Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Человек и общество






Расширение пределов страны. Русские первопроходцы. Освоение Сибири. Природа Сибири. Тайга. Тундра. Арктика. Коренное население Сибири. Путешествие Афанасия Никитина. Ознакомление с природой Индии. Поход Семена Дежнева. Начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны. Борьба русского народа против иноземных захватчиков в начале XVII века. Кузьма Минин. Дмитрий Пожарский. Активная роль человека в обществе.

Краеведение (в течение года).

Изучение рельефа, почв, природных сообществ родного края, запоминание растений, животных, грибов (в т.ч. охраняемых), усвоение правил поведения в природе, ориентирование на местности.

Родной край в изучаемый исторический период: территориальная принадлежность, коренное население. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта, культура. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Особенности хозяйственной деятельности.

Исследовательская работа. Жизнь людей в тайге (тундре) в настоящее время.

Экскурсия в краеведческий музей.


ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ КУРСА.

-- материки и океаны;

- глобус, географическая карта;

-природные зоны

-лента времени

-растения и животные природные сообщества

-признаки сезонных изменений

-исторические события в России.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ:

-Растения влажных тропических лесов.

-Жизнь древних людей.

-Животный и растительный мир тропического леса.

-Животный мир степей.

-Первые русские князья.

-Ледовое побоище.

-Природа Сибири.

 

 


-Природа тундры

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА УМК:

Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: Учебник для 3кл. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров» 2012 г.

Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Рабочая тетрадь для 3 кл. к уч. «Окружающий мир». - Самара: Издательство «Учебная ли­тература»: Издательский дом «Федоров» 2012 г.

Оценивание достижений учащихся производится по пятибалльной системе, планируется по четвертям с учётом результатов текущих оценок и результатов тестирования по каждому разделу программы.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Класс – 3 «б»

Учитель – Уткина Ольга Ивановна

Количество часов:

За год – 68 часов

В неделю – 2 часа

 

