Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 17 Франция 3 страница






или усыновивший ребенка, или принявший на иждивение

старика; наконец, каждый иностранец, имеющий, по мнению

Законодательного корпуса, достаточные заслуги перед че-

ловечеством (ст. 4). Органом законодательной власти

стал Законодательный корпус (Национальное собрание),

который " един, неделим и действует постоянно". Он сос-

тоял из одной палаты и избирался на один год. Столь ко-

роткий срок, по мнению Робеспьера, исключал возможность

чрезмерного обособления депутатов от избирателей. В ду-

хе идей народного суверенитета Руссо предусматривалось

участие рядовых граждан в законотворчестве, в связи с

чем вводилась законодательная плебисцитарная система.

Законодательный корпус составлял так называемые предло-

жения законов. Их предметом были наиболее важные сферы

законодательства: гражданское и уголовное право, бюд-

жет, объявление войны и т.д. (ст. 54). Предложения за-

конов направлялись на утверждение первичных собраний,

которые образовывались в составе 200-600 граждан, имев-

ших право участвовать в голосовании. Если через 40 дней

после рассылки предложения закона в половине департа-

ментов плюс один десятая часть первичных собраний в

каждом из них не отклоняла его, проект считался приня-

тым и становился законом. В случае отклонения проекта

предусматривался опрос всех первичных собраний, ре-

шение которых по данному вопросу, как следует полагать,

становилось окончательным. Законодательный корпус полу-

чил также право издания декретов, не требующих последу-

ющих плебисцитов. Их предметом было все, выходящее за

рамки законов. Текущее административно-распорядительное

управление вручалось исполнительному совету, который

образовывался следующим образом: собрание выборщиков

каждого департамента выдвигало по одному делегату, из

назначенных таким путем 83 кандидатов (по числу депар-

таментов) Законодательный корпус избирал 24 члена ис-

полнительного совета, половина из них подлежала ежегод-

ному переизбранию. Исполнительному совету, действующему

строго в границах принятых законов и декретов, предсто-

яло руководить, координировать и контролировать дея-

тельность всех ведомств (министерств), назначать высшие

должностные лица во все ведомства. Революционное прави-

тельство. Введение новой конституции откладывалось до

полного разгрома контрреволюции. На время борьбы с ней

создавалась система правления, наделенного исключитель-

ными правомочиями. Основу революционного правительства

(правления) составили учреждения, возникшие еще при жи-

рондистах, но только в якобинской республике начавшие

играть активную роль. Конвент считался высшим органом

государственной власти. Ему принадлежало право издания

законов и их толкования. Якобинцы, доминировавшие в

Конвенте, оставили, однако, всех депутатов центра -

" равнина" сохранилась. Непосредственное управление

страной возлагалось на специальные комитеты и комиссии

Конвента, прежде всего Комитет общественного спасения и

Комитет общественной безопасности. Комитет общественно-

го спасения стал центром революционной власти. Его зна-

чение особенно возросло, когда в его состав вошли Ро-

беспьер, Сен-Жюст, Кутон. Насчитывая 14-15 членов, пе-

реизбираемый каждый месяц, он тем не менее почти не ме-

нял своего состава в течение всего времени нахождения

якобинцев у власти. Комитет общественного спасения по-

лучил от Конвента исключительные полномочия: руководс-

тво обороной страны, текущее управление, включая внеш-

нюю политику. Под его началом и контролем находились

все министерства, ведомства, включая исполнительный со-

вет. Непосредственная борьба с внутренней контрреволю-

цией была возложена на Комитет общественной безопаснос-

