Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 17 Франция 2 страница






по усмотрению короля.

Исполнительная власть вручалась королю, которому предс-

тояло осуществлять ее с помощью назначаемых им минист-

ров. Король возглавлял вооруженные силы, назначал часть

командного состава, утверждал назначение высших чинов-

ников, осуществлял общее руководство внутренним управ-

лением и внешними отношениями. Исполнительная власть

короля значительно ограничивалась. Он мог действовать

только в рамках законов, принятых Собранием. Вводилась

контрасигнатура - распоряжения короля приобретали за-

конную силу лишь после подписания их соответствующим

министром, который и нес ответственность за принятое

решение. Министры назначались королем, но могли быть

преданы суду Национальным собранием за неправомерные

действия по своему ведомству. Управление на местах воз-

лагалось на выборные органы, которые действовали под

руководством и контролем соответствующих министров. Ко-

роль мог отменить решения местных властей, если они

противоречили законам и постановлениям правительства, а

в случае неповиновения отстранить их от должности, пос-

тавив об этом в известность Собрание, Последнее отвер-

гало или утверждало принятое решение, могло придать ви-

новных суду. Судебная власть вручалась выбранным на

срок судьям. Они могли быть смещены только за преступ-

ления по должности, установленные в судебном порядке.

Для рассмотрения уголовных дел учреждался суд присяж-

ных. Создавался кассационный суд. Он должен был прини-

мать решения по жалобам на приговоры, вынесенные судами

в последней инстанции, и некоторым другим заявлениям. В

кассационном производстве суд не входил в рассмотрение

существа дела, но мог отменить приговор нижестоящего

суда, вынесенный с нарушением порядка судопроизводства

или содержащий явное нарушение закона. В этом случае

кассационный суд направлял дело на новое рассмотрение

по существу в суд, которому оно подсудно. Предусматри-

валось создание Верховного суда, призванного разбирать

правонарушения министров, а также преступления, угрожа-

ющие безопасности государства. Особое значение имели

разделы конституции, посвященные избирательной системе.

По существу, здесь решался главный вопрос, кто будет

править страной. Депутаты Национального собрания должны

были избираться на основе двухстепенных выборов, в ко-

торых могли участвовать только активные граждане. Ими

признавались лица, имеющие французское гражданство, ко-

торым " исполнилось 25 лет от роду, проживающие в опре-

деленном месте, в течение установленного законом време-

ни, уплачивающие прямой налог в размере оплаты не менее

трех рабочих

дней, не находящиеся в услужении, внесенные в список

национальной гвардии. Право быть выборщиками получили

те активные граждане, размеры дохода которых в зависи-

мости от места их проживания равнялись оплате труда за

100-200 рабочих дней, те, которые нанимали или арендо-

вали имущество стоимостью, эквивалентной оплате труда

за 400 рабочих дней. В конституции нашли свое воплоще-

ние принципы национального суверенитета и представи-

тельного правления. Конституция гласила: " Суверенитет

принадлежит нации: он неделим, неотчуждаем и неотъем-

лем. Ни одна часть народа, никакое лицо не может прис-

воить себе его осуществление". Так решительно отверга-

лась основополагающая доктрина абсолютизма об исключи-

тельной власти монарха - суверена " божьей милостью".

Король не был более королем по праву преемства. Он ут-

верждался по воле нации и подчинялся конституционному

закону, тогда как раньше стоял над ним. Королевская

власть становилась конституционно ограниченной. Взамен

старого понятия, отождествлявшего нацию с совокупностью

различных обособленных, сословных корпораций, находив-

шихся на разных ступенях феодальной иерархии, вводилось

правовое понятие нации как единой общности формально

равноправных граждан. Причем нация рассматривалась не

просто как сумма отдельных граждан, а как нечто целое -

" совокупность", от каждого из них в отдельности не за-

висящая. Конституционное воплощение национального суве-

ренитета, будучи явлением прогрессивным, использовалось

для обоснования цензового избирательного права. Счита-

лось, что бытие нации не зависит от отдельных " воль"

составляющих ее индивидов. Нация может по своему усмот-

рению установить условия и порядок избрания определен-

ного круга лиц, а также назначение определенного лица,

которым вверяется национальное представительство. Нация

как бы уполномочивает их осуществлять принадлежащую ей

власть. " Нация, которая является единственным источни-

ком всех властей, может осуществлять их лишь путем

уполномочия. Французская конституция имеет характер

представительный: представителями являются законода-

тельный корпус и король" (разд. III, п. 2). Вводя поня-

тие представительного правления, конституция неразрывно

связывала его с цензовым избирательным правом. Однако

представительное правление не было исключительно выбор-

ным: король наряду с Национальным собранием объявлялся

уполномоченным нации.

