Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! Принципы построения совместимых систем телевидения
Во всём мире выпущено большое количество чёрно-белых ТВ- приёмников, исчисляемое миллионами. Эти телевизоры и до сих пор ещё находятся в эксплуатации. Поэтому при появлении и развитии цветного телевидения возник вопрос о совместимости двух систем ТВ-вещания: чёрно-белой и цветной. Необходимо было искать такие принципы построения системы цветного телевидения, которые укладывались бы в рамки принятых стандартов чёрно-белого телевидения. Важнейшим показателем любого ТВ-стандарта является полоса частот, занимаемая ТВ-каналом. Если по этому показателю полоса частот цветного ТВ-сигнала не будет соответствовать действующему стандарту чёрно-белого телевидения, то на чёрно-белом телевизоре нельзя будет смотреть передачи цветного телевидения (даже без цвета). Иными словами, возник вопрос совместимости двух систем телевидения, т.е. вопрос сосуществования цветного и чёрно-белого телевидения и возможность постепенного перехода от чёрно-белого телевидения к цветному. Под совместимостью систем чёрно-белого и цветного телевидения понимается свойство системы цветного телевидения обеспечивать: 1. Приём сигналов цветного телевидения и воспроизведение изображения на экране чёрно-белого телевизора; 2. Приём сигналов чёрно-белого телевидения и воспроизведение изображения на экране цветного телевизора; 3. Передачу ТВ- сигналов цветного и чёрно-белого телевидения по одному и тому же каналу связи. Сигнал яркости Чёрно-белый телевизор не может принимать изображение (конечно, в чёрно-белом виде), создаваемое одновременной системой ещё и потому, что в видеосигнале этой системы нет составляющей, соответствующей чёрно-белому изображению. Можно, соответствующим образом настраивая телевизор, получить в чёрно-белом виде одно из цветных изображений: R, G или B. Однако ни одно из этих изображений не может заменить чёрно-белое. Отсюда следует, что в структуре полного цветового ТВ-сигнала, кроме сигналов цвета (R, G, B), должен содержаться сигнал чёрно-белого телевидения. Этот сигнал называют обычно сигналом яркости, т.к. отдельные участки чёрно-белого изображения отличаются только яркостью. Сигнал яркости может быть получен сложением всех трёх сигналов основных цветов. Однако вследствие неодинаковой чувствительности глаза к различным цветам эти три напряжения, входящие в состав сигнала яркости, должны быть равны между собой. Кроме того, при выборе пропорции, согласно которой необходимо складывать цветовые сигналы для получения сигнала яркости, следует учесть координаты основных цветов. Проведенные исследования и расчёты показали, что относительное содержание сигналов R, G и B в яркостном сигнале соответствует уравнению ЕY = 0, 30ЕR + 0, 59ЕG + 0, 11ЕB …………………. (2.4). Иными словами, яркостный сигнал ЕY чёрно-белых частей изображения содержит 30% «красного», 59% «зелёного» и 11% «синего» сигналов. Такой сигнал на передающей стороне (на телецентре) формируется линейной электрической схемой, называемой матрицей. Получение сигнала яркости ЕY поясняется на рис.2.4. Рис.2.4. Схема получения сигнала яркости ЕY.
Неокрашенный объект (например, газетный лист) используется для первоначальной регулировки усиления передающей ТВ-камеры, содержащей три трубки R, G, B. Такая регулировка необходима для подбора составляющих ЕR, ЕG и ЕB в необходимой пропорции, образующих бесцветный сигнал ЕY. Световой поток F, исходящий от объекта передачи, расщепляется дихроичными зеркалами на три потока основных цветов FR, FG и FB, которые соответствующим образом попадают на фотомишени трёх передающих трубок, создавая на этих мишенях оптическое изображение, соответствующее одному из основных цветов. В усилителях производится регулировка всех сигналов на одинаковый уровень (например, ЕR = ЕG = ЕB = 1 В). Эти три электрических сигнала называются сигналами основных цветов. Далее эти три сигнала подаются на матрицу М1, где в соответствии с уравнением (2.4) формируется сигнал яркости ЕY. Принцип действия матрицы поясняется на рис.2.5. Рис. 2.5. Схема матрицы, формирующей сигнал яркости. Для правильной, точной работы матрицы необходимо выполнение условия: RR > > RВЫХ.; RG > > RВЫХ.; RB > > RВЫХ. В этом случае взаимное влияние сигналов ЕR, ЕG и ЕB на работу матрицы практически исключается. Таким образом, в составе полного ТВ-сигнала появилась четвёртая составляющая – спектр яркостного сигнала ЕY (рис.2.6).
