Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Актуальность исследования






ПОРТРЕТЫ АЛЕКСАНДРА МАКЕДОНСКОГО

И МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ В ИСКУССТВЕ

ЭПОХИ ЭЛЛИНИЗМА


Автореферат диссертации на соискание

ученой степени кандидата искусствоведения

17.00.09 – теория и история искусства


САНКТ-ПЕТЕРБУРГ – 2009

Работа выполнена в Государственном Эрмитаже (отдел Античного мира)

на кафедре искусствоведения Санкт – Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов


^ Научный руководитель: Елена Нисоновна Ходза, кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник


Официальные оппоненты: Елена Анатольевна Савостина

доктор искусствоведения, профессор


Юрий Алексеевич Виноградов

доктор исторических наук


^ Ведущая организация: Санкт–Петербургский государственный

академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина


Защита диссертации состоится «4» декабря 2009 г. в 17.00 часов на заседании Совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 602.004.02 при Санкт-Петербургском Гуманитарном университете профсоюзов по адресу: 192238, Санкт-Петербург, ул.Фучика, д.15., ауд.200


С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов им. Д.А. Гранина


^ Автореферат разослан «3» ноября 2009 г.


Ученый секретарь

Диссертационного Совета

кандидат культурологии, доцент А.В.Карпов

Общая характеристика диссертации

Актуальность исследования

В литературе по антиковедению отсутствует специальное исследование, посвященное Imitatio Alexandri — влиянию портретов Александра на изобразительное искусство эллинизма. Общепризнано, что образы царя вдохновили появление новых тенденций в изображении правителей, богов и героев, послужили источником новых иконографических мотивов, художественных приемов и стилистических образцов. Этот феномен достаточно хорошо изучен в пределах только одного жанра — царского портрета (Р.Р.Р.Смит, 1988), хотя лица, имеющие сходство с портретами Александра, как и устойчивые александрообразные типы, встречаются в погребальном искусстве, в культовых и вотивных статуях богов и героев, в мелкой пластике, частном портрете, архитектурных украшениях и утвари. Чаще всего не понятно, намеренно или случайно художник заимствует черты Александра, а также неясны их значение и смысл. Между тем, анализ этого явления может прояснить рассмотрение вопроса о том, что, собственно, мы называем «портретом Александра». Черты его иконографии, установленные еще в XIX веке (анастолэ, разворот головы, героический тип лица) присущи огромному количеству памятников. В музейных собраниях и, в том числе, в коллекции Государственного Эрмитажа хранится множество произведений, выполненных под влиянием иконографии царя. Александр-Гелиос, Александр-Триптолем, Александр-Ахилл и т.д. Более чем столетнее изучение портретов (Т. Шрайбер, 1903; Дж. Бернулли, 1905; К. Гебауер, 1938-39; Т. Хельшер, 1971; Э. Шварценберг, 1967, 1969, 1975, 1976; Дж. Поллитт, 1986; Р.Р.Р. Смит, 1988, 1991; Б.С. Риджвэй, 1990; Э. Стюарт, 1993) привело к пессимистическому выводу об исключительной трудности темы «имитации», в связи отсутствием адекватных методов ее исследования. Причина сложности заключается в нехватке информации, отсутствии четких оснований для датировок и атрибуций, а также в неясности определений портретного образа и типа Александра и его роли в искусстве эпохи эллинизма.

Актуальность данного диссертационного исследования обусловлена посылами как специального, так и общего, теоретического свойства. Во-первых, тема исследования мало изучена, а российским искусствоведением практически не затронута, хотя и является насущной для дальнейшей работы над определением портретов Александра и их имитаций, которые постоянно вводятся в научный оборот. Во-вторых, раскрытие данной темы позволяет шагнуть вперед в разработке одной из ключевых проблем истории искусства эллинизма — использования классических стереотипов в формировании художественного языка эллинистической эпохи. В-третьих, выводы и обобщения, полученные в процессе исследования, намечают теоретические подходы к разработке понятий «образца» и «подражания», сущностных категорий науки о древнем искусстве, применительно к античному портрету.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.