Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дополнение






«Общая часть» ГГУ.

Рассматриваются субъекты права (физ. лица и юрид. лица).

Юридические лица делятся:

- юрид. лица публичного права;

- юрид. лица частного права.

Юрид. лица частного права делятся на обществаучреждения:

- общества, с целью которых являются хозяйственные дела;

- общества, целью которых не является хозяйственная собственность.

Частные учреждения: частные музеи, частные музеи.

«Обязательное право» ГГУ.

Принципы договорного права такие как в Кодексе Наполеона, но за небольшим исключением:

1) в ГГУ говорится о «свободе волеизъявления»;

2) говорится о равенстве;

3) договор имеет силу Закона – Обязательность. Можно отступить в силу уважительных причин.

 

№ 47. Двухпартийная система в США конца XIX – ХХ в. Изменения во взаимоотношениях президента и конгресса.

К концу 19 в. США крупнейшая мировая держава, из страны должника превратилась в страну-кредитора.

Изменения в избирательной системе:

- 1920 право женщинам голосовать и быть избранными

- 1961 – избиратели Колумбии получили право участвовать в выборах президента и вице-президента

- 1964 – снят запрет на ограничение по причине неуплаты налогов

- 1962 – изменение избирательных округов

- 1971 – права получают все граждане, достигшие 18 лет.

- 60-70 гг законы против расовой дискриминации всфере образования, быт.обслуживания, труд.деятельности.

Организационная структура, сложившейся еще в 19 в. двухпартийной системы (республиканцы-демократы) была сориентирована на удовлетворение требований избирательных кампаний.

Основное звено партийной организации – комитеты избирательных участков, формально высшие органы – национальные парткомитеты и национальные партийные съезды, хотя многие вопросы определяют частные или юрид. лица, оказывающие партиям негласную, но весьма значительную финансовую помощь.

Принципиальные различия между демократами и республиканцами исчезли. Тем не мене накал сохранился, каждая партия выражается интересы соперничающих группировок, доминирующих в экономике и политике.

Борьба за избирателя побуждает выступать с разоблачениями своих оппонентов в коррупции и др. противоправных действиях.

Фактическая монополия двухпартийной системы с ее опорой на средний класс лишает другие общ.организации к.л. надежд на успех в ходе выборов, минимизирует демократизацию избирательного права.

Еще одна тенденция – централизация гос.власти, усиление исполнительной власти сопровождалось созданием разветвленного аппарата управления.

До 20 в. чиновничий аппарат был не велик, но в 20 веке аппарат разросся.

Три типа гос. учреждений:

1. Департаменты (министерства)

2. Национальные агентства

3. Комиссии, бюро, советы, коллегии (для определенных задач)

Вопрос о порядке назначения высших должностных лиц.

В соответствии с Конституцией требуется одобрение сената, но на практике роль президента более значима.

Этому содействовало деление аппарата на гражданскую службу (несменяемые чиновники) и правительственную службу (назначаемые новым президентом).

Сконструированные таким образом, гос.службы оказались вне действенного государственно-правового контроля.

Обусловлено также и отсутствием административных судов и прокурорского надзора.

Возмущение общественности коррупцией, злоупотреблением властью, а подчас и некомпетентностью части гос. аппарата вынудило Конгресс заняться его реформированием.

1883 г.– закон о гражданской службе (открытые конкурсы-экзамены на замещение должностей, запрет на увольнение по политическим мотивам).

Контроль за исполнением – Комиссия гражданской службы. Это явилось причиной того, что в США не сложилась жестко корпоративная каста чиновников.

1939 г. – закон о полит. Деятельности (запрет гос. служащим участвовать в полит. Кампаниях).

1947 г. – приказ о проверке политической благонадежности кандидатов на гос. должности

1953 г. – приказ о проверке политической благонадежности и лояльности гос. служащих- возможность досрочного увольнения.

Особенность США:

- не сложилось единой гос. службы;

- каждый штат имеет свой административный аппарат.

В середине 20 в. Были созданы:

- ФБР;

- ЦРУ;

- Совет национальной безопасности;

- Министерство обороны.

История показала, что президенты, опираясь на них имеют возможность принимать важные государственные решения, превышая полномочия, особенно в вопросах войны и мира.

