Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Александр в образе Геракла и Геракл в образе Александра






Традиция поклонения Гераклу в Македонии начинается в глубокой древности и достигает апогея при Филиппе, отце Александра, так как Геракл считался покровителем и предком македонской царской династии. В политике Филиппа, провозгласившего лозунг войны против персов за освобождение греков — легендарная Троянская война служила воплощению актуальных патриотических лозунгов, как первая общегреческая война и победа над государством Азии. Геракл, участник Троянской войны, стал важным примером. В изобразительном искусстве подражание Гераклу, чей образ не укладывался в классические каноны красоты, происходило, главным образом, по линии повторения его атрибутов.

Длительную дискуссию вызвала интерпретация монет, изображающих Геракла с чертами Александра или Александра в «львином» шлеме. Основной предмет дискуссии состоял в идентификации изображения на серебряных монетах: запечатлен ли на них Геракл или произошла замена его на самого Александра, и, если это случилось, то когда — при жизни царя, до 323 г. до н.э. или посмертно. В главе приводятся основные точки зрения на эту проблему. Наиболее убедительными представляются аргументы Э. Стюарта, следующего точке зрения большинства нумизматов и считающего выпуск монет посмертным. Александр в «львином» шлеме появляется на саркофаге из Сидона, трактовка изображений которого также вызвала продолжительные споры. В данной диссертации высказывается предположение, что появление Александра в «львином» шлеме в сцене охоты на рельефах саркофага связано с традициями не только восточной, но и македонской царской охоты, с особым институтом охотников-жрецов Геракла, который считался богом охоты. Возможно, Александр предстает в образе Геракла в этой ипостаси, в сопровождении своих гетайров и умершего Абдалонима.

Слияние образов Геракла и Александра, начиная с конца IV в. до н.э., демонстрируют памятники круглой скульптуры, прикладного искусства, в частности, рельефные украшения на ручках металлических и глиняных ваз. Этот процесс привел к тому, что дальнейшем диадохи стараются следовать синкретическому образцу. Лучший портрет Митридата, хранящийся в Лувре, представляет его в «львином» шлеме. С течением времени связь образов Митридата-Геракла-Александра стала вполне стереотипной, судя по большому количеству соответствующих произведений мелкой бронзовой пластики.

На основании исследования сделан вывод, что образ Александра как универсального символа борьба эллинства и варварства повлиял на восприятие Геракла эллинистическими и римскими правителями и полководцами. В римском искусстве портреты Александра воздействовали не только на стилистическое решение образа Геракла, но и на его содержательный, символический аспект. В слиянии Александра и Геракла была предложена модель мифологической идентификации правителя, которая эксплуатировалась эллинистическими правителями и императорами Рима.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.