Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Исторические типы культуры






АГОНИСТИКА (греч. благородное состязание) – один из важнейших элементов бытия и культуры Древней Греции, принцип состязательности, благородного соревнования во всех сферах общественной жизни.

АКВЕДУК – в древнеримской архитектуре мост с желобочным водопроводом, характерными арочными пролетами в местах понижения уровня земной поверхности.

АНТРОПОЦЕНТРИЗМ – концепция, согласно которой в центре мироздания находится человек.

АРЕОПАГ – высший орган судебной и политической власти в древних Афинах.

Барды – профессиональные певцы, странствующие или живущие при дворе феодалов (Ирландия, Шотландия, Уэльс).

ВАГАНТЫ – в средневековой Европе бродячие актеры (беглые монахи, недоучившиеся студенты), исполнители песен, участники остросатирических представлений.

Варвар – 1) у древних греков и римлян – всякий чужеземец; 2) невежественный, жестокий человек.

ВАРВАРИЗАЦИЯ – культурный процесс, в ходе которого разрушается духовное состояние, достигнутое обществом, и его место занимает «примитивный пласт сознания».

ВОЗРОЖДЕНИЕ (РЕНЕССАНС - пер. с фр. возрождение ) – период в культурном развитии стран Западной и Центральной Европы с XIYв. по XYIв., когда происходит возрождение античных ценностей и развитие гуманистической светской культуры.

Гаудеамус (лат. gaudeamus – будем радоваться) - название (по первому слову) всемирно известной студенческой песни на латинском языке, возникшей в средние века (1267). Впервые напечатан текст «гаудеамуса» в 1776, а в 1781 странствующий писатель Киндлабен придал ей форму, сохранившуюся до наших дней.

ГЕДОНИЗМ – этической учение Античности, в котором целью жизни и высшим благом признается наслаждение.

ГОТИКА - художественный стиль средневековой Европы, для которого характерны устремленность ввысь, ажурные остроконечные башни, стрельчатые окна т.д. Связан, прежде всего, с религиозной архитектурой, скульптурой и декоративно-прикладным искусством.

ГУМАНИЗМ – идеология, признающая ценность человека как личности безотносительно к его социальному положению и богатству; утверждается право человека на свободное развитие и проявление своих способностей; благо человека признается высшим критерием для оценки общества.

ДАНТЕ Алигьери (1265-1321) - итальянский поэт, создатель литературного итальянского языка. Его называли «последним поэтом средневековья и первым поэтом нового времени», так как в старых, средневековых сюжетах и символических образах он поднимал новые проблемы в жизни человека. Вершина творчества Данте – поэма «Божественная комедия» в трех частях («Ад», «Чистилище», «Рай»). Автор сонетов, воспевающих любовь к Беатриче. Оказал большое влияние на развитие европейской культуры.

ЕВРАЗИЙСТВО – историко-культурная концепция, утверждающая исключительность русского этноса и его культуры, которая определяется синтетическим характером русского этноса. Россия поэтому представляет собой особый тип цивилизации (евразийский), отличающийся и от Запада, и от Востока. Причем, особое влияние на русское самосознание оказала не Европа, а Восток: тюркско-татарский компонент, связанный с татаро-монгольским завоеванием Руси.

ЕВРИПИД (ок. 480-406 гг. до н.э.) - древнегреческий поэт-драматург, младший из трех великих афинских трагиков (Эсхил, Софокл, Еврипид). Творчество Еврипида сложилось уже в период кризиса античной демократии и отличается критическим отношением к мифологии, традиционным взглядам на человека как орудия в руках богов. Его героям присущ психологизм. Усиливается интерес к бытовым деталям и частным судьбам людей. Автор трагедии «Медея» и др.

ЗАПАДНИЧЕСТВО – историко-культурная концепция, отстаивающая идею органической включенности России в европейскую цивилизацию: Россия – составная часть Европы.

ИКОНОПИСЬ – писание икон; вид живописи, религиозной по темам и сюжетам, культовой по назначению. Эстетика иконы требует воплощения «божественного», сверхчувственного в зримых, чувственно воспринимаемых образах. Поэтому складывается канон символических изображений, где отсутствует передача реальных объемов и трехмерного пространства.

КАЛОКАГАТИЯ – принцип древнегреческой культуры, объединяющий телесные и нравственные достоинства человека, утверждающий гармонию «внешнего» и «внутреннего» в человеке.

