Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эти органы лишь маскировали единовластие.






Выборы являлись фикцией, т.к. кандидатов было столько, что чиновники имели полную свободу выбора.

С парламентским строем было покончено, миниум имевшихся демократических свобод уничтожены.

Упраздняется выборное местное самоуправление.

Строгая иерархическая подчиненность Первому Консулу.

1802 г. – Наполеон объявлен пожизненным консулом с правом назначения преемника.

Власть принимает монархический порядок.

Армия из освободительной, революционной превратилась в профессиональную, наемную. Созданы привилегированные войска – императорская гвардия.

Также было создано несколько полиций - тайная слежка одна за другой.

Введена строгая цензура.

Соглашение с главой римско-католической церкви. Католицизм – религия большинства французов.

Все чины церковной иерархией назначались правительством, утверждались Ватиканом. Духовенство стало получать жалованье от государство, отказалось от претензий на земли, отнятые в годы революции.

Армия, полиция, бюрократия, церковь – стали рычагами императорской власти.

История империи – захватнические непрерывные войны.

1812 г. – вторжение в Россию.

1814 г. крах наполеоновской армии.

 

 

№ 38. Эволюция государственного строя Франции в 1814–1850-х гг.: Легитимная и Июльская монархии, Вторая республика (1848–1852 гг.), Вторая империя. Конституция 1852 г.

После поражения Империи возвращаются дворяне-эмигранты, реставрация монархии Бурбонов, но революция разрушила устои старого порядка, Король Людовик 18 соглашается на конституционное правление.

1814 г. Хартия:

неприкосновенность собственности.

обеспечение всех обяз-ва гос-ва по отношению к его кредиторам,

политические свободы (равенство всех перед законом, личная свобода), фактически – на бумаге.

В стране восстанавливалась легитимная конституционная монархия.

Расширены прерогативы короля (священный, неприкосновенный) по сравнению с конст. 1791 г.:

Король: полнота исп. Власти, назначал на все должности в гос.аппарате, армии полиции суде. Право издания указаов и законопроектов, законопроект принятый парламентом приобретал силу закона после утв.королем, право пожалования титула пэра.

Выборы: лица, достигшие 30летия, платящие не менее 300 франков прямого налога. Избранными м.б. лица, 40 лет, уплачив.не ниже 1000 франков прямого налога.

Легитимная монархия сохранила военно-бюрократический и судебный аппарат, созданный при Наполеоне.

Восстановленная монархия Бурбонов вызвала острое недовольство в стране.

Расцвет дворянской реакции приходится на 20 гг. 19 века, на престол вступил Карл 10, закон о выплате возмещения возвратившимся эмигрантом, тяжесть на плечи крестьянства. Законы, ущемлявшие интересы предпринимателей, наказания за выступления против церкви.

Июнь 1830- решение прав-ва упразднить конституционный режим, уст. Хартией 1814 г. 4 ордонанса: о роспуске палаты депутатов, уменьшение вдвое депутатов в нижней палате, доп. Цензура прессы, запрет собраний и манифестаций. Протесты в стране.

Июль 1830 – вооруженное восстание, Карл бежал, с легитимной монархией было покончено.

Крупная финансовая буржуазия сформировала временное правительство, провозгласили королем Луи-Филиппа Орлеанского. Новый режим – Хартия 1830 г., она воспроизводила Хартию 1814 г., несколько расширена роль парламента. Законодательная инициатива вручалась обеим палатам и королю, снижение цензов. «Отныне Францией править будем мы, банкиры» - сущность новой монархии.

Зима 1848 – вооруженное восстание в Париже, толчок – расстрел мирной демонстрации парижан. Луи-Филипп отрекся от престола. Провозглашена республика. Прав-во обязалось ввести всеобщее изб. Право, улучшить трудовые отношения, другие демократ.меры.