  1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть год
Плановый контрольный урок     -    
Практическая работа          
Экскурсия          
Исследовательская работа          
Проект          
№ п/п Наименование темы Дата проведения П Дата проведения Ф Характеристика деятельности Примечание
1. Приглашение к путешествию. (С. 3–5 (1_й части учебника) б) № 2 (а) № 3, 4 с. 4 (на усмотрение учителя); б) № 7)     (Характеристика структуры книги (учебника). Моделирование ситуации (путешествие по родному краю). Формулирование выводов из наблюдений в природе. Анализ рисунков учебника, соотнесение различных событий со временем и местом. Работа с понятиями: стороны света, времена года, дни недели, год.  
2. Карты. (С. 6–7. б) № 1, 6, 8) (а) № 2 с. 7; б) № 3–5. Проводить наблюдения за погодой)Практическая работа:     (Практическая работа: определение видов карт, различение и использование условных обозначений карт, извлечение информации из карты (ответы на вопросы учителя). Определение основных и промежуточных географических направлений. Знакомство с правилами нанесения условных обозначений на контурные карты)  
3. Урок-проект. Что такое погода. (С. 8–11. б) № 12) (а) № 1 с. 9; б) № 10, 11. Подобрать в дополнительной литературе народные приметы погоды)Практическая работа:     (Практическая работа: выделение основных показателей погоды, ее компонентов; фиксация наблюдаемых в природе явлений; соотнесение условных знаков с показателями погоды. Описание погодных явлений исходя из своих наблюдений. Рассуждение о взаимосвязях погодных условий и живой природы. Установление причинно-следственных связей между изменениями в литосфере, гидросфере, атмосфере)  
4. Урок-проект. Народные приметы погоды. (С. 11–13. б) № 13) (а) № 1 с. 13; б) № 14. Оформить альбом «Народные приметы погоды»)     (Определение признаков хорошей и плохой погоды. Установление связи между изменениями в живой природе и погодными условиями. Выдвижение предположений на основе наблюдений. Представление результатов своей творческой работы)  
5. Климат. (С. 13–14. б) № 15) (а) № 4 с. 14; б) № 16)     (Различение характерных признаков сезонов года. Сравнение показателей погоды с показателями климата. Сравнение карты климатических поясов с картой тепловых поясов. Объяснение причин неравномерного распределения тепла и влаги на земном шаре. Анализ тематических карт, таблиц, рисунков, представленных в учебнике)  
6. Представление о климатических поясах. (С. 15–18) (а) № 1, 2, 3 с. 18; б) № 17)     (Знакомство с климатическими поясами. Нахождение климатических поясов на карте и обозначение их на контурной карте. Работа с текстом по выявлению причин, влияющих на разнообразие климатических поясов. Соотнесение иллюстрации в учебнике с информацией из текста. Работа с графической информацией. Определение по графику типа климатического пояса)  
7. Урок-проект. Почва. Состав почвы. (С. 18–20) (б) № 18. Подготовить творческую работу «Меры по сохранению плодородия почвы»)Практическая работа:     (Практическая работа: проведение опытов по определению состава и свойств почвы. Знакомство с техникой безопасности при выполнении опытов, инструкцией к проведению опыта. Планирование своей деятельности. Наблюдение за ходом работы и фиксация результатов. Обсуждение в группе результатов наблюдений)  
8. Экскурсия в районный музей. Образование почв. Плодородие. (С. 20–24. б) № 19, 22) (№ 20, 21. Подготовить творческую работу «Меры по сохранению плодородия почвы»)     (Ответы на вопросы учителя с опорой на текст. Выделение главной мысли в тексте. Определение понятия «плодородие». Установление связи между неживой природой и живыми организмами, взаимосвязи в живой природе между растениями и животными. Объяснение круговорота веществ в природе при помощи схемы в учебнике. Сравнение различных типов почв с использованием текста и рисунков в учебнике)  
9. Урок-проект. Защита почв. ИКТ (С. 23. б) № 23, 25 (а) № 1, 2 с. 24; б) № 24, 26)Практическая работа:     (Практическая работа «Как образуются овраги». Представление творческих работ «Меры по сохранению плодородия почвы». Обсуждение творческих работ. Формулирование общего вывода)  
10. Природные зоны суши Земли. (С. 25–27. б) № 28 (а) № 1, 2 с. 26; б) № 29, 30)     (Выделение существенных признаков природных зон на основе анализа схемы в учебнике. Знакомство с разнообразием природных зон. Установление цепочки связей в природе: что является причиной, что следствием. Определение взаимосвязи между почвой, климатом и растительным и животным миром. Знакомство с закономерностью смены природных зон на Земле от экватора к полюсам. Выявление последствий изменения климата для определенной местности. Сравнение природных зон с природой родного края)  
11. Природные зоны. ИКТ (С. 28. б) № 28) (б) № 27)Практическая работа:     (Практическая работа: чтение условных обозначений карт природных зон и климатических поясов. Работа с контурной картой природных зон (нанести границы, названия зон, раскрасить условным цветом). Сравнение карт природных зон и климатических поясов с использованием таблицы)  
