Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Окончание учебного года






 

Как и День знаний, празднование окончания учебного года относится к специфическим школьным мероприятиям. Этот праздник не имеет статуса государственного и не носит обязательного характера. Тем не менее, он заслуживает внимания, особенно в первые годы обучения в школе.

Отмечают окончание учебного года в конце весны, перед уходом на летние каникулы. Это позволяет объединить в одном мероприятии окончание учебного процесса и встречу лета. Впрочем, основной упор следует делать всё‑ таки на учёбе – на том, что дети узнали нового за прошедший учебный год, чему научились и чему им ещё предстоит научиться.

 

Сценарий праздника «Прощание с букварём» (для 1 класса)

 

Первоклассники заходят в класс и рассаживаются по своим местам. Ведёт праздник учительница.

Учительница. Дорогие ребята! Уважаемые взрослые! Сегодня для всех нас необычный день: мы прощаемся с первым классом. Ещё совсем недавно вы, ребята, впервые переступили порог школы. А теперь уже умете читать, писать, считать и знаете много новых и полезных вещей. Первый класс позади. А ведь это только начало, первый шаг во взрослую жизнь. И шаг этот, ой, какой трудный!

Ученица.

 

Самый трудный первый класс,

Всех труднее первый класс,

Потому что…

 

Дети (хором). В первый раз!

Учительница. За этот год вы научились многому, но главное – читать. Ученик.

 

Учили с вами мы, друзья,

Весь алфавит от А до Я…

Большая сила в буквах есть,

Когда мы можем их прочесть!

 

Ученица.

 

Я бросила куклу – играть не хочу.

Мне некогда очень: я буквы учу.

Из них я сама составляю слова.

Из них написала «трава» и «дрова».

Дрова – на траве, трава – на лугу.

Теперь, как большая, – читать я могу.

 

Ученик.

 

Как хорошо уметь читать!

Не надо к маме приставать,

Не надо бабушку трясти:

«Прочти, пожалуйста, прочти!».

Не надо умолять сестрицу:

«Ну, прочитай ещё страницу!».

Не надо звать, не надо ждать,

А можно взять и прочитать!

 

Учительница. И кто же помог вам научиться читать?

Дети (с подсказки взрослых). Букварь!

Учительница. Конечно, букварь! Все первоклассники нашей большой страны получили первого сентября буквари. Каждая девочка и каждый мальчик прочитали в букваре свои первые слова.

Внезапно раздаётся стук в дверь.

Учительница (удивлённо). Кто бы это мог быть? Вроде бы все мои ученики на месте.

Входит букварь, которого играет взрослый. На груди у него написано " Букварь".

Букварь.

 

Вот и я, мои друзья!

Рад вам, рад вам очень я!

Попробуйте отгадать: кто я?

 

Дети. Букварь!

Букварь. А как вы догадались?

Дети. Прочитали надпись на твоей груди!

Букварь. А, так вы уже умеете читать! Восхитительно! Значит, я вам больше не нужен. Но мне показалось, что вы говорили обо мне…

Учительница. О тебе, букварь, о тебе! И о том, как много ты сделал для наших ребят.

Букварь. Да… Я пришёл к вам первого сентября и, несмотря на то, что больше вам не нужен, останусь с вами на всю жизнь. Я буду напоминать вам о первом школьном годе, о первом школьном звонке, о самой первой вашей ступеньке к вершинам знаний.

 

Я, букварь, учу читать.

Меня никак нельзя не знать!

Меня изучишь хорошо –

И сможешь ты тогда

Любую книжку прочитать

Без всякого труда.

А в книгах есть про всё,

Про всё: про реки и моря,

И что у неба нет конца,

И круглая земля,

Про космонавтов, к облакам

Летавших много раз,

Про дождь и молнии, и гром,

Про свет, тепло и газ…

 

Учительница. Дорогой букварь! Мы тебе всегда рады. Будь сегодня на нашем празднике самым желанным гостем!

Ученик.

 

Мы смешными малышами

Прибежали в первый класс.

Нам букварь с карандашами

Подарили в первый раз.

 

Ученица.

 

С этой книжкой самой первой

Каждый путь свой начинал,

Чтоб пройти маршрутом верным

На заветный перевал.

 

Букварь. Ой, спасибо, за приглашение и добрые слова! Я с удовольствием останусь на вашем празднике. Но, чур, с одним условием!

Учительница. С каким?

Букварь. Порадуйте меня своими знаниями. Покажите, что вы, действительно, знаете все буквы и умеете читать.

 

Буквы – значки, как бойцы на парад,

В чётком порядке построены в ряд.

Каждый в условленном месте стоит,

И называется всё…

 

Дети (хором). Алфавит!

Букварь предлагает ребятам разобрать таблички с буквами алфавита, которые он принёс с собой. Каждый ребёнок берёт по одной букве и прикрепляет табличку себе на грудь. После этого букварь просит первоклассников построиться в том порядке, в каком идут буквы алфавита.

Первым становится ребёнок с буквой " А" на груди.

Букварь.

 

Аист с нами прожил лето,

А зимой гостил он где‑ то

 

Далее идёт ребёнок с буквой " Б". Учительница.

 

Бегемот разинул рот,

Булки просит бегемот.

 

Третьей становится буква " В". Букварь.

 

Воробей просил ворону

Вызвать волка к телефону.

