Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Япония после Второй мировой войны. Органы оккупационной администрации. Реформы переходного периода






Поражение во Второй мировой войне, привело к значительным политическим, социальным и экономическим изменениям в Японии, по существу открыв новый период в развитии страны.

По своим масштабам, изменения в стране оказались сопоставимы с «реставрацией Мэйдзи» второй половины XIX в., а скорее всего, оказались еще более существенными.

Послевоенная судьба Японии определялась, прежде всего, решениями Потсдамской декларации (26 июля 1945 г.) хотя акт о капитуляции Японии был подписан только 2 сентября 1945 г. Принятая на конференции союзных государств, эта декларация содержала следующие положения:

 

Потсдамская декларация
Демилитаризация страны Распускалась армия, ликвидировались все военные учреждения, прекращалась деятельность всех фашистских политических структур.
Экономические основы Упразднялись все полугосударственные (а в действительности – полностью государственные) экономические структуры. Ликвидация дзайбацу.
Органы переходного периода До принятия новой конституции, государственная власть должна находиться у оккупационной администрации, состоящей из представителей союзников.

 

Для реализации положений декларации, в период времени до формирования демократического японского правительства, власть в стране была сосредоточена у оккупационной администрации.

Особую роль здесь играл персонально главнокомандующий оккупационными войсками (генерал Д. Макартур) и также два органа в состав которых входили представители государств принимавших участие в войне с Японией – Дальневосточная Комиссия (состояла из представителей 11 государств) и Консультативный совет (СССР, Великобритания, Китай).

Главные полномочия, однако, были сосредоточены у США (что, кстати, приводило к серьезным конфликтам между представителями СССР и США) – в целом политика оккупационной администрации, была, прежде, всего, политикой США в отношении Японии.

Оценивая ее с современных позиций, нельзя, однако, сказать в адрес такой политики ничего плохого (хотя в советский период ее ругали последними словами) – ведь в ее результате Япония стала одной из ведущих стран мира (без всяких кавычек – вряд ли найдутся люди сомневающиеся в этом!).

 

Для демократизации японского общества и государства, необходимо было ликвидировать все пережитки, мешающие развитию страны. Только в этом случае, новая конституция могла бы нормально действовать в государстве.

Решением этой задачи, стали проведенные в стране крупномасштабные реформы, полностью изменившие облик Японии:

 

Реформы оккупационной администрации
Законодательная реформа Запрещены милитаристские организации в стране, отменены законодательные акты профашистские характера, провозглашены демократические права и свободы
Трудовая реформа Разрешена деятельность профсоюзов, разрешены забастовки, введен 8-ч. рабочий день, 48-ч. рабочая неделя, ежегодные отпуска
Аграрная реформа Земля передана в собственность тем, кто обрабатывает ее (крестьянам), с выплатой компенсации помещикам (они оказались незначительными из-за инфляции, и не мешали крестьянам получить землю). Помещичье землевладение было окончательно ликвидировано. Исчез нафиг и сам слой помещиков – вместо них образовался значительный слой крестьян-собственников земли. С феодализмом в сельском хозяйстве Японии было покончено раз и навсегда.
Экономическая реформа Основой ее стало антимонопольное законодательство – главным здесь стала ликвидация дзайбацу. Существующие принудительно разделялись, создание новых запрещалось

Проведенные реформы подготовили основу для демократического развития страны, ликвидировав все препятствия для этого.

Теперь необходимо было юридически закрепить их результаты. Средством для этого, должна была стать новая конституция страны, которая соответствовала бы сложившимся политическим условиям.

 


Конституция 1947 г. – принятие и содержание

Изменения, которые произошли в японском обществе и государстве, привели к необходимости разработки новой конституции страны.

Действовавшая Конституция 1889 г. (периода Мэйдзи) явно не соответствовала новым условиям. Являясь по существу монархической, она устанавливала недемократическую дуалистическую форму монархии, неприемлемую теперь.

