Расширение пределов страны. Русские первопроходцы. Освоение Сибири. Природа Сибири. Тайга. Тундра. Арктика. Коренное население Сибири. Путешествие Афанасия Никитина. Ознакомление с природой Индии. Поход Семена Дежнева. Начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны. Борьба русского народа против иноземных захватчиков в начале XVII века. Кузьма Минин. Дмитрий Пожарский. Активная роль человека в обществе.
Изучение рельефа, почв, природных сообществ родного края, запоминание растений, животных, грибов (в т.ч. охраняемых), усвоение правил поведения в природе, ориентирование на местности.
Родной край в изучаемый исторический период: территориальная принадлежность, коренное население. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта, культура. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Особенности хозяйственной деятельности.
-исторические события в России.
-Растения влажных тропических лесов.
-Жизнь древних людей.
-Животный и растительный мир тропического леса.
-Животный мир степей.
-Первые русские князья.
-Ледовое побоище.
-Природа Сибири.
Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: Учебник для 3кл. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров» 2012 г.
Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Рабочая тетрадь для 3 кл. к уч. «Окружающий мир». - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров» 2012 г.
Оценивание достижений учащихся производится по пятибалльной системе, планируется по четвертям с учётом результатов текущих оценок и результатов тестирования по каждому разделу программы.
№ п/п
| Наименование темы
| Дата
проведения
П
| Дата
проведения
Ф
| Характеристика
деятельности
| Примечание
|
1.
| Приглашение к путешествию.
(С. 3–5 (1_й части учебника)
б) № 2 (а) № 3, 4 с. 4 (на усмотрение учителя); б) № 7)
|
|
| (Характеристика структуры книги (учебника).
Моделирование ситуации (путешествие по родному краю). Формулирование выводов из наблюдений в природе. Анализ рисунков учебника, соотнесение различных событий со временем и местом. Работа с понятиями: стороны света, времена года, дни недели, год.
|
|
2.
| Карты.
(С. 6–7. б) № 1, 6, 8)
(а) № 2 с. 7; б) № 3–5.
Проводить наблюдения за погодой)Практическая работа:
|
|
| (Практическая работа: определение видов карт, различение и использование условных обозначений карт, извлечение информации из карты (ответы на вопросы учителя). Определение основных и промежуточных географических направлений. Знакомство с правилами нанесения условных обозначений на контурные карты)
|
|
3.
| Урок-проект. Что такое погода.
(С. 8–11. б) № 12)
(а) № 1 с. 9;
б) № 10, 11.
Подобрать в дополнительной литературе народные приметы погоды)Практическая работа:
|
|
| (Практическая работа: выделение основных показателей погоды, ее компонентов; фиксация наблюдаемых в природе явлений; соотнесение условных знаков с показателями погоды. Описание погодных явлений исходя из своих наблюдений. Рассуждение о взаимосвязях погодных условий и живой природы. Установление причинно-следственных связей между изменениями в литосфере, гидросфере, атмосфере)
|
|
4.
| Урок-проект. Народные приметы погоды.
(С. 11–13. б) № 13)
(а) № 1 с. 13; б) № 14.
Оформить альбом «Народные приметы
погоды»)
|
|
| (Определение признаков хорошей и плохой погоды. Установление связи между изменениями в живой природе и погодными условиями. Выдвижение предположений на основе наблюдений. Представление результатов своей творческой работы)
|
|
5.
| Климат.
(С. 13–14. б) № 15)
(а) № 4 с. 14; б) № 16)
|
|
| (Различение характерных признаков сезонов года. Сравнение показателей погоды с показателями климата. Сравнение карты климатических поясов с картой тепловых поясов. Объяснение причин неравномерного распределения тепла и влаги на земном шаре. Анализ тематических карт, таблиц, рисунков, представленных в учебнике)
|
|
6.
| Представление о климатических поясах.
(С. 15–18)
(а) № 1, 2, 3 с. 18; б) № 17)
|
|
| (Знакомство с климатическими поясами. Нахождение климатических поясов на карте и обозначение их на контурной карте. Работа с текстом по выявлению причин, влияющих на
разнообразие климатических поясов. Соотнесение иллюстрации в учебнике с информацией из текста. Работа с графической информацией. Определение по графику типа климатического пояса)
|
|
7.
| Урок-проект. Почва. Состав почвы.
(С. 18–20)
(б) № 18.