 

Все остальные ребята выстраиваются друг за другом в соответствии с буквами алфавита. Каждую следующую букву букварь или учительница представляют подходящим двустишием:

 

Гриб растёт среди дорожки,

Голова на тонкой ножке.

 

Дятел жил в дупле пустом,

Дуб долбил, как долотом.

 

Ель на Ёжика похожа:

Ёж в иголках, ёлка – тоже. (Выходят сразу две буквы – " Е" и " Ё".)

 

Жук упал и встать не может,

Ждёт он, кто ему поможет.

 

Звёзды видели мы днём

За рекою над Кремлём…

Иней лёг на ветви ели,

Иглы за ночь побелели.

 

Завязался в узел Йог,

А распутаться не смог.

 

Кот ловил мышей и крыс,

Кролик лист капустный грыз.

 

Лодки по морю плывут,

Люди вёслами гребут.

 

Мёд в лесу медведь нашёл, –

Мало мёду, много пчёл.

 

Носорог бодает рогом.

Не шутите с носорогом!

 

Ослик был сегодня зол:

Он узнал, что он – осёл.

 

Панцирь носит черепаха,

Прячет голову от страха.

 

Роет землю старый крот –

Разоряет огород.

 

Спит спокойно старый слон –

Стоя спать умеет он.

 

Таракан живёт за печкой, –

То‑ то тёплое местечко!

 

Ученик учил уроки –

У него в чернилах щёки.

 

Флот плывёт к родной земле.

Флаг на каждом корабле.

 

Ходит по лесу хорёк,

Хищный маленький зверёк.

 

Цапля, важная, носатая,

Целый день стоит, как статуя.

 

Часовщик, прищурив глаз,

Чинит часики для нас.

 

Школьник, школьник, ты силач:

Шар земной несёшь, как мяч!

 

Щёткой чищу я щенка,

Щекочу ему бока.

 

Все глядят на твёрдый знак:

Не прочесть его никак.

 

И вздыхает Бык: – Увы,

Нету слов на букву " Ы"!

 

Из лесов пришел олень.

На странице слово – «пень»,

Но олень читает «пен»,

Вместо «тень» читает «тен».

Тут поднялся смех и гомон:

С мягким знаком не знаком он!

 

Эта кнопка и шнурок –

Электрический звонок.

 

Юнга – будущий матрос –

Южных рыбок нам привёз.

 

Ягод нет кислее клюквы.

Я на память знаю буквы.

 

Учительница. Как видишь, букварь, сегодня у нас на празднике присутствуют все 33 буквы русского алфавита.

Букварь. Вижу, вижу! Но знают ли сами буквы, кто они?

 

Ну‑ ка, гласные, друзья,

Встаньте слева от меня!

 

Дети, у которых на груди написаны гласные звуки, встают и становятся слева от букваря.

Букварь.

 

Теперь, согласные, друзья,

Встаньте справа от меня!

 

Дети, у которых на груди – согласные звуки, встают справа от букваря.

В стороне остаются стоять дети с буквами " Ъ" и " Ь".

Букварь (обращается к ним). А вот и буквы, которые не обозначают звуков!

 

Мягкий знак и твёрдый знак

Разговаривают так:

 

Твёрдый знак. Сколько я пирожных съем?

Букварь. Мягкий знак ответил…

Мягкий знак. Семь!

Букварь. А теперь, буквы, внимание! Начинается серьёзное испытание. Я буду говорить вам слова, а вы должны будете их сложить. Для этого нужным буквам, присутствующим в названом слове, придётся встать в нужном порядке.

Букварь называет слова, а ребята выстраиваются в нужном порядке. Слова следует подбирать такие, чтобы каждая буква в данном слове присутствовала только единожды. Например: школа, учёба, портфель, ученик, осень, весна, игра и т. д. Последнее слово – " букварь". Букварь.

 

Вот вам ещё одно задание.

С вами нам пришёл черёд

Сыграть в игру «Наоборот».

Скажу я слово «Высоко»,

А вы ответите мне: «Низко».

Скажу я слово «Далеко»,

А вы ответите мне…

 

Дети. Близко! Букварь.

 

Скажу я слово «Потолок»,

А вы ответите мне…

 

Дети. Пол! Букварь.

 

Скажу я слово «Потерял»,

А вы ответите…

 

Дети. Нашёл!

Букварь.

 

Произнесу я слово «Трус»,

А вы ответите…

 

Дети. Храбрец! Букварь.

 

Теперь «Начало» я скажу.

Ну, отвечайте же!

 

Дети. Конец!

Букварь. Ай да, молодцы!

Учительница. Ребята, мы закончили читать свою первую учебную книгу – букварь, и сегодня прощаемся с ним, как с добрым другом.

 

Сегодня, друзья, мы сюда собрались,

Чтоб доброе слово сказать

Тому, кто был другом,

Кто каждый свой час

Молчал, но учил нас трудиться.

Вначале он буквы свои показал,

Теперь мы читаем страницы.

 

Ученик.

 

Беру букварь в последний раз,

Несу букварь в просторный класс.

И дорогому букварю

Я говорю: «Благодарю!».

 

Ученица.

 

Ты – книга первая моя.

Теперь читать умею я.

На свете книжек много есть,

Все книги я смогу прочесть!

 

Учительница.

