесты, различные варианты социометрии. Конфликт изучается через напряженность во взаимоотношениях, предрасположенность к агрессивному поведению различных лиц, наличие микрогрупп с отрицательной направленностью.

- исторический (ретроспективный). Описание конкретных конфликтных ситуаций, уже имевших место. Воссоздается социально-психологическая картина конфликта.

Для обеспечения результативности исследования конфликтов важно использовать общенаучные принципы их изучения:

- принцип развития: требует при изучении конфликтов выявлять тенденции их эволюции.

- принцип всеобщей связи: необходимо стремиться исследовать max кол-во существенных связей конфликта с другими явлениями и между его подструктурами.

- закон единства и борьбы противоположностей показывает внутр источник развития конфликтов.

- закон перехода количеств изменений в качеств раскрывает способ эволюции и динамики конфлик.

- закон отрицания отрицания: дает прогноз направления развития конфликтов.

- парные категории диалектики: материальное и идеальное, время и пространство, качество и кол-во и т.п. позволяют определить общий подход к изучению конфликтов.

- принцип диалектического единства теории, эксперимента и практики раскрывает диалектику движения знания к истине и определяющую роль практики в процессе познания.

- принцип системного подхода ориентирует конфликтолога в методологии развития того или иного конфликта.

- принцип конкретно-исторического подхода: необходимость учета в процессе изучения конфликтов всех конкретных условий их развития.

- принцип объективн: требует минимизировать влияние личных и групповых интересов, установок, др субъективных факторов на процесс и результаты исследования конфликтов.

- принцип междисциплинарности, ориентир-щий на широкое использов достижений всех отраслей конфликтологии;

- принцип преемственности, требующий максим полного знания всего основного, что сделано по проблеме конфликта;

- принцип эволюционизма, ориентирующий на учет основных закономерностей эволюции конкретных видов конфликтов при их исследовании;

- принцип личностного подхода: необходимость выявления и учета конкр личностных особенностей конкр людей, выступающих центральным звеном конфликтов всех без исключения уровней;

- принцип поиска скрытого содержания конфликтов: изучение доступной инфо и скрытых, глубинных причин конфликтов.

Системный подход в изучении конфликтов.

По А.Я. Анцупову и С.В. Баклановскому:

- системно-содержательный (общие подходы);

- системно-функциональный (динамическая составляющая конфликта);

- системно-генетический (выявление движущих сил эволюции и динамики конфликтов);

- системно-информационный (роль инфо в возникновении и завершении конфликта);

- системно-ситуационный (конфликт – это социально обусловленная динамическая система);

- междисциплинарный.

Методы изучения: анализ документов; системно-ситуационный анализ конфликта; анализ деятельности; анализ поведения участников; наблюдение; эксперимент; метод опроса; социометрия; модульный социотест; личностные тесты; математическое моделирование; модели целенаправленного поведения; теоретические модели; имитационные модели.

Стратегия выхода из конфликта (К.Томас):

- соперничество - навязывание другой стороне выгодного для себя решения.

- компромисс - желание оппонентов завершить конфликт частичными уступками.

- приспособл или уступка - вынужден или добровольн отказ от борьбы и сдача своих позиций.

- уход от решения проблемы или избегание - попытка выйти из конфликта при миним потерях.

Структура конфликта: объект конфликта, участники конфликта, социальная среда, условия конфликта, субъективное восприятие конфликта и его личностные элементы.

Динамика конфликта:

- возникновение объективных противоречий;

- осознание конфликтной ситуации;

- переход к конфликтным действиям;

- разрешение конфликта.

4.П БСГ. Виды БСГ. Стих гр и методы возд в них. П общес движений, соц кл, этнич гр.

Виды социальных групп по численности:

- малые, где небольшое число членов;

- большие (крупные) — количественно не ограниченная социальная общность, имеющая устойчивые ценности, нормы поведения и социально-регулятивные механизмы (партии, этнические группы, производственно-отраслевые и общественные организации).