ти. Он вел расследование всех дел, связанных с контрре-

волюционной и иной деятельностью, угрожавшей безопас-

ности республики. Лица, уличенные

им в преступлении, передавались суду революционного

трибунала. U ведении Комитета находилась полиция. Он

наблюдал за тюрьмами. Важное место в системе революци-

онной власти занял революционный трибунал (ранее Чрез-

вычайный уголовный трибунал). В нем было введено уско-

ренное судопроизводство. Его приговоры считались окон-

чательными, Единственной мерой наказания в отношении

лиц. признанных виновными, являлась смертная казнь. Не

менее важную роль играли комиссары Конвента, наделенные

чрезвычайными полномочиями и посылаемые туда, где рево-

люции угрожала наибольшая опасность (в армии, ведомс-

тва, департаменты и т.п.). Под их руководством были

проведены важнейшие мероприятия по повышению боеспособ-

ности армии, ликвидации мятежей, обеспечению страны

продовольствием. Нередко комиссары отстраняли от долж-

ности генералов, брали на себя фактическое командование

войсками. Невыполнение распоряжений комиссаров рассмат-

ривалось как тягчайшее преступление и нередко каралось

смертной казнью. Комиссары Конвента подчинялись Комите-

ту общественного спасения и были обязаны каждые десять

дней посылать ему отчеты. С целью усиления влияния и

контроля центральной власти за местным управлением в

департаменты и дистрикты направлялись постоянные упол-

номоченные правительства - национальные агенты. Исклю-

чительную роль в проведении политики якобинцев играли

местные революционные, или наблюдательные, комитеты, а

также народные клубы и общества. Среди них особое место

принадлежало Парижскому якобинскому клубу и его отделе-

ниям в различных районах страны. По-прежнему огромное

значение в политической жизни страны имела Парижская

коммуна. В сентябре 1793 г. была создана особая Револю-

ционная армия для борьбы с мятежниками и спекулянтами,

а также для обеспечения Парижа и других крупных городов

продовольствием. Ее командиры наделялись исключительны-

ми правомочиями, вплоть до применения смертной казни,

для чего в обозе каждого отряда везли гильотину. Яко-

бинская республика фактически порвала с католической

церковью. Часть якобинцев предлагала заменить католи-

цизм " культом разума". Начали закрываться церкви. Одна-

ко большинство населения встретило " декатолиэацию"

враждебно. Было принято решение о свободе культов. Но

борьба с реакционным духовенством продолжалась. Упроче-

ние завоеваний республики. Решающую роль в этом сыграли

социальные мероприятия якобинцев Ими было окончательно

ликвидировано феодальное землевладение.

Значительное внимание якобинцы уделяли социальной поли-

тике в городе. Начав с мер помощи безработным, много-

детным семьям (один из первых декретов), они затем об-

ратились к решению вопросов о нормировании цен на про-

дукты питания и другие важнейшие потребительские товары

(давнее требование трудящихся городов). Робеспьер и его

ближайшие сподвижники, сначала отрицательно относившие-

ся к нормированию, к введению всеобщего максимума, за-

тем, учитывая настроение народа, изменили свое отноше-

ние к нему. В развитие декрета от 4 мая 1793 г. Конвент

11 сентября 1793 г. принял декрет, устанавливавший мак-

симальные цены на зерно, муку, фураж. 29 сентября 1793

г. был утвержден декрет " О всеобщем максимуме", вводив-

ший твердые цены на все основные товары первой необхо-

димости и максимальные размеры заработной платы. Прет-

ворение в жизнь декретов о " максимуме", даже несмотря

на их частое нарушение торговцами и богатыми крестьяна-

ми, в некоторой степени обуздали спекулятивную вакхана-

лию. Для контроля за реализацией декрета " О всеобщем

максимуме" и упорядочения снабжения в октябре 1793 г.

