Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общ и межл отнош. Общ как коммуникация, интеракция и соц перцепция. Фор и нефор общ.






Отношения – это взаиморасполож объектов и их свойств.

Общественные отношения – это взаимосвязи между соц общностями или их представителями, возникающие в процессе совместной деятельности (кооперация, конкуренция).

Межличностные отношения – это отношения между субъектами взаимодействия или совместной деятельности, с учетом их формальных социальных характеристик и психологически-личностных особенностей.

Социальная роль – это то поведение, которое ожидается от человека, партнерами по общению, в порядке выполнения им его социальных функций в определенном месте, при определенных обстоятельствах.

Межличностная роль – это то поведение, которое ожидается от человека партнером общения, согласно установившимся между ними отношениями.

Внутригрупповые роли – это то поведение, которое ожидается членами группы, в которую он входит, в соответствии с репутацией, приобретенной в этой группе.

Общение - способ связи (обмена инфо) между взаимодействующими индивидами, стремящихся к достижению взаимопонимания (воспринимающих друг друга определённым образом).

Это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов, между людьми, порождаемый потребностями во взаимодействии и включает в себя:

- восприятие и понимание партнерами друг друга;

- обмен инфо;

- реализация взаимодействия.

Структура общения:

1. Коммуникативный аспект - обмен инфо между общающимися людьми.

2. Интерактивный аспект - организация взаимодействия между общающимися людьми, т.е. обмен действиями.

3. Перцептивный аспект - восприятие и познание др. др. партнёрами по общению и установление взаимопонимания.

Перцептивный аспект общ (восприятие). Соц перцепция – термин ввел Брунер.

Суть концепции: соц детерминированность, процесс восприятие субъектом соц объектов.

В качестве субъектов могут выступать, как отдельные личности, так и социальные группы.

Механизмы социальной перцепции: - идентификация – рациональная (отожествление и понимание);

- эмоциональная понимание других, на основе сочувствия к ним.

Эффекты социальной перцепции:

- галоэффект (эффект ареола) – при восприятии незнакомого человека, его образ вытраивается в некую предшествующую инфо окружающего его ареола.

- эффект стериотипизации – это построение образа воспринимаемого объекта на основе уже существующего устойчивого представления у какой-либо социальной категории, к которой мы причисляем данный объект.

Содержание социальной перцепции:

- казуальная атрибуция – приписывание воспринимаем субъектом причин поведения другого, как объекта, в условиях недостаточности инфо о нем.

- межличностная аттракция – обмен инфо, между субъектами общения.

Коммуникативное общение: Характеристики человеческой коммуникации:

1. В коммуникативном процессе происходит не просто обмен инфо, а активный обмен, каждый участник коммуникации предполагает активность в своём партнёре (ориентируется на его мотивы, установки, цели).

2.Обмен инфо предполагает воздействие на поведение партнёра – это критерий успешности коммуникации.

3.Коммуникативное влияние возможно только когда человек, направляющий инфо, и человек, получающий её, имеют сходную систему кодификации и декодификации.

4.В условиях человеческой коммуникации могут возникать коммуникативные барьеры, которые носят социальный или психологический характер.

Схема коммуникативного общения: ШУМ – в центре (отношение между двумя индивидами; партнеры могут влиять друг на друга; общий язык; могут возникать барьеры).

Средства коммуникации: речь (передача инфо по средством знаков) – вербальная (речь) и невербальное (оптико-кинетическое; пара и экстралингвистическое; организация пространства и времени коммуникативного процесса; визуальный контакт) общение.

Интерактивное общение:

Итеракция - это взаимодействие, взаимное влияние людей или воздействие групп друг на друга как непрерывный диалог.

В СП Дж. Мида, интеракция — непосредственная межличностная коммуникация («обмен символами»), важнейшей особенностью которой признается способность человека «принимать роль другого», представлять себе (ощущать), как его воспринимает партнер по общению (или группа).

Коммуникация Дж. Мида: фаза взаимонаправленности; взаимоотражения; взаимоинформирование; взаимоотключение.

Стили взаимодействия

- ритуальный – чаще всего задается культурой

- манипулятивный – партнер рассматривается только как средство удовлетворения потребностей

- гуманистический – партнеры ориентированы на сближение целей, рассматривают друг друга как субъекты.

Типы взаимодействия:

- кооперация – организация совместных действий, которая является позитивной для обоих участников.

- конкуренция – удовлетворение интересов одного участника за счет проигрыша другого.

Стили взаимодействия по К.Томасу - определяется тем, насколько субъект (действуя активно или пассивно) стремится удовлетворить собственные интересы и насколько он (действуя индивидуально или совместно) стремится удовлетворить интересы другого.

Виды общения:

- формальное - общение, обусловленное социальными функциями, регламентированное по содержанию и по форме.

- неформальное - наполнено субъективным личностным смыслом, обусловлено теми личностными отношениями, которые установились между партнерами. Высшие формы неформального общения - любовь и дружба.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.