 

Мы все, букварь, сказать хотим:

За всё тебя…

 

Дети (хором). Благодарим!

Букварь прощается с первоклассниками и уходит.

 

Сценарий праздника «Парад школьных предметов» (для 2 класса)

 

Действующие лица (взрослые):

ведущий,

Грамматика,

Математика,

Физкультура.

 

Ведущий. Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые взрослые! Сегодня у нас особый день. Мы с вами собрались, чтобы сказать школе «До свиданья!». На целых три месяца школа опустеет, и все учителя пойдут отдыхать. Отдыхать будете и вы. На протяжении всего года вы трудились, учились. Кто больше, кто меньше; кто лучше, кто хуже. Но всё равно для всех это был трудный год! И сегодня мы собрались, чтобы показать своим родителям, чтo вы узнали за этот год и какие предметы изучили?

Под музыку в помещение входит Грамматика и вслед за ней Математика.

Грамматика и Математика. Здравствуйте!

Ведущий. Здравствуйте, дамы! Разрешите узнать, кто вы?

Грамматика.

 

Я – очень важная наука Грамматика!!

Без грамматики, друзья,

Вам прожить никак нельзя!

Я трудна, но без меня,

Жизнь была б совсем плоха!

 

Математика (гордо).

 

А я – царица наук Математика!

Как наука, я сложна,

Но скажу с почтением:

Математика нужна

Всем без исключения!

 

Грамматика (пренебрежительно). Не нужнее, чем грамматика!

Математика (оценивающе поглядывая на Грамматику). Ну, это ещё как посмотреть!

Грамматика и Математика затевают спор, кто из них нужнее.

Математика. Вот, например, вы смогли бы сказать, сколько ушей у шести мышей, если бы не умели считать?

Грамматика. Пожалуй, нет… А вы смогли решить хотя бы одну математическую задачку, если бы не умели читать и писать?

Математика. Да, вы правы…

Ведущий. Дамы, дамы, не ссорьтесь, пожалуйста! Вы же видите, что обе нужны и важны! Лучше испытайте наших ребят!

Грамматика. А вот это – с огромным удовольствием! Ребята, я сейчас расскажу вам одну интересную историю, которая приключилась со мной несколько месяцев назад. А вы должны слушать её внимательно, дабы обнаружить слова, которые обычно не употребляются в том виде, в каком они встречаются в этой истории. Как только услышите такое слово, поднимайте руку вверх!

 

Побывала я однажды в стране,

Где исчезла частица «не».

Посмотрела я вокруг с доуменьем:

Что за лепое положенье!

Но кругом было тихо‑ тихо,

И во всём была разбериха,

И на взрачной клумбе у будки

Голубые росли забудки.

И погода стояла настная.

И гуляла собака счастная,

И, виляя хвостом уклюже,

Пробегала пролазные лужи.

Мне навстречу без всякого страха

Шёл умытый, причёсанный ряха,

А за ряхой по травке свежей

Шли суразный дотёпа и вежа.

А из школы, взявшись за ручки,

Чинным шагом вышли доучки.

И навстречу всем утром рано

Улыбалась Царевна Смеяна.

 

Грамматика читает стихотворение медленно и с расстановкой, чтобы ребята успевали обнаружить слова, в которых не хватает частицы «не». Ведущий записывает на доске неправильные слова. Когда Грамматика закончит читать стихотворение, дети должны будут посмотреть на доску и сказать, как следует исправить записанные слова и что они обозначают.

Ведущий. Теперь, уважаемая Математика, ваша очередь задавать вопросы.

Математика. Сколько хвостов у семи котов?

Дети. Семь!

Математика. Сколько носов у двенадцати псов?

Дети. Двенадцать!

Математика. Сколько ушей у шести мышей?

Дети. Двенадцать!

Математика. Сколько лап у пяти медвежат?

Дети. Двадцать!

Математика. Сколько ушек у трех старушек?

Дети. Шесть!

Математика. Сколько всего пальчиков у двух мальчиков?

Дети. Сорок!

Грамматика. А у меня тоже есть задачка про пальчики! Одна одновременно и математическая, и грамматическая. Один мальчик написал о себе так: «Пальцев у меня двадцать пять на одной руке, столько же на другой, да на обеих ногах 10». Как это так?

Грамматика пишет на доске условие задачи.

Математика. Да такого не может быть! Это противоречит всем математическим законам!

Грамматика. Очень даже может быть! Обратите внимание, уважаемая коллега, что задачка является одновременно и математической, и грамматической.

Математика делает вид, что думает над задачкой.

Ответ на задачу: ученик забыл поставить между словами " двадцать" и " пять" двоеточие. Если дети долго не находят правильного решения, то его должна сказать Математика.

Звенит звонок.

Ведущий. Кажется, пришло время перемены!

Ученица.

 

Перемена, перемена!

Лезет 2‑ й " А" на стену.

Очень дружно 2‑ й " Б"

Весь стоит на голове.

Ну, а 2‑ й " Д" и " В"

Восседают на трубе.

 

Пока продолжается перемена, ведущий предлагает ребятам посмотреть сценку «Приключения Буратино».

 

Сценка «Приключения Буратино»

 

Действующие лица (дети):

Буратино,

Мальвина,

пудель Артемон.

Все герои одеты так, как их принято изображать в книжках и кино. Обязательный атрибут Буратино – длинный нос, который можно сделать из бумаги.