12. Урок-проект. Где зародилось человечество. (С. 29–31) (а) № 1 с. 30; б) № 31. Приготовить сообщение о животных и растениях Африки)     (Определение географического положения материка (Африки) с помощью физической карты. Использование условных обозначений на карте. Знакомство с особенностями рельефа Африки. Работа в группе: характеристика рельефа материка на основе текста учебника, карты и графического изображения в учебнике. Нахождение на физической карте географических объектов. Нанесение географических объектов на контурную карту)  
13. Климат и природные зоны Африки. (С. 31–45) (а) № 1 с. 36; № 1 с. 37)     (Работа с климатической картой, картой природных зон. Определение по карте границ климатических поясов и природных зон. Соотнесение местоположения климатических поясов с природными зонами. Составление на основе текста описания природной зоны по плану. Выделение особенностей природных зон и их отличий)  
14. Климат и природные зоны Африки (продолжение). (С. 31–45. б) № 33) (а) № 3 с. 40; б) № 32, 35)     (Работа в группе: характеристика животного и растительного мира природной зоны с помощью текста учебника и дополнительных источников информации. Выполнение заданий по тексту на усмотрение учителя)  
15. Родина человечества. Как появился человек.Экскурсия в краеведческий музей. (С. 46–48. б) № 34 (б) № 36. Найти и прочитать дополнительную художественную, познавательную литературу о жизни древних людей)     (Выдвижение предположения о месте зарождения человечества на основе своих знаний о природных зонах. Объяснение причин возникновения наиболее благоприятных условий в Африке для зарождения человечества. Сравнение условий жизни в различных природных зонах Африки. Знакомство с различными теориями появления человека на Земле. Обсуждение причин изменений, произошедших с человеком со времени его появления на Земле. Сравнение человека и обезьяны. Выявление различий между человеком и животными)  
16. Контрольная работа. Жизнь древних людей. (С. 48–54. б) № 37, 38. (б) № 1, 2 с. 49; б) № 39. Подготовить сообщение о древних государствах (выборочно)     (Беседа о расселении и жизни древних людей. Высказывание своего мнения. Использование дополнительных источников информации о жизни древнего человека. Сравнение древнего человека с современным: как изменялись орудия труда, образ и уклад жизни человека со времени его появления до настоящего времени. Определение значения для человека событий: обретение огня, одомашнивание животных и начало земледелия. Сравнение сельскохозяйственной деятельности древнего и современного человека на примере своего региона)  
17. Анализ контрольной работы.Самые древние государства. (С. 54–64) (а) № 1, 2 с. 64; б) № 40)     (Соотнесение исторической карты и современной, нахождение на карте местоположения древних государств. Сообщение о древних государствах. Моделирование ситуации (современная жизнь без какого-либо изобретения). Обсуждение роли природных условий в появлении традиций древнего государства. Сравнение особенностей воспитания детей и уклада жизни различных древних городов-государств (Афины и Спарта) на основе текста учебника)  
18. Лента времени. Материки и части света. (С. 64–67. б) № 41, 42 (а) № 1, 2 с. 67; б) № 43)Практическая работа:     (Практическая работа с лентой времени: определение периодов истории, соотнесение века с годом, понимание условных обозначений года, века арабскими и римскими цифрами. Нахождение на карте материков и частей света)  
19. Расширение знаний о мире. (С. 67–74. б) № 44 (б) № 1, 2 с. 74)     (Отслеживание по тексту и карте в учебнике маршрутов великих путешественников (Питей, А. Македонский). Обсуждение значений и целей походов А. Македонского и других путешественников для Европы. Выделение качеств личности, необходимых путешественнику того времени. Сравнение исторической карты местности с географической картой. Моделирование ситуации современного путешествия по маршруту путешественников того времени. Выявление отличий в этих маршрутах (территорию каких государств они пересекают, что необходимо было для путешествия раньше и как путешествуют теперь)  
20. Первые шаги в изучении природы. (С. 74–78. б) № 46) (а) № 1 с. 77; б) № 45. Подготовить рассказ о Древней Греции (на основе любого мифа) или о каком-либо виде искусства)     (Обсуждение того, какие сведения можно получить исходя из своих наблюдений в природе, как появились наука, медицина. Обсуждение исследования Аристотелем шарообразности Земли. Объяснение значения технических изобретений Архимеда для современной жизни. Выявление значения и использования других изобретений, сделанных в древних государствах (с помощью дополнительных источников информации)  
21. Духовная жизнь древнего человека. (С. 78–86. б) № 47) (а) № 3, 4 с. 83; б) № 48)     (Определение понятия «язычество». Обсуждение значения язычества в духовной жизни древнего человека. Зачитывание и прослушивание рассказов о Древней Греции. Подготовка в группах рассказов о каком-либо виде искусства)  
