Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эвикция вещи в Римском праве






Пример, Продавец продает чужую вещь, но нашелся настоящий (истинный) собственник, который вещь опознал. Собственник имеет права, изъять эту вещь у покупателя, естественно обратившись в суд.

Продавец несет ответственность за эвикцию вещи, выплатив собственнику двойную стоимость вещи.

 

 

№ 16. Возникновение и государственный строй франкской монархии (V–IX вв.). Складывание феодальных отношений во Франкском государстве.

В Галлии V в. произошли глубокие социально-экономические преобразования. В этой богатейшей провинции Рима (территория, почти совпадающая с нынешней Францией) проявился глубокий кризис, охвативший империю. Участились выступления рабов, колонов, крестьян, городской бедноты. Рим уже не мог защищать границы от вторжений иноземных племен и прежде всего германцев — восточных соседей Галлии. В результате большая часть страны была захвачена вестготами, бургувдами, франками (салическими и рипуарскими) и некоторыми другими племенами. Из этих германских племен в конечном итоге оказались наиболее сильными салические франки. Им потребовалось чуть более 20 лет, чтобы в концеV — начале VI вв. захватить большую часть страны. Возникновение классового общества у франков, наметившееся у них еще до переселения в Галлию, резко ускорилось в процессеее завоевания. Каждый новый поход увеличивал богатства франкской военно-племенной знати. При дележе добычи ей доставались лучшие земли, значительное количество колонов, скота. Знать возвысилась над рядовыми франками, хотя последние еще оставались лично свободными и сначала не испытывали усиления экономического гнета. Они расселились на своей новой родине сельскими общинами (марками). Марка считалась собственником всей земли общины, включавшей леса, пустоши, луга, пахотные земли. Последние делились на наделы, которые довольно быстро перешли в наследственное пользование отдельных семей. Единство классовых интересов положило начало постепенному сближению франкской и галло-римской знати, причем первая стала доминирующей. Это проявилось при формировании новой власти, которая должна была сохранить захваченную страну, держать в повиновенииколонов и рабов. Учреждения родо-племенного строя начинают уступать место новой организации во главе с военным вождем — королем и лично преданной ему дружиной. Король и его приближенные фактически решали все важнейшие вопросы жизни страны, хотя еще сохранялись народные собрания и другие институты прежнего строя франков. Формировалась новая публичная власть, которая уже не совпадала непосредственно с населением. Она состояла не только из вооруженных людей, не зависящих от рядовых свободных, но и из принудительных учреждений, которых не было при родоплеменном строе. Учреждение новой публичной власти связано с разделением населения. Земли, заселенные франками, стали делиться на паги (округа), состоявшие из более мелких единиц — сотен. Управление населением, проживавшим в пагах и сотнях, поручалось особым доверенным лицам короля. В южных районах Галлии, где по численности многократно преобладали галло-римляне, на первых порах сохраняется римское административно-территориальное деление. Но и здесь назначение должностных лиц зависело от короля.

Возникновение государства у франков связано с именем одного из их военных вождей — Хлодвига (486-511) из рода Меровингов. Под его главенством была завоевана основная часть Галлии. Дальновидным политическим шагом Хлодвига было принятие им и его дружиной христианства по католическому образцу. Этим он обеспечил себе поддержку галло-римской знати и господствовавшей в Галлии католической церкви.

Становление государства франков происходило сравнительно быстро — в течение жизни одного поколения. Во многом этому процессу способствовали захватнические войны и, как следствие, быстрая классовая дифференциация франкского общества.

Усиление феодальной зависимости. Важные социально-экономические сдвиги наметились в среде франкского крестьянства. Утверждается частная собственность на землю (аллод) — вначале на приусадебные, а затем и на пахотные участки. С того времени классовое размежевание общины значительно ускорилось. Быстрыми темпами возрастало число обезземеленных крестьян. Потеря крестьянином своей земли сопровождалась наступлением на его личную свободу. Чаще всего обезземеленные закабалялись посредством договора прекария (от лат.— «просьба»). Наиболее ранний вариант этой сделки предполагал передачу крестьянину участка господской земли в пользование на условиях выполнения определенных повинностей: работа на полях господина, выплата ему части урожая и т. д. Несколько позже большое распространение получил другой вид прекария — так называемый «прекарий предоставленный». Обедневший крестьянин отдавал свой небольшой участок (считалось, что он его «дарил») господину, который возвращал его обратно, иногда с дополнительным наделом, но уже в качестве держания с обязанностью выполнять в его пользу оговоренные повинности. Формально прекарный договор не устанавливал личной зависимости, но он создавал для этого благоприятные условия. В этот период возникла система патроната («покровительства»). В условиях нарастающих притеснений и злоупотреблений крестьяне были вынуждены прибегать к защите сильных и влиятельных лиц. Нередко знать сама навязывала «покровительство» крестьянам, так как была заинтересована в этом. Отдача себя под «покровительство» (комендация) стала широко распространенным явлением. Комендировались не только слабые и безземельные, иногда сильные и многоземельные становились «под руку» еще более сильных. Комендация предусматривала:

1) передачу господину права собственности на землю с последующим ее возвращением

в виде держания;

2) установление личной зависимости «слабого» от своего патрона;

3) выполнение в пользу патрона ряда повинностей.

С именем одного из представителей этого рода Карла Мартелла (первая половинаVIII в.) связано очень важное преобразование в социально-политической структуре франкского общества, известное как реформа Карла Мартелла. Майордом стремился укрепить центральную власть. Этой цели должно было прежде всего служить создание хорошо вооруженного конного войска, находившегося в зависимости от главы государства. Необходимость в таком войске диктовалась и внешнеполитическими причинами — угрозой нашествия арабов, основным родом войск которых была конница.

Суть реформы сводилась к следующему. Был отменен прежний порядок дарения земель в полную собственность. Вместо этого земли, которые Карл Мартелл конфисковал у непокорных магнатов и монастырей, вместе с жившими на них крестьянами передавались в условное пожизненное держание — бенефиций»).

Держатель бенефиция был обязан нести службу, главным образом военную, в пользу лица, вручившего землю. Объем службы определялся размерами бенефиция. Но при всех обстоятельствах бенефициарий до достижения определенного возраста должен был участвовать в качестве тяжеловооруженного воина (рыцаря), экипировавшегося на свои средства. Отказ от службы лишал права на бенефиций. Значение реформы не ограничилось, однако, чисто военной сферой. Она повлекла за собой очень важные изменения в области социально-политических отношений. Реформа не только подхлестнула рост феодального землевладения и обусловленного этим закабаления крестьян, она дала толчок к образованию особой системы соподчиненности феодалов. Между бенефициарием и лицом, вручившим землю (их стали именовать соответственно вассалом и сеньором) установились договорные отношения, главным элементом которых была обязанность военной службы. Помимо главы государства, бенефиции стали раздавать и наиболее крупные феодалы, обзаводясь, таким образом, своими вассалами. Так постепенно начали формироваться отношения вассалитета.