Эта конституция, в общем, и дала возможность установления в стране военно-олигархического режима, милитаризации экономики, ликвидации демократических прав и свобод. Поскольку власть сосредотачивалась у императора, это давало возможность воздействовать на него (это и делали военные и промышленники Японии), тем самым фактически руководя страной вместо него.

Реализация новых принципов государственно-правового устройства страны изложенных в Потсдамской декларации, невозможна была в рамках старой японской конституции. Новая конституция должна была обеспечить реализацию этих положений.

Разработка проекта конституции началось почти сразу после капитуляции. В конце 1945 г. правительство Японии сформировало специальную комиссию для этого.

 

Проект японского правительства_ Появился первым (февраль 1946 г.). Представлял несущественную модификацию ранее существовавшей Конституции 1889 г. Хотя полномочия Парламента несколько увеличивались, император по прежнему сохранял доминирующую роль в государстве. Такая конституция выглядела явным пережитком в конце 40-х годов XX в. С демократией она сочеталась плохо (а точнее – вообще никак!).
Увидев японский проект, американская оккупационная администрация едва не «откинула коньки» (и даже не понадобилось никакой атомной бомбы…). Командующий американскими войсками Д.Макартур, быстро понял, что Дальневосточная комиссия никогда не пропустит такой проект, и скорее всего вдобавок потребует ликвидации монархии вообще, что вызовет дополнительные проблемы. Поэтому пришлось сделать «финт ушами» - взяв за основу проект японского правительства, штаб оккупационных войск США фактически выработал новую конституцию, радикально изменившую японскую монархию.
Проект штаба оккупационных войск_ В основу этого проекта (март 1946 г.) были положены принципы конституционного права Великобритании и США, а также некоторые черты Конституции Германии 1919 г. (Веймарской). При сохранении монархической формы правления, она радикально преобразовывалась, монарх утрачивал реальные полномочия, оставаясь лишь представителем нации. Главную роль играл теперь парламент, избираемый всеобщими выборами.

 

Для принятия конституции, в стране был сформирован парламент. Первые послевоенные выборы, прошли в Японии в апреле 1946 г. Поскольку избирательного законодательства еще не было (старое, рассчитанное на цензовые выборы, было непригодно, а новое еще не разработали), выборы прошли на основе правил установленных приказом главнокомандующего.

За всю предыдущую историю страны они были самыми демократическими. Впервые в них приняли участие и женщины.

Сформированный таким образом парламент, принял новую конституцию страны. Она вступила в силу 3 мая 1947 г., и открыла новый период в истории страны.

 