была создана Центральная продовольственная комиссия. В

Париже и во многих других городах вводилась карточная

система. Более энергично, чем раньше, ведется борьба

против спекуляции продовольствием. В результате к концу

1793 г. положение с продовольствием в городах удалось

несколько стабилизировать. Выдающимся актом якобинского

Конвента явилась отмена рабства в колониях: " Жители ко-

лоний без различия расы являются французскими граждана-

ми и пользуются всеми правами, установленными конститу-

цией". Исключительную энергию Конвент проявил при орга-

низации обороны от внешних врагов: были созданы и воо-

ружены новые армии, проведена чистка командного соста-

ва, на освободившиеся командные должности смело выдви-

гались способные, подчас очень молодые люди. Слияние

добровольческих и кадровых частей привело к повышению

боеспособности армии. Декрет о всеобщем ополчении с 23

августа 1793 г. дал возможность к началу 1794 г. довес-

ти численность вооруженных сил до 1 млн. человек (из

них в действующей армии - 600 тыс.). Конец 1793 и нача-

ло 1794 г. ознаменовались решающими победами на фрон-

тах. Но к этому времени особенно отчетливо проявились

негативные стороны правления якобинцев во главе с Ро-

беспьером. Их стремление добиться реализации исповедуе-

мых ими эгалитаристских идей любыми средствами, даже

вопреки интересам и настроениям большинства населения

страны, стало основной причиной перерожде-

ния режима. Созданный во имя борьбы с контрреволюцией,

ради претворения в жизнь идеалов демократии, он начал

превращаться в авторитарный. Революционный трибунал все

чаще использовался как карательный орган против не сог-

ласных с их политикой. Немалую часть приговоренных к

смертной казни составили якобинцы, не согласные с поли-

тикой сторонников Робеспьера. Их никак нельзя причис-

лять к контрреволюционерам. Репрессиям подверглись и

многие другие лица, виновность которых, по существу, не

была установлена. Фактическое искажение цели, ради ко-

торой был создан Революционный трибунал. способствовало

внедрению недостойных средств борьбы, коррозии нравс-

твенности судей. Этому содействовали и некоторые декре-

ты. по замыслу призванные усилить борьбу с контрреволю-

цией, но не содержавшие каких-либо реальных гарантий

защиты прав граждан от необоснованных репрессий и поэ-

тому применявшиеся и против невиновных. Особенно пока-

зательным в этом отношении был декрет от 10 июня 1794

г., вводивший понятие " враг народа". Якобинская респуб-

лика наряду с ее героическими страницами дала предосте-

регающий урок истории, когда нетерпение находившихся у

власти доктринеров может выродиться в нетерпимость, а

революционное насилие, освобожденное от рамок законнос-

ти, в конечном итоге превращается в произвол. Падение

якобинской республики. К лету 1794 г. основные задачи

революции были объективно решены. Продолжавшая богатеть

буржуазия мирилась с крайностями якобинского правления

до тех пор. пока угроза реставрации абсолютизма остава-

лась реальной. Подавление мятежей, военные победы упро-

чили положение Франции, и с этого времени отношение

буржуазии к якобинскому правлению меняется. От якобин-

цев начало отходить и крестьянство, которое поддержива-

ло революционные преобразования до тех пор пока не были

ликвидированы феодальные отношения, установлено их пра-

во частной собственности на землю. После того как это

было достигнуто, крестьяне все решительнее выражают

свое недовольство политикой твердых цен и всем тем, что

с этим связано. Сохранение закона Ле Шапелье, разгром

левых течений ослабили влияние Робеспьера и его сторон-

ников на трудящихся городов. Политический террор вызы-

вал все большее недовольство. Сужение социальной опоры

якобинцев было одной из главных причин их отстранения

от власти. 27 июля 1794 г. (или 9 термидора 11 года по

республиканскому календарю) в ходе вооруженного выступ-

ления в Париже якобинская республика пала.

4. Термидорианская республика Конституция 1795 г.

После прихода к власти термидорианцев были казнены наи-

более известные революционеры, в том числе Робеспьер,

Сен-Жюст, Кутон, а также большая часть членов Парижской

коммуны (более 100 человек). Коммуна была упразднена.

Тысячи якобинцев были арестованы. При попустительстве

властей толпы людей под предводительством " золотой мо-

лодежи" врывались в тюрьмы и убивали политических зак-

люченных. Были отменены законы о максимуме и налогах на

богатых. Разгул спекуляции и коррупции принял невидан-

ные ранее размеры. К власти пришла крупная буржуазия.

Стремясь укрепить свое политическое положение, термидо-

рианцы предприняли реорганизацию государственного аппа-

рата. С этой целью термидорианский Конвент вырабатыва-

ет, а затем добивается утверждения новой конституции.

По уже установившейся традиции Конституция 1795 г. отк-

рывалась Декларацией, которая была существенно изменена

и называлась " Декларация прав и обязанностей человека и

гражданина". Законодатели исключили из нее все револю-

ционные положения Декларации якобинцев. Более не гово-

рилось о праве народа на восстание, о свободе собраний,

печати, о равном праве всех быть избранными на госу-

дарственные должности. Повторяя уже провозглашенные ра-

нее общие принципы государства и права. Декларация под-

черкивала обязанность каждого защищать государство и

собственность. Основным принципом государственного

строя по конституции было: представительное правление и

разделение властей. Устанавливались двухстепенные выбо-

ры в высшие органы государственной власти. Вначале из-

биратели (только мужчины, родившиеся и живущие во Фран-

ции, достигшие возраста 21 года, уплачивающие прямой

налог и прожившие в одном месте не менее года) избирали

выборщиков. Выборщиками могли быть лица, достигшие

25-летнего возраста и пользовавшиеся правами граждани-

на, а также обладающие имуществом, стоимость которого

была бы не ниже заработной платы рабочего за 200 дней.

