Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Только ли в художественных произведениях есть образ автора?






 

Виноградов и Бахтин рассматривали образ автора в художественных текстах. Но значит ли это, что в текстах других типов его нет? У Виноградова есть такое многозначительное замечание: «Проблема " автора", " субъекта" неотделима от всякого (разрядка моя. — А.Г.) языкового выражения»23. А там, где есть автор, может быть и образ автора — конечно, в каждом типе текстов имеющий специфические черты. Оставив в стороне тексты такого типа, как вывески, объявления и т. п., обратимся к текстам, которые вписываются в понятие функциональных стилей.

Публицистика близка к художественной литературе по ряду параметров языковой организации текста (прежде всего — по преобладанию эмоционально-экспрессивных структур), и присутствие образа автора в публицистических произведениях представляется очевидным.

Научные тексты значительно удалены от художественных, но и в них просматриваются особенности, восходящие к своеобразию образа автора. Характеризуя одну из сторон стиля работ Виноградова, Д. С. Лихачев пишет: «Лингвист сказывается в его стиле в постоянной игре словами. Он любит сопоставлять и противопоставлять однокоренные слова, различные или слегка различные по значению: " изображение и выражение", " объективный и объектный", " индивидуальный и индивидуализированный" и т. д. и т. п. Игра словами, каламбуры, ирония составляют не только издавний лингвистический и литературоведческий интерес В. В. Виноградова, но и особенность его научного стиля. И сквозь этот стиль сознательно или бессознательно явственно проступает образ авторского " я" самого В. В. Виноградова»24. Хотя терминология Лихачева не вполне точна, ясно, что образ автора в научных трудах Виноградова (как и в трудах Щербы, Винокура, самого Лихачева и всех других ученых) присутствует.

Остается официально-деловой стиль, которому в целом свойственна такая высокая степень «обезличенности», стандартности, что усмотреть в нем образ автора затруднительно. Однако отрицать категорически саму возможность проявления образа автора в каких-либо достаточно объемных текстах или совокупностях однотипных кратких текстов, созданных одним автором, вряд ли было бы правильно.

Конечно, образ автора с наибольшей полнотой представлен и интересен для изучения в художественных текстах, и мы будем рассматривать его преимущественно на материале художественной литературы. Но будем иметь в виду, что образ автора — категория универсальная, очень разнообразная в своих проявлениях и присущая текстам разных типов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.