Конституция Японии 1947 г.
Общая характеристика Конституция принята по итогам Второй мировой войны, закрепила демократические преобразования в японском обществе и государстве. По всем элементам превосходит предшествующую конституцию 1889 г., и является самой демократической в истории страны. Несмотря на значительное влияние американских оккупационных органов в разработке конституции, ее нельзя считать навязанной Японии извне насильственным путем[20]. Принципы, положенные в ее основу – общие для всех демократических конституций, и направлены они на благо самой Японии, а отнюдь не США.
Структура Здесь все обычно – писаная кодифицированная конституция, 11 разделов, 103 статьи. По объему не отличается от большинства современных конституций.
Правовой статус личности Одно из главных достоинств новой Конституции – наконец-то закреплены все важнейшие права и свободы, ликвидированы многочисленные оговорки, изъятия и условия их осуществления (которые были в предыдущей конституции).  
Форма правления Классическая парламентарная монархия широко распространенная в современной Европе. Наличие всех демократических институтов, парламентаризм, подотчетность исполнительной власти парламенту дали Японии (ну наконец-то!) возможность развиваться в демократическом направлении.
Император Он являлся главой государства и «символом единства нации» (ст.1). Как и характерно, для такой формы монархии, реальных властных полномочий он не имел. Престол занимался по наследству, использовалась салическая система престолонаследования (только мужчины). Хотя император утверждал состав правительства, назначал ряд высших должностных лиц, подписывал законы, все полномочия – формальны. Главная черта правового статуса императора – принцип контрасигнатуры. Он означал, что правовые акты монарха должны быть подписаны главой правительства, иначе в законную силу они не вступали. Таким образом, император зависит от правительства, и не обладает исполнительной властью. Не мог император воздействовать и на парламент – право вето отсутствовало вообще, роспуск парламента – только по инициативе премьер-министра (в рамках обычной процедуры). Отсутствие у страны вооруженных сил, лишало императора и поста главнокомандующего армией. В целом, роль монарха в государстве - лишь символическая. Теперь он не мешал работе сформированных по закону органов власти.
Парламент Представительный орган, носитель законодательной власти. Парламент по новой конституции, освободился от всех аристократических пережитков (типа Палаты пэров), став полноценным органом представительства нации. Состоял из двух палат: Палаты представителей (нижняя) и Палаты советников (верхняя). Обе палаты избираются населением страны, путем прямых всеобщих выборов (мажоритарно-пропорциональная система). Парламент – единственный законодательный орган страны. От императора он теперь не зависел, обладал широкими контрольными полномочиями в отношении исполнительной власти.
Правительство Кабинет министров - орган исполнительной власти, имеющий очень важной значение в управлении государством. Правительство не подчинено императору, зато тесно связано с парламентом (так как требуется поддержка парламентского большинства). Участие императора в формировании правительства – лишь номинальное (он утверждает состав сформированный парламентом). Ответственность правительства – перед парламентом (вотум недоверия).
Территориальное устройство Предусматривалось унитарное территориальное устройство, но с применением местной автономии (учет мнения местного населения при решении вопросов касающихся его). Территория страны делилась на префектуры, которые в свою очередь включали города, поселки, общины. На всех уровнях действовали избираемые населением советы. В целом, территориальное устройство было значительно более демократическим чем в Конституции 1889 г.
Порядок изменения Конституция являлась жесткой – для изменений требовалось квалифицированное большинство (2/3 голосов) обеих палат парламента. Особенности политической системы (см. ниже) привели к тому, что в Конституцию за весь период ее существования не удалось внести ни одной поправки.[21]

 

Конституционные изменения в Японии, привели к формированию новой политической системы государства. Как и во всех демократических государствах послевоенного времени, ведущую роль в политической системе страны стали играть политические партии.

Теперь, когда конституция предусматривала парламентскую ответственность правительства, их роль в формировании курса страны стала решающей. Японские политические партии приняли участие уже в первых послевоенных выборах, а с формированием конституционных органов, их роль только возросла.

Поскольку все старые (довоенные) партии полностью «вымерли» (тем более что некоторые из них вообще не являлись политическим партиями), партийная система страны фактически формировалась заново. В отличие от эпохи Мэйдзи, партии теперь должны были стать подлинными выразителями интересов населения страны.

 

 

Либерально-демократическая партия (ЛДП)[22] Социалистическая партия Японии (СПЯ)
   

 

Несмотря на наличие двух ведущих партий, партийная система Японии не являлась двухпартийной в классическом ее виде (как например, в США или Великобритании).

Партийную систему Японии иногда называли «полуторапартийной» (не две, а полторы партии), поскольку одна партия (ЛДП) постоянно являлась правящей (в течение почти 50 лет), а другая (СПЯ) всегда была ее главным соперником, находясь на втором месте.

 

 


Китайская народная республика (1949 – и далее)

 

  1. Образование КНР. Переходный период (1949 – 1954 гг.). Конституция КНР 1954 г.
  2. Политический режим и государственный строй КНР. Конституции КНР 1975 и 1978 г. Конституция 1982 г.
  3. Право Китая в первой половине XX в. Правовая система КНР





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.