КАНОН – система правил и норм (порядок) в искусстве, в этике, в философии, господствующая в какой-либо период времени или в каком-либо направлении.

КАТАРСИС – особое состояние очищения души через сильное эмоциональное переживание, в частности через сопереживание героям античной трагедии.

КИНИКИ (ЦИНИКИ) – последователи античной философско-этической школы, утверждающей свободу как высшую ценность бытия, в том числе свободу от нравственных норм и других достижений культуры; они призывали к аскетизму, умению довольствоваться только простыми, естественными радостями жизни, считая это средством достижения духовной свободы.

Менестрели – профессиональные придворные певцы в средневековой Англии и Франции, основная тема песен куртуазная любовь и рыцарские подвиги.

Миннезингеры – немецкие средневековые придворные певцы ХII-ХIУ веков, авторы слов и музыки, воспевали куртуазную рыцарскую любовь, служение Богу и феодалу и др.

ойкумена (греч. – населяю) – совокупность областей земного шара, которые, по представлениям древних греков, были заселены человеком.

Остракизм (от греч. черепок) - 1) в Древней Греции – изгнание граждан, опасных для государства, решавшееся путём тайного голосования при помощи черепков, на которых писались имена изгоняемых; 2) изгнание, гонение, осуждение.

Пайдейя - в Древней Греции процесс формирования самостоятельной развитой личности.

ПЕРИКЛ (около 495-429 гг. до н.э.) – выдающийся полководец и государственный деятель с 444 г. до н. э. в Афинах выбирался 20 раз стратегом, происходил из знатного рода, но был вождем демократической партии. Вокруг Перикла группировались выдающиеся деятели того времени: историк Геродот, философы Протагор и Анаксагор, скульптор Фидий, трагик Софокл и др. Перикл был инициатором строительства Парфенона и многих других сооружений. Возглавлял морской союз греческих полисов в войне с персами. Годы правления Перикла считаются периодом наивысшего подъема культуры демократических Афин – «век Перикла».

ПИКО ДЕЛЛА МИРАНДОЛА – (1463-1494). Ученый, философ-гуманист эпохи итальянского Возрождения. Поражал окружающих своими энциклопедическими знаниями и ораторскими способностями человека», где обосновывалось особое положение человека в мире. Одним из самых его знаменитых трактатов, выражавших гуманистическое мировоззрение, была «Речь о достоинстве. Достоинство человека обусловлено тем, что он причастен всему земному и небесному, а потому в нем утверждается единство души и тела. Кроме того, человек обладает абсолютной свободой выбора, свободой деяния, что делает человека богоподобным. Так утверждалась ценность Человека безотносительно к его социальному и материальному положению, его особое место и роль в мире.

ПИКТОГРАФИЯ – вид рисуночного письма, при котором предметы, события и т.д. изображаются с помощью условных знаков – пиктограмм.

РЕВОЛЮЦИЯ ГУТТЕНБЕРГА – изобретение Иоганном Гуттенбергом книгопечатного станка в сер. XY в. в городе Майнце.

СЛАВЯНОФИЛЬСТВО – русское общественно-политическое и философское направление, отстаивающее идею национальной самобытности России, источник которой они видели в устоях русской общественной жизни, не содержащих глубоких внутренних противоречий.

Скептицизм (греч. skeptikos – рассматривающий, исследующий) – 1) философское направление, подвергающее сомнению возможность познания объективной действительности, сомневающееся в существовании какого-нибудь надёжного критерия истины; 2) критическое, недоверчивое отношение к чему-либо, сомнение в возможности, правильности или истинности, крайнее сомнение в чём-нибудь.

Соборность – самобытность русской общественной организации (самоорганизации), в основе которой лежит православие с его принципом решения богословских проблем на вселенских соборах. Исходным положением идеи соборности послужило то обстоятельство, что, находясь между двумя культурами – Востоком и Западом и впитывая их, Россия объединила восточное подчинение индивида родовому клану, общине и западный индивидуализм, уважительное отношение к личности. Эти два культурных начал были синтезированы в идее «соборности».