Входят Мальвина и Буратино. Мальвина несёт с собой поднос с чайником, чашками, вареньем и пирожными. Мальвина и Буратино подходят к столу. Мальвина наливает в чашечку чай и оглядывает Буратино с головы до ног.

Мальвина. Садитесь, ученик!

Буратино садится, подвернув под себя ногу. После этого он запихивает в рот пирожное, пальцами залезает в вазочку с вареньем и с удовольствием облизывает их. Затем Буратино хватает чайник, пьёт чай прямо из носика, давится и проливает немного чая на стол.

Мальвина. Ученик, вытащите из‑ под себя ногу и опустите её под стол. Не ешьте руками, для этого есть ложки и вилки. И вообще, кто вас воспитывает, скажите, пожалуйста?

Буратино. Когда – папа Карло, а когда – никто.

Мальвина. Теперь я займусь вашим воспитанием, будьте спокойны!

Буратино. Вот так влип!

Мальвина. Артемон!

Вбегает пудель Артемон.

Артемон. Я готов!

Мальвина. Приготовьте стол для занятий!

Артемон убирает посуду со стола, приносит бумагу, карандаши и чернильницу, наполненную чернилами или тушью (можно, просто чёрной водой).

Мальвина. Теперь, ученик, сядьте и положите руки перед собой. Не горбитесь! Сначала мы займёмся математикой…

Буратино корчит недовольную рожу.

Мальвина. Представьте, что у вас в кармане два яблока…

Буратино (подмигнув Мальвине). Врёте, ни одного!

Мальвина. Я говорю, предположим, что у вас в кармане два яблока. Некто взял у вас одно яблоко. Сколько яблок у вас осталось?

Буратино. Два.

Мальвина. Подумайте хорошенько.

Буратино. Два…

Мальвина. Но почему?

Буратино. Не отдам же я Некту яблока! Ни за что! Ни за какие коврижки!

Мальвина. Буратино, у вас нет никаких способностей к математике!.. (Подумав немного.) Лучше займёмся грамматикой – напишем диктант. Возьмите перо и листок бумаги и пишите: «А роза упала на лапу Азора». Написали? Теперь прочтите эту фразу наоборот.

Буратино суёт нос в чернильницу и сажает на лист бумаги огромную кляксу.

Мальвина. Ах, вы – гадкий безобразник! Вы должны быть наказаны! Артемон!

Прибегает Артемон.

Мальвина. Артемон, отведи Буратино в тёмный чулан!

Артемон уводит Буратино.

Буратино (уходя вслед за Артемоном). Вот глупая девчонка! То же мне, нашлась воспитательница! Подумаешь… У самой фарфоровая голова, туловище, набитое ватой… Разве так воспитывают детей?.. Это мучение, а не воспитание… Так не сиди, так не ешь…

Артемон возвращается один и пытается привести в чувство Мальвину.

Мальвина. Буратино, мой друг, вы раскаиваетесь, наконец?

Буратино (голос из‑ за кулис). Очень нужно мне раскаиваться! Не дождётесь!

Мальвина. Тогда вам придётся просидеть в чулане до утра.

Снова звенит звонок, возвещая об окончании перемены.

Ведущий. Да, учиться – нелегкое занятие. Но ведь интересное, правда, ребята?

Дети отвечают.

Ведущий. К тому же в школе много весёлых и подвижных дисциплин. Не думайте, уважаемые родители, что мы только и делаем, что грызём гранит науки!

 

И чтоб поднять всем настроенье,

Приглашаю вас на пение!

 

К доске выходят несколько учеников, которые исполняют шуточные частушки:

 

Мы, ребята, … – летки,

Вам частушки пропоём.

Мы в своей любимой школе

Замечательно живём!

 

Любим мы решать задачи,

Кто быстрей и кто вперёд,

А задачки‑ то какие –

Сам профессор не поймёт!

Мы таблицу умноженья

Взяли да попрятали.

Дайте нам для ускоренья

Микрокалькуляторы.

 

Все науки одолели,

Всё у нас получится,

Потому что наши мамы

Вместе с нами учатся.

 

Мамы. На уроках не зевайте,

Будьте все внимательны, –

И хорошие оценки

Будут обязательно.

 

Мы за лето отдохнём,

Сил поднаберёмся,

А в начале сентября

Снова соберёмся!

 

Все частушки перепели.

Да, вот так мы хороши!

Вы похлопайте дружнее,

Мы старались от души!

 

Раздаётся стук и в комнату входит Физкультура – в спортивном костюме, с мячом в руках и свистком на шее.

Ведущий вопросительно смотрит на Грамматику и Математику. Те недоумённо пожимают плечами.

Ведущий (Физкультуре). Вы, наверное, чья‑ то мама?

Физкультура. Если вас интересует, есть ли у меня дети, то – да, у меня есть дети. И их имена вам хорошо известны. Дочка Зарядка, сынок Спорт. Но я здесь совсем по другому поводу, не из‑ за своих детей. Я – Физкультура! И этим всё сказано!

 

Что такое физкультура?

Тренировка и игра.

Что такое физкультура?

ФИЗ, и КУЛЬ, и ТУ, и РА.

Руки вверх, руки вниз –

Это ФИЗ!

Крутим шею, словно руль, –

Это КУЛЬ!