Своего наивысшего расцвета монархия достигает при Карле, прозванном Великим (вторая половина VIII — начало IX в.).Показателем возросшей мощи государства явилось провозглашение Карла императором, в его руках сосредоточилась значительная власть. Однако это не означало превращения императора в абсолютного монарха. Глава государства фактически должен был делить свою власть со знатью, без согласия которой не принималось ни одно сколько-нибудь важное решение. Крупнейшие светские и духовные феодалы входили в состав постоянно действующего совета при императоре. Почти ежегодно созывался съезд всей знати (так называемое Великое поле). Вместе с тем относительное усиление центральной власти повлекло за собой формирование органов государственного управления.

Особенностями этих органов было следующее:

1) должностные лица, возглавлявшие хозяйственное управление владениями феодалов, одновременно осуществляли административно-судебную власть над проживавшим там населением. Неразделение хозяйственных и государственных функций управления отражало важнейший принцип феодальной государственности рассматриваемой эпохи — политическая власть была «атрибутом земельной собственности

2) вознаграждением за службу являлись земельные пожалования, а также право удерживать в свою пользу часть сборов с населения;

3) отсутствовало последовательное разграничение между отдельными сферами государственного управления.

Должностные лица, как правило, совмещали функции военные, финансовые, судебные и т. д. Лишь в системе центрального управления наметилось некоторое размежевание компетенции. Но и там специального аппарата еще не было.

Традиционное самоуправление свободных франков там, где они проживали, было постепенно заменено системой назначаемых первоначально из центра должностных лиц — уполномоченных короля. Территория страны была разделена на округа — паги (на юге их границы в основном совпадали с прежним административно- территориальным делением времен Рима). Управление округом передавалось графу, который имел в своем распоряжении военный отряд и командовал ополчением паги. Округа делились на сотни. Первоначально их возглавляли выборные лица. Однако уже Меровингам удалось их заменить назначаемыми лицами — центеяариями на Севере и викариями на Юге. Они подчинялись графу и почти дублировали его власть в пределах сотни. Общины (марки) франков, входившие в состав сотни, сохраняли самоуправление. На границе страны были созданы более крупные территориальные объединения — герцогства, состоявшие из нескольких округов. Герцоги, возглавлявшие управление ими, были прежде всего командирами местного ополчения. На них была возложена оборона границ. В остальном они имели те же правомочия, что и графы. В исконно германских землях (восточные области Франкского государства) герцогская власть носила несколько иной характер. Она уходила своими корнями в прошлое, во времена племенных вождей, потомки которых стали герцогами франкских королей. В начале VII в. наметилась другая важная тенденция: уполномоченные короля, прежде всего герцоги и графы, постепенно превратились в крупнейших местных землевладельцев (их владения увеличивались за счет пожалований королей, а также присвоения крестьянских земель путем комендации и т. п.). Эдикт короля Хлотаря Второго (614 г.) явился важной юридической основой, благоприятствующей развитию этого процесса. Уже тогда был установлен порядок, согласно которому графом мог стать лишь землевладелец соответствующей паги. Все чаще должности передавались по наследству, превращаясь в привилегию отдельных семей. Название должности (герцог, граф) стало рассматриваться как наследственный почетный титул.

 

№ 17. Право франков. «Салическая правда».

" Салическая правда" — важнейший источник сведений о жизни и нравах франков. Он был составлен, по-видимому, при Хлодвиге.

В " Салической правде" подробно рассматриваются различные ситуации и перечисляются наказания за нарушения закона, начиная от кражи курицы и кончая выкупом за убийство человека.

Свои своды законов — " Правды" имелись также у франков рипуарских, бургундов, англосаксов и других германских племен.

" Салическая правда" отражает обычаи народа, недавно переселившегося в сравнительно слабо романизированные части Галлии и поэтому сохранившего в более чистом виде нормы своей жизни.

Время записи и редактирования этого " обычного" (от слова " обычай") народного права — VI—IX века. Аллод и собственность (имущественные отношения).

Длинные ряды заборов, окружающих пахотные наделы, – это уже новое. " Огороженное место" неприкосновенно, пока не убран хлеб. Только после сбора урожая будет снята изгородь и скоту, будет позволено пастись повсюду.

Частное и общинное уживается здесь на основе временного компромисса. Но, однако, не верно то, что огороженная земля была частной собственностью.

Против этого говорит правило: если в семье не остается наследника, пахотный участок возвращается общине (и та передает его тому, кто в нем нуждается).

Не случайно, что Салическая правда ни единым словом не упоминает о купле-продаже земли.

Зато с особым рвением стремится законодатель оградить от посягательств частное хозяйство крестьянина. Судебные штрафы, назначенные за кражу вещей, разработаны так тщательно, что, кажется, не остается ничего, что ускользнуло бы от внимания.

Особое внимание в Салической правде уделяется Аллоду.

Аллод у германских племен и в раннефеодальных государствах Западной Европы свободно отчуждаемая индивидуально-семейная земельная собственность.

С развитием феодальных отношений большая часть мелких аллодов превратилась в зависимые крестьянские держания, аллоды крупных и средних землевладельцев - в бенефиции и феоды.

Как пережиток аллодиальная собственность существовала и при развитом феодализме.

В Салической правде статьи об аллоде касаются в основном его наследования. Движимое имущество сын и дочь наследовали в равной доле. Но земля переходила только к сыну.

Во всем этом не было намеренной дискриминации женщины.

Хотели одного: сохранить земельную собственность в данном роде.

Когда же рода не стало, отпало и указанное ограничение; эдиктом короля Хильперика (518-584 гг.) устанавливалось, что при отсутствии у умершего сыновей наследует дочь, а если и ее нет - брат или сестра умершего, но не " соседи", как это было раньше.

В Салической правде, отражающей наиболее ранние социально-экономические и политические процессы становления классового общества, государства и права, нет ещё однозначного понятия собственности.

К движимым вещам, находящимся в собственности отдельных лиц или семей, применялся термин " свой" в отличие от термина " чужой".

Движимое имущество у франков беспрепятственно отчуждалось, передавалось по наследству одному из членов семьи умершего или родственнику со стороны матери или отца.

Большинство предписаний Салической правды посвящено охране права собственности на различные движимые вещи. В ней со всеми подробностями разбираются случаи кражи крупного рогатого скота, а также овец, коз, собак, голубей, пчёл, свиней и пр.

Скотоводство занимало главенствующее положение в хозяйстве германцев, скот, являясь неким символом благосостояния, обеспечивал семью тем богатством, которое можно было захватить с собой в случае переселения, бегства. Скотом пользовались и как средством обмена, эквивалентом денежных расчётов. Два, три солида стоила у франков корова " здоровая, зрячая и рогатая".

Жилищу, территории двора, приусадебному участку как семейной собственности в Салической правде придаётся особое значение.

