Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Синтаксические средства. Если в особенностях лексической и морфологической подсистем научного стиля проявлялись такие его общие признаки






Если в особенностях лексической и морфологической подсистем научного стиля проявлялись такие его общие признаки, как стремление к точности и абстрактности, то система синтаксических средств научного стиля обнаруживает такие общие черты стиля, как стремление к объективности и логичности изложения научной тематики.

Стремление к объективности означает, что авторская позиция в научных текстах отходит на второй план, главное — поиск научной, т. е. объективной истины, ее изложение и доказательство; поэтому из двух конструкций: (1) Я пронаблюдал за поведением сороконожки и пришел к выводу, что... и (2) Наблюдение за поведением сороконожки позволило сделать вывод, что... в научном стиле предпочтительнее вторая.

Примечание: Это не значит, что в научных текстах не могут встретиться конструкции первого рода. Однако их появление будет задано лишь авторской индивидуальностью, поэтому такие предложения будут принадлежностью конкретных текстов, а сейчас речь идет о синтаксических свойствах научного функционального стиля языка в целом.

Стремлением к объективности изложения объясняется широкое распространение в научном стиле пассивной конструкции, о которой еще Ш. Балли писал: «Когда ум погружается в созерцание и становление явлений, все кончается тем, что забывают, чем был вызван данный процесс, забывают о деятеле, субъект глагола остается в тени» (Балли 1955: 380). Пассивная конструкция может характеризоваться как обладающая общекнижной функционально-стилевой окраской:

(1) Именно в весеннее, зимнее и осеннее время нами регистрируется учащение острых респираторных инфекций и заболеваний пневмонией среди детей всех возрастных групп. (2) В преобладающем большинстве наблюдений у детей первого года жизни были зарегистрированы мелкоочаговые пневмонии (91 %), значительно реже — сегментарные (5, 1 %) и смешанные варианты (3, 9 %).

В пассивной конструкции сказуемое выражается формами глагола с постфиксом -ся (1), краткими страдательными причастиями со связкой — как выраженной (2), так и нулевой (3):

(1) Анализ клинических форм пневмонии проводился в соответствии с классификацией А.А. Колтыпина; (2) Всего было сделано 426 анализов крови; (3) Высокий процент осложнений и наклонность к затяжному течению обусловлены реактивностью большинства наблюдавшихся детей.

Субъект устраняется или «остается в тени» также в неопределенно-личных (1) и безличных (2) предложениях:

(1) [Уже в XIIIв. в японских садах широко распространено воспроизведение существующих пейзажей в миниатюре.] Небольшой холм делают похожим на формы какого-либо горного хребта... (2) Было бы совершенно неправильно толковать этот сфинкс как чисто эстетический образ.

В безличных предложениях, распространенных в научном стиле, главный член выражен: (1) модальными словами можно, нельзя, необходимо, следует и др. в сочетании с инфинитивом, (2) предикативными наречиями, (3) безличным глаголом или личным в значении безличного; например:

(1) Не нужно думать, что пропорции пирамиды Хеопса являются каноничными и обязательными для всякой пирамиды. (2) Ясно, что пирамида имеет изобразительно-символический смысл; (3) Египтянину казалось, что природа проникнута страшными и непонятными силами, господствующими над человеком.

Обобщенно-личные предложения в научном стиле оформляются чаще всего при помощи глаголов в форме 1 лица множественного числа («мы инклюзивное», о котором шла речь выше) настоящего времени или будущего совершенного; например: Рассмотрим результаты эксперимента. Соединим кислоту с полученным осадком. Проведем касательную...

Среди двусоставных предложений преобладают такие, в которых сказуемое является составным именным, что обусловлено семантикой научных текстов (выявление признаков, свойств, качеств изучаемых объектов) и тесно связано с отмеченными морфологическими особенностями научного стиля; благодаря этому и создается «именной строй» научной речи. При этом в настоящем времени связка может быть нулевой, как и в других стилях, но может быть выражена глаголом есть (а во множественном числе — суть), что ни для одного другого стиля, кроме научного, не характерно; например: (1) Волевое усилие есть непременное условие успешного запоминания; (2) Префикс, корень, суффикс и постфикс суть значащие части производной основы.