Конституция категорически отвергала возможность деления

законодательной власти между отдельными депутатами На-

ционального собрания. Их законодательная деятельность

считалась выражением не суммы отдельных волеизъявлений,

а объективизацией некой общей публичной воли, формиро-

вание которой не обязательно связывалось с учетом мне-

ний всех граждан. Предполагалось, что власть, которую

осуществляет депутат, является властью не его избирате-

лей, а всей нации. " Представители, избранные по депар-

таментам, являются представителями не отдельного депар-

тамента, но всей нации..." (разд. III, отд. III, п. 3).

Отсюда резюмировалось важное положение, типичное ныне

для любой либерально-демократической конституции: депу-

таты юридически не являются ответственными перед изби-

рателями и независимы от них. Они не связаны обещания-

ми, данными в ходе избирательной кампании. Соответс-

твенно " избиратели не могут давать им никаких наказов"

(разд. 111, отд. III, п. 7). Запрещался отзыв депутата

своими избирателями. Деление страны на избирательные

округа рассматривалось как чисто техническая операция,

ни в коей мере не устанавливающая какой-либо юридичес-

кой связи между избирателями и уже выбранным ими депу-

татом. Таким образом, единственным средством воздейс-

твия на него была угроза его возможного неизбрания на

следующий срок. К концу осени 1791 г. в основном завер-

шилось формирование конституционных институтов. Уже в

ходе выборов стало ясно, что из почти 24-миллионного

населения страны только около 4, 3 млн. человек приобре-

ли права активных граждан и около 40 тыс. могло быть

избрано. В итоге крупные предприниматели (банкиры,

собственники мануфактур и др.) через своих депутатов

овладели законодательной властью, а дворянство во главе

с королем - исполнительной. Компромисс между крупной

буржуазией и дворянством, сложившийся еще в первые ме-

сяцы революции, нашел свое практическое воплощение в

конституционном разделении властей. Большинство депута-

тов было настроено консервативно - они считали револю-

цию законченной. По-иному ситуацию в стране оценивал

народ. Крестьянство, не удовлетворенное аграрным зако-

нодательством, усиливало борьбу за землю, полное уп-

разднение сеньориальных повинностей. Трудящиеся горожа-

не требовали принятия действенных мер против безработи-

цы, роста цен. Во многих городах имели место столкнове-

ния трудящихся с национальной гвардией. В это время ак-

тивизировало свою деятельность дворянство- монархичес-

кая контрреволюция. Резко усилилась промонархическая

агитация неприсягнувшего католического духовенства.