Рис.2.6. Полный спектр сигнала, получаемый в системе на рис.2.4.
Это ещё более расширяет полосу частот (рис.2.6а). Для чёрно-белого телевидения принцип совместимости здесь, казалось бы, соблюдается. Действительно, настроив с помощью гетеродина чёрно-белый телевизор на участок спектра ЕY (рис.2.6б), мы получим нормальное изображение в необходимой полосе частот. Однако при этом несовместимость ещё более усугубляется, т.к. полная полоса частот становится равной FПОЛН.= 27 МГц. При этом обращает на себя внимание следующее противоречие. Как говорилось ранее, цвет является трёхмерной величиной, определяемой тремя основными цветами (R, G и B) или тремя другими составляющими – яркостью, цветовым тоном и насыщенностью. В системе же на рис.2.4 информация о цветном изображении передаётся четырьмя данными. При дальнейшем развитии цветного телевидения это несоответствие, эта избыточная информация была устранена исключением из полного спектра частот одного из сигналов цветности (ЕG). Исследования показали, что именно этот сигнал имеет наибольшую полосу частот. Поэтому исключение из передачи сигнала ЕG даёт наибольшую экономию в ширине полного спектра. Спектр частот мелких окрашенных деталей Особенностью человеческого зрения является неразличимость или плохая различимость цветов мелких деталей изображения. Пусть, например, на листе ватмана нанесено множество узких одноцветных полосок на чёрном фоне. При наблюдении листа вблизи можно отчётливо видеть цвет этих полосок. Однако по мере удаления, когда ширина полосок в угловом измерении становится всё меньше, видимая цветовая насыщенность уменьшается. При достаточном удалении ватмана зритель не может определить цвет полосок и видимая насыщенность падает до нуля, полоски кажутся бесцветными на чёрном фоне. Многократные опыты показали: при уменьшении размеров цветных полос или соответствующего увеличения их числа на единицу длины изображения наиболее быстро исчезает ощущение окраски синих полос. Для красных полос исчезновение их окраски наступает, когда их число на единицу длины будет больше в 2, 5 – 3 раза по сравнению с синими. Цвет зелёных полосок, соответствующий наибольшей видности, будет сохраняться практически до предела разрешающей способности нормального человеческого зрения. Применительно к цветному телевидению описанные опыты позволили получить полезные количественные соотношения и сделать следующие выводы: 1. Очень мелкие детали изображения воспроизводятся с помощью частот, лежащих в пределах от 3 до 6 МГц; мелкие детали воспроизводятся с помощью частот от 1 до 3 МГц; средние детали – от 0, 5 до 1 МГц; 2. Ощущение цвета мелких синих деталей исчезает при частотах спектра fBmax = 0, 5 – 0, 6 МГц; 3. Частота, при которой видимая насыщенность мелких красных деталей (т.е. ощущение красного цвета) снижается до нуля, fRmax =1, 3 – 1, 5МГц; 4. Мелкие детали зелёного цвета будут достаточно насыщенными до fGmax ≈ 6 МГц. Это позволяет сделать заключение о том, что в цветном телевидении нет необходимости передавать в полной полосе все три цветовые сигнала. Передача в цветном виде точек, штрихов и полосок в изображении, для которых требуются высокочастотные составляющие ТВ-спектра (для мелких синих деталей – более 0, 6 МГц, а для красных мелких деталей – более 1, 5 МГц), является избыточной, т.к. зрение человека не в состоянии в обычных условиях различать цвет таких деталей. Это обстоятельство позволяет при передаче сигналов цветного телевидения значительно сократить объём передаваемой информации, т.е. сократить полосу частот ТВ-сигнала, передаваемого по каналу связи. Выигрыш в полосе частот от ограничения передаваемой информации иллюстрируется на рис.2.7. Рис. 2.7. Спектр частот полного сигнала с учётом возможности сужения спектральных составляющих сигналов ЕR и ЕB.