Сюда приходит кредитор, чтобы истребовать долг у должника, чтобы вызвать ответчика в суд. Наказуема была высоким штрафом (45 – 63 сол.) не только кража в пределах дома или двора, но и простое проникновение на территорию виллы после захода солнца.

Салическая правда карает сам факт нарушения границы пахотного поля без разрешения хозяина, предусматривая наказание за проезд по чужому полю в 3 сол., за запашку чужого поля в 15 сол., за посев на чужом поле в 45 сол.

Преступления и наказания по Саллической правде.

Основное внимание в СП уделяется преступлениям и наказаниям.

Определения преступления " правда" не дает, но из смысла статей, посвященных преступлениям, вытекает, что в это понятие включалось причинение вреда личности или имуществу и нарушение королевского мира.

Все преступления можно свести к 4-м видам:

•Преступления против личности (убийство, членовредительство, клевета, оскорбление, изнасилование и др.

•Преступления против собственности (кража, поджег, грабеж).

•Преступление против порядка правосудия (неявка в суд, лжесвидетельство).

•Нарушение предписаний короля. Субъектами преступления могли быть не только свободные франки, но и литы и рабы.

Цель наказания - возмещение вреда потерпевшему и уплата штрафа королю за нарушение королевского мира. Отмирание кровной мести. Вместо нее - выкуп (вергельд - за убийство, пеня - за менее тяжкие). Выкуп был высок, и платился семье убитого, родственникам и казне. Размер выкупа зависел от тяжести преступления, национальности, сословия (штраф за убийство королевского слуги в 3 р. больше, чем за убийство простого свободного человека).

Судебный процесс носил состязательный характер. Уголовное и гражданское судопроизводство в одинаковых формах. Дело возбуждалось по инициативе истца. Стороны имели равные права. Процесс был устным, гласным, состязательным, отличался строгим формализмом.

Три вида доказательств:

- соприсяжничество (когда родственники или друзья являлись свидетелями " доброй славы" обвиняемого),

- свидетельства очевидцев,

- ордалии (когда преступник устанавливался с помощью божественной силы (существовало испытание " котелком", от которого также можно было откупиться).

К ордалии обычно прибегали, когда не было соприсяжников).

Судебные споры разбирались на собраниях свободных людей сотни под предводительство выборного судьи - тунгина. Приговор выносили выборные заседатели - рахинбурги. Осуществление суда постепенно переходит в руки королевской администрации.

Суд и судопроизводство по Салической правде

Судебная власть: В эпоху Салической правды многое изменилось. Действительная судебная власть оказалась в руках коллегии, состоявшей из семи избранных народом рахинбургеров. С усилением королевской власти старинный председатель судебных собраний - тунгин - уступает место графу. При Карле Великом перестают избирать и самих рахинбургеров.

На смену им приходят назначенные властями скабины. Исчезает последний оплот народной свободы.

Судебный процесс: Судебный процесс носил состязательный характер.

Уголовное и гражданское судопроизводство было одинаковым.

Стороны имели равные права.

Процесс был устным, гласным, отличался строгим формализмом

 

№ 18. Общественный и государственный строй Франции периода

сюзерениальной монархии (X–XIII вв.). Реформы Людовика IX.

Этот период - период феодальной раздробленности (IX—XIII вв.). В IX—XIII вв. был завершен захват сеньорами крестьянских земель. Большинство крестьян стали сервами или вилланами. Феодальные повинности виллана не были связаны с его личной зависимостью. Виллан мог передать (продать) свою парцеллу другому липу. Это освобождало его от сеньориальных повинностей, которые переходили на нового владельца. Если виллан выполнял все феодальные повинности, сеньор не имел права отнять у него надел, который в таком случае переходил к наследникам виллана. Более тяжелым было положение сервов, находившихся в личной наследственной зависимости от своего господина. В его пользу они несли ряд повинностей, выплачивали значительное число различных податей и платежей. Разорительными для крестьян (как сервов, так и вилланов) были боналитеты — монопольное право собственности сеньоров на хлебные печи, мельницы и т. д., сопряженное с обязанностью крестьян пользоваться ими за плату, установленную господином.

Государственный строй. Королевство состояло из множества фьефов — феодальных владений (герцогств, графств и т. д.), которые формально считались его частью, а фактически представляли собой полностью или почти независимые политические образования. Собственно власть короля на местах была очень слабой или отсутствовала совсем. Более или менее уверенно король чувствовал себя лишь в своих личных владениях — королевском домене. Отсутствию единства страны, обусловленному в конечном итоге социально-экономическими отношениями, благоприятствовала и не преодоленная полностью ее этническая разобщенность. Население еще не чувствовало себя принадлежащим к одной народности. Северные и северо-восточные области (места наиболее массового расселения франков) являлись ядром формирования северофранцузской народности. На юге и в центре складывалась родственная ей южнофранцузская народность (здесь доминировали потомки романизированных галлов). Номинально верховным собственником всей земли в государстве считался король. Однако большая часть этой земли находилась во владении у крупных феодалов в качестве фьефа. Они считались вассалами короля, а он их сеньором. Вассал должен был выплачивать сеньору различные «помощи» по случаю посвящения в рыцари его старшего сына, свадьбы старшей дочери, выкупа сеньора из плена и некоторые другие. Вассал участвовал в суде своего сеньора, если подсудимым был вассал равного с ним ранга. Соответственно он не имел права в своем суде разбирать дела, подлежащие исключительной юрисдикции своего сеньора. Вассал принимал участие в совещательном совете (курии) сеньора. В свою очередь сеньор брал обязательство оказывать своим вассалам военную помощь при нападении на них и в определенных случаях материальную помощь. Если вассал не нарушал взятых на себя обязательств, сеньор не мог отобрать у него фьеф.

Структура и правомочия отдельных органов государства. Король был выборным. После смерти главы государства новый король выбирался его вассалами и высшими иерархами французской церкви. Королевская курия, или Великий совет, была по существу единственным общегосударственным органом, имевшим возможность оказывать влияние на положение дел в большей части страны. Великий совет представлял собой съезд крупнейших феодалов страны. Он эпизодически собирался под председательством короля. Здесь рассматривались и в ряде случаев решались важнейшие вопросы внутренней и внешней политики, причем очень часто вассалы навязывали королю свою волю. Управление на местах еще во многом повторяло систему управления времен франкской монархии. Домен короля был сравнительно невелик и почти совпадал территориально с его личными хозяйственными владениями. Поэтому дворцовые управляющие, ведавшие королевскими имениями, были одновременно и министериалами, заведовавшими делами домена. Домен был территориально разделен на превотажи (округи), во главе которых находились прево — управляющие главного в этом округе королевского
имения. Министериалы (в центре) и прево (на местах) назначались королем и были ответственны только перед ним.