В этих условиях конституция продемонстрировала свою не-

жизнеспособность. Объективно предназначенная для функ-

ционирования в рамках сравнительно стабильного общест-

венно-политического строя она не могла реализовать себя

в обстановке нарастающих социально-политических проти-

воречий. Национальное собрание 1791-1792 гг., постоянно

конфликтуя с исполнительной властью по относительно

второстепенным вопросам, фактически не предпринимало

серьезных мер против контрреволюции. Политические груп-

пировки. Обострение борьбы ускорило размежевание поли-

тических сил в антифеодальном лагере. Еще депутаты Уч-

редительного собрания, придерживавшиеся сходных взгля-

дов по важнейшим вопросам, собирались на фракционные

совещания для выработки единой линии. Вне Собрания в

тех же целях создавались клубы, которые стали своеоб-

разной формой объединения единомышленников. Особое зна-

чение приобретали парижские клубы, учреждавшие свои от-

деления в провинциальных городах и объединявшие сторон-

ников определенного политического курса. Таким путем

восполнялось отсутствие в то время во Франции полити-

ческих партий. Ни одна из политических группировок не

считала себя представителем интересов какой-либо соци-

альной группы. Большинство субъективно воспринимало

свое участие в клубе как объединение с единомышленника-

ми по претворению в жизнь определенных идей Просвеще-

ния. Но объективно, во многом в силу своего социального

происхождения, они более или менее последовательно за-

щищали позиции той или иной социальной группы. К 1791

г. сформировались три основные группировки: фельянов,

представлявших главным образом интересы крупной консти-

туционномонархической буржуазии и либерального дворянс-

тва (получили название по имени монастыря ордена фель-

янов в Париже, где собирались их сторонники); жирондис-

тов, в основном представлявших торгово-промышленную,

главным образом провинциальную, среднюю буржуазию (мно-

гие руководители были депутатами от департамента Жирон-

ды); якобинцев, объективно выражавших интересы мелкой,

отчасти средней буржуазии, ремесленников, крестьянства,

неоднозначность их политики во многом обусловливала из-

менения отношения к ним отдельных социальных групп (за-

седания Парижского клуба этой организации проходили в

библиотеке монастыря св. Якоба). В 1789- 1791 гг. в по-

литической жизни страны доминировали фельяны.

2. Жирондистская республика Свержение монархии.

В 1792 г. на политическую борьбу в стране начинает все

более ощутимо оказывать влияние внешнеполитическая обс-

тановка, складывавшаяся вокруг революционной Франции.