Одновременно прав-во укрепляло свои вооруженные силы – мобильная гвардия. Повышение налогов, недовольства крестьян, весной 1848 г. выборы в учредительное собрание, подавляющее большинство - крупные буржуа, земельные собственники, после выборов отмена всех нормативных актов, предусматривавших улучшения полож. Трудящихся. 22 июня – 4-х дневное восстание рабочих, было разбиты мобильной гвардией.

Конституция 1848 г. - республиканская форма правления, разделение властей, представительное правление. Высш.орган – Национальное собрание, исключит.право принятия законов, формирование бюджета, решение вопросов войны и мира, торговые договоры и др. Срок – 3 года

Глава исполнитель.власти – президент. Под его началом армия, полиция, адм. Аппарат, он назначал и смещал министров, командующих армией и флотом, префектов и др. высших должностных лиц.

Вводилось всеобщее и прямое изб.право при тайном голосовании.

Спец. Глава была посвящена демократ.правам и свободам.

Вторая империя:

Первый избранный президент – племянник Н.Бонапарта – Луи Наполеон, политический авантюрист, воспользовался надеждами крестьян на уменьшение бремя налогов, обеспечит дешевые кредиты (не было выполнено), крупные предприниматели и банкиры ждали от него сильную власть, способную предотвр. Новые революционные выступления.

В декабре 1851 г.Луи-Наполеон разогнал Национальное собрание, конституция 1848 г. упраздена.

Конституция 1852 г. – закрепить гос.переворот 1851, вся полнота власти в руки президента. Конституция подготавливала условия для провозглашения империи, отличие – власть не наследственная, полномочия президента 10 лет.

Ноябрь 1852 – реставрация империи, Луи-Наполеон стал императором французов под именем Наполеон 3. Бонапартистское управление – сочетание демагогии и репрессий. Выход – новая война. Летом 1870 Луи начал войну против Пруссии, помешать объединению Германии, эта война обнаружила непрочность бонапартистской империи.

 

№ 39. Установление Третьей республики во Франции (1870–1875 гг.). Конституционные законы 1875 г.

Вторая империя просуществовала до 1870 года. Первые сражения франко-прусской войны обнаружили разложение правительства и армии Франции. Наконец, под Седаном прусско-германские войска заставили капитулировать 100-тысячную французскую армию. Эта катастрофа подняла на ноги Париж. Народ ворвался в Законодательное собрание. Под его прямым давлением были декретированы упразднение империи и восстановление республики — третьей по счету. Это произошло 4 сентября 1870 года. Власть оказалась в руках узкой кучки профессиональных политиков и военных, присвоивших себе название правительства «национальной обороны». Свои усилия новое правительство Франции сосредоточило главным образом на том, чтобы любой ценой сговориться с Пруссией: боялись революционной ситуации, которая складывалась в результате военного поражения, экономической разрухи, нищеты масс.

Парижская коммуна:

18 марта 1871 года пролетариат Парижа восстал после шестимесячной осады города прусскими войсками, измученный голодом и безработицей. Организованный в Национальную гвардию пролетариат провозгласил Коммуну, в которой видел осуществление принципов той «социальной республики», за которую он тщетно боролся в 1848 году. Временная власть оказалась в руках Центрального комитета Национальной гвардии.

Две силы: пролетарский Париж, с одной стороны, и буржуазная Франция — с другой, — оказались в состоянии гражданской войны.

Коммуна ликвидировала постоянную армию, распустила старую полицию. Не стало буржуазного суда. Церковь была отделена от государства. Центральный комитет Национальной гвардии начал с выборов в Совет Коммуны. Выборы в Совет Коммуны производились по городским округам, на основе всеобщего избирательного права и при совершенной свободе мнений.

Исполнение законов, осуществление политики Совет Коммуны поручил 10 комиссиям, 9 из которых имели строго определенную компетенцию: финансовую, просвещения, юстиции, внешних сношений, труда и обмена, общественных служб, обороны, общественной безопасности и др. Роль координирующего центра играла особая Исполнительная комиссия, составленная из делегатов всех прочих комиссий.