Подготовить творческую работу «Меры по сохранению плодородия почвы»)Практическая работа:
|
|
| (Практическая работа: проведение опытов по определению состава и свойств почвы. Знакомство с техникой безопасности при выполнении опытов, инструкцией к проведению опыта. Планирование своей деятельности. Наблюдение за ходом работы и фиксация результатов. Обсуждение в группе результатов наблюдений)
|
|
8.
| Экскурсия в районный музей. Образование почв. Плодородие.
(С. 20–24. б) № 19, 22)
(№ 20, 21.
Подготовить творческую работу
«Меры по сохранению плодородия
почвы»)
|
|
| (Ответы на вопросы учителя с опорой на текст. Выделение главной мысли в тексте. Определение понятия «плодородие». Установление связи между неживой природой и живыми организмами, взаимосвязи в живой природе между растениями и животными. Объяснение круговорота веществ в природе при помощи схемы в учебнике. Сравнение различных типов почв с использованием текста и рисунков в учебнике)
|
|
9.
| Урок-проект. Защита почв. ИКТ
(С. 23. б) № 23, 25
(а) № 1, 2 с. 24; б) № 24, 26)Практическая работа:
|
|
| (Практическая работа «Как образуются овраги». Представление творческих работ «Меры по сохранению плодородия почвы». Обсуждение творческих работ. Формулирование общего вывода)
|
|
10.
| Природные зоны суши Земли.
(С. 25–27. б) № 28
(а) № 1, 2 с. 26; б) № 29, 30)
|
|
| (Выделение существенных признаков природных зон на основе анализа схемы в учебнике. Знакомство с разнообразием природных зон. Установление цепочки связей в природе: что является причиной, что следствием. Определение взаимосвязи между почвой, климатом и растительным и животным миром. Знакомство с закономерностью смены природных зон на Земле от экватора к полюсам. Выявление последствий изменения климата для определенной местности. Сравнение природных зон с природой родного края)
|
|
11.
| Природные зоны. ИКТ
(С. 28. б) № 28)
(б) № 27)Практическая работа:
|
|
| (Практическая работа: чтение условных обозначений карт природных зон и климатических поясов. Работа с контурной картой природных зон (нанести границы, названия зон, раскрасить условным цветом). Сравнение карт природных зон и климатических поясов с использованием таблицы)
|
|
12.
| Урок-проект. Где зародилось человечество.
(С. 29–31)
(а) № 1 с. 30; б) № 31.
Приготовить сообщение о животных
и растениях Африки)
|
|
| (Определение географического положения материка (Африки) с помощью физической карты. Использование условных обозначений на карте. Знакомство с особенностями рельефа Африки. Работа в группе: характеристика рельефа материка на основе текста учебника, карты и графического изображения в учебнике.
Нахождение на физической карте географических объектов. Нанесение географических объектов на контурную карту)
|
|
13.
| Климат и природные зоны Африки.
(С. 31–45)
(а) № 1 с. 36; № 1 с. 37)
|
|
| (Работа с климатической картой, картой природных зон. Определение по карте границ климатических поясов и природных зон. Соотнесение местоположения климатических поясов с природными зонами. Составление на основе текста описания природной зоны по плану. Выделение особенностей природных зон и их отличий)
|
|
14.
| Климат и природные зоны Африки
(продолжение).
(С. 31–45. б) № 33)
(а) № 3 с. 40; б) № 32, 35)
|
|
| (Работа в группе: характеристика животного и растительного мира природной зоны с помощью текста учебника и дополнительных источников информации. Выполнение заданий по тексту на усмотрение учителя)
|
|
15.
| Родина человечества. Как появился человек.Экскурсия в краеведческий музей.
(С. 46–48. б) № 34
(б) № 36.
Найти и прочитать дополнительную художественную, познавательную литературу о жизни древних людей)
|
|
| (Выдвижение предположения о месте зарождения человечества на основе своих знаний о природных зонах. Объяснение причин возникновения наиболее благоприятных условий в Африке для зарождения человечества. Сравнение условий жизни в различных природных зонах Африки. Знакомство с различными теориями появления человека на Земле. Обсуждение причин изменений, произошедших с человеком со времени его появления на Земле. Сравнение человека и обезьяны. Выявление различий между человеком и животными)
|
|
16.
| Контрольная работа. Жизнь древних
людей.
(С. 48–54. б) № 37, 38.
(б) № 1, 2 с. 49; б) № 39.