Оформилась антифранцузская военная коалиция крупнейших

европейских монархий. Ее целью провозглашался военный

разгром революционной Франции и восстановление в ней

старого порядка. Дворяне-заговорщики связывали с иност-

ранным вторжением все свои надежды на будущее. Коро-

левский двор оказался в центре заговора и подталкивал

страну к войне. В результате в народе усилились антимо-

нархические настроения, которые особенно возросли после

неудачной попытки бегства короля с целью возглавить

иностранную интервенцию. Народ еще не имел доказатель-

ства его измены, но он догадывался о замыслах двора,

его тайных связях с дворянской эмиграцией и враждебными

Франции иностранными правительствами. В это время повы-

силось значение Парижской коммуны - органа самоуправле-

ния столицы. Она состояла из представителей секций (ад-

министративных единиц- органов местного управления от-

дельных районов столицы) Парижа. Каждая секция посылала

в Коммуну трех выборных делегатов. Секции возникли еще

в период выборов в Генеральные штаты (тогда это были

районные собрания выборщиков в Генеральные штаты). Пос-

ле победы революции они явочным порядком взяли в свои

руки управление соответствующими районами города. Пер-

воначально в Коммуне преобладало влияние фельянов, за-

тем жирондистов, но неуклонно росло число сторонников

якобинцев. В ночь на 10 августа 1792 г. образовалась

так называемая повстанческая Парижская коммуна (боль-

шинство в ней составляли якобинцы). К ней присоедини-

лась значительная часть прежней Коммуны (около 80 чело-

век). 10 августа 1792 г. был взят штурмом королевский

дворец, правление фельянов свергнуто. Коммуна, у кото-

рой оказалась вся власть в столице, арестовала Людовика

XVI и заставила Законодательное собрание (теперь жирон-

дисты здесь были самой влиятельной группировкой) при-

нять ряд важных решений. Декреты от 10 августа отстра-

няли короля от обязанностей главы исполнительной влас-

ти; наделяли Законодательное собрание правом (времен-

ным) назначать министров " путем индивидуального выбора,

но они не могут быть намечены из его среды"; объявляли

о созыве нового органа государственной власти - Нацио-

нального конвента. Декрет от 11 августа 1792 г. уста-

навливал новый порядок выборов в Конвент: " Первичные

собрания изберут такое же количество

выборщиков, какое они избирали во время последних выбо-

ров. Разделение французов на граждан активных и пассив-

ных уничтожается. Для того чтобы быть допущенным к вы-

борам, достаточно быть французом, иметь от роду 21 год,

иметь оседлость в данной местности в течение одного го-

да, жить на доходы или трудовой заработок и не являться

прислугой... Для того чтобы иметь право быть избранным

в качестве депутата или выборщика, достаточно иметь от

роду 25 лет и удовлетворять условиям, требуемым преды-

дущей статьей. Выборы будут произведены по тому же спо-

собу, как и выборы в Законодательное собрание". Было

принято решение о новых выборах во все муниципалитеты и

суды на основе нового избирательного права. В последую-

щие дни Парижская коммуна арестовала значительное число

контрреволюционеров. Для суда над ними учреждался Чрез-

вычайный уголовный трибунал (декрет Национального соб-

рания от 17 августа 1792 г.). Взамен смещенного прави-

тельства Законодательное собрание сформировало Времен-

ный исполнительный совет, в основном из жирондистов. В

сентябре завершились выборы в Конвент. Были избраны 783

депутата (в том числе 34 от колоний), из них - около

200 жирондистов (их число незначительно колебалось) и

около 100 - якобинцев (Париж голосовал в основном за

них). В Конвенте якобинцы заняли верхние скамьи, и поэ-

тому их стали называть " горой", " горцами (монтаньяра-

ми)". Большинство депутатов не принадлежали ни к одной

из группировок. Не отличаясь ни последовательностью, ни

четкостью политических взглядов, они в зависимости от

складывавшейся политической конъюнктуры примыкали то к

одной, то к другой из указанных партий. Современники в

насмешку называли их " равниной", а иногда еще более

резко - " болотом". Конвент начал свою работу в дни по-

беды над интервентами при Вальми. В обстановке всеобще-

го ликования и энтузиазма наметилось даже подобие вре-

менного примирения сторон. Практически единодушно Кон-

вент утвердил упразднение монархии во Франции и отмену

конституции 1791 г., а вместе с ней и деление граждан

на активных и пассивных (декрет от 21-22 сентября 1792

г.). Утверждение республики. Франция объявлялась рес-

публикой единой и неделимой (декрет от 25 сентября 1792

г.). Вместе с тем оставался нерешенным важнейший вопрос

- окончательная и полная ликвидация феодальных отноше-

ний в деревне. (Осенью 1792 г. жирондисты фактически

отменили отвечавшие интересам крестьян августовские

декреты о передаче в бессрочное владе-

ние или продаже эмигрантских земель.) В 1792-1793 гг.

крестьянские волнения вновь усилились. Не менее острой

оставалась продовольственная проблема. Хлеба в стране

было достаточно, но торговцы продовольствием, богатые

крестьяне продолжали придерживать зерно, искусственно

создавали нехватку продуктов питания, намеренно взвин-

чивали цены. Неоднократно отмечались нападения на скла-

ды и транспорты с продовольствием. Рабочие вели упорную

борьбу за введение твердых цен на продукты питания

(" максимума"). В марте 1793 г. вспыхнул роялистский мя-

теж в Вандее. В то же время резко ухудшилось положение

на фронте. В значительной мере вследствие предательства

генералов, близких к жирондистам, вражеским армиям уда-

лось оправиться после поражения при Вальми и нанести

ряд серьезных ударов французам. Армии врага вновь под-

ходили к границам страны. Положение стало таким же кри-

тическим, как и в августовские дни 1792 г.

3.Якобинская республика Установление диктатуры якобинцев.

2 июня

1793 г. вооруженные граждане и национальные гвардейцы,

руководимые якобинцами во главе с повстанческим комите-

том Парижской коммуны, свергли правительство жирондис-

тов. 3 июня Конвент, где теперь доминировали якобинцы,

принял декрет о льготной продаже крестьянам конфиско-

ванных у контрреволюционеров земель. Был разрешен раз-

дел общинных земель между жителями общины (декрет от

10-11 июня 1793 г.). Особое значение имел декрет от 17

июня 1793 г., ликвидировавший все оставшиеся и наиболее

защищаемые реакцией феодальные права. Принятые решения

начали немедленно претворяться в жизнь. В результате

значительная часть крестьян превратилась в свободных

мелких земельных собственников. Это не означало, что

исчезло крупное землевладение (были конфискованы земли

эмигрантов, церкви. контрреволюционеров, а не всех по-

мещиков; много земель скупила городская и сельская бур-

жуазия). Сохранилось и безземельное крестьянство. Од-

новременно с этим и столь же быстро (в течение первых

трех недель) проводились важные преобразования в госу-

дарственном строе. Была принята новая конституция.

Конституция 1793 г. Новая Конституция была принята Кон-

вентом 24 июня 1793 г. По установившейся традиции, она

состояла из Декларации прав человека и гражданина и

собственно конституцион-

ного акта. Демократические по своему содержанию, они

должны были дать народу политическую платформу для его

сплочения. В них нашли свое законодательное закрепление

государственно-правовые взгляды якобинцев, формировав-

шиеся под влиянием идеологов левого крыла Просвещения.