Выборщики избирали членов Законодательного корпуса и

высших судебных органов. Избранными могли быть лица,

отвечающие еще более высоким цензам. Высшим органом за-

конодательной власти объявлялся Законодательный корпус,

состоящий из двух палат: верхней - Совета старейшин и

нижней - Совета пятисот. Нижняя палата составляла зако-

нопроекты, которые затем утверждались или отклонялись

Советом ста- _ рейшин. Исполнительная власть вручалась

Директории в составе пяти членов, назначаемых Советом

старейшин из кандидатов, выдвинутых

Советом пятисот. Директории принадлежало право назначе-

ния министров, командующих армиями и других высших

должностных лиц. Ежегодно один из членов Директории

должен был переизбираться.  5. Империя Государственный

переворот Наполеона Бонапарта. Пришедшая к власти круп-

ная буржуазия вскоре оказалась между двумя противостоя-

щими социально-политическими силами. С одной стороны,

городские трудящиеся, страдавшие от безработицы и пос-

тоянного ухудшения уровня жизни, усиливали борьбу с ре-

жимом термидорианцев. С другой стороны, активизирова-

лась дворянская реакция - зрели роялистские заговоры,

ставившие своей задачей реставрацию монархии. Это вы-

нуждало термидорианцев бороться на два фронта. Выступая

против народа, буржуазия искала поддержки справа; страх

перед дворянской реакцией заставлял ее заключать вре-

менные соглашения с левым крылом демократов. " Политика

качелей", как называли ее современники, свидетельство-

вала о внутренней непрочности термидорианской республи-

ки. Свое политическое спасение правящие круги видели в

создании режима военной диктатуры. Предельно централи-

зованное государство, возглавляемое " сильной лич-

ностью", могло силой оружия защитить интересы крупных

предпринимателей от опасности справа и слева. Стабили-

зация была нужна и значительной части крестьянства,

стремившегося сохранить приобретенную в ходе революции

землю. Наибольшую поддержку получил генерал Наполеон

Бонапарт, ставший чрезвычайно популярным благодаря по-

бедам, одержанным французскими войсками под его коман-

дованием (особенно в Италии и Египте). В 1799 г. (9-10

ноября, или 18-19 брюмера VIII года по республиканскому

календарю) Бонапарт с помощью войск разогнал Законода-

тельный корпус и упразднил Директорию. Консульство. Уп-

равление страной было передано в руки трех консулов.