СОКРАТ (около 470-399 гг. до н.э.) - выдающийся древне-греческий мыслитель, философ, родоначальник критического метода в поиске истины, воплощенного в форме диалога. В словах: «Я знаю, что я ничего не знаю…», - почти вся «формула» его философии. Сократ считал, что незнание, или точнее, знание человека о своем незнании, является предпосылкой познания, так как стимулирует поиск истины, заставляет человека «поразмыслить и поискать». Для культурологии важное значение имеют не только знаменитые высказывания Сократа, но и сам облик знаменитого мудреца – независимого и честного мыслителя, мужественного человека, чья жизнь и трагический конец стали примером «античного человека».

СОФОКЛ (Y в. до н.э.) - древнегреческий поэт-драматург, один из трех великих представителей античной трагедии, занимающий по времени жизни и характеру творчества место между Эсхилом и Еврипидом. Автор трагедий «Эдип-царь», «Антигона», «Электра» и др. В его трагедиях постепенно усложняются психологические характеристики героев, которые перестают быть лишь орудием в руках богов.

СЦИЕНТИЗМ (лат. scientia – знание, наука) - мировоззренческая позиция, основу которой составляет представление о научном знании как высшей культурной ценности и достаточном условии решения всех проблем в жизни человека. Зародился в европейской культуре эпохи Просвещения и особенно утвердился в западной культуре конца XIX в., породив в то же время противоположную мировоззренческую ориентацию – антисциентизм. Последний подчеркивает ограниченность возможностей науки в решении проблем в жизни человека, толкует науку как враждебную человеческой природе силу и требует уравнять науку с другими ценностными формами общественного сознания – религией, моралью, искусством.

ТЕРТУЛЛИАН (около 160-220 гг.) - христианский богослов и писатель. Утверждал величие христианской веры в силу ее несоизмеримости с разумом человека, тем самым выражая антагонизм христианства и античной культуры. Утверждал принцип: «Верую, потому что абсурдно». В конце жизни порвал с церковью, упрекая ее в непоследовательном проведении принципов аскетизма и мученичества.

Трубадуры – провансальские поэты XI-XIII веков, их изысканная лирика была посвящена куртуазной рыцарской любви.

ХАРИЗМА – это наделённость какого-либо лица (харизматический лидер) исключительными качествами и способностями, вызывающими у своих приверженцев чувство преклонения, безоговорочную веру, готовность следовать ему, подчиняться и т.д.

ЭЗОП (YIв. до н.э.) - древнегреческий баснописец, которого считали создателем басни. Легенды рисуют Эзопа народным мудрецом в обличии хромого раба, которого отпустили на волю за его талант. Умел в своих баснях сочетать понятный простому люду краткий развлекательный сюжет с побуждающей к размышлению моралью. Ему приписывались сюжеты почти всех басен, известных в античной культуре. Эти сюжеты легли в основу и многих басен Лафонтена, Крылова и др. баснописцев в европейской и русской культуре: «Лиса и виноград» и др.

Эпикур (341-270) – греческий философ, давший начало и имя целому философскому направлению и мировоззрению – эпикуреизму. Имел много друзей, учеников и почитателей, которых влекла не только его проповедь наслаждения и удовольствия (перед входом в его сад висела надпись «Гость, тебе будет здесь хорошо, здесь удовольствие – высшее благо»), но и личными качествами – умеренностью, самообладанием, мужеством, дружелюбием, почтительным отношением к родителям, гуманным отношениям к рабам.

Эпикуреизм – в узком смысле философская система Эпикура, в широком - мировоззрение, этические представления и образ жизни, основанный на принципах его философии, понимаемой по-разному. Уже в древности эпикуреизм часто ошибочно понимался как эквивалент гедонизма, провозглашавший физические наслаждения высшим благом. В обычной плане эпикуреизм означает особый стиль жизни, связанный в радостями, удовольствиями, комфортом, высоким уровнем обеспеченности, изысканности (эпикурейство). В современной этике идеи эпикуреизма используются для обозначения гедонизма, эгоизма, утилитаризма.

ЭСХИЛ (около 525-456 гг. до н.э.) - древнегреческий поэт-драматург, «отец трагедии». Превратил трагедию (первоначально «песнь козлов») из обрядового действия, посвященного богу Дионису, в жанр театрального искусства. Впервые ввел второго актера и тем создал предпосылку для диалога. Форма трагедии у Эсхила сохраняет архаическую монументальность. Характеристика действующих лиц отличается строгой цельностью, исключающей противоречия, духовные искания. Все герои выступают орудием в руках богов. Автор трагедий: трилогия «Ористея», «Прикованный Прометей» и др.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.