Ловко прыгай в высоту –

Это ТУ!

Бегай полчаса с утра –

Это РА!

Занимаясь этим делом,

Станешь ловким, сильным, смелым,

Плюс хорошая фигура.

Вот что значит ФИЗ‑ КУЛЬ‑ ТУ‑ РА!

 

Ведущий. Так вы – Физкультура! Что же вы сразу не сказали! Наши ребята вас хорошо знают и очень любят.

Выходят мальчик и девочка.

Ученик.

 

Мы бежим быстрее ветра!

Кто ответит, почему?

 

Ученица.

 

Ваня прыгнул на два метра!

Кто ответит, почему?

 

Ученик.

 

Оля плавает как рыбка!

Кто ответит, почему?

 

Ученица.

 

На губах у нас – улыбка!

Кто ответит, почему?

 

Ученик.

 

Может мостик сделать Шура!

По канату лезу я!

 

Ученица.

 

Потому что с физкультурой,

 

Ученик.

 

Потому что с физкультурой,

 

Ученица.

 

Потому что с физкультурой

 

Вместе.

 

Мы давнишние друзья!

 

Грамматика. А у нас с Математикой возникла гениальная идея! Я уверена, что она вам обязательно понравится.

Математика. Предлагаем вам, ребята, придумать новые названия учебным предметам: грамматике (русскому языку), чтению, математике, музыке и физкультуре.

Ведущий. О, это очень интересное задание! И я уверен, что ребята с ним справятся!

Дети предлагают разные варианты названий для перечисленных предметов. Выбирается самое интересное название для каждого предмета.

В завершение праздника ведущий предлагает школьным предметам дать ребятам последнее задание. Математика, Грамматика и Физкультура делают вид, что совещаются.

Математика. Что будет, если сложить «БОМ» и «БОМ»?

Дети. Бом‑ бом!

Грамматика. А что будет, если сложить «ДЗИНЬ» и «ДЗИНЬ»?

Дети. Дзинь‑ дзинь!

Физкультура. А что получиться, если к «бом‑ бом» прибавить «дзинь‑ дзинь»?

Дети (с подсказки кого‑ нибудь из взрослых). Колокольчик!

Раздаётся звук колокольчика, который держит в руках ведущий.

Ведущий. И этот колокольчик оповещает нас, что второй класс окончен! Желаем вам, ребята, весело отдохнуть летом и в сентябре с новыми силами приступить к учёбе – уже в следующем, третьем классе!

 

Сценарий праздника «В лабиринте чисел» (для 3–4 классов)

 

Действующие лица:

ученик,

Арифметика,

цифры от 0 до 9,

Плюс,

Минус,

Умножение,

Деление,

Равенство.

 

Все роли, кроме Арифметики, исполняются детьми.

Ученики и гости праздника заходят в зал. На импровизированной сцене за столом сидит женщина с серьёзным видом, в строгом костюме и очках. Это Арифметика, только дети пока не знают этого.

Один из учеников обращается к женщине. На роль ученика следует выбрать ребёнка с ярко выраженными артистическими способностями, так как роль у него – большая и очень важная.

Ученик. Привет! Я – … (называет своё имя).

Арифметика. Привет! Хотя, обращаясь к даме, лучше бы всё же сказать «Здравствуйте!». В особенности, если даме много тысяч лет отроду…

Ученик (удивлённо). Много тысяч лет? По вам и не скажешь! Но… тогда вам давно пора на пенсию. Моя бабушка куда моложе, а она уже…

Арифметика. Вот ещё – на пенсию! Я уже несколько тысяч лет живу на земле, и ещё не меньше проживу! Потому что я не простая женщина, я – Арифметика!

Последнее слово Арифметика произносит медленно и гордо, ожидая, что на ученика это произведёт сильный эффект. Но ученик молчит и никак не реагирует.

Арифметика (возмущаясь). Что же ты молчишь? Или ты не расслышал? Я – А‑ риф‑ ме‑ ти‑ ка! Та самая, что изучают в школе. Ну, предмет такой есть…

Ученик. Нет у нас такого предмета. Русский язык есть, математика есть, природоведение есть, а арифметики нет.

Арифметика. Вот как! (Язвительно.) Нет у них такого предмета! А упражнения на вычитание и деление есть?

Ученик. Есть.

Арифметика. А сложение и умножение проходите?

Ученик. Проходим.

Арифметика. Это что? Это разве не арифметика? Да ещё совсем недавно школьники трепетали, заслышав моё имя! И вот оно забыто! А всё почему? Да потому, что я добровольно впустила в младшие классы моих сестёр – Геометрию и Алгебру, и теперь всех нас вместе величают Математикой! Нет, что же это такое происходит?! Я делаю благородный жест, я поступаюсь собственным именем во имя педагогического процесса, а обо мне, видите ли, больше знать не хотят! Будто не я – одна из самых древних наук мира! Будто не я – царица Математики!

Ученик. Извините, Ваше Величество… Боюсь, я был не слишком вежлив с вами… Но, честное слово, я не нарочно…

Арифметика. Так и быть. На первый раз я тебя прощаю. Более того, я расскажу о себе поподробнее, чтобы ты не попадал больше в подобное положение.

Ученик (радостно). Договорились!

