Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие иконографии Диониса и миф об Александре






Значение Диониса в мифологизации Александра и формировании царского культа в эпоху эллинизма исследовалось в ряде трудов (А.Д. Ноак, 1928; Ж. Тондрион, 1958, П. Гуковский, 1981). Значительно в меньшей степени затрагивалась изобразительная мифография, а проблема влияния портретов Александра на иконографию Диониса вообще не разрабатывалась. В данном разделе впервые показан процесс взаимного влияния образов Александра и Диониса, проанализированы его причины и последствия. В Македонии Диониса чтили особо: эта область граничила с Фракией, откуда происходил древний дионисийский культ. Причины подражания Александра Дионису заключаются и в общегреческих представлениях о боге, о его роли в жизни людей. Миф о Дионисе заимствовал историческую канву похода Александра на Восток, многоликий Дионис стал почитаться как завоеватель Азии и освободитель эллинов от варварского гнета, благодетель человечества, несущий культуру. В религиозной сфере, как в частной, так и в династической, благодаря утверждению новой символики изображений Александра, стали актуальными определенные атрибуты Диониса, не характерные для его классической иконографии — рога быка, скальп слона, шкура пантеры, и, в особенности, царская лента — диадема. В главе изложены основные версии происхождения диадемы, дана ее характеристика как основного атрибута царя в эллинистическом портрете. После Александра резко возросла популярность некоторых дионисийских сюжетов. Особенное распространение получило вакхическое шествие, которое стало символизировать триумфальное возвращение после победы на Востоке, а, с течением времени — триумф после победы. В эллинистический и римский период популярен сюжет свадьбы Диониса и Ариадны, а также различные персонажи и мотивы дионисийского фиаса, которые часто включаются в иконографию других сюжетов, не связанных с Дионисом. Это направление, названное «Manniera dionysiaca», было воспринята римским искусством через эпоху эллинизма. Под влиянием портретов Александра образ самого Диониса обрел новые черты. В мраморной скульптуре эллинистического времени часто встречается тип пафосного, экстатического Диониса. В дальнейшем, римские копиисты, повторявшие статуи Диониса классического и позднеклассического времени, прибавляли к оригиналу «александровский» поворот головы. Немаловажен тот факт, что в этот период мифологические персонажи, близкие Дионису, такие как Триптолем и Евбулей, обретают черты Александра. Сопоставление с ними Александра восходит к описанию Индийского похода Арриана и может быть прослежено в письменной и в изобразительной традиции. Примером Imitatio Alexandri является группа голов известного типа «Александр-Евбулей», а также центральный персонаж мифологической сцены, представленной на Тацца Фарнезе.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.