Комиссии, в свою очередь, опирались на широкий актив, особенно на профсоюзы и другие рабочие организации.

Коммуна разработала и опубликовала план государственного переустройства Франции. Он был назван «Декларацией к французскому народу» (19 апреля 1871 года). Его принципы: Франция должна была стать республикой, объединяющей свободные коммуны, организованные по типу Парижской. И города, и самые малые деревни должны были обладать полнотой самоуправления, ограниченной одним — полнотой прав соседних коммун и интересами страны в целом. Каждой коммуне предоставлялось право иметь собственную военную силу в лице национальной гвардии, свободно избирающей своих офицеров. Коммуны при всей их автономии объединялись в главном городе округа. Окружные собрания посылали депутатов в Национальную делегацию, заседающую в Париже. Центральное правительство наделялось немногими, но очень важными функциями.

Коммуна предполагала обновить судебный аппарат на основе выборов, но в качестве временной меры было принято назначение судей исполнительной комиссией Коммуны. Низшей судебной инстанцией остались мировые судьи. Многие из них были простыми рабочими. Они разбирали незначительные уголовные и гражданские дела. Для более серьезных уголовных дел был создан особый суд, заседавший вместе с присяжными заседателями. Он назывался «обвинительным жюри».

Трагический финал Коммуны общеизвестен. Обладая перевесом сил, версальское правительство сумело овладеть Парижем. Коммунаров сотнями расстреливали без суда.

Отдав Германии Эльзас и Лотарингию, обязавшись пятимиллиардной контрибуцией, Национальное собрание Франции, избранное в феврале 1871 года, приобрело мир. После того главной задачей Собрания стала выработка конституции. На это ушло 4 года. В конституционной комиссии заседали 20 монархистов и 10 республиканцев. Замышленная в качестве временной, конституция 1875 года оставляет без внимания такие непременные атрибуты, как функционирование правительства, положение судей, вотирование бюджета и пр.

Конституционные законы 1875 года:

КЗ об организации государственных властей 25 февраля 1875 года — законодательная власть осуществляется 2 собраниями: палатой депутатов(всеобщим голосованием) и сенатом (определяются особым законом); президент избирается абсолютным большинством голосов сенатом и палатой депутатов, соединенных в национальное собрание на 7 лет; может быть переизбран. Президент имеет право амнистии, назначает все гражданские и военные должности, располагает вооруженной силой, обнародует законы; каждый акт президента должен быть скреплен подписью министра. Президент ответственен только в случае государственной измены.

Закон об организации сената 24 февраля 1875 года — сенат образуется из 300 членов, 225 избираются департаментами и колониями и 75 — Национальным собранием. Сенат наряду с палатой депутатов имеет право законодательной инициативы и выработки законов. Сенат может преобразовываться в верховный суд для суда над президентом республики или министрами.

Закон об отношениях государственных властей 16 июля 1875 года — заседания палаты депутатов и сената публичны, однако по требованию известного числа своих членов могут закрыть двери. Президент обнародует законы в течение месяца, следующего за передачей правительству окончательно принятого закона. Президент не может объявить войну без предварительного согласия обеих палат. Республиканская форма правления не может быть предметом пересмотра.

№ 40. Образование единого Германского государства (1806–1871 гг.). Конституция Германской империи 1871 г.

Победа над Австрией выдвинула Пруссию на роль объединяющей Германию силы.

Пруссия была единственным немецким государством, введшим у себя всеобщую воинскую повинность и всеобщее обязательное обучение.

Бисмарк с успехом осуществил политику воссоединения Германии.

Важнейшим итогом австро-прусской войны являлось присоединение к Пруссии ряда северогерманских государств, в том числе Ганновера, Гессен-Кастеля, Франкфурта-на-Майне.

В Центральной Европе возникло, по сути дела, новое государство, получившее название северо - германского союза.

В Союз не вошли южно-германские государства: Бавария, Саксония, Вюртемберг и др.

Их насильственному объединению в новую империю препятствовала Франция.