Арифметика. Когда я только появилась на свет, я выглядела совсем не так, как сегодня! В те незапамятные времена цифр ещё не было, и люди «записывали» числа как придётся: делали зарубки на камне или на дереве, завязывали узелки, складывали кучками однородные предметы… Конечно, на таких, с позволения сказать, записях далеко не уедешь! Но первобытных людей это нисколько не тревожило, ведь они имели дело с очень небольшими числами. Как говорится, раз, два – и обчёлся!

Ученик. Ну и что ж! Считали они, может быть, плоховато, зато имена красивые придумывали. Это ведь они вас назвали Арифметикой!

Арифметика. Э, нет! Я обзавелась своим именем значительно позже, в довольно‑ таки зрелом возрасте. Ведь имя Арифметика происходит от древнегреческого слова «арифмoс», что значит «число». В Древней Греции наука о числах и вычислениях была уже в полном расцвете.

Ученик. Выходит, арифметика – это наука о числах и вычислениях?

Арифметика. Конечно! А знаешь ли ты, что самые древние на земле числа появились потому, что людям понадобилось сосчитать созданное природой: плоды, деревья, звериные шкуры? Не спроста эти числа называются натуральными, то есть природными.

Ученик. Натуральные числа… Да ведь я о них знаю! Это 1, 2, 3, 4, 5 и так далее, без конца…

Арифметика. Вот‑ вот. В натуральном ряду чисел каждое последующее число больше предыдущего на единицу. И первое число натурального ряда – единица.

Среди зрителей поднимается ученик с цифрой 1 на груди и выходит к Арифметике. Арифметика.

 

Вот один иль единица,

Очень тонкая, как спица.

 

Следом поднимается ученица с цифрой 2.

Арифметика.

 

А вот это цифра два.

Полюбуйтесь, какова:

Выгибает двойка шею,

Волочится хвост за нею.

 

Поднимается третья ученица с цифрой 3 на груди.

Арифметика.

 

А за двойкой – посмотри –

Выступает цифра три.

Тройка – третий из значков –

Состоит из двух крючков.

 

Поднимается ещё один ученик с цифрой 4 на груди. Арифметика.

 

За тремя идут четыре,

Острый локоть оттопыря.

 

Выходит девочка с цифрой 5, пританцовывая. Арифметика.

 

А потом пошла плясать

По бумаге цифра пять.

Руку вправо протянула,

Ножку круто изогнула.

 

Встают мальчики с цифрами 6 и 7. Арифметика.

 

Цифра шесть – дверной замочек:

Сверху крюк, внизу кружочек.

Вот семёрка – кочерга.

У неё одна нога.

 

Выходит ученица с цифрой 8. Арифметика.

 

У восьмёрки два кольца

Без начала и конца.

 

Выскакивает мальчик с цифрой 9 в руках.

Арифметика.

 

Цифра девять иль девятка –

Цирковая акробатка:

Если на голову встанет,

Цифрой шесть девятка станет.

 

Мальчик переворачивает табличку с цифрой 9 вверх тормашками, чтобы получилась цифра 6.

Следующим выходит мальчик с цифрой 0. Главный герой подходит к нему.

Ученик.

 

Цифра вроде буквы О –

Это ноль и ничего.

Круглый ноль такой хорошенький,

Но не значит ничегошеньки!

 

Цифра 0 (обиженно). Как это ничегошеньки?!

Арифметика.

 

Если слева рядом с ним

Единичку примостим,

Он побольше станет весить,

Потому что это – десять.

 

С левой стороны к мальчику с цифрой 0 подходит ученик с цифрой 1 и обнимает его за плечи. У «цифры 0» сразу улучшается настроение.

Цифра 0.

 

Ноль на месте на пустом

Ставят, как известно,

Только я при всём при том

Не пустое место.

Не похож я на пятак,

Не похож на рублик,

Круглый я, да не дурак!

С дыркой, да не бублик!

 

Арифметика. Ноль – это очень занятное число! И не такое простое, как кажется на первый взгляд! Появился ноль то ли в Индии, то ли в Вавилоне. Учёные так и не пришли к единому мнению относительно происхождения ноля. Ясно одно, что сначала ноль был невидимкой. Пока его не существовало, вместо него оставляли пустое место. Но это нередко приводило к путанице, поэтому пришлось изобрести специальную цифру – ноль.

Ученик. А когда появилось слово «ноль» или «нуль»?

Арифметика. Гораздо позже. Оно происходит от латинского слова «nullum», что означает «ничто». Как ни странно, но цифра, которая переводится как «ничто», – самая важная цифра нашей счётной системы! Казалось бы, пустота, ничто – а какая сила! Ноль только тогда ничего не значит, когда стоит слева от числа. Но стоит ему встать справа – и число тут же увеличивается в 10 раз. Мы это только что с тобой видели. (Показывает на учеников с цифрами 1 и 0, которые продолжают стоять рядом.) Да, и слева от числа ноль ничего не значит только до тех пор, пока справа от него не поставят запятой.

Мальчики с цифрами 1 и 0 меняются местами, а между ними появляется девочка с запятой на груди.

Арифметика. Как только мы поставим запятую, как число сразу уменьшается…

Ученик. Вдесятеро?

Арифметика. Точно! Вот какая могущественная цифра ноль! Даже опасная! Ноль со знаком умножения запросто уничтожает какое угодно большое число. Ведь всякое число, помноженное на ноль, превращается в…

Дети (хором). Ноль!

