Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Межкультурная коммуникация






 

АККУЛЬТУРАЦИЯ – процессы взаимодействия культур, в результате чего культура одного народа (или одного человека) частично воспринимает культуру другого народа.

Амбивалентность (от лат. ambo – оба и valentia – сила) – 1) двойственность переживания, когда один и то же объект вызывает у человека одновременно противоположные чувства, например любви и нелюбви, удовлетворения и неудовлетворения; одно из чувств иногда подвергается вытеснению другим; 2) одинаково выраженная направленность в противоположные, взаимоисключающие стороны

АМЕРИКАНОЦЕНТРИЗМ, АМЕРИКОЦЕНТРИЗМ – одна из разновидностей европоцентризма, рассматривающая США как форпост человечества и место создания абсолютно новой культуры. Исторически американское национальное сознание включало в себя глубокую веру в исключительность происхождения и судьбы страны: американцы – новый народ, сформировавшийся из тех, кто искал и обрел свободу в Новом Свете, обладающий своего рода миссионерским предназначением.

Глобализация культуры - ускоренная интеграция наций в мировую систему в связи с развитием современных транспортных средств и экономических связей, формированием транснациональных корпораций и мирового рынка благодаря воздействию на людей средств массовой информации. Термин «глобализация» появился в конце 80-х годов в связи с проблемой сближения наций и расширением культурных контактов народов. Глобализация культуры имеет позитивные и негативные стороны. Расширение культурных контактов в современном мире, общение и познание способствуют сближению народов. Однако, чрезмерно активное заимствование опасно потерей культурной самобытности, возникает угроза ассимиляции – поглощения малой культуры более крупной, растворение культурных особенностей национального меньшинства в культуре большей нации. При этом, открытость границ для культурного влияния и расширяющееся культурное общение могут привести, с одной стороны, к обмену положительным опытом, обогащению собственной культуры, с другой стороны, к её культурному истощению за счёт унификации и стандартизации, распространению одинаковых культурных образцов по всему миру.

ДИАЛОГ КУЛЬТУР – процесс взаимодействия культурных систем, в результате которого каждая культура осознает свою самобытность на основе выявления многообразных различий в культурных традициях и ценностных ориентациях.

Дискриминация (лат. discriminatio - различение) – это негативная оценка действий людей, заведомо ложное суждение, исключительно на основании их принадлежности к иной группе, иной культуре.

Диффузионизм (лат. diffusio – разлитие, растекание, просачивание) – направление в этнографии, социологии, социальной антропологии, археологии, культурологии, объясняющее развитие культуры отдельных народов не их самостоятельной эволюцией, а главным образом или даже исключительно заимствованиями культурных достижений других народов (при миграциях и т.п.). Диффузионизм подразумевает не конкуренцию и вытеснение культур, а их сотрудничество и общение, способность учиться друг у друга. По мнению представителей диффузионизма наиболее удачные культурные изобретения, первоначально возникшие в какой-то географической точке (или точках), затем распространяются по всему миру методом стихийного растекания. Диффузионизм определяет каналы культурной коммуникации – это торговля, завоевания, колонизация, миграция добровольное подражание).

ЕВРАЗИЙСТВО – историко-культурная концепция, утверждающая исключительность русского этноса и его культуры, которая определяется синтетическим характером русского этноса. Россия поэтому представляет собой особый тип цивилизации (евразийский), отличающийся и от Запада, и от Востока. Причем, особое влияние на русское самосознание оказала не Европа, а Восток: тюркско-татарский компонент, связанный с татаро-монгольским завоеванием Руси.

ЕВРИПИД (ок. 480-406 гг. до н.э.) - древнегреческий поэт-драматург, младший из трех великих афинских трагиков (Эсхил, Софокл, Еврипид). Творчество Еврипида сложилось уже в период кризиса античной демократии и отличается критическим отношением к мифологии, традиционным взглядам на человека как орудия в руках богов. Его героям присущ психологизм. Усиливается интерес к бытовым деталям и частным судьбам людей. Автор трагедии «Медея» и др.

ЕВРОПОЦЕНТРИЗМ – концепция, согласно которой Европа - центр и эталон культурного развития человечества.