В 1870 г. Пруссия спровоцировала войну с Францией. В этой войне Франция была разгромлена. Прусский король был коронован императором объединенной Германии, и таким образом в центре Европы возникло новое государство - Германская империя.

Конституция - в 1867 г. Господство Пруссии было юридически оформлено в Конституции. Конституция германской империи вошла в силу в 1871 г.

К ведению общеимперских органов было отнесено – законодательство об армии и флоте, налогах, системе мер и весов, монеты, пути сообщения, почта-телеграф и т.д.

Король Пруссии одновременно являлся кайзером Германии, был носителем верховной власти. Его полномочия осуществлялись через канцлера.

Кайзер назначал канцлера, высшим чиновником был главкомом Вооруженных Сил, он объявлял войну и мир.

Бундесрат - союзный совет, занимал 2-е место по объему прав. Он имел законодательные и административные полномочия. Это был орган представителей государств, вошедших в империю. Число голосов в нем зависело от размеров гос-ва.

У него было права рассматривать законопроекты, толковать Конституцию, имел приоритет в законодательном процессе, также это был имперский суд по особо важным преступлениям.

Рейхстаг - нижняя палата - избиралась всеобщими выборами (1 депутат на 100 тыс. Избирателей).

Для принятия решений требовалось абсолютное большинство голосов.

Закон принимался этими 2-мя палатами (бундесратом и рейхстагом).

Также рейхстаг утверждал бюджет, но не имел права контроля за исполнительной властью.

Канцлер (глава правительства) отвечал перед кайзером.

№41. Англосаксонская и континентальная системы права. Сравнительная характеристика.

Нормы английского права были заимствованы рядом других стран Бритайских владений, где большинство населения были белые (Австралия, Новая Зеландия, США).

Постепенно сложилось понятие англо-саксонской системы права.

Этой системе противопоставляют другую систему – континентальную, получившей распространение во Франции, Германии, Италии.

Отличия континентальной (романно-германская)системы права

1. Закон – основной источник права, а судебный прецедент либо не признается, либо играет крайне незначительную роль. Именно поэтому рано возникла необходимость систематизировать законы.

2. Стремление кодификации права (создания кодексов).

3. Кодекс – это единый закон, ставящий цель объединить и расположить в определенном порядке нормы права. В текст включались не только нормы права, которые уже содержались в ранее изданных актах, но и новые нормы права.

4. Влияние римского права (римского частного права) довольно широкое – это не рецепция (восприятие) римского права.

5. В отличии от Англии, во Франции был значительный чиновничий аппарат. Для соблюдения его привилегий существовали особые суды из числа чиновников. Речь идет о существовании Особой административной юстиции. В этой связи было резкое деление на публичное и частное право.

Публично-правовые нормы регулировали деятельность гос. органов и должностных лиц. Все споры между гражданскими и должностными лицами рассматривались в административных делах.

Частное право – регулирует отношения между частными лицами.

Деление возникло еще в римском праве.

Образцовой страной выступала Франция.

Особенности англосаксонской системы права:

1. Прецедент – основной источник права.

2. Кодексов нет (консолидация – поглощение одних актов другими).

3. Нет деления на движимое и недвижимое (как в римском праве), а есть деление собственности на реальную (земля) и персональную (личную).

 

№ 42. Право Англии в Новое время. Судебная реформа 1873–1875 гг.

Право Англии сохранило институты средневековья.

Форма средневековья постепенно полонялось буржуазным содержанием.

Особенности английского права:

1. Архаизм.

2. Англия располагалась обособлено от Европы, поэтому испытывало незначительное влияние права других стран. В меньшей степени Римского права.

3. В истории Англии большую роль в судопроизводстве сыграла деятельность судей, юристов (судебная практика).

4. Английское право не знает кодификации.

Источники:

1. Общее право.

2. Право справедливости.

3. Статутное право.

В средневековья судебный прецедент играл важную роль в системе права.