Понятие группы в гуманитарных науках:

1. Произвольное объединение людей по какому-либо признаку – производится условно, исследователями,

2. Реально существующее образование людей, объединенных общим признаком, деятельностью и т.д., участники осознают принадлежность к группе.

Основные характеристики групп: композиция (состав, описание членов группы); размер; структура (коммуникации, распределение власти); групповые процессы (динамика групповых норм, ценностей, целей); статус личности в группе, статус этой группы в более широкой системе социальных отношений; роль (реальные функции, заданные индивиду группой); система групповых ожиданий; «мы-чувство» (потребность человека отделить одну общность от другой).

Виды и характеристика БСГ:

- целевые: созд для выполнения опред деят-ти;

- территор (местные) образуются на основе связей, сложившихся на основе близости места проживания;

- общество - самая крупная социальная группа.

- интеллигенция, служащие, представители ум и физ труда, население города и деревни.

I - Стих возникш гр (толпа, публика, аудитория).

- Сложившиеся в ходе истор развития общества. Они долговременные и устойчивые.

II Критерий - Х межгр и внутригр соц связей.

- связи людей, существующие независимо от сознания и воли этих людей.

- группы, которые возникают в результате сознательного объединения людей.

III По времени существования:

- случайно, стихийно возникшие;

- долговременные, устойчивые.

IV По примеру классификации малых гр можно говорить об условных и реальных гр (признак контактности взаимодействия).

V Откр и закр.

Средства коммуникации БГ формируют общественное мнение — гр устремления и чувства; ведут пропаганду, побуждая членов гр к опред ценностным ориентациям и действиям.

Стих гр и массовые движения - кратковременное объединение большого числа лиц, часто с весьма различными интересами, по какому-то определенному поводу, которое демонстрирует некие совместные действия.

Основной фактор формирования стихийных групп - общественное мнение (толпа, масса, публика).

Здесь возникает стихийная передача инфо (вначале официальная, а затем неофициальная, самовоспроизводящиеся слухи и сплетни). В результате ситуация общения характеризуется тем, что личность действует практически без ощущения личного контроля над ситуацией. Утрачивается необходимость собственной интерпретации получаемой инфо, происходит групповое стимулирование действий.

Типы стихийных групп:

Толпа – образуется на улице по разным поводам, длительность определяется значимостью события. Толпа имеет свойство возбуждаться, переходить к действиям, эмоциональный накал при этом возрастает.

Масса – более стабильное образование, имеющее довольно нечеткие границы. Цели и поведение массы более четкие и продуманные (митинг)

Публика – элемент стихийности выражен меньше. Имеется общая цель.

Способы воздействия в стихийных группах

Заражение (религиозные экстазы, массовые психозы) – бессознательная невольная подверженность индивида определенным психическим состояниям. Осуществляется через передачу эмоционального состояния.

Внушение (эмоционально-волевое воздействие) – целенаправленно и аргументировано. Это передача инфо. Человек, осуществляющий внушение- суггестор, находящийся под внушением – суггерент, само внушение - суггестия, сопротивление внушению – контрсуггестия.

Убеждение – использование логического обоснования в передаче инфо, т.е. не м.б. осуществлено без активного участия воспринимающего.

Внушение-заражение: происходит сопереживание общего ПС.

Подражание – воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения. Концепция подражания (Тард): основным принципом существования и развития общества является подражание, в результате него возникают нормы и ценности.

Основные признаки толпы: ​ многочисленность; ​ высокая контактность; эмоциональная возбужденность; неорганизованность (стихийность); неустойчивость цели.

Виды толп:

Пассивные (спокойные) - отсутствие эмоционального возбуждения (встречающие на вокзале заранее ожидают приходящий поезд).

Активные - всякая толпа, находящаяся в состоянии разной степени эмоционального возбуждения.

В агрессивной: накапливается психическое напряжение людей, основанное на возможных чувствах фрустрации, отчаяния, гнева и др.

Панические толпы: полная утрата всякой организации; поведение людей походит на механические, автомат совершаемые действия.

Спасающиеся т-пы поддаются некот организации.

