Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стилистические ресурсы словообразовательных средств языка






Богатыми стилистическими возможностями обладает словообразовательная система русского литературного языка. Наиболее яркой является стилистическая окраска тех словообразовательных единиц, которые противопоставлены словообразовательным единицам с иной стилистической окраской, например: бегбеганье, беготня; промывание — промывка; столовая — столовка; пожарный — пожарник; культработник — культурник; телевизор — телик (в другом написании телек), мультфильммультик. Здесь одно производное слово противопоставлено другому, также производному. ■

Часто стилистически окрашенные варианты производятся непосредственно от варианта наименования, имеющего нейтральную, общекнижную или официально-деловую функционально-стилевую окраску: получитьзаполучить; окноокошко; специалистспец; товарный поездтоварняк.

Яркой разговорной окраской обладают так называемые семантические конденсаты, имена существительные с формантом -к-, производные от основы прилагательных и обладающие семантикой всего словосочетания, куда входит мотивирующее прилагательное-определение и определяемое существительное: зачетная книжка — зачетка, газированная вода — газировка, читальный залчиталка, манная крупаманка. Активность этой словообразовательной модели очень велика, так что по этому типу образуются семантические конденсаты и с первой частью сложных мотивирующих прилагательных: двухкопеечная монета или двухкомнатная квартирадевушка; трехкомнатная квартира (ранее — трехрублевая купюра)трёшка.

Отглагольные существительные на -ение (с формантом -ени-) наиболее продуктивны в книжной речи: официально-деловой, научной, газетно-публицистической и церковно-религиозной: усыновление, обводнение, осушение, заболачивание, ускорение, искривление, воскресение, умиротворение. Например: Пашня на значительной плошада требует залужения, облесения. (Из газет).

Имена действия на ~ка продуктивны в разговорной и профессиональной речи (как «живой», так и стилизованной, т. е. в составе художественных произведений); например: Разговор начнется издалека, с ощупкой, с пристрелкой (В. Тендряков). В парах однокоренных существительных, где первые имеют нулевой суффикс или суффикс -к-(а), а вторые — суффикс -(e)- наблюдается следующее соотношение стилистических характеристик: первые оказываются всегда стилистически более сниженными, чем вторые: а) первые воспринимаются как нейтральные, а вторые - как книжные или же б) первые являются разговорными, тогда вторые — нейтральными; например: а) задержка — задержание и задерживание, натирка — натирание; выкорчевкавыкорчевывание; перепланировкаперепланировывание; б) опаска - опасение, обслуга - обслуживание; взвизг -взвизгивание, подкраска — подкрашивание, прибавка — прибавление.

Разговорную и разговорно-просторечную, а также яркую эмоционально-экспрессивную окраску имеют существительные на -ньё, -тьё, -ота (отглагольные), -отня, -ня: спанье, битье, нытье, беготня, суетня, возня, мазня. Например: За сутолокой, за повседневной мельтешней, минуя его, проходит нечто главное. (И. Герасимов)

Словообразовательная модель: основа глагола + суффикс -мость — производное имя существительное со значением возможности, способности совершения действия, названного мотивирующим глаголом — обладает окраской официально-делового стиля: наполняемость, сменяемость, непотопляемость, пассажировместимость. Наличие яркой функционально-стилевой окраски служит основой для использования этой словообразовательной модели в целях пародирования официально-делового стиля; например, в юмористическом рассказе о школе: выступаемостъ, огрызаемость, рукоподнимаемость, досковытираемость, под-парты-залезаемость (пример В.Н. Виноградовой).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.