Арифметика.

 

К тебе бегут 500 врагов,

И каждый воевать готов.

А ты не плач, а ты не ной –

Умножь число врагов на ноль:

На поле битвы станет пусто.

Вот суть военного искусства!

 

Делить на ноль и того рискованнее! При этом непременно придётся иметь дело с числами‑ великанами из бесконечности. А с бесконечностью шутки плохи!

Зато сам ноль ничего не боится! Его на что ни умножай, на сколько частей ни дели – он так нулём и останется!

 

Умножая, деля на ноль,

Вы получите без сомнения

Тот же самый пузатый ноль –

Пусть не более, но и не менее.

 

Ученик (вполголоса сам себе). Круглый он, да не дурак!

Цифра 0 (подмигивая ученику). Вот так‑ то! А ты говорил, что я не значу ничегошеньки!

Ученик. Извини меня! Я был неправ, в чём сильно раскаиваюсь.

Цифра 0 (примирительным тоном).

 

Да чего уж там!

У людей говорят:

«Не шути с огнём!»,

А у нас говорят:

«Не шути с нулём!».

У нуля про запас

Сотня каверз и проказ,

Нужен глаз за ним

Да глаз.

 

Ученик с цифрой 0, а также все остальные цифры садятся на свои места.

Арифметика (роясь в своём портфеле). У меня тут есть билеты на всевозможные представления – одно интереснее другого! Дрессированные дроби. Римские цифры на проволоке. Балет арифметических знаков. Натуральные числа на мотоциклах. Что хочешь посмотреть?

Ученик. Всё!

Арифметика. Э, нет. На всё времени не хватит. Выбирай что‑ нибудь одно.

Ученик. Ну, тогда балет арифметических знаков.

Звучит торжественная музыка, желательно, цирковая. Появляется девочка с табличкой " Знаки арифметические в четырёх действиях, с прологом и эпилогом, без антрактов".

На сцену выходят 5 учеников с арифметическими знаками на груди: Плюс, Минус, Умножение, Деление и Равенство.

Все знаки (вместе).

 

Как нету на свете

Без ножек столов,

Как нету на свете

Без рожек козлов,

Котов без усов

И без панцирей раков,

Так нет в арифметике

Действий без знаков!

 

Ученик. А разве в балете поют?

Арифметика. Последний крик балетной моды!

Снова выходит девочка с табличкой, на которой написано: " Первое действие – сложение". Из всех знаков на сцене остаётся только Плюс.

Плюс.

 

Я – Плюс! и этим я горжусь!

Я для сложения гожусь.

Я – добрый знак соединенья,

И в том моё предназначенье.

 

На сцену выходят ученики с цифрами 1, 6 и 9. Единица и Шестёрка берут друг друга за руки, а мальчик с цифрой 9 остаётся в грустном одиночестве. Между Девяткой и Единицей с Шестёркой встаёт Плюс. Тотчас справа от Девятки появляется знак Равенства, а за ним девочки с цифрами 2 и 5 на груди. Таким образом, на сцене должно получится: 16 + 9 = 25.

Арифметика.

 

Сложенье – вещь отличная

И, право же, простая.

Его мы вычитанию

Не зря предпочитаем.

Но не ищи в сложении

Ни радости, ни смысла,

Коль складываешь разно –

Именованные числа.

Различные животные

И разные предметы,

Слагаясь, превращаются

В ни то, ни сё, ни это.

На свете появляются

Ужасные гибриды,

И нам сносить приходится

Ужасные обиды.

Всю ночь гиппопотапочки

Топочут по квартире,

А утром ноги всовывай

В литые сапогири.

Воюй с кенгурубашкою,

Что не даётся в руки,

И укрощай строптивые,

Брыкливые зебрюки.

Вокруг тебя беснуются,

Теснятся ближе, ближе

Свирепые бизонтики,

Упрямые ослыжи,

Носкильки и чермыльницы,

Худые книгалоши,

Кусачие пчеластики

И хрупкая стеклошадь.

Нет, не ищи в сложении

Ни радости, ни смысла,

Коль складываешь разно –

Именованные числа.

 

Плюс, Равенство и цифры уходят.

Выходит девочка с табличкой, на которой написано: " Второе действие – умножение". Когда она уходит, появляется Умножение.

Умножение.

 

Что такое умножение?

Это действие сложения,

Но не слишком‑ то приятное,

Потому что мно‑ го‑ крат‑ ное…

 

На сцену выбегает 7 учениц с цифрами 5 на груди. Девочки берутся за руки.

Арифметика (считает девочек).

 

ПЯТЬ плюс ПЯТЬ, Плюс ПЯТЬ,

Плюс ПЯТЬ,

И еще плюс ПЯТЬ,

Плюс ПЯТЬ,

Наконец, ещё плюс ПЯТЬ…

Если верно подсчитать,

Выйдет ровно ТРИДЦАТЬ ПЯТЬ.

 

С правой стороны от девочек пристраивается знак Равенства, а за ним – девочки с цифрами 3 и 5. Таким образом, должно получиться: 5+5+5+5+5+5+5=35.