Суд. Ему были присущи все характерные черты средневековой юстиции. Каждый свободный должен был судиться «судом равных». Подсудность каждого лица зависела от той ступени иерархии, на которой оно находилось. Соответственно вассал короля мог быть судим только ему равными — вассалами короля. Таким судом становилась Королевская курия. Большими судебными правомочиями была наделена церковь. Помимо обычной сеньориальной юстиции в своих владениях, церковь рассматривала дела определенной персональной и предметной подсудности. Исключительно церковной юрисдикции подлежали уголовные и гражданские дела духовенства, а также лиц недуховного звания, но по службе связанных с церковью. Кроме того, церковные суды рассматривали дела в отношении всех посягнувших на незыблемость догматов религии и авторитет церкви(ереси, магия, колдовство, осквернение церковных зданий и религиозной символики). Ведению церкви подлежали также преступления, связанные с «грехом» (внебрачное сожительство, лжесвидетельство, нарушение обязательств, скрепленных клятвой на кресте, и т. п.). Перечень подобных дел никогда не был точно установлен.

В конце периода феодальной раздробленности (особенно в XIII в.) наметилась тенденция к усилению королевской власти, которая получила поддержку горожан. К этому времени города становятся центрами ремесел и торговли. Горожане видели в сильной королевской власти решающий фактор преодоления феодальной раздробленности. Короли также были заинтересованы в городах, которые давали им деньги, современное вооружение и дополнительную военную силу (городское ополчение). Одним из первых проявлений этого усиления явилась отмена выборности короля (начало XIII в.). Отныне престол переходил по праву наследования к старшим сыновьям королей из династии Капетингов. Присягу верности вассалы всех рангов стали приносить непосредственно королю. Реформы Людовика IX. В XIII в. (1226—1270) были приняты важные меры, имеющие целью ослабить сепаратизм феодальной знати. Среди них особое значение имели реформы Людовика IX (середина XIII в.).

Судебная реформа. В королевском домене, была запрещена частная война, т. е. разрешение споров между сеньорами путем вооруженной борьбы. Соперники должны были обращаться в королевский суд. В остальных сеньориях были введены так называемые «40 дней короля». В течение этого срока феодалы не могли начинать частную войну. Для претворения в жизнь этого решения почти во все области страны были направлены королевские судьи. Лично заинтересованные в судебных штрафах и пошлинах, они активно вмешивались в юрисдикцию феодалов. В итоге их значение возросло настолько, что к ним обращались не только сеньоры, но и все свободные, не довольные решением сеньориального суда. Вскоре рассмотрение дел «высшей юстиции» стало исключительной компетенцией королевских судей. Из Королевской курии была выделена особая судебная палата — Парижский парламент. Это учреждение, ставшее высшей апелляционной инстанцией (за ним были сохранены и некоторые административные функции), в основном состояло из профессиональных юристов.

Финансовая реформа. В королевском домене в качестве главной расчетной единицы была введена королевская золотая монета. Вскоре благодаря своему высокому качеству она стала самой авторитетной
монетой в стране и вытеснила местные деньги из обращения. Из Королевской курии выделилось еще одно учреждение— Счетная палата. Ведя учет поступлений судебных пошлин, она впервые в истории королевства получила реальную возможность непосредственно «прикоснуться» к финансам отдельных сеньорий, а главное — способствовать увеличению доходов короны.

 

№ 19. Общественный и государственный строй Англии в период

сюзерениальной монархии (XI–XIII вв.). Реформы Генриха II.

В 1066 г. Англия подвергается захвату нормандским герцогом Вильгельмом Завоевателем.

Англо-саксонская знать, оказавшая сопротивление завоевателям, была большей частью истреблена, а ее земельные владения стали военной добычей Вильгельма и его баронов. Все, кто получил землю, становились вассалами короля. Среда них различались великие бароны, бывшие крупными землевладельцами, малые бароны, или рыцари, получившие землю на условиях военной службы в пользу короля, и лица, получавшие землю от баронов. Благодаря этому обстоятельству феодальный строй был более четко организован, чем, например, во Франции. В Англии действовало правило «вассал моего вассала — мой вассал». Это способствовало значительному усилению центральной власти.

Усилению королевской власти в Англии способствовали огромный земельный фонд короля, составивший около 1/7 всей пахотной земли Англии, а также наличие постоянных налогов. Наконец, в отличие от порядков, существовавших на континенте, вассалы английского короля были обязаны по отношению к нему не только военной службой, но и денежными взносами. Чтобы не допустить превращения графств в автономные княжества, король запретил шерифам графств иметь в своем должностном округе крупные землевладения — маноры. Кроме того, короли соблюдали все старинные обычаи и сохранили англо-саксонские учреждения, которые способствовали централизации государственной власти.

Через 20 лет после завоевания, в 1086 г., в Англии была произведена перепись населения, земли, скота, орудий труда, получившая название Книги Страшного суда. Перепись преследовала две цели: получить сведения, необходимые для сбора гельда — поимущественного налога, и информировать короля о размерах и распределении богатств, земель и доходов его вассалов.

В XII в. королевская власть упрочилась. Поддержку королю оказывали все слои населения, заинтересованные, каждый по своим причинам, в укреплении его власти.

Реформы Генриха II. Главное направление реформаторской деятельности Генриха II было связано с укреплением государственной юрисдикции за счет ограничения судебно-административной власти крупных феодальных собственников.

Судебная реформа (наиболее важная для дальнейшей истории Англии) проводилась правительством Генриха II путем изъятия отдельных исков из сеньориальных судов и передачи их суду Королевской курии.

Заинтересованная сторона имела право перенести свой иск относительно свободного владения (фригольда) из местного суда в Королевскую курию, заплатив за это соответствующую сумму.

Королевская курия, ставшая постоянно действующим верховным судебным органом. Она занималась делами кассационного порядка, а также некоторыми категориями исков о собственности.

Во второй половине XII в. оформился институт разъездных судей. Выезды представителей Королевской курии для контроля над судебной деятельностью шерифов практиковались уже при Генрихе I. С 1176 г. королевские судьи начали ежегодно выезжать в судебные округа, чтобы разбирать иски, преимущественно связанные с интересами короны («тяжбы короны»). Кроме того, они осуществляли ревизию местного управления.

Введен институт присяжных обвинителей. Согласно ассизам, в каждой сотне назначались 12 полноправных людей и, кроме того, четыре свободных человека из каждой деревни, которые под присягой должны были указать шерифу или королевскому судье всех разбойников, грабителей, убийц, фальшивомонетчиков и поджигателей, а также их пособников и укрывателей, находящихся в пределах данной сотни. Королевские судьи и шерифы на основании этих данных вели расследование, а затем выносили приговор.

Присяжные времени Генриха II — это не судьи, это просто сведущие люди, дающие под присягой показания о правах своих тяжущихся соседей. Они или были свидетелями факта, или имели о нем достоверную информацию от лиц, бывших свидетелями. Постепенно присяжные становятся судьями, составляющими приговор, а их функция перешла к другим лицам. Принцип расследования через присяжных был применен Генрихом II и к уголовным и к гражданским делам.