Стяжательская — это скопление чрезвычайно активно действующих и нацел на грабеж людей.

Толпы мб демонстрирующими - выражающими свое отнош к каким-либо соц событиям.

Псих особенности поведения человека в толпе

- Снижение самоконтроля (интернальности).

- Деиндивидуализация: постепенно приходят к одному и тому же уровню психологических проявлений в поведении.

- Неспособность удерживать внимание на одном и том же объекте.

- Особенности переработки инфо - человек в толпе легко воспринимает разнообразную инфо, быстро перерабатывает ее и распространяет, при этом совершенно непроизвольно искажая, порождая слухи.

- Повышенная внушаемость (обещания политиков на выборах).

- Повышенная физическая, психофизиологическая и психическая активация.

- Нетипичность, необычность поведения.

Слухи — это форма искаженной инфо о значимом объекте, циркулирующей в БГ в условиях неопределенности и социально-психологической нестабильности.

Функции слухов:

·​ удовлетворяют естественную соц потребность человека в познании окружающего мира;

·​ делают соц среду для человека субъективно более ясной, понятной;

·​ регулируют его поведение;

·​ функция предвосхищения социальных событий;

Стратегия профилактики слухов:

·​ добиваться высокой степени информированности больших диффузных групп о наиболее важных для них событиях;

·​ снижать значимость социальных объектов, событий вокруг которых прогнозируется возникновение слухов;

·​ создавать условия политической, экономической, межнациональной стабильности и устойчивости развития;

·​ когда слухи уже возникли, важно выяснить их причины и после этого проводить разъяснит работу;

·​ необходимо выявлять распространителей слухов и нейтрализовывать их влияние на группу и др.

Психология паники. Характеристики:

·​ возникает, в группах большой численности (толпе, многочисленной диффузной группе);

·​ вызывается чувством бесконтрольного (неуправляемого) страха, основанного на реальной или мнимой угрозе;

·​ это чаше всего стихийно возникающее, неорганизованное состояние и поведение людей;

·​ характерна поведенческая неопределенность (состояние растерянности, неясности как себя вести).

Факторы возникновения:

·​ Предпаническая. Общая психологическая атмосфера тревоги и неуверенности большой группы людей в случаях опасности или в результате продолжительного периода переживания негативных эмоций и чувств (жизнь под регулярными бомбежками и т. п.).

·​ Н аличие возбуждающих и стимулирующих панику слухов.

·​ Н аличие предрасположенности к панике у так называемых паникеров.

·​ Паника возникает при стечении общих и разнообразных частных и конкретных условий жизни БГ в каждый конкретный период времени.

Этническая группа, или этнос — исторически сформировавшаяся на определенной территории устойчивая социальная общность, обладающая стабильными особенностями культуры, языка, психического склада, поведенческих особенностей, сознанием своего единства. Они могут утратить единство территории, но сохраняют язык, нормы поведения, обычаи, привычки, культуру. На высшей стадии развития многие этносы образуют — нацию.

В П этнических общностей выделяются псих склад этноса, его характер, темперамент, нравы, обычаи, устойчивые этнические чувства.

Общественные кл - это общественное разделение труда, дифференциацией соц функций, вычленением организаторской и исполнительской деятельности. Различие между кл проявляется в их образе жизни, соц-псих складе, типичных эталонах поведения.

5.Изучение МГ в СП. Динам процессы в МГ.

МГ - это не многочисленная по составу группа, участники которой объединены общей социальной деятельностью и находящиеся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов.

Границы малой группы: 2 и 7

- нижняя граница: диада или триада;

- верхняя: 7±2, с заданными общественными отношениями в конкретном размере.

Классификация:

- первичные; вторичные (Кули).

- формальные; не формальные (Мэйо).

- членство; референтные группы (Хаймен).

- условные, реальные (Андрреева).

Основные направления исследования:

1.социометрическое (изучение эмоциональных отношений) (Морено);

2.социологическое (концепция Мейо, 1928) - выявить внутри формальной группы структуру неформальных отношений и использовать ее в интересах организаций.