22. Урок-проект. Географическое положение Европы. (С. 87–89) (а) № 1 с. 88; № 1 с. 89. Подготовить сообщение о жизни первобытного человека)     (Определение по физической карте географического положения Европы, границ между Европой и Азией. Нахождение на карте географических объектов (моря, омывающие Европу, реки, формы рельефа на территории Европы). Фиксирование географических объектов на контурной карте. Характеристика особенностей природы Европы с помощью карт (карта природных зон, климатическая, физическая карты)  
23. Первые люди на нашей Земле. (С. 89–91) (а) № 1, 2 с. 90)     (Обсуждение условий жизни первобытных людей. Выдвижение предположений при рассмотрении орудий труда: о материале, из которого были изготовлены орудия труда, о видах деятельности первобытного человека, о природных условиях, влиянии изменения природных условий на жизнь первобытного человека. Слушание сообщений одноклассников о жизни первобытного человека. Выделение главной мысли. Использование дополнительного материала)  
24. Восточно-Европейская равнина. (С. 91–92) (а) № 2 с. 91; б) № 49)Практическая работа:     (Практическая работа по картам: определение местоположения Восточно-Европейской равнины, климатических поясов и природных зон, нахождение крупных рек, наиболее крупных географических объектов в пределах равнины, выявление особенностей формы рельефа; обсуждение полученных результатов и обозначение выделенных объектов на контурной карте)  
25. Урок-проект. Степи. Растительный мир.ИКТ (С. 92–96. б) № 51) (а) № 1 с. 94 (начать выполнение практической работы); № 1 с. 96; б) № 50. Подготовить сообщение, используя иллюстрации или свои рисунки, о растениях степи)     (Выделение существенных признаков степи как природной зоны. Классификация растений степи (раннецветущие, засухоустойчивые) на основе текста учебника. Последовательное выделение периодов изменений, происходящих в степи. Определение существенных признаков степных растений. Работа с гербарием: выбор растений степной зоны. Определять на основе рисунка в учебнике приспособленность растений к окружающей среде (степная зона)  
26. Урок-проект. Степи. Животный мир. (С. 96–102. б) № 53 (б) № 52, 54. Подготовить сообщение, используя свои рисунки или иллюстрации о животных степи)     (Классификация животных по рисунку в учебнике. Осмысленное чтение текста в учебнике, ответы на вопросы по нему. Характеристика животных степной зоны на основе текста в учебнике, их приспособленности к условиям степной жизни. Определение (среди других животных) типичных представителей. Составление цепей питания)  
27. Люди в степи.ИКТ (С. 102–107. б) № 55, 56 (б) № 57, 58)     (Коллективное обсуждение условий жизни людей в степи: какие можно отнести к благоприятным, какие – к неблагоприятным, как жизнь в степи повлияла на вид и род занятий людей. Предположение последствий, к которым могут привести нарушения взаимосвязей в природе)  
28. Лесостепь. (С. 107–109) (а) № 1–3 с. 109)     (Определение по карте границ природных зон. Различение особенностей основных и переходных природных зон. Описание лесостепи на основе схемы в учебнике. Сравнение природных условий степной и лесостепной зон, условий жизни людей степной и лесостепной зон. Использование своих знаний и результатов наблюдений для описания особенностей природных зон)  
29. Лесная зона. (С. 109–124. б) № 59, 61 (а) № 2 с. 113; б) № 60, 66)     (Выделение подзон в лесной зоне (хвойные, смешанные, широколиственные леса умеренного пояса). Нахождение границ лесов на карте природных зон. Сравнение природных зон на схеме. Выявление зависимости растительности природной зоны от количества тепла и влаги. Сравнение рисунков разных типов леса. Определение типичных представителей животного и растительного мира разных типов леса. Выделение ярусов леса, подбор растений и животных для каждого яруса с опорой на текст учебника)  
30. Сезонные изменения в лесу. (С. 124–138. б) № 62, 63) (а) № 1 с. 131; № 1 с.133; № 4 с. 137 Подготовиться к контрольной работе)     (Характеристика особенностей разных сезонов года (самостоятельно). Определение сезонных изменений, происходящих в растительном и животном мире, с помощью собственных наблюдений в природе и информации в учебнике. Анализ распространения семян дикорастущих растений по рисунку в учебнике и формулирование вывода. Сравнение причин раннего цветения растений в лесу и степи. Знание перелетных птиц своего края. Проведение аналогии сезонных изменений в лесной зоне и в своем крае. Деление животных на группы по особенностям их приспособления к жизни в зимнем лесу)  
31. Полугодовая контрольная работа        
32. Экскурсия «Сезонные изменения. Зима». Урок-проект. Сезонные изменения в лесу (продолжение). б) № 64, 65 (а) № 1–11 (на выбор учителя); б) № 67, 68. Подготовить сообщение о жилищах славян в степной и лесной зонах)     (Экскурсия в природу. Обсуждение правил поведения в лесу в разные времена года. Ведение наблюдений за сезонными изменениями в природе. Анализ происходящих изменений)  
33. Как жили наши далекие предки. (С. 139–140. б) № 69) (б) № 1, 2 с. 140; б) № 70)     (Анализ картины С.В. Иванова «Жилье восточных славян»: формулировка предположения об условиях жизни, видах деятельности славян. Выдвижение гипотез о жизни славян по предметам, найденным при проведении раскопок. Обсуждение сообщений о строительстве славянских жилищ в степной и лесной зонах)  