Подготовить сообщение о древних
государствах (выборочно)
|
|
| (Беседа о расселении и жизни древних людей. Высказывание своего мнения. Использование дополнительных источников информации о жизни древнего человека. Сравнение древнего человека с современным: как изменялись орудия труда, образ и уклад жизни человека со времени его появления до настоящего времени.
Определение значения для человека событий: обретение огня, одомашнивание животных и начало земледелия. Сравнение сельскохозяйственной деятельности древнего и современного человека на примере своего региона)
|
|
17.
| Анализ контрольной работы.Самые древние государства.
(С. 54–64)
(а) № 1, 2 с. 64; б) № 40)
|
|
| (Соотнесение исторической карты и современной, нахождение на карте местоположения древних государств. Сообщение о древних государствах. Моделирование ситуации (современная жизнь без какого-либо изобретения). Обсуждение роли природных условий в появлении традиций древнего государства. Сравнение особенностей воспитания детей и уклада жизни различных древних городов-государств (Афины и Спарта) на основе текста учебника)
|
|
18.
| Лента времени. Материки и части света.
(С. 64–67. б) № 41, 42
(а) № 1, 2 с. 67; б) № 43)Практическая работа:
|
|
| (Практическая работа с лентой времени: определение периодов истории, соотнесение века с годом, понимание условных обозначений года, века арабскими и римскими цифрами. Нахождение на карте материков и частей света)
|
|
19.
| Расширение знаний о мире.
(С. 67–74. б) № 44
(б) № 1, 2 с. 74)
|
|
| (Отслеживание по тексту и карте в учебнике маршрутов великих путешественников (Питей, А. Македонский). Обсуждение значений и целей походов А. Македонского и других путешественников для Европы. Выделение качеств личности, необходимых путешественнику того времени. Сравнение исторической карты местности с географической картой. Моделирование ситуации современного путешествия по маршруту путешественников того времени. Выявление отличий в этих маршрутах (территорию каких государств они пересекают, что необходимо было для путешествия раньше и как путешествуют теперь)
|
|
20.
| Первые шаги в изучении природы.
(С. 74–78. б) № 46)
(а) № 1 с. 77; б) № 45.
Подготовить рассказ о Древней Греции (на основе любого мифа) или о каком-либо виде искусства)
|
|
| (Обсуждение того, какие сведения можно получить исходя из своих наблюдений в природе, как появились наука, медицина. Обсуждение исследования Аристотелем шарообразности Земли. Объяснение значения технических изобретений Архимеда для современной жизни. Выявление значения и использования других изобретений, сделанных в древних государствах (с помощью дополнительных источников информации)
|
|
21.
| Духовная жизнь древнего человека.
(С. 78–86. б) № 47)
(а) № 3, 4 с. 83; б) № 48)
|
|
| (Определение понятия «язычество». Обсуждение значения язычества в духовной жизни древнего человека. Зачитывание и прослушивание рассказов о Древней Греции. Подготовка в группах рассказов о каком-либо виде искусства)
|
|
22.
| Урок-проект. Географическое положение Европы.
(С. 87–89)
(а) № 1 с. 88; № 1 с. 89.
Подготовить сообщение о жизни первобытного человека)
|
|
| (Определение по физической карте географического положения Европы, границ между Европой и Азией. Нахождение на карте географических объектов (моря, омывающие Европу, реки, формы рельефа на территории Европы). Фиксирование географических объектов на контурной карте.
Характеристика особенностей природы Европы с помощью карт (карта природных зон, климатическая, физическая карты)
|
|
23.
| Первые люди на нашей Земле.
(С. 89–91)
(а) № 1, 2 с. 90)
|
|
| (Обсуждение условий жизни первобытных людей. Выдвижение предположений при рассмотрении орудий труда: о материале, из которого были изготовлены орудия труда, о видах деятельности первобытного человека, о природных условиях, влиянии изменения природных условий на жизнь первобытного человека. Слушание сообщений одноклассников о жизни первобытного человека. Выделение главной мысли. Использование дополнительного материала)
|
|
24.
| Восточно-Европейская равнина.
(С. 91–92)
(а) № 2 с. 91; б) № 49)Практическая работа:
|
|
| (Практическая работа по картам: определение местоположения Восточно-Европейской равнины, климатических поясов и природных зон, нахождение крупных рек, наиболее крупных географических объектов в пределах равнины, выявление особенностей формы рельефа; обсуждение полученных результатов и обозначение выделенных объектов на контурной карте)
|
|
25.
| Урок-проект. Степи. Растительный мир.ИКТ
(С. 92–96. б) № 51)
(а) № 1 с. 94
(начать выполнение практической работы); № 1 с. 96; б) № 50.