Реальная власть сосредоточилась у первого консула, его

пост занял Бонапарт. Демократические силы, в значитель-

ной мере ослабленные в предыдущие годы, не смогли ока-

зать должного сопротивления новой диктатуре. Биржа от-

ветила на переворот повышением курса ценных бумаг. Но-

вый режим поддержало крестьянство, которому была обеща-

на и действительно обеспечена защита его собственности

на землю. Конституция 1799 г. (по республиканскому ка-

лендарю - конституция VIII года) Конституция юридически

закрепляла новый режим. Основными чертами вводимого ею

государственного строя были: вер-

ховенство правительства и представительство по плебис-

циту. Правительство состояло из трех консулов, выбирае-

мых сроком на 10 лет. Первый консул наделялся особыми

полномочиями: он осуществлял исполнительную власть,

назначал и смещал по своему усмотрению министров, чле-

нов Государственного совета, послов, генералов, высших

чиновников местного управления, судей. Ему принадлежало

право законодательной инициативы. Второй и третий кон-

сулы имели совещательные полномочия. Конституция назна-

чила первым консулом Наполеона Бонапарта. В качестве

органов законодательной власти учреждались: Государс-

твенный совет, Трибунат, Законодательный корпус и Охра-

нительный сенат. В действительности они были лишь паро-

дией на парламент. Законопроекты могло предлагать толь-

ко правительство, т.е. первый консул. Государственный

совет осуществлял редактирование этих законопроектов,

Трибунат их обсуждал. Законодательный корпус принимал

или отвергал целиком без прений. Охранительный сенатут-

верждал. Таким образом, эти органы, ни один из которых

не имел самостоятельного значения, лишь маскировали

единовластие первого консула. Процедура их формирования

еще более усиливала их зависимость от исполнительной

власти. Члены Государственного совета назначались пер-

вым консулом. Охранительный сенат состоял из пожизненно

назначенных членов (в дальнейшем их выбирал Сенат из

кандидатов, выдвинутых первым консулом. Законодательным

корпусом и Трибунатом). Члены Законодательного корпуса

и Трибуната назначались Сенатом. Не менее существенные

изменения претерпело и избирательное право. Все мужчи-

ны, имеющие французское гражданство, должны были прини-

мать участие в выборах по коммунам. Избранию подлежала

десятая часть граждан коммуны, которые включались в

список избранных по всем коммунам дистрикта. Они изби-

рали из своего состава также десятую часть. Аналогичным

образом избиралась десятая часть по департаментскому

списку и далее по национальному списку. Лица, включен-

ные в эти списки, назначались вышестоящими чиновниками

на вакантные должности в государственном аппарате соот-

ветствующего уровня (из коммунального списка - на долж-

ности в коммуне, из департаментского - в департаменте и

т.д.). Такая система ликвидировала все прогрессивные

завоевания времен революции в области избирательного

права. Выборы являлись фикцией, так как " кандидатов"

было столько, что чиновники имели полную свободу выбора

при назначении на соответствующие должности. Подобная

система в целом стала известна как " представительство

по плебисци-

ту". С парламентским строем было покончено, минимум

имевшихся демократических свобод уничтожен. Спустя год

упраздняется и выборное местное самоуправление. Подт-

верждалось административное деление страны на департа-

менты, дистрикты, коммуны. Вся полнота власти в депар-

таменте вручалась назначаемому правительством префекту,

а в дистрикте - супрефекту. Правительство назначало мэ-

ров и членов совещательных советов коммун и городов.

Устанавливалась строгая иерархическая подчиненность

всех должностных лиц первому консулу. Процесс централи-

зации и бюрократизации государственного аппарата достиг

своего логического завершения. Провозглашение империи.

В 1802 г. Бонапарт был объявлен пожизненным консулом с

правом назначения преемника. Его власть, еще прикрытая

республиканским декорумом, принимала монархический ха-

рактер. Вскоре Бонапарт был провозглашен императором

французов. С этого времени не только исполнительная, но

и законодательная власть сосредоточилась в его руках (и

отчасти Сената). Огромное влияние на политическую жизнь

страны приобрела армия. К этому времени она из освобо-

дительной, революционной превратилась в армию професси-

ональную и фактически наемную. Были созданы привилеги-

рованные войска- императорская гвардия. Особое значение

в государстве имела полиция; собственно даже не одна, а

несколько, каждая из которых осуществляла тайную слежку

за другой. Наиболее важными, почти неограниченными пол-

номочиями была наделена тайная политическая полиция.

Была введена строгая цензура. В каждом департаменте

фактически разрешалось издание лишь одной газеты, нахо-

дившейся под контролем префекта. Наполеоновское прави-

тельство заключило соглашение (конкордат) с главой

римско-католической церкви. Католицизм признавался " ре-

лигией большинства французов". Все чины церковной ие-

рархии назначались правительством, а затем утверждались

Ватиканом. Духовенство стало получать жалованье от го-

сударства. В свою очередь церковь отказалась от всех

претензий на земли, изъятые у нее в годы революции. Ар-

мия, полиция, бюрократия, церковь стали основными рыча-

гами императорской власти. История империи -это история

непрерывных войн, носивших захватнический характер. В

1812 г. Наполеон вторгся в Россию. В ходе освободитель-

ной. Отечественной войны наполеоновские армии были

разгромлены. В 1814г. русские войска совместно с войс-

ками союзников (австрийскими, прусскими, английскими)

вступили во Францию. Империя Наполеона потерпела крах.

 6. Легитимная монархия Хартия 1814 г. После поражения

империи во Францию под защитой штыков союзных армий

вернулись дворяне-эмигранты. Была реставрирована монар-

хия Бурбонов. Роялисты захватили командные позиции в

государственном аппарате и армии и требовали восстанов-

ления дореволюционного абсолютизма. Однако даже им

вскоре стало ясно. что восстановить прошлое в полной

мере невозможно. Революция до основания разрушила устои

старого порядка. Король Людовик XVIII (брат казненного

короля Людовика XVI) был вынужден согласиться на введе-

ние конституционного правления. В 1814г. оно было

оформлено Хартией. Хартия гарантировала неприкосновен-

ность собственности: " Все виды собственности неприкос-

новенны. Закон не делает никакого различия между ними".