Руководителей якобинцев - Робеспьера, СенЖюста, Кутона

и многих других - особенно привлекало учение Руссо о

демократической республике, его эгалитаристские идеи.

Эгалитаризм в понимании лидеров якобинцев предполагал

не только политическое равенство, но и преодоление

чрезмерного имущественного неравенства при сохранении

частной собственности. В своей работе " Об общественном

договоре..." Руссо достаточно четко проводил различие

между юридическим и фактическим равенством, подчеркивая

возможность сведения свободы к " химере" при чрезмерном

имущественном неравенстве. Декларация прав человека и

гражданина 1793 г. Новая Декларация воспроизводила ос-

новные положения Декларации 1789 г., но отличалась от

нее большим демократизмом и революционностью, более ра-

дикальным подходом к проблеме политических свобод и

прав. Декларация начинается с заявления о том, что

целью общества является " общее счастье". Правительство

установлено, чтобы обеспечить человеку пользование его

естественными и неотъемлемыми правами, к числу которых

были отнесены: равенство, свобода, безопасность и собс-

твенность. В таком качестве права на равенство не было

в Декларации 1789 г., и это не случайно. Подобно Руссо,

якобинцы признавали юридическое равенство в полном объ-

еме (отвергалось деление граждан на активных и пассив-

ных). Но имущественное равенство объявлялось Робеспь-

ером " химерой", а частная собственность- " естественным

и неотъемлемым правом каждого". Вместе с тем якобинцы

высказывались против чрезмерной концентрации богатства

в руках немногих. " Я вовсе не отнимаю у богатых людей

честной прибыли или законной собственности, - говорил

Робеспьер, - я только лишаю их права наносить вред

собственности других. Я уничтожаю не торговлю, а разбой

монополистов; я осуждаю их лишь за то, что они не дают

возможности жить своим ближним". Утопичность такой по-

литики стала очевидна несколько позже, но она не могла

не привлечь симпатий простых людей. Так же, как и в

первой Декларации, закон определялся как выражение об-

щей воли, " он один и тот же для всех как в том случае,

когда оказывается покровительство, так и в том случае,

когда карает". Но в его определение вносится важное

уточнение: "...Он может предписывать лишь то, что спра-

ведливо и полезно обществу...Закон должен

охранять общественную и индивидуальную свободу против

угнетения со стороны правящих". Верховенство закона,

рассматриваемого как " выражение общей воли", неразрывно

связывается с понятием суверенитета народа. " Суверени-

тет зиждется в народе: он един, неделим, не погашается

давностью и неотчуждаем". Вместо понятий " нация" и " су-

веренитет нации" вводятся понятия " народ" и " суверени-

тет народа". Это была не простая смена терминов. Выше

говорилось, что нация, трактуемая в духе творцов первой

конституции, рассматривалась как нечто целое - совокуп-

ность граждан, от каждого из них в отдельности не зави-

сящая; ее воля не сводится к простой сумме воль отдель-

ных граждан, и поэтому она может по своему усмотрению

установить порядок избрания определенного круга лиц,

которым доверяется формированием этой национальной во-

ли, осуществление национального суверенитета. Отсюда

следовали возможность деления граждан на активных и

пассивных, отстранение неимущих от участия в управлении

делами государства. В противоположность этому народ

рассматривался якобинцами, вслед за Руссо, как сооб-

щество граждан, которому в целом принадлежит суверени-

тет " единый, неделимый, неотчуждаемый". Народный суве-

ренитет не может быть передан одному лицу или группе

лиц. В этом видели теоретическое обоснование демократи-

ческой республики, непосредственного участия народа в

законотворчестве и государственном управлении, недопус-

тимости имущественных цензов. " Ни одна часть народа не

может осуществлять власть, принадлежащую всему народу.