Подготовить сообщение, используя
иллюстрации или свои рисунки, о растениях степи)
|
|
| (Выделение существенных признаков степи как природной зоны. Классификация растений степи (раннецветущие, засухоустойчивые) на основе текста учебника. Последовательное выделение периодов изменений, происходящих в степи. Определение существенных признаков степных растений. Работа с гербарием: выбор растений степной зоны. Определять на основе рисунка в учебнике приспособленность растений к окружающей среде (степная зона)
|
|
26.
| Урок-проект. Степи. Животный мир.
(С. 96–102. б) № 53
(б) № 52, 54.
Подготовить сообщение, используя
свои рисунки или иллюстрации о животных степи)
|
|
| (Классификация животных по рисунку в учебнике. Осмысленное чтение текста в учебнике, ответы на вопросы по нему. Характеристика животных степной зоны на основе текста в учебнике, их приспособленности к условиям степной жизни. Определение (среди других животных) типичных представителей. Составление цепей питания)
|
|
27.
| Люди в степи.ИКТ
(С. 102–107. б) № 55, 56
(б) № 57, 58)
|
|
| (Коллективное обсуждение условий жизни людей в степи: какие можно отнести к благоприятным, какие – к неблагоприятным, как жизнь в степи повлияла на вид и род занятий людей. Предположение последствий, к которым могут привести нарушения взаимосвязей в природе)
|
|
28.
| Лесостепь.
(С. 107–109)
(а) № 1–3 с. 109)
|
|
| (Определение по карте границ природных зон. Различение особенностей основных и переходных природных зон. Описание лесостепи на основе схемы в учебнике. Сравнение природных условий степной и лесостепной зон, условий жизни людей степной и лесостепной зон. Использование своих знаний и результатов наблюдений для описания особенностей природных зон)
|
|
29.
| Лесная зона.
(С. 109–124. б) № 59, 61
(а) № 2 с. 113; б) № 60, 66)
|
|
| (Выделение подзон в лесной зоне (хвойные, смешанные, широколиственные леса умеренного пояса). Нахождение границ лесов на карте природных зон. Сравнение природных зон на схеме. Выявление зависимости растительности природной зоны от количества тепла и влаги. Сравнение рисунков разных типов леса. Определение типичных представителей животного и растительного мира разных типов леса. Выделение ярусов леса, подбор растений и животных для каждого яруса с опорой на текст учебника)
|
|
30.
| Сезонные изменения в лесу.
(С. 124–138. б) № 62, 63)
(а) № 1 с. 131; № 1 с.133; № 4 с. 137 Подготовиться к контрольной работе)
|
|
| (Характеристика особенностей разных сезонов года (самостоятельно). Определение сезонных изменений, происходящих в растительном и животном мире, с помощью собственных наблюдений в природе и информации в учебнике.
Анализ распространения семян дикорастущих растений по рисунку в учебнике и формулирование вывода. Сравнение причин раннего цветения растений в лесу и степи. Знание перелетных птиц своего края. Проведение аналогии сезонных изменений в лесной зоне и в своем крае. Деление животных на группы по особенностям их приспособления к жизни в зимнем лесу)
|
|
31.
| Полугодовая контрольная работа
|
|
|
|
|
32.
| Экскурсия «Сезонные изменения. Зима». Урок-проект. Сезонные изменения в лесу (продолжение).
б) № 64, 65
(а) № 1–11 (на выбор учителя); б) № 67, 68.
Подготовить сообщение о жилищах славян в степной и лесной зонах)
|
|
| (Экскурсия в природу. Обсуждение правил поведения в лесу в разные времена года. Ведение наблюдений за сезонными изменениями в природе. Анализ происходящих изменений)
|
|
33.
| Как жили наши далекие предки.
(С. 139–140. б) № 69)
(б) № 1, 2 с. 140; б) № 70)
|
|
| (Анализ картины С.В. Иванова «Жилье восточных славян»: формулировка предположения об условиях жизни, видах деятельности славян. Выдвижение гипотез о жизни славян по предметам, найденным при проведении раскопок. Обсуждение сообщений о строительстве славянских жилищ в степной и лесной зонах)
|
|
34.
| Расселение славян. «Путь из варяг в греки».