Военная реформа была проведена во второй половине XII в. Сущность реформы сводилась к тому, что для феодалов взамен военной службы был установлен налог, взимаемый с рыцарей каждый раз, когда предстояла какая-либо военная кампания. На эти «щитовые деньги» содержалось наемное рыцарское войско. В то же время Генрих II восстановил пришедшее в упадок народное ополчение. В соответствии с ассизой о вооружении все свободное население Англии обязывалось обзавестись оружием сообразно средствам. В результате проведенной реорганизации военных сил ослабла зависимость королевской власти от воли феодалов в военной области, что способствовало централизации государства.

 

 

№ 20. Образование Германского государства. Общественный и государственный строй Священной Римской империи германского народа в X–XIV вв. Деятельность Оттона I.

По Верденскому договору 843 г. из состава Франкской империи в самостоятельное государство была выделена Германия. Она представляла собой совокупность более или менее самостоятельных герцогств: Швабии, Саксонии, Тюрингии и др.

Германское общество разделялось на два основных сословия: военное- рыцарство и податное —-крестьянство.

Военное сословие было неоднородно. Помимо крупных землевладельцев, светских и духовных, в его состав входило довольно многочисленное среднее и мелкое рыцарство.

Податное сословие распадалось на свободное и несвободное.

Часть крестьян довольно долго оставалась свободными земельными собственниками. Несвободные являлись крепостными или холопами (дворней) землевладельцев.

В XII в. в Германии оформились феодальные сословия. Это было связано с торжеством ленной системы — вассалитета. Структура класса феодалов определялась отношениями земельной собственности. Самым крупным собственником был король. Но его домен постоянно изменялся. Короли раздавали земли церковным и светским феодалам, но в то же время присоединяли к домену захваченные чужие территории и конфискованные у феодалов лены (вид земельного держания).

Большая часть земли в Германии в IX — XII вв. принадлежала светским феодалам. Наиболее крупными землевладельцами послекороля были герцоги, маркграфы и пфальцграфы. За ними следовали «свободные господа» — служилая знать (графы, фогты). Затем шли рыцари, к ним относились все свободные, два предка которых носили оружие.

Наряду со светский феодальной знатью феодалами были архиепископы, епископы и аббаты.

Государственный строй. В IX—X вв. в Германии происходило усиление королевской власти, обусловленное тем, что многочисленные крупные и средние земельные собственники — аллодисты - нуждались в помощи сильной королевской власти для захвата общинных земель и закрепощения свободных общинников; сильная королевская власть нужна была монастырям и епископам, заинтересованным в расширении церковного землевладения; политическое объединение Германии необходимо было ввиду внешней опасности (нападение норманнов, венгров).

При Отгоне I — фактически сложилось Германское раннефеодальное государство.

Он пытался опереться на поддержку церкви. Ввел оттоновские привилегии, суть их в территориальном распространении церковного иммунитета на весь округ, в котором были расположены эти владения. Также церковный иммунитет был расширен по своему содержанию: владелец иммунитета получал право не только низшей, но и высшей королевской юстиции своего округа.

Оттон стремился получить императорскую корону, чтобы возвысить свою власть над властью герцогов. Оттон I завоевал Италию и папа Римский возложил на него императорскую корону. Возрожденная империя впоследствии получила название «Священная Римская империя германской нации»: священная- т.к. во главе папа+император, Римская – т.к. преемница Западной Римской империи, германская – т.к. ставилась цель объединить Германию и Италию при господстве Германии.

Центром высшей государственной власти был королевский двор. Он включал членов королевской семьи, их слуг, министериалов и служащих свободного происхождения, которые составляли правительственный аппарат. При королевском дворе постоянно находилось значительное число церковных и светских феодалов. Из их среды -высшие сановники: стольник, чашник, камерарий, маршал, капеллан, даорецкий, канцлер.

Канцлер — главное должностное лицо, ведал почти всеми делами управления. Важное значение имела должность дворецкого (майордома), ведавшего дворцовыми делами.

В политической жизни страны огромную роль играли собрания феодалов. Они выступали как суверенный орган при отстранении королей от власти, в период междуцарствий. Собрания определяли компетенцию короля, издавали законодательные акты, вступали в переговоры с папой; на собраниях производились назначения на высшие государственные должности, предоставления ленов.

В начале XI в. при короле образовался совет из высших представителей власти (гофтаг), совместно с которым король рассматривал наиболее важные дела.

 

№ 21. Общественный и государственный строй Франции в период

сословно-представительной монархии (XIV–XVI вв.). Великий мартовский ордонанс 1357 г.