Со времен средневековья сложилось две системы права:

– общее право (система судебных прецедентов);

- и право справедливости.

Общее право действовало в судах общего права, а право справедливости действовало в судах справедливости, в канцлерском суде.

Сложилось примерно в 15 веке право справедливости. Это тоже система судебных прецедентов.

Конечно происходит изменения в этих системах.

 

Право справедливости, которое менее сковано прецедентом, но стало сковываться. И общее право постепенно находит сближение с правом справедливости.

В 1873 -75 гг. были две судебные системы, в результате которых суды общего права и суды справедливости были объединены. Они могли использовать нормы друг друга.

И произошло практически слияние этих систем.

Вот так сложилась так называемое прецедентное право.

Прецедентное право – это основной источник права Англии.

Статут - закон

Статутное право – это законы, которые принимались тремя инстанциями:

1) палатой общин;

2) палатой лордов;

3) и Королем.

Статутное право имело второстепенное значение.

В 17 и 18 веках мало что-то менялось.

Парламент вел свою «войну» с Королем. Законы противоречили друг другу.

В 19 веке влияние парламента усилилось и стали издавать консолидированные акты.

Были изданы четыре консолидированных акта, котрые поглотили около 300 старых запутанных статутов.

Так или иначе законы (статуты) занимали второстепенную роль.

Кодификации нет, но были попытки.

В 19 веке юрист Стефан попытался создать уголовный кодекс. Проект был создан, но не принят – противодействие со стороны адвокатов и судей.

Гражданское право.

В вещном праве нет деления на недвижимое и движимое имущество,

а есть деление собственности:

- реальная собственность (земля и документы, закрепляющие право на землю, закрепленные реальным иском);

- персональная собственность (личные).

Реальный иск –в случае удовлетворения иска должны были возвратить именно эту вещь (землю).

Персональный иск – можно было ограничено взысканием в денежной выражении.

Неограниченное право частной собственности рано утвердилось.

Что касается реальной собственности – сопряжено с большими трудностями.

От количества земли зависел статус в обществе.

Редко кто продавал землю. Обычно землю сдавали в аренду.

Малое влияние Римского права на право Англии оно все-таки было, определенное влияние.

И в частности институт владения здесь трактовался также, как и в Римском праве, т.е. фактическое обладание вещью.

Предположим я фактически обладаю вещью. Но я намерен к ней относится, как к своей? – Нет… Значит я не владелец, я только фактически держу ее, обладаю.

Но, если Вы мне, допустим, сказали: «Вы можете эту вещь взять, хотя возможно, я через какое-то время попрошу вернуть ее обратно. Но Вы возьмите и держите ее у себя хоть год, хоть два». Мне становится интересно…

В Римском праве предполагается - если я намерена относится к этой вещи в последующем как к своей, то я стану владельцем этой вещи. Правда владение в Римском праве так и различалось законное (если ты собственник, если Вы собственник, то тут в тоже время и владелец, и владелец), т.е. вот это законное владение будет. А если ты не собственник, то ты незаконный владелец. Но незаконный владелец по истечении определенного срока мог стать собственником. В римском праве для недвижимости требовалось два года, для движимых вещей – один год, – в классическом варианте.

Так вот это мы опять оттолкнулись от Римского права.

Как в Римском праве, так и в Английском праве есть институт Владения, который предполагал фактическое обладание вещью с намереньем господствовать над ней.

В Английском праве, при этом, даже они тут дальше римского права пошли, они считают всякое владение правомерно, пока не доказано обратное, и всякий владелец рассматривался в общем как собственник, пока не доказано обратное.

Трастэто доверительная собственность.

- это передача управления имуществом на определенный срок другому лицу, который выступает как собственник ко всем прочим (третьим лицам)

В средневековье, во времена рыцарских походов, этот институт имел широкое распространение.

В буржуазное время Траст существовал в частности и был распространен в деятельности банков. Банк проводил операции с деньгами, которые не являлись его собственностью. Банк выступал, как доверительное лицо (деньги клиентов).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.