34. Расселение славян. «Путь из варяг в греки». (С. 141–147. б) № 71) (б) № 1–3 с. 144; № 1, 2 с. 147)     (Составление рассказа о расселении славян, опираясь на текст и историческую карту. Объяснение причины закономерного расселения славян вдоль рек. Характеристика быта, основных занятий славян (по тексту учебника). Нахождение в тексте ответов на вопросы. Объяснение с помощью текста, как появились первые города. Соотнесение текстового описания пути «из варяг в греки» с изображением на карте в учебнике. Определение понятий: «исток», «русло», «устье», «приток», «левый берег реки», «правый берег реки». Моделирование ситуации (путешествие купца)  
35. Обожествление природы. (С. 148–150. б) № 72) (а) № 1, 3 с. 150)     (Доказательство с помощью текста учебника правильности утверждения: «Язычество всегда отражает природные условия, в которых живет народ». Определение понятия «язычество». Приведение примеров народных праздников и обычаев древних славян, соотнесение их с праздниками и традициями современных людей)  
36. Урок-проект. Родной край в далеком прошлом. Экскурсия в краеведческий музей (Небольшое сочинение на тему: «Что меня удивило в музее»)     (Нахождение фактов, относящихся к образу жизни, обычаям, верованиям предков. Экскурсия в краеведческий музей)  
37. Первые русские князья. (С. 3–8 (2_я часть учебника) (а) № 2 с. 8; б) № 73)     (Выделение основных признаков государства. Знакомство с историей образования Древнерусского государства. Анализ исторической карты в учебнике (границы Древнерусского государства, границы расселения племен, соседние племена). Обсуждение личностных качеств первых русских князей. Соотнесение исторической карты с физической и картой природных зон)  
38. Принятие Русью христианства. (С. 8–11) (Найти в тексте на с. 10–11 доказательства благотворного воздействия принятия христианства на Руси)     (Определение основных понятий: «язычество», «религия», «христианство», «православие». Рассуждение о роли личности князя Владимира в истории. Беседа о значении принятия христианства для Руси. Соотнесение исторических событий (крещение) с датами, с веком. Работа с лентой времени)  
39. Расцвет Древнерусского государства.Экскурсия в краеведческий музей (С. 11–14) (а) № 2 с. 13; б) № 74)     (Работа с текстом учебника: знакомство с историей Древнерусского государства в изучаемый период. Обсуждение военных побед, роста городов, усиления княжеской власти. Оценка личности князя Ярослава Мудрого. Экскурсия в краеведческий музей)  
40. Древнерусская культура. (С. 14–24. б) № 75, 91) (а) № 4 с. 24; б) № 76)Практическая работа:     (Знакомство с древнерусской архитектурой (деревянное и каменное зодчество). Сравнение крестьянского дома и боярского двора по рисунку на с. 15. Определение устного народного творчества как источника информации об истории Древней Руси. Понимание изречений в летописях и сборниках того времени и рассуждение об их смысле, соотнесение этих изречений с современностью. Практическая работа «Как учили школьников»: проведение исследования по изучению развития письменностина Руси)  
41. Ослабление Древнерусского государства. (С. 24–25) (а) № 1, 3 с. 25)     (Нахождение в тексте учебника причин раздробленности и ослабления Древнерусского государства. Представление о натуральном хозяйстве на основе описания в учебнике)  
42. Ордынское нашествие. (С. 26–29) (а) № 1 с. 27; № 1 с. 29)     (Отражение ордынского нашествия на ленте времени. Определение последовательности событий. Знакомство с полководцами кочевников Чингисханом и Батыем. Анализ иллюстраций в учебнике: сравнение одежды, оружия воинов орды и доспехов дружинников, суждение по одежде об уровне развития ремесел, видах занятий народов. Обсуждение возможных причин поражения Руси)  
43. Угроза с запада. (С. 29–33) (а) № 1–3 с. 33; б) № 77 Исследовательская работа (парами) по истории одного из древних городов (№5 с. 33). Выбор пары, оформление и подача материала – по желанию учащихся)     (Отражение на ленте времени битв на Неве (1240 г.) и Чудском озере (1242 г.). Характеристика особенностей положения Новгородского княжества. Сравнение тактики боя немецких рыцарей и русского войска. Анализ исторической карты: сопоставление ее с описанием событий в тексте. Характеристика личности А. Невского с использованием текстовой информации в учебнике и репродукции картины П. Корина «Александр Невский». Нахождение в тексте учебника подтверждения военного таланта А. Невского)  
44. Залесская земля. (С. 34–36) (а) № 1 с. 36; б) № 78)     (Определение местонахождения Залесской земли на физической карте. Сравнение условий жизни человека в лесу и в степи. Объяснение причин упадка Киевского княжества и Древнерусского государства. Чтение и обсуждение былини сказаний)  
45. Что такое природное сообщество. Экскурсия в природу (С. 36–37) (а) № 1 с. 37)     (Экскурсия в природу. Обсуждение особенностей разнообразия природы России. Знакомство с понятием «природное сообщество». Наблюдение за природой родного края на примере одного из сообществ)  