Не считаясь с Конституцией, без предварительной санкции Конгресса отдавали приказы в ведении военных действий за границей.

Законодательная и судебная власти остаются звеном системы «сдержек и противовесов».

В этом качестве особое значение имеют финансово-бюджетные права Конгресса, возможность судебного обжалования административных распоряжений, утверждение сенатом кандидатур, право импичмента.

 

 

№ 48. Правовое регулирование экономики США: антитрестовское законодательство; 1930-е гг. в период «Нового курса» Ф. Д. Рузвельта.

Различают две основные системы антитрестовского законодательства:

Американская – юридический запрет на создание объединений с целью монопольного господства в том или ином секторе рыночного хозяйства.

Европейская – юридическая проверки деятельности фирм в целях пресечения их монополистических злоупотреблений.

1890 г., закон Шермана – признавалось незаконным объединение крупных корпораций, в виде трестов, направленное на монополизацию торговли и производства.

Предусматривались уголовно-правовые санкции, но применение оказалось малоэффективным, более того, закон фактически стал использоваться против профсоюзов и стачечного движения.

Требования общественности ограничить злоупотребления трестов стимулировали принятие новых федеральных антитрестовских законов 1914, 1950, 1955.

В 20 в. новые направления в экономике, усилилось государственное вмешательство.

30-е годы – экономический кризис.

1932 г. – победил Рузвельт. Новая программа по выходу из кризиса «Новый курс».

Запрещен вывоз золота за границу.

Лишение доллара золотого обеспечения, но усиливало влияние правительства на увеличенную денежную массу на рынке.

Контроль за финансовой системой возложен на Федеральную резервную систему и федеральную комиссию по ценным бумагам и биржам.

Ревизия банков страны: закрыто около 3 тыс. мелких банков; крупнейшие получили из казны несколько миллиардов долларов в виде кредитов и субсидий.

Оздоровление промышленности – в ведении Национальной администрации восстановления национальной экономики.

1933 г. - вся промышленность разделена на 17 групп - деятельность каждой регулировалась нормативными актами – кодексами честной конкуренции, определявшими квоты выпускаемой продукции, распределение рынков сбыта, цены, условия кредита, продолжительность рабочего времени, уровень зарплаты.

Для сельского хозяйства – 1933 г. регулирование цен, оплачиваемое сокращение посевных площадей и поголовья скота, подъем цен, которые помогли спасти от разорения даже мелкие фермы.

Безработица – создание трудовых лагерей, занимающихся строительством и ремонтом дорог, мостов, аэродромов.

По мере выхода из кризиса корпорации стали добиваться отмены законодательства «Нового курса».

Гос. служащим запрещалось участие в забастовка, не допускались стачки солидарности, стачки, создающие угрозу национальным интересам страны. Отменялась практика «закрытого цеха». Предприниматели получили право взыскивать по суду убытки, причиненные забастовкой. Устанавливался контроль за профсоюзными средствами. Приняты и другие законы, ограничивающие права профсоюзов.

1950 г. – создание управления по контроля за подрывной деятельностью. Определяет, является организация коммунистически действующей, их обязательная регистрация, их члены ограничивались в гражданских правах.

 

№ 49. Веймарская конституция 1919 г. в Германии. Государственно-политическая эволюция Веймарской республики (1918–1933 гг.).

Крупные неудачи на фронтах весной и осенью 1918 г. создали в Германии революционную ситуацию.

Революция началась восстанием военных моряков в Киле в начале ноября 1918 г.

Крупнейшие города Германии — Гамбург, Лейпциг, Мюнхен, Бремен — присоединились к восставшим.

9 ноября 1918 г. революция победила в Берлине.

Кайзер (император) Вильгельм бежал в Голландию. Германской империи не стало.

Имперское правительство передало власть социал-демократам (т.к. цель этой партии была постепенная реформистское продвижение к социальному гос-ву).

Социал-демократы объявило о выборах в Учредительное собрание. Цель – успокоить буржуазию и землевладельцев (а также крестьян, не примкнувших к революции).

Но социал-демократы не остановились перед кровавыми расправами с революционным народом 1919 – разогнана берлинская демонстрация, подавлена баварская советская республика.

Активизировались старые буржуазные партии под новыми названиями (народная, демократическая, христианско-демократическая и т.п.)