В начале XIV в. во Франции на смену сеньориальной монархии приходит новая форма феодального государства - сословно-представительная монархия. Становление сословно-представительной монархии здесь неразрывно связано с прогрессивным для данного периода процессом политической централизации (уже к началу XIV в. было объединено 3/4 территории страны), дальнейшим возвышением королевской власти, ликвидацией самовластия отдельных феодалов.
Сеньориальная власть феодалов по существу утратила свой самостоятельный политический характер. Короли лишили их права собирать налоги на политические цели. В XIV в. было установлено, что для взимания сеньориальной подати (тальи) необходимо согласие королевской власти. В XV в. Карл VII вообще отменил сбор тальи отдельными крупными сеньорами. Король запрещал феодалам устанавливать и новые косвенные налоги, что привело постепенно к их полному исчезновению. Людовик XI отнял у феодалов право чеканить монету. В XV в. в обращении во Франции была лишь единая королевская монета.
Короли лишали феодалов и их традиционной привилегии - вести частные войны. Лишь отдельные крупные феодалы сохраняли в XV в. свои независимые армии, которые давали им некоторую политическую автономию (Бургундия, Бретань, Арманьяк).
Постепенно исчезло сеньориальное законодательство, а также посредством расширения круга дел, составлявших " королевские случаи", существенно ограничивалась сеньориальная юрисдикция. В XIV в. была предусмотрена возможность апелляции на любое решение судов отдельных феодалов в Парижский парламент. Этим окончательно был разрушен принцип, согласно которому сеньориальная юстиция считалась суверенной.
В 1303 году была выдвинута формула: " король является императором в своем королевстве". Она подчеркивала полную независимость французского короля в международных отношениях. легисты утверждали, что король сам является верховным законом, а следовательно, может создавать законодательство по своей воле. Был выдвинут также тезис: " всякое правосудие проистекает от короля", в соответствии с которым король получил право рассматривать любое судебное дело сам или же делегировать это право своим слугам.
Сословно-представительная монархия утвердилась на определенном этапе централизации страны, когда не были до конца преодолены автономные права феодальных сеньоров, католической церкви, городских корпораций и т.д. Решая важные общенациональные задачи и принимая на себя ряд новых государственных функций, королевская власть постепенно ломала политическую структуру, характерную для сеньориальной монархии. Но при осуществлении своей политики она сталкивалась с мощной оппозицией феодальной олигархии, сопротивление которой не могла преодолеть лишь собственными средствами. Поэтому политическая сила короля в значительной мере проистекала от той поддержки, которую он получал от феодальных сословий.
Именно к началу XIV в. окончательно оформляется построенный на политическом компромиссе, а поэтому не всегда прочный союз короля и представителей разных сословий, в том числе и третьего сословия. Политическим выражением этого союза, в котором каждая из сторон имела свои специфические интересы, стали особые сословно-представительные учреждения - Генеральные штаты и провинциальные штаты.
Генеральные штаты. Появлению Генеральных штатов как особого государственного органа предшествовали расширенные собрания королевской курии (консилиумы и т.д.), имевшие место еще в XII-XIII вв. Созыв Генеральных штатов королем Филиппом IV Красивым в 1302 году имел под собой вполне конкретные исторические причины: неудачная война во Фландрии, серьезные экономические трудности, спор короля с римским папой. Но создание общенационального сословно-представительного учреждения было и проявлением объективной закономерности в развитии монархического государства во Франции.
Периодичность созыва Генеральных штатов не была установлена. Этот вопрос решал сам король в зависимости от обстоятельств и политических соображений. Каждый созыв штатов был индивидуальным и определялся исключительно усмотрением короля.
Высшее духовенство (архиепископы, епископы, аббаты), а также крупные светские феодалы приглашались лично. Генеральные штаты первых созывов не имели выборных представителей от дворянства. Позднее утверждается практика, согласно которой среднее и мелкое дворянство избирает своих депутатов. Выборы проводились также от церквей, конвентов монастырей и городов (по 2 - 3 депутата). Но горожане и особенно легисты иногда избирались и от сословий духовенства и дворянства. Примерно 1/7 часть Генеральных штатов составляли юристы. Депутаты от городов представляли их патрицианско-бюргерскую верхушку. Таким образом, Генеральные штаты всегда были органом, представляющим имущие слои французского общества.
Вопросы, выносимые на рассмотрение Генеральных штатов, и продолжительность их заседаний также определялись королем. Генеральные штаты обращались к королю с просьбами, жалобами, протестами. Они имели право вносить предложения, критиковать деятельность королевской администрации. В Генеральных штатах каждое сословие собиралось и обсуждало вопросы отдельно.
Депутаты, избранные в Генеральные штаты, наделялись императивным мандатом. Их позиция по вопросам, выносимым на обсуждение, в том числе при голосовании, была связана инструкцией избирателей. После возвращения с заседания депутат должен был отчитаться перед избирателями.
Великий мартовский ордонанс 1357 г. Согласно нему, решения Штатов должны были считаться окончательными и входить в силу без королевского одобрения. Финансовые субсидии могли бы расходоваться только на предписанные Штатами цели. Сословия записали за собой право собираться регулярно в любом месте для «устройства хорошего управления государством». Была сделана даже попытка поставить под контроль Штатов королевскую администрацию. Однако попытка Генеральных штатов закрепить за собой постоянные финансовые, контролирующие и даже законодательные полномочия не имела успеха. После подавления в 1358 году Парижского восстания и Жакерии королевская власть отвергла требования, содержавшиеся в Великом мартовском ордонансе.

 

№ 22. Великая хартия вольностей 1215 г. Возникновение парламента в Англии. Сословно-представительная монархия в Англии (вторая

половина XIII – середина XVI в.).

Неудачи в войне короля Иоанна Безземельного привели к обострению конфликта между королем и английским народом. Население перестало платить налоги, против Иоанна поднялись бароны, рыцари, горожане. Казна опустела, и, оказавшись в безвыходном положении, король был вынужден согласиться на все требования восставших.

Результатом этого компромисса и явилась принятая в 1215 году «Великая хартия вольностей», ставшая фундаментом, на котором впоследствии в течение веков созидалось здание английского гражданского общества и правового государства. Именно в этом документе провозглашался принцип установления налогов королем только с согласия налогоплательщиков, ст. 12 «Ни щитовые деньги, ни (какое-либо иное) пособие не должны взиматься в королевстве Нашем иначе, как по общему совету королевства Нашего». Таким образом, финансовые права короля были ограничены советом королевства, а статья 14 определяет состав этого совета и порядок его созыва: «А для того, чтобы иметь общий совет королевства при обложении пособием в других случаях, кроме трех вышеназванных или для обложения щитовыми деньгами, Мы повелим позвать архиепископов, епископов, аббатов, графов и старших баронов, Нашими письмами каждого отдельно; и, кроме того, повелим позвать огулом, через шерифов и бэйлифов. Наших, всех тех, которые держат от Нас непосредственно к определенному дню, т.е. по меньшей мере за сорок дней до срока, и в определенное место; и во всех этих призывных письмах объясним причину приглашения; и когда будут таким образом разосланы приглашения, в назначенный день будет приступлено к делу при участии и совете тех, которые окажутся налицо, хотя бы и не все приглашенные явились». Таким образом, совет королевства – это собрание всех королевских вассалов, которое можно рассматривать как прототип палаты лордов. Если к составу этого собрания добавить представителей от графств и городов, то налицо английский средневековый парламент. Таким образом, Великая хартия вольностей была прологом в истории английского парламента

. Хартией обеспечивалась личная свобода (неприкосновенность) каждого свободного человека. Статья 39: «Ни один свободный человек не будет арестован и заключен в тюрьму, или лишен имущества, или объявлен стоящим вне закона, или изгнан, или каким-либо (иным) способом обездолен, и Мы не пойдем на него и не пошлем на него иначе, как по законному приговору равных его или по закону страны». Статья 40 тесно связана с предыдущей статьей: «Никому не будем продавать права и справедливости, никому не будем отказывать в них или замедлять их.

Хартией предоставляются гарантии правосудия. Статья 17: «Общие тяжбы не должны следовать за Нашей курией, но должны разбираться в каком-нибудь определенном месте». В статьях 20, 21 прописано взимание штрафов: «Свободный человек будет штрафоваться за малый проступок только сообразно роду проступка, а за большой проступок будет штрафоваться сообразно важности проступка, причем должно оставаться неприкосновенным его основное имущество, таким образом (будет штрафоваться) и купец, и его товар останется неприкосновенным; и виллан таким же образом будет штрафоваться, и у него останется неприкосновенным его инвентарь, если они подвергнутся штрафу с Нашей стороны; и никакой из названных выше штрафов не будет наложен иначе, как на основании клятвенных показаний честных людей из соседей (обвиняемых)», в 21 статье говорится, что «Графы и бароны будут штрафоваться не иначе, как при посредстве своих пэров, и не иначе, как сообразно роду проступка».