(С. 141–147. б) № 71)
(б) № 1–3 с. 144; № 1, 2 с. 147)
|
|
| (Составление рассказа о расселении славян, опираясь на текст и историческую карту. Объяснение причины закономерного расселения славян вдоль рек. Характеристика быта, основных занятий славян (по тексту учебника). Нахождение в тексте ответов на вопросы. Объяснение с помощью текста, как появились первые города. Соотнесение текстового описания пути «из варяг в греки» с изображением на карте в учебнике. Определение понятий: «исток», «русло», «устье», «приток», «левый берег реки», «правый берег реки». Моделирование ситуации (путешествие купца)
|
|
35.
| Обожествление природы.
(С. 148–150. б) № 72)
(а) № 1, 3 с. 150)
|
|
| (Доказательство с помощью текста учебника правильности утверждения: «Язычество
всегда отражает природные условия, в которых живет народ». Определение понятия «язычество». Приведение примеров народных праздников и обычаев древних славян, соотнесение их с праздниками и традициями современных людей)
|
|
36.
| Урок-проект. Родной край в далеком прошлом. Экскурсия в краеведческий музей
(Небольшое сочинение на тему: «Что меня удивило в музее»)
|
|
| (Нахождение фактов, относящихся к образу жизни, обычаям, верованиям предков. Экскурсия в краеведческий музей)
|
|
37.
| Первые русские князья.
(С. 3–8 (2_я часть учебника)
(а) № 2 с. 8; б) № 73)
|
|
| (Выделение основных признаков государства.
Знакомство с историей образования Древнерусского государства. Анализ исторической карты в учебнике (границы Древнерусского государства, границы расселения племен, соседние племена). Обсуждение личностных качеств первых русских князей. Соотнесение исторической карты с физической и картой природных зон)
|
|
38.
| Принятие Русью христианства.
(С. 8–11)
(Найти в тексте на с. 10–11 доказательства благотворного воздействия принятия христианства на Руси)
|
|
| (Определение основных понятий: «язычество», «религия», «христианство», «православие». Рассуждение о роли личности князя Владимира в истории. Беседа о значении принятия христианства для Руси. Соотнесение исторических событий (крещение) с датами, с веком. Работа с лентой времени)
|
|
39.
| Расцвет Древнерусского государства.Экскурсия в краеведческий музей
(С. 11–14)
(а) № 2 с. 13; б) № 74)
|
|
| (Работа с текстом учебника: знакомство с историей Древнерусского государства в изучаемый период. Обсуждение военных побед, роста городов, усиления княжеской власти. Оценка личности князя Ярослава Мудрого. Экскурсия в краеведческий музей)
|
|
40.
| Древнерусская культура.
(С. 14–24. б) № 75, 91)
(а) № 4 с. 24; б) № 76)Практическая работа:
|
|
| (Знакомство с древнерусской архитектурой (деревянное и каменное зодчество). Сравнение крестьянского дома и боярского двора по рисунку на с. 15. Определение устного народного творчества как источника информации об истории Древней Руси. Понимание изречений в летописях и сборниках того времени и рассуждение об их смысле, соотнесение этих изречений с современностью.
Практическая работа «Как учили школьников»: проведение исследования по изучению развития письменностина Руси)
|
|
41.
| Ослабление Древнерусского государства.
(С. 24–25)
(а) № 1, 3 с. 25)
|
|
| (Нахождение в тексте учебника причин раздробленности и ослабления Древнерусского государства. Представление о натуральном хозяйстве на основе описания в учебнике)
|
|
42.
| Ордынское нашествие.
(С. 26–29)
(а) № 1 с. 27; № 1 с. 29)
|
|
| (Отражение ордынского нашествия на ленте времени. Определение последовательности событий. Знакомство с полководцами кочевников Чингисханом и Батыем. Анализ иллюстраций в учебнике: сравнение одежды, оружия воинов орды и доспехов дружинников, суждение по одежде об уровне развития ремесел, видах занятий народов. Обсуждение возможных причин поражения Руси)
|
|
43.
| Угроза с запада.
(С. 29–33)
(а) № 1–3 с. 33; б) № 77
Исследовательская работа (парами) по истории одного из древних городов
(№5 с. 33). Выбор пары, оформление
и подача материала – по желанию
учащихся)
|
|
| (Отражение на ленте времени битв на Неве (1240 г.) и Чудском озере (1242 г.). Характеристика особенностей положения Новгородского княжества. Сравнение тактики боя немецких рыцарей и русского войска. Анализ исторической карты: сопоставление ее с описанием событий в тексте. Характеристика личности А. Невского с использованием текстовой информации в учебнике и репродукции картины П. Корина «Александр Невский». Нахождение в тексте учебника подтверждения военного таланта А. Невского)
|
|
44.
| Залесская земля.