46. Законы лесной жизни.Практическая работа (С. 38–45. б) № 79 .) ( а) № 1–3 с. 40, № 1–4 с. 42 (выборочно, на усмотрение учителя); б) № 80 )     (Определение понятия «природное сообщество». Приведение примеров природных сообществ. Знакомство по рисунку с природным сообществом лес. Установление по рисунку взаимосвязей в живой природе. Деление растений на группы (светолюбивые и теневыносливые). Составление цепи питания между представителями лесного сообщества. Выявление положительного и отрицательного влияния человека на природу. Моделирование ситуации поведения в лесу. Составление (в группах) правил поведения в лесу. Решение задач на ориентирование в лесу)  
47. Природное сообщество луг. (С. 45–49) (а) № 1–3 с. 47; б) № 81)     (Установление связей в природном сообществе луг по рисунку. Составление пищевых цепей. Определение роли животных в сообществе луг. Приведение примеров животных, растений, насекомых, обитающих на лугу. Знакомство с ядовитыми растениями луга. Описание сезонных изменений, происходящих на лугу (по тексту учебника). Сравнение луга и степи)  
48. Урок-проект. Природное сообщество озеро. (С. 49–56. б) № 82, 83) (а) № 1, 4–7 (выборочно, на усмотрение учителя); б) № 84, 85. Нанести на контурную карту географические объекты (крупные озера)     Характеристика озера как природного сообщества. Нахождение на карте крупнейших озер России. Сравнение озера и пруда. Поиск в тексте доказательств того, что озеро – это сообщество. Знакомство с обитателями озера. Обсуждение цепи питания в озере (по рисунку). Описание внешнего строения какого-нибудь животного, обитающего в озере, с доказательством его приспособленности к условиям среды обитания. Составление цепей питания. Обсуждение правил поведения на воде)  
49. Природное сообщество поле.ИКТ (С. 56–59) (а) № 7 с. 59; б) № 86)     (Различение поля и луга. Поиск в тексте доказательств того, что поле – сообщество. Обсуждение изменений орудий и техники для обработки почвы от древности до настоящего времени. Распределение растений по группам по самостоятельно выделенным признакам (культурные, луговые, сорняки, ядовитые). Работа в группах: классификация растений и животных по сообществам. Нахождение в тексте мероприятий по сохранению плодородия почвы. Оценивание растений и насекомых с позиции полезности и вредности для человека)  
50. Возвышение Москвы. (С. 60–63) (а) № 1 с. 61; б) № 87)     (Работа с текстом учебника. Определение преимущества географического положения Москвы. Соотнесение информации из текста с картой. Работа с картой: возможные торговые пути. Использование дополнительных источников (энциклопедии, справочники и т.д.) для составления описания древней Москвы)  
51. Куликовская битва.ИКТ (С. 63–66) (а) № 1, 2 с. 66)     Составление плана сражения по тексту. Соотнесение информации из текста со схемой сражения. Работа с лентой времени: отметка даты Куликовской битвы (1380 г.) Обсуждение значения Куликовской битвы для русского народа. Определение своего отношения к эпизодам Куликовской битвы)  
52. Стояние на реке Угре. (С. 66–68) (а) № 1, 2 с. 68. Составить описание военных действий по схеме (карте)     (Анализ схемы «Стояние на реке Угре» (с. 67 в учебнике). Сравнение с Куликовской битвой (ход сражения, виды оружия). Нахождение и выписывание из текста в учебнике основных причин победы русских войск. Анализ репродукций картин А. Бубнова и М. Авилова, сопоставление с текстом учебника)  
53. Создание Московского государства. (С. 68–69) (б) № 88)     (Обобщение пройденного материала. Подведение итогов: чем закончился предыдущий исторический период. Работа с исторической картой: нахождение и определение территории Московского государства XVI века; сравнение с картой Древнерусского государства. Нахождение в тексте учебника особенностей Московского княжества, нововведений Ивана III)  
54. Грозный царь.ИКТ (С. 69–71. б) № 89) (а) № 1 с. 75; б) № 90)     (Обсуждение на основе текста личности Ивана IV. Работа в группах: нахождение отрицательных и положительных сторон деятельности Ивана Грозного. Анализ репродукции картины И. Репина)  
55. Урок-проект. Развитие русской культуры. (С. 72–80) (а) № 1 с. 73, № 2 с. 79 Подготовить сообщения о Ермаке и А. Никитине (по желанию двум ученикам)     (Представление сообщений о городах, входящих в Золотое кольцо России. Нахождение на карте и фиксация на контурной карте этих городов. Обсуждение одежды разных слоев населения по рисунку. Беседа о событиях и открытиях XVI века в России. Чтение текста в учебнике о развитии культуры, зодчества, искусства России и обсуждение в классе)  
56. Русские первопроходцы.ИКТ (С. 80–83. б) № 93) (а) № 1 с. 81; б) № 92)     (Ориентирование по карте. Нахождение и фиксация на контурной карте маршрутов путешественников. Выделение по тексту и обсуждение цели новых основных направлений пути. Извлечение информации из сообщений о путешествиях Ермака и А. Никитина)  
57. Географическое положение Азии. Сибирь. (С. 83–87. б) № 94) (а) № 1–3 с. 85; б) № 95 Найти в тексте на с. 86–87 причины сурового климата Сибири)     (Самостоятельное описание географического положения Азии с использованием текста и карты. Работа в группе: описание по карте рельефа Азии, нахождение и фиксация на карте географических объектов (крупные острова, полуострова, озера, вулканы, горы, равнины Азии). Характеристика природных условий Сибири с использованием текста и карты и знание причин их особенностей)  