ЗАПАДНИЧЕСТВО – историко-культурная концепция, отстаивающая идею органической включенности России в европейскую цивилизацию: Россия – составная часть Европы.

Интеграция (лат. integer – целый) - 1) объединение в целое каких-либо частей, элементов; 2) процесс углубления культурного взаимодействия и взаимовлияния между государствами, этнокультурными группами и историко-культурными образованиями.

Интеграция культурная см. культурная интеграция.

Интровертная культура – культура замкнутая, самоуглублённая, обращенная на свой внутренний мир.

Коллективизм (от лат. collectivus - собирательный) – принцип общественной жизни и деятельности людей, проявляющийся в сознательном подчинении личных интересов общественным. Присущ культурам стран Востока, где индивид всегда чувствует свою сопричастность какой-то общности (семье, фирме), где не принято выделяться, где коллективные интересы всегда превалируют над личными, где, как например в Китае, каждый знает за кого он отвечает.

Коммуникации («связь», «общение») - 1) в широком смысле всё, что связывает человека с окружающей средой, что приносит ему информацию об объективной реальности; 2) в узком смысле – это процесс передачи, распространения или сообщения какого-либо опыта, обмен или циркуляция идей между людьми; 3) в психологии – процесс обмена эмоциями и мыслями; 4) в семантике – процесс обмена значениями. Коммуникацию делят на вербальную (речевая) и невербальную (неречевые знаковые системы, например жесты и т.д.).

КОНВЕРГЕНЦИЯ КУЛЬТУР (от лат. приближаться, сходиться) – процесс сближения культур.

Консервативный - противящийся нововведениям, отстаивающий старое; в политике – приверженный стабильности, традиционным ценностям.

Консерватизм (от лат. conservativus – охранительный) – 1) приверженность всему старому, отжившему; 2) приверженность традициям в их неизменности, как залога стабильности.

Консерватизм культурный см. культурный консерватизм.

Конфронтация (от лат. против + фронт) – противоборство, противостояние.

Конфронтация культурная см. культурная конфронтация.

Космополитизм (от греч. kosmopolites – космополит, гражданин мира) – Идеология мирового гражданства. 1) В философии стоицизма все люди являются гражданами единого мирового государства – космополиса; 2) в эпохи Возрождения и Просвещения идеал мирового гражданства был направлен против феодальной раздробленности (Данте, Кампанелла), выражал идеи освобождения индивида от феодальных оков (Лессинг, Гёте, Шиллер, Кант, Фихте); 3) в современных условиях это понятие имеет значение – от взаимодействия и сближения народов и государств, до нигилистического отношения к национальным культурам и традициям.

КУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ – приспособление человеческих сообществ и отдельных индивидов к меняющимся природным и социальным условиям жизни посредством изменения стереотипов сознания и поведения, форм социальной организации, норм и способов жизнеобеспечения и т.п. Это одна из основных функций культуры в жизни человека и общества. Это и важнейший фактор культурогенеза.

КУЛЬТУРНАЯ ассимиляция – полное или частичное поглощение культуры одного народа культурой другого народа, «иноземной культурой».

КУЛЬТУРНАЯ ДИФФУЗИЯ – взаимное проникновение культурных черт и комплексов из одного общества в другое при их соприкосновении.

Культурная идентификация – (идентификация – отождествление, установление совпадения чего-либо с чем-либо) процесс осознанного принятия человеком соответствующих культурных норм и образцов поведения, ценностных ориентаций и языка. Это самоотождествление себя с культурными образцами именного этого общества, механизм психологической защиты, заключающийся в отождествлении человеком себя с другими представителями одной с ним этнокультурной группы. Это ощущение себя неотъёмлемой частью коллектива и существом, социально востребованным и одобряемым, а также осознанное отношение как к ценности к истории и культуре своего народа, к его нравственным идеалам и интересам, традициям и т.д.

культурная Интеграция – процесс углубления культурного взаимодействия и взаимовлияния, когда различные культуры впитывают достижения друг друга и в этом процессе сближаются и соединяются, образуя при этом новую синтетическую культуру.

культурная Конфронтация – это когда другая культура считается враждебной, всё, что от неё исходит и её принадлежит, полностью отвергается.