Из рис.2.7 видно, что полная ширина спектра FПОЛН. = 6 + 1 + 1, 5 + 1 + 0, 5 = 10 МГц, т.е. в два-три раза меньше чем в случаях, представленных на рис.2.3 и 2.6. Воспроизведение мелких деталей в ТВ-изображении необходимо в любой вещательной системе для получения чёткости изображения. Казалось бы, резкое сокращение спектра ТВ-сигнала на красных и синих участках приведёт к резкому снижению чёткости. Однако это не так, потому что сигнал яркости ЕY передаётся в полной полосе частот, т.е. содержит информацию обо всех мелких деталях, которая и воспроизводится как на экранах чёрно-белых телевизоров, так и на цветных экранах в чёрно-белом виде. Для подтверждения сказанного можно вспомнить, как выглядят рисунки (не фотографии) в журналах и книгах. Обычно на этих рисунках крупные, средние и не очень мелкие детали художник добросовестно раскрашивает. А вот тонкие штрихи (так называемый «абрис» - контур предмета), точки, узкие полоски и т.п. изображаются обычно в чёрно-белом виде. При этом рисунок остаётся цветным и вполне чётким. Таким образом, мы видим, что передавать по каналу связи цветное изображение с помощью сигналов основных цветов практически невозможно, т.к. полная полоса частот оказывается в несколько раз шире стандартной, принятой в чёрно-белом телевидении. Следовательно, нужно было сокращать полосу частот, необходимую для передачи цветного изображения. При этом сигнал яркости должен передаваться в стандартной полосе частот 6 МГц. Как уже было сказано, для радикального сокращения полосы частот полного ТВ-сигнала из его спектра был исключён сигнал ЕG как наиболее широкополосный. Кроме того, исследования показали, что в цветном телевидении нет смысла передавать мелкие детали красного и синего цвета в полной полосе частот этих сигналов. В результате полоса частот цветного ТВ-сигнала сократилась до FПОЛН. = 10 МГц. Однако и такая полоса частот оказалась чрезмерно большой, не укладывающейся в стандартный канал чёрно-белого телевидения и поэтому не отвечающей условию совместимости. Дальнейшая возможность сокращения этой полосы основывается на специфической особенности ТВ-спектра – его линейчатости. Линейчатость спектра телевизионного сигнала Характерной особенностью ТВ-спектра в отличие, например, от спектра звукового сигнала является его линейчатость. Это значит, что в границах частот от fН = 50 Гц до fВ = 6 МГц присутствуют не все частоты, а только составляющие, кратные кадровым и строчным частотам. Это дало возможность весьма существенно уплотнить в частотном отношении спектр частот цветного ТВ-сигнала и таким образом решить проблему полной совместимости цветного и чёрно-белого телевидения. Известно, что любой периодический сигнал можно представить в виде суммы гармонических составляющих, с частотами, кратными частоте повторения сигнала: ∞ U(t) = U0 / 2 + Σ Un ∙ Sin(ω nt + φ n) ………………….. (2.5), n = 0 где U0 / 2 – постоянная составляющая сигнала, соответствующая средней яркости изображения; Un – амплитуда n-ной гармонической составляющей спектра; ω n = 2π fn = 2π f1n – круговая частота n-ной гармоники; f1 – частота первой гармоники ряда Фурье; φ n – начальная фаза n-ной гармоники. Гармонические составляющие называются спектральными составляющими, а само представление сигнала в виде выражения (2.5) на частотной оси называется спектральным разложением (спектром) сигнала U(t). Условный спектр сигнала чёрно-белого изображения показан на рис. 2.8.
Рис. 2.8. Спектр сигнала чёрно-белого изображения: а) – общий вид спектра; б) – фрагмент А в увеличенном масштабе; в) – фрагмент В в увеличенном масштабе при движущемся объекте; UОГ. – огибающая спектра.