58. Тайга.Исследовательская работа «Жизнь людей в тайге» (С. 88–92. б) № 96) (а) № 1, 2 с. 91; б) № 97, 98)     (Нахождение зоны тайги на карте природных зон. Сравнение тайги с зоной смешанных лесов. Составление плана рассказа о природной зоне тайге. Соотнесение текста с рисунком. Знакомство по рисунку с животными тайги. Составление в классе правил поведения в лесу, обсуждение мер предотвращения пожаров в тайге. Классификация животных на группы по самостоятельно выделенным признакам)  
59. Урок-проект. Природное сообщество болото. (С. 93–97. б) № 100, 101) (а) № 1–3 с. 96; б) № 99 Найти в тексте (с. 93–96) существенные признаки болота)     (Определение по карте местоположения болот, знакомство с их условным обозначением. Поиск в тексте причин образования болот. Знакомство по рисунку в учебнике с животным и растительным миром болот. Определение значения болот в природе. Обсуждение правил поведения на болоте. Работа в группах: приведение доказательств того, что лес, луг, водоем – это сообщества)  
60. Урок-проект. «Хождение за три моря». (С. 98–103. б) № 102 (б) № 103, 104. Подготовить сообщение о тропическом лесе)     (Определение по картам (физической и природных зон) географического положения Индии. Обсуждение, в пределах каких природных зон располагается Индия. Обсуждение способов представления сообщений о путешествии А. Никитина, о животных и растениях тропического леса. Сравнение лесов умеренного пояса с лесами тропического пояса)  
61. Смутное время. Спасители земли Русской. (С. 104–109. б) № 105) (а) № 1, 2 с. 109; б) № 106)     (Установление последовательности событий по тексту учебника. Обсуждение условий жизни во времена Смутного времени. Выявление роли К. Минина и Д. Пожарского в истории России. Работа с лентой времени: дата освобождения России от польских захватчиков (1612 г.). Соотнесение событий 1612 года с современным государственным праздником – Днем народного единства(4 ноября)  
62. Урок-проект. Расширение пределов страны. (С. 109–111. б) № 107) (а) № 3, 4, 5 с.111 (на усмотрение учителя). Подготовить сообщение о животных и растениях тундры)     (Работа с контурной картой: нанесение географических объектов, маршрута путешественников. Обсуждение значения для страны открытий, сделанных С. Дежневым. Моделирование ситуации похода в Сибирь (что для этого необходимо). Обсуждение качеств личности первооткрывателя)  
63. Природа тундры. ИКТ (С. 112–118. б) № 110) (а) № 1 с. 117. Подготовить сообщение о животных арктической пустыни (выборочно, двум-трем ученикам)     (Определение по карте границ тундры. Составление характеристики особенностей природных условий тундры на основе схемы и текста в учебнике. Знакомство по рисунку с животными тундры. Классификация животных на группы по самостоятельно выделенным признакам. Составление плана рассказа «Природа тундры»)  
64. Природа тундры (продолжение). (С. 118–122 б) 109) (а) № 2 с. 122; б) № 108)     (Нахождение в тексте информации о приспособлении животных и растений к жизни в тундре. Сравнение растительности степи и тундры. Выделение основных занятий людей в тундре, используя текст учебника)  
65. Арктическая пустыня. (С. 122–127. б) № 112) (а) № 2 с. 126; б) № 111, 113 Сделать сравнительную характеристику Арктики и Антарктиды) Годовая контрольная работа     (Нахождение на карте зоны арктической пустыни. Сравнение понятий «арктическая пустыня» и «пустыня жаркого климата». Сопоставление Арктики и Антарктики. Работа с вопросами и заданиями в учебнике. Обсуждение сообщений о животных арктической пустыни)  
66. Годовая контрольная работа        
67. Анализ годовой контрольной.Народы Сибири. Рудознатцы. Послы. (С. 128–133) (а) № 1 с. 129; б) № 114, 116 Подготовка к годовой контрольной работе) Арктическая пустыня. (С. 122–127. б) № 112) (а) № 2 с. 126; б) № 111, 113 Сделать сравнительную характеристику Арктики и Антарктиды)     Обсуждение влияния природных условий на жизнь человека. Обмен информацией из дополнительных источников (справочники, энциклопедии, Интернет) о народах Сибири и их традициях. Обсуждение значения открытий полезных ископаемых для развития России. Выявление значения соблюдения правил поведения в обществе (этикет)  
68. Россия накануне реформ.Экскурсия в краеведческий музей. (С. 134–136. б) № 115)     (Представление альбомов по истории культуры России. Выполнение обобщающих заданий. Работа с картой и лентой времени)  
                 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Методические пояснения к кур­су «Окружающий мир» 3 – 4 классы. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров» 2010 г..
  2. Трофимова Г.В.Секреты и диковинки окружающего мира: Книга для чтения по курсу «Окружающий мир». - Самара: Кор­порация «Федоров» 2010 г.
  3. Трофимова Г.В. Тайны далекие и близкие: Книга для чтения по курсу «Окружающий мир». - Самара: Корпорация «Федоров» 2010 г.Шевердина Н.А. Новые олимпиады для начальной школы. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2010.
  4. Дидактический материал: карточки, наглядные пособия