культурный Консерватизм – это приверженность сформировавшимся духовным ценностям, нормам и правилам поведения, неприятие всего нового в культуре.

КУЛЬТУРНЫЙ КОНФЛИКТ – критическая стадия противоречий в ценностных ориентациях, позициях, суждениях между отдельными личностями, их группами, личностью и группой, личностью и обществом и т.д. Культурный конфликт специфичен именно своей идеологической обусловленностью, несовместимостью оценочных позиций, мировоззренческих и религиозных установок, традиционных норм и правил.

КУЛЬТУРНЫЙ ПЛЮРАЛИЗМ – наличие в обществе социальных групп, каждая из которых имеет свою «малую» культуру. Равенство культур, вне зависимости от их масштабности и социального потенциала, и их право на выживание в любых условиях составляют одно из важнейших нормативных требований современной цивилизации.

Культурный шок – состояние физического и эмоционального дискомфорта (ощущение растерянности, опасности тревоги), возникающего в процессе столкновения индивида, с иной культурной реальностью, реакция личности на конфликт между привычными для него ценностями, нормами, языком и аналогичными явлениями, характерными для новой среды, в которой он оказался.Это неумение расшифровать культурную информацию иного окружения, психическая несовместимость с носителями иной культуры и неспособность понять и принять их ценности. При этом личность не просто приобретает знания о новой культуре и нормах поведения в ней, но и становится развитой культурно, хотя и испытывает стресс.

МАРГИНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА – пограничная культура, которая возникает на грани культурно-исторических эпох, этнических культур или субкультур социальных групп.

Маргинальность (от лат. – находящийся на краю, от фр. – побочный, на полях) – ситуация, когда индивид чувствует себя находящимся между двумя культурами или социальными группами. В маргинальном, промежуточном состоянии человек ощущает глубокий дискомфорт и неудовлетворённость: от одного берега отплыл, а к другому не пристал. Маргинальность в том, что ни с одной из культурой – старой или новой – равно как и ни с одной социальной группой (стратой), из которой индивид вышел и в которую ещё только входит, он полностью идентифицировать (отождествить) не может.

МЕНТАЛИТЕТ (от лат. – ум, мышление, образ мыслей, душевный склад) – образ мышления, общая духовная настроенность, мировосприятие, мироощущение, а также совокупность психологических и поведенческих установок этноса, социальной группы, индивида. Менталитет формируется на глубоком психологическом уровне индивидуального и коллективного сознания, менталитет обусловлен национальными и социокультурными особенностями, т.е. формируется исторически в недрах культуры народов и меняется очень медленно. В структуру индивидуальной психики человека менталитет «входит» в процессе инкультурации (в процессе приобщения индивида к данной культуре).

Ментальность - это комплекс особенностей психологического строя и мировосприятия членов этносистем, который выделяет их из всех прочих этнических целостностей и является одной из адаптивных форм поведения, усвоенных до автоматизма безотчётного восприятия.

Метакультура - (как синоним цивилизации) культура, имеющая надэтнический характер в включает в себя разные, но сходные по некоторым общим параметрам культуры. В основе сходства культур, входящих в единую метакультуру, могут лежать языковая общность (испанская метакультура), общность природных условий (метакультура горных народов), религии (буддийская, христианская, исламская метакультуры).

Мультикультурализм – политика, направленная на развитие и сохранение в отдельно взятой стране и в мире в целом культурных различий, и обосновывающая такую политику теория и идеология. Мультикультурализм признаёт права за коллективными субъектами: этническими и культурными группами. Такие права могут выражаться в предоставлении возможности этническим и культурным общинам управлять обучением своих членов, выражать политическую оценку и т.д. Мультикультурализм противопоставляется концепции «плавильного котла» - где предполагается слияние всех культур в единую. Мультикультурализм – это параллельное существование культур. Идея выдвигает главным образом в высокоразвитых странах.

Прагматизм (греч. дело, действие) – 1) направление в современной, преимущественно американской философии, которое отрицает объективность истины и признаёт истинным только то, что даёт практические, полезные результаты; 2) следование узкопрактическим интересам соображениям пользы, выгоды во всяком деле, в повседневном поведении.