Подписан мирный договор, утвержден бюджет, принята новая конституция Веймарская.

Конституция 1919 г. – буржуазная парламентская республика во главе с президентом.

Парламент двухпалатный:

- Рейхсрат (имперский совет);

- Рейхстаг – высший законодательный орган (на 4 года).

Высший законодательный орган - рейхстаг.

Спорные вопросы решал президент: либо присоединялся к рейхсрату, либо решение за референдумом.

Президент – избирался всеобщим голосованием.

Власть во многом походила на монархическую.

Президент имел право:

- распускать рейхстаг;

- назначать новые выборы;

- командовать вооруженными силами;

- назначать на высшие должности;

- вводить чрезвычайное положение;

- назначать правительство.

Вся Германия была поделена на 35 избирательных округов.

В виду того, что сохранялась революционная обстановка, в конституцию были включены: свобода слова, печати, ассоциаций – это свидетельствовало о новом положении, которое пролетариат и демократия стали завоевывать в общественной жизни. Несмотря на буржуазно-демократический характер революция была проведена пролетарскими средствами.

Конституция объявляла частную собственность социальной обязанностью и поэтому обеспеченной должной защитой.

 

№ 50. Юридическое оформление и государственный механизм национал-социалистической диктатуры в Германии (1933–1945 гг.).

Опасаясь новой рабочей революции немецкая буржуазия стала связывать свои интересы и надежды с фашистской партией Гитлера.

Демагогически именовавшаяся национал-социалистическая партия возникла в 1919, программа – лживая, рекламирующая:

1. ликвидация безработицы;

2. повышение цен на сельско-хозяйственную продукцию;

3. ликвидация крупных магазинов.

Создание «нового немецкого рейха», великой империи, построенной на костях всех немецких народов, искоренение марксизма-коммунизма, физическое истребление евреев.

Под давлением, 30.11.1933 г. президент Германии призвал Гитлера на пост имперского канцлера.

Обстоятельства, способствующие установлению фашистской диктатуры:

1) буржуазия видела в диктатуре единственный выход из острой политической ситуации, которая возникла в связи с экономическим кризисом;

2) мелкая буржуазия и крестьянство приняли на веру обещания гитлеровцев, касавшиеся ликвидации экономических трудностей;

3) рабочий класс германии оказался расколотым и поэтому расслабленным. Компартия была недостаточно сильна.

 

Ликвидация буржуазно-демократических свобод:

- 1933 «В защиту народа и государства» декрет отменяя свободу личности, слова, печати, собраний;

- 1933 «В защиту германского народа» декрет – неограниченные права полиции.

Репрессии коммунистов, депутаты-коммунисты лишены мандатов, арестованы, запрет компартии, закрытие ее прессы.

Провокации последователей Гитлера – поджог рейхстага, обвинение коммунистов.

Партия имела военизированную структуру, обязаны были подчиняться приказам и указаниям местных фюреров, назначаемых сверху.

В подчинении партийного центра находились штурмовые отряды, охранные отряды (эсэсовские), воинские части, укомплектованные сторонниками Гитлера.

Преступления членов партии рассматривались особыми судами по особому ритуалу (на тайных заседаниях).

Государственная власть в правительстве, правительственная власть – у фюрера.

Закон 1933 года разрешал правительству издавать акты, которые уклоняются от Конституции.

1934 г. должность президента республики упразднялась, правомочия передавались фюреру.

Ни перед кем не ответственный, фюрер пребывал в этой роли пожизненно, мог назначать преемника.

Деление государства на земли было ликвидировано в результате централизации управления, в качестве обоснованиятезис о единстве нации.

Государственный аппарат подвергся чистке и увеличился в два раза.

Руководство экономикой:

- увеличение средней продолжительности рабочего дня с 8 до 10-12 часов;

- уменьшение заработной платы;

- увеличение прибыли концернов и банков;

- создание картелей;

- исчезновение массы мелких предприятий,;

- обмануты были и крестьяне: ни отсрочки долгов, ни обещанных кредитов.

 

1938 г. – введение всеобщей трудовой повинности, могли послать в административном порядке на любую работу, в любой район, независимо от профессии.

 

 

№ 51. Образование ФРГ. Основной закон ФРГ 1949 г.