(С. 34–36)
(а) № 1 с. 36; б) № 78)
|
|
| (Определение местонахождения Залесской земли на физической карте. Сравнение условий жизни человека в лесу и в степи. Объяснение причин упадка Киевского княжества и Древнерусского государства. Чтение и обсуждение былини сказаний)
|
|
45.
| Что такое природное сообщество. Экскурсия в природу
(С. 36–37)
(а) № 1 с. 37)
|
|
| (Экскурсия в природу. Обсуждение особенностей разнообразия природы России. Знакомство с понятием «природное сообщество». Наблюдение за природой родного края на примере одного из сообществ)
|
|
46.
| Законы лесной жизни.Практическая работа
(С. 38–45. б) № 79 .)
( а) № 1–3 с. 40, № 1–4 с. 42 (выборочно, на усмотрение учителя);
б) № 80 )
|
|
| (Определение понятия «природное сообщество». Приведение примеров природных сообществ. Знакомство по рисунку с природным сообществом лес. Установление по рисунку взаимосвязей в живой природе. Деление растений на группы (светолюбивые и теневыносливые). Составление цепи питания между представителями лесного сообщества. Выявление положительного и отрицательного влияния человека на природу. Моделирование ситуации поведения в лесу. Составление (в группах) правил поведения в лесу. Решение задач на ориентирование в лесу)
|
|
47.
| Природное сообщество луг.
(С. 45–49)
(а) № 1–3 с. 47; б) № 81)
|
|
| (Установление связей в природном сообществе луг по рисунку. Составление пищевых цепей. Определение роли животных
в сообществе луг. Приведение примеров животных, растений, насекомых, обитающих на лугу. Знакомство с ядовитыми растениями луга. Описание сезонных изменений, происходящих на лугу (по тексту учебника). Сравнение луга и степи)
|
|
48.
| Урок-проект. Природное сообщество озеро.
(С. 49–56. б) № 82, 83)
(а) № 1, 4–7 (выборочно, на усмотрение учителя); б) № 84, 85.
Нанести на контурную карту географические объекты (крупные озера)
|
|
| Характеристика озера как природного сообщества. Нахождение на карте крупнейших озер России. Сравнение озера и пруда. Поиск в тексте доказательств того, что озеро – это сообщество. Знакомство с обитателями озера. Обсуждение цепи питания в озере (по рисунку). Описание внешнего строения какого-нибудь животного, обитающего в озере, с доказательством его приспособленности к условиям среды обитания. Составление цепей питания. Обсуждение правил поведения на воде)
|
|
49.
| Природное сообщество поле.ИКТ
(С. 56–59)
(а) № 7 с. 59; б) № 86)
|
|
| (Различение поля и луга. Поиск в тексте доказательств того, что поле – сообщество. Обсуждение изменений орудий и техники для обработки почвы от древности до настоящего времени. Распределение растений по группам по самостоятельно выделенным признакам (культурные, луговые, сорняки, ядовитые). Работа в группах: классификация растений и животных по сообществам. Нахождение в тексте мероприятий по сохранению плодородия почвы. Оценивание растений и насекомых с позиции полезности и вредности для человека)
|
|
50.
| Возвышение Москвы.
(С. 60–63)
(а) № 1 с. 61; б) № 87)
|
|
| (Работа с текстом учебника. Определение преимущества географического положения Москвы. Соотнесение информации из текста с картой.
Работа с картой: возможные торговые пути. Использование дополнительных источников (энциклопедии, справочники и т.д.) для составления описания древней Москвы)
|
|
51.
| Куликовская битва.ИКТ
(С. 63–66)
(а) № 1, 2 с. 66)
|
|
| Составление плана сражения по тексту. Соотнесение информации из текста со схемой сражения. Работа с лентой времени: отметка даты Куликовской битвы (1380 г.) Обсуждение значения Куликовской битвы для русского народа. Определение своего отношения к эпизодам Куликовской битвы)
|
|
52.
| Стояние на реке Угре.
(С. 66–68)
(а) № 1, 2 с. 68.