5. Приложение к газете «Первое сентября» «Начальная школа»

6. Журнал «Начальная школа»

7. Программы начального общего образования. Система Л.В.Занкова/Сост. Н.В.Нечаева, С.В.Бухалова. - Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2011. – 224 с..

8. Чутко Н.Я. Учебная деятельность: знакомая и незнакомая. От теории – к практике обучения. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2011 год.

9. Энциклопедия «В мире природы». Москва, Издательство «Дрофа», 2011 год.

2. Специфическое сопровождение (оборудование)

Наглядные пособия:

_ натуральные: гербарии, коллекции минералов и горных пород,;

_ изобразительные:

- муляжи плодов

- таблицы групп растений и животных;

- физический глобус Земли, компас, теллурий, муляжи;

- атлас для начальных классов;

- рисунки, слайды;

_ интерактивная доска.

 

- оборудование и приборы;

1. Магнит. календарь природы (№ 852)

2. Муляжи «Набор овощей малый» (№ 873)

3. Муляжи «Набор фруктов»(№ 874)

4. Муляжи «Набор грибов»(№ 876)

5. Коллекция «Раздаточные образцы минералов и горных пород» (26 видов по 3 образца каждого вида) (№ 875)

6. Гербарий для начальной школы (№ 878)

7. Коллекция «Семена и плоды» (№ 879)

- дидактический материал;

1. Слайд-альбом. Расскажи о человеке(20 шт.) (№ 866)

2. Слайд-альбом. Воздух, которым мы дышим (20 шт.) (№ 868)

3. Слайд-альбом. Вода, которую мы пьём (20 шт.) (№ 869)

4. Слайд-альбом. Домашние и дикие животные (20 шт.) (№ 870)

5. Слайд-альбом. Огород и поле (20 шт.) (№ 871)






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.