Предрассудки этнические см. этнические предрассудки.

Предубеждение (от лат. суждение, основанное на прошлом) – это враждебное или негативное отношение к группе людей, основанное исключительно на принадлежности к иной группе. В русском языке – предвзятое, не подтверждённое фактами отношение к человеку (осторожное, подозрительное, недоверие и т.д.). Источником предубеждения, как правило, становятся стереотипы.

Русофилия – термин, отражающий любовь и особо доброжелательное отношение к русским.

Русофобия – термин, отражающий враждебное отношение к представителям русской нации.

Стереотипный (от греч. твёрдый отпечаток) – повторяющийся без изменений; воспроизводящий общеизвестное; шаблонный, трафаретный.

Стереотипы этнокультурные см. этнокультурные стереотипы.

ТОЛЕРАНТНОСТЬ – терпимость к чужому мнению и убеждениям, бесконфликтное отношение к новому, неизвестному, чужому, иному. Оптимальная стратегия существования в сложном, культурно разнообразном, динамичном, индустриальном, глобальном мире.

Трансформация культуры (лат. transformare - превращать, преобразовывать) - глобальная, охватывающая различные стороны национальной культуры реакция на сильное внешнее воздействие, вступающее в конфликт с ранее сложившейся ментальностью. Культура вынуждена что-то утратить, что-то изменить в себе, чтобы обрести новую целостность в условиях вторжении в неё чуждых ей существенных новшеств.

Унификация - приведение чего-либо к единой системе, форме, к единообразию.

Утилитаризм (лат. польза, выгода) – 1) направление в этике, признающее пользу и выгоду критерием нравственности и критерием человеческих поступков; 2) поход, отношение к чему-нибудь, в основе которого лежит стремление из всего извлекать выгоду, пользу.

Утилитарный - имеющий практическое применение; прикладной.

Экстравертная культура – это культура, обращённая на интерес к внешнему миру, на деятельность в нём, на постижение этого мира и изменение его в соответствии с потребностями человека.

Эрозия культуры - культура утрачивает национальную специфику, теряет лицо и разрушается. Выходит из употребления национальный язык, перестают соблюдаться обычаи, чахнут традиционные формы хозяйства. В итоге это может привести к смерти культуры, превращению её в архивную.

этническая Идентичность - осознание свое принадлежности к определённой этнической общности, готовность к сходному с представителями своей этнической группы, образу мыслей и действий.

Этнические предрассудки - содержит бездумное негативное отношение ко всем членам другой этнической группы или большей её части.

ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ – психологическое представление человека о своем Я, характеризующееся субъективным чувством отождествления себя с определенным народом, его культурными традициями.

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ – обобщенное представление о типичных чертах, характеризующих какой-либо народ. Разделяют автостереотипы (что люди думают о своем народе) и гетеростереотипы (что люди думают о другом народе).

Этногенез (от греч. народ + происхождение, возникновение) – процесс образования и становления народа.

Этнос – (от греч. народ) - это, прежде всего, сообщество культурно-языковое. При зарождении этноса решающим фактором является общность территории и языка социальной коммуникации, а также нередко политическое единство и общность приёмов хозяйственной практики населения, на основе которых в ходе обретения и межпоколенной трансляции опыта совместного проживания, взаимодействия людей формируется и единообразие черт комплекса совместной культуры. Например, Л.Н.Гумилёв представлял этнос, как народ, обладающий самобытной культурой и созидающий цивилизации, этнос - это целостность, одинаково настроенная эмоционально, психически, поведенчески.

Этноцентризм – 1) склонность человека оценивать все жизненные явления сквозь призму своей этнической группы, которая принимается за образец, эталон. 2) система взглядов, утверждающая преимущество и уникальную ценность только одного образа жизни (типа культуры). Другие системы ценностей объявляются низшими и несовершенными по сравнению с отстаиваемым эталоном (например, греки и римляне называли «варварами» окружающие их народы, обычаи и традиции которых сильно отличались от их собственных). Обычно речь идёт об абсолютизации европейского типы культуры и европоцентризме как форме проявления этноцентризма. Сегодня этноцентризм служит признаком бескультурья, низкой образованности и выступает источником национальных конфликтов.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.