Составить описание военных действий по схеме (карте)
|
|
| (Анализ схемы «Стояние на реке Угре» (с. 67 в учебнике). Сравнение с Куликовской битвой (ход сражения, виды оружия). Нахождение и выписывание из текста в учебнике основных причин победы русских войск. Анализ репродукций картин А. Бубнова и М. Авилова, сопоставление с текстом учебника)
|
|
53.
| Создание Московского государства.
(С. 68–69)
(б) № 88)
|
|
| (Обобщение пройденного материала. Подведение итогов: чем закончился предыдущий исторический период. Работа с исторической картой: нахождение и определение территории Московского государства XVI века; сравнение с картой Древнерусского государства. Нахождение в тексте учебника особенностей Московского княжества, нововведений Ивана III)
|
|
54.
| Грозный царь.ИКТ
(С. 69–71. б) № 89)
(а) № 1 с. 75; б) № 90)
|
|
| (Обсуждение на основе текста личности Ивана IV. Работа в группах: нахождение отрицательных и положительных сторон деятельности Ивана Грозного. Анализ репродукции картины И. Репина)
|
|
55.
| Урок-проект. Развитие русской культуры.
(С. 72–80)
(а) № 1 с. 73, № 2 с. 79
Подготовить сообщения о Ермаке и А. Никитине (по желанию двум
ученикам)
|
|
| (Представление сообщений о городах, входящих в Золотое кольцо России. Нахождение на карте и фиксация на контурной карте этих городов. Обсуждение одежды разных слоев населения по рисунку. Беседа о событиях и открытиях XVI века в России. Чтение текста в учебнике о развитии культуры, зодчества, искусства России и обсуждение в классе)
|
|
56.
| Русские первопроходцы.ИКТ
(С. 80–83. б) № 93)
(а) № 1 с. 81; б) № 92)
|
|
| (Ориентирование по карте. Нахождение и фиксация на контурной карте маршрутов путешественников. Выделение по тексту и обсуждение цели новых основных направлений пути. Извлечение информации из сообщений о путешествиях Ермака и А. Никитина)
|
|
57.
| Географическое положение Азии. Сибирь.
(С. 83–87. б) № 94)
(а) № 1–3 с. 85; б) № 95
Найти в тексте на с. 86–87 причины сурового климата Сибири)
|
|
| (Самостоятельное описание географического положения Азии с использованием текста и карты.
Работа в группе: описание по карте рельефа Азии, нахождение и фиксация на карте географических объектов (крупные острова, полуострова, озера, вулканы, горы, равнины Азии). Характеристика природных условий Сибири с использованием текста и карты и знание причин их особенностей)
|
|
58.
| Тайга.Исследовательская работа «Жизнь людей в тайге»
(С. 88–92. б) № 96)
(а) № 1, 2 с. 91; б) № 97, 98)
|
|
| (Нахождение зоны тайги на карте природных зон. Сравнение тайги с зоной смешанных лесов. Составление плана рассказа о природной зоне тайге. Соотнесение текста с рисунком. Знакомство по рисунку с животными тайги. Составление в классе правил поведения в лесу, обсуждение мер предотвращения пожаров в тайге. Классификация животных на группы по самостоятельно выделенным признакам)
|
|
59.
| Урок-проект. Природное сообщество болото.
(С. 93–97. б) № 100, 101)
(а) № 1–3 с. 96; б) № 99
Найти в тексте (с. 93–96) существенные признаки болота)
|
|
| (Определение по карте местоположения болот, знакомство с их условным обозначением. Поиск в тексте причин образования болот. Знакомство по рисунку в учебнике с животным и растительным миром болот. Определение значения болот в природе. Обсуждение правил поведения на болоте.
Работа в группах: приведение доказательств того, что лес, луг, водоем – это сообщества)
|
|
60.
| Урок-проект. «Хождение за три моря».
(С. 98–103. б) № 102
(б) № 103, 104.
Подготовить сообщение о тропическом лесе)
|
|
| (Определение по картам (физической и природных зон) географического положения Индии. Обсуждение, в пределах каких природных зон располагается Индия. Обсуждение способов представления сообщений о путешествии А. Никитина, о животных и растениях тропического леса. Сравнение лесов умеренного пояса с лесами тропического пояса)
|
|
61.
| Смутное время. Спасители земли Русской.
(С. 104–109. б) № 105)
(а) № 1, 2 с. 109; б) № 106)
|
|
| (Установление последовательности событий по тексту учебника. Обсуждение условий жизни во времена Смутного времени. Выявление роли К. Минина и Д. Пожарского в истории России. Работа с лентой времени: дата освобождения России от польских захватчиков (1612 г.). Соотнесение событий 1612 года с современным государственным праздником – Днем народного единства(4 ноября)
|
|
62.
| Урок-проект. Расширение пределов страны.