Хартия создавала комитет из 25 баронов в обеспечение порядка соблюдения документа, которые в случае нарушения Великой Хартии Вольностей королем имели право начать против него войну. Если бы король нарушил Хартию и в течение 40 дней по требованию хотя бы четырех баронов не исправил нарушения, все 25 баронов могли прибегнуть к насилию против короля, то есть отнять у него земли и замки, щадя только его личность и семью. Каждый подданный мог поддержать этих баронов в борьбе против короля.

Большая часть статей посвящена установлению законности, правопорядка и гарантиям личных прав населения в рамках «общего права».

Великая Хартия вольностей также содержала положения о единстве мер и весов, о свободном въезде и выезде из королевства, о запрещении взыскивать произвольные судебные пошлины, запрещении чиновникам привлекать кого-либо к ответственности лишь по устному заявлению без свидетелей, заслуживающих доверия, и других гарантиях правосудия.

Статьи хартии оказались жизнестойкими и составили основу последующих редакций хартии, придали ей в дальнейшем силу конституционного документа и значение манифеста «прав человека и гражданина» - такую окончательную трактовку хартия получила в эпоху английской революции.

Конфликт между королевской властью и ее подданными продолжался и при преемниках Иоанна.

Бароны никогда не позволяли ограничивать свое право на господство с помощью этой Хартии. Они всегда придерживались мнения, что права человека лучше всего защищены, когда бароны сами об этом позаботятся. В 1258 году удалось навязать Генриху III принятие так называемых «Оксфордских провизий», по которым предусматривалась передача всей исполнительной власти Совету 15 баронов. Между королем и баронами началась гражданская война, закончившаяся поражением короля. Власть в стране перешла в руки предводителя баронов, графа Симона де Монфора. Монфор стремился укрепить союз между различными слоями народа Англии и с этой целью созвал совещание, на которое пригласил не только баронов, епископов и аббатов, что и прежде делали короли, но и по два рыцаря от каждого графства и по два горожанина от каждого города. Это был первый английский парламент.

В 1295 году король Эдуард I созвал парламент, получивший название «образцового». Кроме прелатов и баронов, приглашенных лично были избраны по два рыцаря от каждого графства и по два горожанина от каждого получившего на то право города. В этом парламенте было представлено и духовенство.

Парламент Англии постепенно закрепил за собой следующие полномочия:

- право законодательной инициативы и право на участие совместно с королем в издании законов;

- утверждение порядка и размеров налогообложения;

- право осуществлять контроль над высшими должностными лицами;

- право выступать в ряде случаев в качестве особого судебного органа.

В XIV веке парламент стал делиться на верхнюю палату лордов, где заседали феодальная знать, и нижнюю палату общин, где заседали представители графств и городов.

Первой и важнейшей функцией парламента была финансовая – источник его политического влияния и могущества. В 1297 году статут «О неналожни податей» установил, что обложение прямыми налогами допускается только с согласия парламента. В XIV в. Было поставлено в зависимость от согласия парламента взимание и косвенных налогов. Тогда же Эдуард III утвердил правило, что при установлении налогов решающим голосом обладает палата общин. Окончательно ведущая роль в этом вопросе нижней палаты утверждается в 1407 г. Теперь палата общин рассматривается как собрание представителей всей нации.

Одновременно с финансовой функцией парламент приобретает судебную. Высокий суд парламента был олицетворением справедливости. Судебная функция палаты общин выражалась в возможности обвинять высших должностных лиц государства в злоупотреблении своими обязанностями. Такие дела рассматривались палатой лордов, ставшей к концу XIV – началу XV в. высшей судебной инстанцией страны.

Основной формой парламентской деятельности были петиции. В них палата общин излагала просьбу об изменении существующих прав или об установлении новых. При поддержке петиций палатой лордов и королем они становились основой для издания закона, Постепенно под давлением палаты общин процедура принятия закона была изменена. От петиций перешли к биллям. Теперь палата общин не просила, а предлагала готовый законопроект. После утверждения биллей палатой лордов и подписанием королем они становились законами (статутами). Так палата общин приобрела еще одну функцию – законодательную.

Парламент вмешивался и в область внешней политики: его согласие требовалось при разрешении вопросов войны и мира.

К концу XV в. сложилась структура английского парламента, постоянной стала должность спикера (председателя нижней палаты), определились функции парламента, утвердились некоторые процедуры его работы. Например, был установлен принцип свободы слова, короли не вмешивались в дебаты, происходившие в палатах. Члены парламента обладали неприкосновенностью, они не могли быть арестованы в течение сессии и 40 дней после ее окончания.

 

№ 23. «Золотая булла» 1356 г. Государственный строй Германии в период олигархии курфюрстов. Особенности сословно-представительной монархии в Германии (конец XVI – XVIII в.).

Важной особенностью политического развития Германии в Средние века является ее постепенный распад на отдельные княжества, сохранившие самостоятельность до самого XIX в.

В то время когда в других западноевропейских государствах начался процесс политического сплочения, в Германии оформляются территориальные княжества и углубляется политический распад.

Феодальная раздробленность государства была закреплена Золотой буллой 1356 г., изданной при императоре Карле IV.

Согласно этому документу император Германии избирался коллегией курфюрстов, состав которой был четко определен.

Достоинство курфюрстов было признано за тремя духовными землями (Майнц, Кельн и Трир) и четырьмя светскими (Богемия, Пфальц, Саксен-Виттенберг и Бранденбург).

Выборы производились большинством голосов.

Император признавал самостоятельность курфюрстов в их владениях и вообще обязывался не вмешиваться во внутренние дела князей.

Было узаконено право князей империи вести войны друг против друга. Запрещались только войны вассалов против сеньоров.

В числе прав, предоставленных курфюрстам, была регалия, т. е. исключительное право добычи драгоценных металлов, а также чеканки монеты.

Провозгласив, что империя является политической организацией суверенных князей и города не могут независимо от князей претендовать на политическую роль, Золотая булла воспретила союзы городов.

Решение всех важных дел империи передавалось коллегии курфюрстов, которая должна была созываться ежегодно.

В пределах своих владений князья получали все права самостоятельных властителей.

Империя сохранялась как символ, как название, но не как реальное политическое единство.

Коллегия имела право суда над императором и его смещения.

Взимание пошлин, право высшей юрисдикции - все это принадлежало курфюрстам.

Таким образом, в Германии была юридически оформлена олигархия нескольких крупнейших феодалов, сложившаяся еще до Золотой буллы.

Очень скоро вошло в обычай предъявлять императору при избрании его на престол определенные условия, которым он обязан был следовать. Со временем они получили название «избирательных капитуляций».

В XV в. независимость отдельных земель установилась столь прочно, что курфюрсты уже не страшились передачи императорской короны в руки одной династии.

Эта корона сохранилась у династии Габсбургов. Последние были вынуждены отказаться от попыток восстановления единства Германии, ограничиваясь политикой увеличения владений своего дома.

С развитием феодализма происходили изменения в сословно-классовой структуре общества.