1945 г. июль-август Потсдамская конференция. Германия поделена на четыре зоны, советскую, американскую, английскую и французскую.

В декабре 1946 г. создано сепаратное управление двумя западными зонами (американской и английской), а впоследствии и тремя.

Впоследствии возникло два германских государства – Федеративная Республика Германии, и на востоке – Германская Демократическая республика.

1949 г. – объединение трех западных зон под названием ФРГ

Новое государство получило утвержденную оккупационными властями Конституцию, названной Боннской.

Конституция восстановила демократические институты и в ряде отношений походила на Веймарскую конституцию.

Начала федерализма, объединение 10 земель, самостоятельные в бюджете и независимы.

Каждая земля имела свой ландтаг и свое правительство, обладающее значительной автономией.

Бундесрат (союзный совет) – верхняя палата парламента (представители земель, утверждаемые правительством земель).

Бундестаг (нижняя палата) – избирается народом, главный законодательный орган.

Президент – глава государства, избирается на 5 лет.

Канцлер – председатель правительства.

Правительство контролирует законодательство.

Федеральный конституционный суд - судьи назначаются пожизненно.

 

 

№ 52. Изменения в праве западноевропейских стран в ХХ в.

Гражданское и торговое право:

Множественность правовых систем, особое место принадлежит континентальному праву, англосаксонской ветви права, а также мусульманскому праву.

Появились и получили развитие новые, в основном локальные правовые системы.

Вместе с тем происходит сближение различных правовых систем.

Постепенно стирается грань между публичным и частным правом.

Межгосударственная унификация национальных норм гражданского и торгового права.

Трансформация основных институтов гражданского и торгового права в сторону их демократизации.

В гражданском праве выделились области, регулируемыми новыми отраслями права:

- трудовым;

- и социальным правом.

Сближение источников права:

- в континентальной системе возрастает значение практики;

- в англосаксонской возросла роль законов и подзаконных актов.

Субъекты права: статус физических лиц, правоспособность – равенство всех граждан без различия национальности, пола.

Вероисповедания перед гражданским законом, отменяются все ограничения в гражданских правомочиях замужних женщин.

Снижается возрастная планка совершеннолетия с 21 года до 18 лет.

Развивается законодательство о юридическом лице.

Сохраняется различие между ЮЛ частного права и ЮЛ коммерческого права.

Особое внимание к АО, т.к. наиболее эффективный инструмент централизации и концентрации капитала.

Больше внимания акциям, их правовому режиму.

Интенсивно развивается законодательство об ООО.

Вещное право

Его основная структура не претерпела кардинальных изменений, но в условиях НТР возникло деление на бестелесное и телесное имущество.

Перечень на бестелесное имущество ощутимо расширился, финансовая собственность (акции, облигации, чеки, векселя), товарораспределительные документы (коносаменты, накладные).

Расширилось содержание интеллектуальной собственность (патенты, ноу-хау, авторское право).

Право собственности на землю – ограничения на недра, воздушное пространство.

Обязательственное право:

Усложнение современно-хозяйственной жизни, появление новых видов договоров (лицензионные,, патенты, ноу-хау), лизинг, бартерные сделки.

Наметился отход от классических принципов договора – свободы договора, равенства сторон в договоре (формуляры).

Во время мировых войн вводился определенный уровень цен и их лимитирование, после окончания войн меры такого рода отменялись.

Антитрестовское законодательство

Различают две основные системы антитрестовского законодательства:

1. Американская – юридический запрет на создание объединений с целью монопольного господства в том или ином секторе рыночного хозяйства.

2. Европейская – юридическая проверки деятельности фирм в целях пресечения их монополистических злоупотреблений.

В связи с образованием ЕЭС – законодательство западноевропейских стран стало более унифицированным, чем в других регионах мира.

Семейное право.

Гуманизировалось и демократизировалось: юридическое равенство супругов, улучшение правового положения внебрачных детей, развитие брачных контрактов.

Трудовое и социальное законодательство.

Трудовое право сложилось только в 20 в. по поводу непосредственного участия наемных работников.

Развитие коллективных договоров, право трудящихся на забастовки (различают легальные и нелегальные), тенденции унификации трудового законодательства.

Приняты Законы о социальном обеспечении.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.