Логичность и точность речи, выдержанной в научном стиле, обусловливает употребление сложноподчиненных предложений союзного типа, в которых семантико-синтаксические отношения между частями выражены однозначно. Сравним для примера бессоюзное сложное предложение Солнце село/туристы поставили палатку, где возможно различное осмысление семантико-синтаксического отношения между частями: как причинно-следственного (так как солнце село...), как значения временной последовательности (после того, как...). Такой многозначности лишены отношения между частями союзных сложных предложений, употребляющихся в научном стиле; например:

(1) Не всегда удается начать постановку озвончения с группы щелевых, так как наряду с дефектами озвончения обнаруживается тот или иной вариант сигматизма. (2) Иногда достаточно провести два-три занятия, чтобы плавная речь была восстановлена.

Особенностью многих сложноподчиненных предложений с изъяснительной придаточной частью, употребляемых в научном стиле, является информативная недостаточность главной части. Нередко главная часть служит для связи с контекстом, кроме того, она выражает субъективно-модальные (модусные) смыслы предложения, а основная информация (диктумное содержание) передается придаточной частью; например: (1) Известно, что при горении водорода образуется вода; (2) Напомним, что сейчас мы говорим только о заимствованных словах; (3) Следует сказать, что выделение абстрактных категорий слов представляет для детей гораздо большую трудность, чем выделение конкретных.

Стремлением к точности и логичности объясняется также широкая употребительность конструкций с (1)однородными членами, (2) вводными словами, (3) вставными конструкциями, (4) причастными и деепричастными оборотами; среди вводных слов особенно характерны те, которые обозначают последовательность и связь мыслей (во-первых, во-вторых, итак, значит, следовательно, нако­нец), а также те, что обозначают степень достоверности (конечно, по-видимому, вероятно, как кажется) и источник информации (как утверждает..., как писал..., согласно теории...) и т. п. Например:

(1) Среди дефектов смягчения наблюдаются три варианта: полное отсутствие мягких согласных звуков речи; излишнее смягчение; нарушение дифференциации между твердыми и мягкими звуками.

(2) При спастических параличах внимание логопеда направлено, во-первых, на понижение рефлекторной возбудимости мышц, во-вторых, на упражнение парализованной мышцы.

В обоих стихотворениях (процитированных в предыдущем разделе) звучание совсем оттесняет значение.

Народные этимологии у Лескова и Островского, употребляемые как лексика мещанского говора, являются в большинстве случаев новообразованиями.

Научному стилю свойственен объективный порядок слов, который обеспечивает логически последовательное развертывание мысли-речи от темы к реме и нейтральную эмоционально-экспрессивную окраску. При объективном порядке слов соблюдаются все три нормы: 1) тема предшествует реме; например: Органы речи//делятся на активные и пассивные. Активными органами речи являются//язык, губы и мягкое нёбо. Хотя последовательность членов предложения — подлежащих и сказуемых — изменилась, но последовательность: тема+ рема сохранилась; 2) в предложениях с нулевой темой, полностью состоящих из ремы, сказуемое предшествует подлежащему, например: Существует несколько классификаций сложных предложений русского языка; 3) в неактуализи-рованных подчинительных словосочетаниях, т. е. входящих в состав темы и в состав ремы, соблюдается определенная последовательность главного и зависимых компонентов: а) при согласовании: натуральные числа, историческая эпоха, лексическая сочетаемость; б) при управлении: поставить опыт, подсчитать сумму, оказать влияние, результаты эксперимента, готовый к употреблению; в) при примыкании: очень заметно, крайне медленный, бурно протекали.

При реализации научного стиля в различных жанрах и стилях речи авторы стремятся к логически последовательному развертыванию текстов, поэтому предложения строятся таким образом, чтобы между ними была тесная структурно-смысловая связь. Она достигается двумя способами: (1) рема предшествующего предложения становится темой последующего или (2) в следующих друг за другом предложениях тема остается неизменной, а изменяется содержание рематических частей; например:

(1) При толковании лексических значений //обычно руководствуются двумя следующими требованиями (...) Оба требования//хорошо известны в лексикографии. Однако лексикографическая практика //знает частые нарушения этих требований.

(2) Согласные фонемы // отличаются от гласных в акустическоми артикуляционном аспектах. Согласных фонем в русском языке // —тридцать семь. Согласные фонемы русского языка//бывают твердыми и мягкими.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.