3.школа групповой динамики (Левин, 1950) - система симпатий и антипатий индивида не совпадает с рамками макроструктуры, а ближайшим окружением оказываются люди, неприемлемые для него в психологическом отношении. Следовательно, достаточно только перестроить макроструктуру в соответствии с микроструктурой, и конфликты исчезнут.

Термин " групповая динамика " может быть употреблен в трех различных значениях:

- школа К.Левина;

- обозначение определенных методик, которыми можно пользоваться при изучении МГ, которые были разработаны в школе Левина;

- совокупность динамических процессов, которые одновременно происходят в группе в какую-то единицу времени и знаменуют собой движение группы от стадии к стадии, т.е. ее развитие.

Важнейшими динамическими процессами являются:

- процесс образования МГ;

- процессы групповой сплоченности, лидерства и принятия групповых решений;

- групповая жизнь, возникающая при развитии совместной деятельности;

- процессы образования коллектива – в социально-психологическом разрезе.

Лидерство – процессы неформального управления. Связано с понятием группового статуса. Формальное управление – руководство. Стили лидерства (Левин): авторитарный, демократический, либеральный.

Теории происхождения лидерства:

- Теория черт - концентрирует свое внимание на врожденных качествах лидера.

-Ситуационная теория. Лидерство - продукт ситуации.

- Системная теория лидерства. Лидер - субъект управления процессом.

- Ц енностный обмен (Кричевский) - механизм выдвижения лидерства по принципу: я - группе, группа – мне.

 

Групповое давление - э то фиксированное наличие конфликта между мнением индивида и группы и разрешение его в пользу группы.

Мера конформности - мера подчинения группе, когда противопоставление мнений субъективно воспринималось как конфликт.

Причины конформности: личностные особенности (низкая самооценка и т.п.); -низкий интеллект; ситуация эксперимента; состав группы; значимость ситуации.

Три типа поведения: внутригр внушаемость (бесконфликтное принятие мнения гр); конформность (внешнее согласие при внутреннем несогласии); коллективистическое самоопределение (сознательная солидарность с оценками и задачей группы).

Дойч и Джералд " Информационная теория конфомности"

2 вида группового влияния:

- нормативное (давление оказывает большинство, его мнение воспринимается членами группы как норма)

- информационное (давление оказывает меньшинство и член группы рассматривает его как информацию, на основе которой он сам должен осуществить выбор)

Групповая сплоченность - социометрическое направление: зависит от того насколько высок процент выборов, основанных на взаимной симпатии.

Групповые решения: сдвиг риска, или групповая поляризация.

Процесс принятия группового решения тесно связан с проблемой лидерства и руководства. Наиболее исследована роль групповой дискуссии, предшествующей принятию группового решения. Эта проблема, была изучена Левиным.

Были выявлены две важные закономерности:

1) групповая дискуссия позволяет помочь участникам увидеть разные стороны проблемы, уменьшить их сопротивление новой инфо;

2) если решение инициировано группой, то оно является логическим выво​ дом из дискуссии.

Преимущество того или др решения зависит от:

- стадии принятия решения: на фазе нахождения решения индивидуальное решение более продуктивно, на фазе разработки (доказательства правильности) выигрывают групповые.

- «группомыслие» (И. Джанис), - стиль мышления людей, где стремление к единомыслию важнее, чем реалистичес​ кая оценка возможных вариантов принятия правильного решения.

Лидерство и руководство, различия:

- Лидер – регулирует межличностные отношения в группе; Руководитель – регулирует официальные отношения в социальной организации;

- Лидерство констатируется в условиях микросреды; Руководство – элемент макросреды;

- Лидерство – стихийное; - Руководство – назначается;

- Лидерство – менее стабильное влияние, чем у руководства; Наличие санкций у руководителя;

- Лидер принимает решения группы деятельности, руководителю сложнее;

- У лидера сфера деятельности – малая группа, у руководителя – шире;

Лидер – это член МГ, который выдвигается в результате взаимодействия членов группы, при решении конкретной задачи.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.