Обеспечивались все обязательства государства по отноше-

нию к его кредиторам. В Хартии провозглашались, хотя и

в весьма урезанном виде, некоторые политические свобо-

ды. Говорилось о равенстве всех перед законом, о личной

свободе: " Никто не может быть подвергнут преследованию

или задержанию иначе, как в предусмотренном законом

случае и в предписанной форме". Впрочем, все это факти-

чески осталось только на бумаге. В стране восстанавли-

валась легитимная конституционная монархия (легитимная

монархия в данной ситуации понималась как монархия, где

вновь правила " законная" династия Бурбонов). Причем

прерогативы короля, особа которого объявлялась " священ-

ной и неприкосновенной", значительно расширились по

сравнению с тем, что фиксировала конституция 1791 г.

Королю вручалась вся полнота исполнительной власти. Он

назначал на все должности в государственном аппарате,

армии, полиции и суде. В области законодательства он

имел право издания указов и законодательной инициативы.

Законопроект, принятый парламентом, приобретал силу за-

кона лишь после утверждения его королем. Законопроект,

отвергнутый им, не мог быть представлен вторично в те-

чение года той же сессии' парламента. Парламент состоял

из двух палат: палаты пэров и палаты -депутатов. Королю

принадлежало право пожалования титула пэра. Оно могло

быть пожизненным или наследственным. Пэрами по праву

рождения были члены королевской семьи и принцы крови. В

выборах в палату депутатов имели право участвовать ли-

ца, достигшие 30-летнего возраста и платящие не менее

300 франков прямого налога. Избранными могли быть лица,

достигшие 40 лет и уплачивающие не ниже 1000 франков

прямых налогов. Имущественные и возрастные цензы отс-

траняли от участия в выборах значитель-

ную часть взрослого мужского населения страны. Из

31-миллионного населения право выбирать имели около 50

тысяч, а избранными могли быть не более 15 тысяч. Леги-

тимная монархия в основном сохранила военно-бюрократи-

ческий и судебный аппарат, созданный при Наполеоне.

Восстановленная монархия Бурбонов вызывала острое недо-

вольство в стране, которое усугублялось произволом и

беззаконием крайне правых монархистов, не терявших на-

дежды отобрать у крестьян земли, приобретенные ими в

годы революции. Июльская монархия. Революция и Хартия

1830 г. Дворянская реакция достигла своего апогея в се-

редине 20-х гг. XIX в., когда на престол вступил Карл

X. Руководящие посты в государстве полностью перешли в

ее руки. Новый король, идя навстречу требованиям дворян

возвратить земли, конфискованные в годы революции, ут-

вердил закон о выплате вернувшимся эмигрантам денежного

возмещения в размере около 1 млрд. франков. Вся тяжесть

выплаты ложилась на плечи крестьянства. Кроме того, бы-

ли приняты законы, существенно ущемлявшие интересы

предпринимателей, введены суровые наказания за выступ-

ления против церкви, предоставлена свобода деятельности

ордену иезуитов. В июне 1830 г. правительство решило

упразднить конституционный режим, установленный Хартией

1814 г. Были приняты четыре ордонанса: о роспуске пала-

ты депутатов (последние выборы дали большинство в ней

представителям умеренной либеральной оппозиции); об

уменьшении вдвое числа депутатов в нижней палате (в

списках лиц, имеющих право избирать и быть избранными в

нижнюю палату, были оставлены лишь крупные земельные

собственники); о введении дополнительной цензуры прес-

сы; о запрещении собраний и манифестаций. Ордонансы

вызвали бурные протесты в стране. Постоянно нараставшее

недовольство режимом вырвалось наружу. В июле 1830 г.

парижане поднялись на вооруженное восстание. После

ожесточенных боев столица оказалась в руках восставших,

которых поддержала провинция. Карл Х бежал. С легитим-

ной монархией было покончено навсегда. Плодами победы

воспользовалась крупная, прежде всего финансовая, бур-

жуазия. Ее ставленники сформировали Временное прави-

тельство, которое обеспечило провозглашение королем

Луи-Филиппа Орлеанского (представителя младшей ветви

Бурбонов), тесно связанного с крупнейшими банкирами

страны. Новый режим ознаменовал свое рождение конститу-

цией, получившей известность как Хартия 1830 г. По фор-

ме и во многом по со-

держанию она воспроизводила Хартию 1814 г. Была лишь






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.