...Каждый, кто присвоит принадлежащий народу суверени-

тет, да будет немедленно предан смерти свободными граж-

данами....Каждый гражданин имеет равное право участво-

вать в образовании закона и в назначении своих предста-

вителей". " Закон есть свободное и торжественное выраже-

ние общей воли". Причем под общей волей понимается воля

большинства. Руссо пояснял, что общая воля не требует

согласия всех. Оставшиеся в меньшинстве в равной мере с

другими участвовали в формировании общей воли, но прос-

то " не угадали ее". Названные принципы должны были

стать основой государства, которому предстояло быть га-

рантом провозглашенных прав и свобод. Среди провозгла-

шенных прав особое место отводилось свободе. Она опре-

делялась как " присущая человеку возможность делать все,

что не причиняет ущерба правам другого... обеспечение

свободы есть закон" (ст. 6) - формула, традиционная для

идей Просвещения. Авторы Декларации конкретизировали ее

понятие применительно к госу-

дарственно-правовым, гражданско-правовым и уголов-

но-правовым отношениям. Это: а) свобода печати, слова,

собраний (ст. 7), право подавать петиции представителям

государственной власти (ст. 32), свобода совести (ст.

7); б) свобода заниматься каким угодно трудом, земледе-

лием, промыслом, торговлей (ст. 17). Запрещались рабс-

тво и все виды феодальной зависимости: " Каждый может

доставлять по договору свои услуги и свое время, но не

может ни продаваться, ни быть проданным, его личность

не есть отчуждаемая собственность. Закон никоим образом

не допускает существование дворни; возможно лишь взаим-

ное обязательство об услугах и вознаграждении между

трудящимся и нанимателем" (ст. 18). В развитие этого

принципа последующее законодательство установило сроч-

ность любого договора личного найма. Право на безопас-

ность рассматривалось как право на защиту государством

личности каждого члена общества, его прав и его собс-

твенности (ст. 8). " Никто не должен быть обвинен, за-

держан или подвергнут заключению иначе, как в случаях,

предусмотренных законом и в порядке, предписанном им

же" (ст. 10). В Декларации последовательно проводился

принцип законности: " Всякий акт, направленный против

лица, когда он не предусмотрен законом или когда он со-

вершен с нарушением установленных законом форм, есть

акт произвольный и тиранический; лицо, против которого

такой акт пожелали бы осуществить насильственным обра-

зом, имеет право оказать сопротивление силой" (ст. 11).

Развитием провозглашенного принципа явились презумпция

невиновности (ст. 13 и 14) и принцип соразмерности на-

лагаемого судом наказания тяжести совершенного преступ-

ления (ст. 15). Исключительное внимание уделялось праву

собственности: никто не может быть лишен ни малейшей

части собственности без его согласия, кроме случаев,

когда этого требует установленная законом необходимость

и лишь при условии справедливого и предварительного

возмещения (ст. 19). Так же, как и в 1789 г., не прово-

дились различия между отдельными видами собственности,

что создавало видимость равной имущественной защиты

всех. Согласно Декларации 1793 г., " общественная гаран-

тия состоит в содействии всему, направленному на то,

чтобы обеспечить каждому пользование его правами и ох-

рану этих прав: эта гарантия зиждется на народном суве-

ренитете" (ст. 23). Отсюда был сделан принципиально но-

вый для французского конституционного права вывод:

" Когда правительство нарушает права народа, восстание

для народа и для каждой его части есть священнейшее

право и неотложнейшая обязанность" (ст.35).

Конституционный акт 1793 г. Демократические принципы

Декларации были конкретизированы в конституционном ак-

те, устанавливавшем государственный строй. Между этими

документами в отличие от конституционных документов

1789-1791 гг. не было принципиальных расхождений. В

конституции 1793г. воплотились некоторые важные демок-

ратические принципы организации государства. Торжест-

венно подтверждалось установление республики. Верховная

власть объявлялась принадлежащей суверенному народу, и,

как следствие этого, устанавливалось всеобщее (но толь-

ко мужское) избирательное право. Возможность избирать

предоставлялась всем гражданам, имеющим постоянное мес-

то жительства не менее шести месяцев (ст. 11). Каждый

француз, пользующийся правами гражданства, мог быть

избран на всем пространстве республики (ст. 28). Фран-

цузское гражданство предоставлялось каждому родившемуся

и имеющему место жительства во Франции. По достижении

21 года он допускался к осуществлению прав французского

гражданина. Эти права мог получить также каждый иност-

ранец по достижении 21 года, проживающий во Франции в

продолжении одного года, живущий своим трудом, приоб-

ретший собственность, или женившийся на француженке,






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.