(С. 109–111. б) № 107)
(а) № 3, 4, 5 с.111 (на усмотрение учителя).
Подготовить сообщение о животных
и растениях тундры)
|
|
| (Работа с контурной картой: нанесение географических объектов, маршрута путешественников. Обсуждение значения для страны открытий, сделанных С. Дежневым. Моделирование ситуации похода в Сибирь (что для этого необходимо). Обсуждение качеств личности первооткрывателя)
|
|
63.
| Природа тундры. ИКТ
(С. 112–118. б) № 110)
(а) № 1 с. 117.
Подготовить сообщение о животных
арктической пустыни (выборочно, двум-трем ученикам)
|
|
| (Определение по карте границ тундры. Составление характеристики особенностей природных условий тундры на основе схемы и текста в учебнике. Знакомство по рисунку с животными тундры. Классификация животных на группы по самостоятельно выделенным признакам. Составление плана рассказа «Природа тундры»)
|
|
64.
| Природа тундры (продолжение).
(С. 118–122 б) 109)
(а) № 2 с. 122; б) № 108)
|
|
| (Нахождение в тексте информации о приспособлении животных и растений к жизни в тундре. Сравнение растительности степи и тундры. Выделение основных занятий людей в тундре, используя текст учебника)
|
|
65.
| Арктическая пустыня.
(С. 122–127. б) № 112)
(а) № 2 с. 126; б) № 111, 113
Сделать сравнительную характеристику Арктики и Антарктиды) Годовая контрольная работа
|
|
| (Нахождение на карте зоны арктической пустыни. Сравнение понятий «арктическая пустыня» и «пустыня жаркого климата». Сопоставление Арктики и Антарктики. Работа с вопросами и заданиями в учебнике. Обсуждение сообщений о животных арктической пустыни)
|
|
66.
| Годовая контрольная работа
|
|
|
|
|
67.
| Анализ годовой контрольной.Народы Сибири. Рудознатцы. Послы.
(С. 128–133)
(а) № 1 с. 129; б) № 114, 116 Подготовка к годовой контрольной работе) Арктическая пустыня.
(С. 122–127. б) № 112)
(а) № 2 с. 126; б) № 111, 113
Сделать сравнительную характеристику Арктики и Антарктиды)
|
|
| Обсуждение влияния природных условий на жизнь человека. Обмен информацией из дополнительных источников (справочники, энциклопедии, Интернет) о народах Сибири и их традициях. Обсуждение значения открытий полезных ископаемых для развития России. Выявление значения соблюдения правил поведения в обществе (этикет)
|
|
68.
| Россия накануне реформ.Экскурсия в краеведческий музей.
(С. 134–136. б) № 115)
|
|
| (Представление альбомов по истории культуры России. Выполнение обобщающих заданий. Работа с картой и лентой времени)
|
|
| | | | | | | | |
5. Приложение к газете «Первое сентября» «Начальная школа»
6. Журнал «Начальная школа»
7. Программы начального общего образования. Система Л.В.Занкова/Сост. Н.В.Нечаева, С.В.Бухалова. - Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2011. – 224 с..
8. Чутко Н.Я. Учебная деятельность: знакомая и незнакомая. От теории – к практике обучения. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2011 год.
9. Энциклопедия «В мире природы». Москва, Издательство «Дрофа», 2011 год.
_ интерактивная доска.
1. Магнит. календарь природы (№ 852)
2. Муляжи «Набор овощей малый» (№ 873)
3. Муляжи «Набор фруктов»(№ 874)
4. Муляжи «Набор грибов»(№ 876)
5. Коллекция «Раздаточные образцы минералов и горных пород» (26 видов по 3 образца каждого вида) (№ 875)
6. Гербарий для начальной школы (№ 878)
7. Коллекция «Семена и плоды» (№ 879)
1. Слайд-альбом. Расскажи о человеке(20 шт.) (№ 866)
2. Слайд-альбом. Воздух, которым мы дышим (20 шт.) (№ 868)
3. Слайд-альбом. Вода, которую мы пьём (20 шт.) (№ 869)
4. Слайд-альбом. Домашние и дикие животные (20 шт.) (№ 870)
5. Слайд-альбом. Огород и поле (20 шт.) (№ 871)