После этого на передний план выходит Умножение. Шесть девочек с 5‑ ками на груди садятся на свои места. Последняя девочка с цифрой 5 остаётся на сцене, а вместе с ней – знак Равенства и 35. Перед девочкой с цифрой 5 встают мальчик с цифрой 7 и Умножение. Таким образом, должно получится: 7 х 5 = 35.

Арифметика. Так гораздо проще и быстрее, не правда ли? Семью пять – тридцать пять. Чудо умножения!

Умножение, Равенство и цифры уходят.

Снова выходит девочка с табличкой, на которой написано: " Третье действие – вычитание". Когда она уходит, появляется Минус.

Минус.

 

Я – Минус, тоже добрый знак,

Хотя и отнимать мастак.

Но не со зла я отнимаю,

Я просто долг свой выполняю!

 

Под легкую музыку появляются две девочки – 8 и 2. Они какое‑ то время танцуют порознь, затем сближаются и хотят взять друг друга за руки, но в этот момент между ними встревает Минус. Следом справа от 2 появляется знак Равенства, а за ним – мальчик с цифрой 6. Таким образом, должно получится: 8–2 = 6.

Разлучённые Восьмёрка и Двойка хватаются за головы, тянут друг к другу руки, начинают метаться по сцене и, в конце концов, меняются местами. Но Минус сейчас же возвращает их на прежние места.

Арифметика. Смотри, какой Минус разгневанный!

Это при сложении и умножении можно менять числа местами, сумма от этого никак не изменить. А при вычитании такие фокусы не пройдут! Так как если то число, из которого вычитают, и то число, которое вычитается, поменяют местами, то в сумме получится совсем другой результат.

Минус, Равенство и цифры уходят.

Выходят девочка и мальчик.

Девочка.

 

Иван, вот четыре

Красивые груши

Лежат на тарелке.

Не кушай, а слушай.

Если одна из них

Брату достанется,

Сколько тебе

На тарелке останется?

 

Мальчик.

 

Две, – отвечаю я.

 

Девочка.

 

Но, почему?

Одну ведь ты брату отдашь своему.

 

Мальчик.

 

Да я‑ то бы рад.

Мне пример этот ясен,

Но только мой брат

На одну не согласен.

 

Арифметика (Ученику). А давай‑ ка, проверим, насколько хорошо ты усвоил принципы вычитания! Вот тебе небольшая задачка. Отец с двумя сыновьями катался на велосипедах, трехколёсных и двухколёсных, а всего у них было 7 колес. Сколько было трехколёсных велосипедов, а сколько двухколёсных?

Ученик делает вид, что считает, но никак не может найти правильный ответ.

Арифметика. Ребята, помогите своему товарищу!

Арифметика повторяет условие задачи. Дети пытаются решить её, пока кто‑ нибудь не говорит правильный ответ – 1 трехколёсный велосипед и 2 двухколёсных.

Арифметика. А вот ещё одна задачка. У Коли и Маши было поровну тетрадей. Коля из своих тетрадей отдал две Маше. На сколько больше тетрадей стало у Маши, чем у Коли?

Дети отвечают. Правильный ответ – на 4.

Арифметика. И последняя задачка. Не самая сложная, но с подвохом. В двух коробках лежит 8 карандашей. Отгадайте, сколько карандашей в каждой коробке?

Ученик. Я знаю! 4 и 4.

Арифметика. А у остальных ребят – какие ответы?

Подвох данной задачи заключается в том, что на неё существует несколько вариантов ответов: 1 и 7, 2 и 6, 3 и 5, 4 и 4.

Арифметика. Все вы правы! Не всегда арифметическая задача имеет только один вариант ответа!

Появляется девочка с табличкой, на которой написано: " Четвёртое действие – деление". Появляется Деление.

Деление.

 

Что такое есть деление?

Это вам не умноженье!

Не всё ведь делится так гладко:

Что – целиком, а что – с остатком

 

На сцене появляются мальчики с цифрами 1 и 6, девочки с цифрами 8 и 3, а также знак Равенства. Должно получиться следующее уравнение: 18: 6 = 3.

Деление, Равенство и цифры уходят.

Арифметика (Ученику). А вот тебе задачка на деление. В клетке находятся 3 кролика. 3 девочки попросили разделить между ними кроликов. Каждой девочке дали по одному кролику, и всё же в клетке остался 1 кролик. Как так получилось?

Ученик (уныло). Не знаю.

Арифметика (ребятам). А вы знаете?

Дети дают ответы. Правильный ответ: одной девочке дали кролика вместе с клеткой.

Появляется девочка с табличкой, на которой написано " Эпилог". На сцену выходят все арифметические знаки.

Все знаки (вместе). Знаки всякие нужны, знаки всякие важны! (Кланяются).

Зрители хлопают. Знаки и цифры занимают свои места.

Арифметика (Ученику). Понравился тебе арифметический балет?

Ученик. Очень!

Арифметика. Я рада. Ну что, устал?

Ученик. Если честно, то устал. Много всего нового и интересного было!

Арифметика. А ведь это только малая часть моих секретов! Есть ещё корни и степени, синусы и косинусы, логарифмы и многое другое. Но обо всём этом ты узнаешь чуть позже! Надо же тебе чем‑ то заниматься на уроках математики оставшиеся 7–6 лет! И потому я тебе говорю не «Прощай!», а «До новых встреч!». И вам, ребята, «До новых встреч!».

Дети. До новых встреч!

Арифметика уходит.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.