Существовало довольно значительное различие между верхними слоями, аристократией - небольшой группой светских и духовных феодалов (курфюрстов), и низшим дворянством.

Почти полностью исчезло среднее дворянство.

Основную массу низшего дворянства с XIV в. составляли министериалы. Как господские слуги они имели право вступать в рыцари.

Таким образом, они становились свободными и получали дворянство. Этот процесс совпал с развитием рыцарства. Окончательно сформировалось мнение, что рыцарем могло стать только лицо дворянского происхождения.

Немецкие города делились на три вида:

- имперские города, бывшие непосредственными вассалами короля;

- вольные города, не платившие налоги и пользовавшиеся полным самоуправлением;

- княжеские города, статус которых определялся князем, в княжестве которого они находились. Население городов было неоднородно по социальному составу.

Верхние слои городского населения — патрициат — образовывали купечество и земельные собственники.

На следующей ступени стояли ремесленники, а в самом низу — плебейские массы: подмастерья, поденщики.

Ослабевает крепостная зависимость крестьян.

Наиболее состоятельные свободные крестьяне арендовали крупные земельные участки у феодалов, уплачивая за аренду денежную повинность. Часть земли арендаторы оставляли под собственные хозяйства, часть сдавали в аренду более бедным крестьянам.

Крупные арендаторы со временем становились мелкими помещиками.

 

 

24. Абсолютная монархия. Сущность и основные черты. Особенности абсолютизма в Англии, Франции, Германии (конец XVI – XVIII в.).

Абсолютная монархия — разновидность монархической формы правления, при которой вся полнота государственной (законодательной, исполнительной, судебной), а иногда и духовной (религиозной) власти юридически и фактически находится в руках монарха.

При абсолютизме государство достигает наивысшей степени централизации, создаются разветвленный бюрократический аппарат, постоянная армия и полиция; деятельность органов сословного представительства, как правило, продолжается. С формально-юридической точки зрения при абсолютизме в руках главы государства — монарха сосредотачивается вся полнота законодательной и исполнительной власти, он самостоятельно устанавливает налоги и распоряжается государственными финансами.

Социальной опорой абсолютизма является дворянство. Обоснованием абсолютизма стал тезис о божественном происхождении верховной власти. Возвеличиванию персоны государя служил пышный и изощренный дворцовый этикет.

На первом этапе абсолютизм носил прогрессивный характер: боролся с сепаратизмом феодальной знати, подчинял церковь государству, ликвидировал остатки феодальной раздробленности, вводил единые законы. Для абсолютной монархии характерна политика протекционизма и меркантилизма, содействовавшая развитию национальной экономики, торговой и промышленной буржуазии. Новые экономические ресурсы использовались абсолютизмом для укрепления военной мощи государства и ведения завоевательных войн.

В той или иной степени черты абсолютной монархии, или стремление к ней, проявились во всех государствах Европы, но наиболее законченное воплощение они нашли во Франции, где абсолютизм проявляется уже в начале XVI века, а свой расцвет пережил в годы правления королей Людовика XIII и Людовика XIV Бурбонов (1610—1715).

Абсолютизм во Франции характеризовался прежде всего тем, что вся полнота законодательной, исполнительной, военной и судебной власти сосредоточивалась в руках наследного главы государства — короля. Соответственно ему подчинялся весь централизованный государственный механизм — армия, полиция, административно-финансовый аппарат, суд. Все французы, включая дворян, рассматривались как подданные короля, обязанные ему беспрекословно подчиняться.

Основная часть дворянства, продолжавшего оставаться господствующим классом, не только смирилась с таким положением, но и служила опорой трону. Дело в том, что абсолютная монархия неуклонно и последовательно защищала коренные, общеклассовые интересы дворянства. Лишь с помощью централизованной государственной машины абсолютизма можно было обеспечить подавление усиливавшейся антифеодальной борьбы крестьянства. К тому же значительная часть средств, выжимаемых из страны с помощью фискального аппарата монархии, шла на содержание дворянства.

В Англии пик абсолютизма пришёлся на правление Елизаветы I Тюдор (1558—1603), но на Британских островах он так и не достиг своей классической формы: сохранялся парламент, не было постоянной армии, мощного бюрократического аппарата на местах.

Важным событием явилась реформация церкви, проведенная

Генрихом VIII. Отказ папы римского расторгнуть брак короля Англии с принцессой Екатериной Арагонской привел к разрыву Англии с римско-католической церковью. В 1534 г. был издан Акт о супремнатии, провозглашавший короля главой церкви. Церковное имущество было секуляризировано, монастыри закрыты. Церковная организация вошла составной частью в государственную. Новая религия рассматривала короля как воплощение божества на земле, что способствовало укреплению абсолютизма.

В правление Елизаветы политика протекционизма позволила английским мануфактурам выйти на мировой рынок в разных частях света. Англия стала крупнейшей морской державой. Окончательно утвердилось англиканство.

В 1559 г. парламент подтвердил, что королева является главой церкви.

Тюдоры сумели укрепить королевскую власть, стать абсолютными монархами и при этом сохранить старые английские традиции.

В Англии централизация управления не достигла такого высокого уровня, как в других абсолютистских государствах, не было и раздутого государственного аппарата. На местах сохранялось дворянское самоуправление. Выборные мировые судьи не только отправляли правосудие, но и следили за порядком, приводили в исполнение законы. Эти обязанности рассматривались как почетный долг перед государством и ничего не стоили государственной казне.

Важной особенностью английского абсолютизма было также

содержание немногочисленной постоянной армии. Сохранялась

старинная система народного ополчения.

Одним из ярких проявлений английских традиций было совместное правление короля и парламента. Корона соблюдала тот порядок работы парламента, который сложился к XVI в. Правда, парламент перестал выступать в качестве ограничителя

королевской власти, стал послушным орудием в ее руках.

В 1539 г. парламент приравнял королевские указы к статутам,

признав тем самым власть короля над собой. Королевские

министры, бывшие одновременно членами палаты общин, оказывали большое влияние на ее работу. Елизавета осуществляла полный контроль за парламентом, активно вмешиваясь в его работу.

В Германии абсолютные монархии складывались не в общенациональном масштабе, а в рамках отдельных княжеств. (наиболее крупные- Пруссия и Австрия). Другое существ. Отличие- германский абсолютизм явился выражением полного торжества феодальной реакции, ее победы над буржуазным

движением и подчинения слабой немецкой буржуазии князьям

Особенности абсолютизма в различных странах определялись соотношением сил дворянства и буржуазии. Во Франции, и особенно в Англии влияние буржуазных элементов на политику было значительно больше, чем в Германии. Характерным явлением для Европы второй половины XVIII века стал просвещенный абсолютизм, тесно связанный с идеями и практикой эпохи Просвещения. В целом абсолютистская система управления усиливала ощущение государственной общности у представителей различных сословий и социальных групп, способствуя тем самым формированию нации.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.