Особенности спектра сигнала чёрно-белого изображения: 1. Амплитуда спектральных составляющих сигнала убывает с ростом частоты; 2. Спектр сигнала изображения имеет дискретную структуру. Он содержит гармоники kFС (где k = 1, 2, 3 ….; FС – частота повторения строк). Вокруг каждой гармоники kFС справа и слева группируются составляющие с частотами, отстоящими от неё на величину ± mFП (где m = 1, 2, 3 ….; FП – частота повторения полей). Таким образом, спектр сигнала изображения состоит как бы из «сгустков» энергии на частотах, кратных частоте строк. Такая структура обусловлена периодичностью сигнала изображения с частотой строк и полей. 3. Спектр сигнала изображения имеет составляющую с нулевой частотой (постоянную составляющую), пропорциональную средней яркости изображения. 4. Для воспроизведения формы сигнала изображения достаточно передать составляющие спектра сигнала от нулевой частоты до fmax = ∆ F = 6МГц. В общем виде спектральная картина для произвольного неподвижного изображения представлена на рис.2.8а. Здесь обращает на себя внимание то обстоятельство, что на гармониках строчной частоты FС, 2FС, 3FС …. имеет место увеличение амплитуд составляющих, а между этими составляющими энергия спектра довольно резко падает (рис.2.8б). Спектральная картина для произвольно движущегося изображения в принципе останется подобной спектру, изображённому на рис. 2.8. Но в этом случае существует различие, заключающееся в том, что около каждой спектральной линии – гармоники кадра – появляются боковые полосы частоты (верхняя и нижняя), не являющиеся гармониками строк и кадров. При передаче движущегося объекта содержание каждого последующего изображения от кадра к кадру мало отличается от предыдущего, т.к. скорость смены кадров значительно больше скорости перемещения объекта по экрану. Однако перемещение объекта от кадра к кадру изменяет во времени амплитуды и фазы спектральных составляющих. Это приводит к тому, что вокруг каждой спектральной линии появляются составляющие, настолько близко расположенные друг к другу, что спектральная линия вместе с этими составляющими образует непрерывный (сплошной) спектр, форма которого похожа на лепесток (рис.2.8в). Ширина таких «лепестков» будет тем больше, чем больше скорость движения деталей передаваемого изображения. Появление боковых полос сплошного спектра можно объяснить также и тем, что каждый кадр является совокупностью случайных сигналов изображения, передаваемых в строках. Спектр случайного сигнала, как известно, является сплошным. Исследования и расчёты показали, что ширина лепестков сплошного спектра для движущегося изображения не превышает (4 ÷ 6) Гц. Следовательно, между каждыми двумя смежными гармониками даже в случае быстрого движения объекта остаётся промежуток, равный 50 – 6 = 44 Гц. Отсюда возникает идея заполнения этих промежутков спектральными составляющими дополнительных сигналов. Во всех современных совместимых системах вещательного телевидения используется метод взаимного уплотнения сигналов цветности и яркости за счёт линейчатости спектра. Цветоразностные сигналы Как было сказано, одним из свойств сигналов основных цветов является их униполярность. Смысл этого свойства заключается в том, что электрические сигналы, получаемые при преобразовании сигналов изображения в передающих трубках, не могут иметь отрицательной полярности, т.к. яркость как физическая величина не может быть отрицательной: она либо положительна, либо равна нулю. Именно это свойство сигналов основных цветов не позволяет решить проблему совместимости чёрно-белого и цветного изображения, т.к. они имеют ту же природу, что и сигналы яркости. Иными словами, различить электрические сигналы яркости и сигналы основных цветов практически невозможно: и те, и другие являются сигналами, спектр которых расположен в одном частотном диапазоне. Единственным способом их разделения является частотный способ разделения спектров этих сигналов. Решение этой проблемы привело к замене сигналов основных цветов (ЕR, ЕG, ЕB) искусственно создаваемыми цветоразностными сигналами. Во всех стандартных системах цветного телевидения вместо сигналов основных цветов ЕR и ЕB используются ЦРС. Эти сигналы обозначаются символами R – Y, B – Y или ER–Y, EB–Y и получаются путём электрического вычитания из сигналов основных цветов сигнала яркости: ЕR – Y = ЕR – ЕY; ЕG – Y = ЕG – ЕY; ЕB – Y = ЕB – ЕY …….. (2.6). Вычитание из сигналов основных цветов сигнала яркости формально означает, что ЦРС содержат информацию только о цветовом тоне, но не о яркости Свойства цветоразностных сигналов: 1. Цветоразностные сигналы могут быть выражены через сигналы основных цветов. Учитывая выражения (2.4) и (2.6), имеем ЕR – Y = 0, 7ЕR – 0, 59ЕG – 0, 11ЕB ЕB – Y = – 0, 3ЕR – 0, 59ЕG + 0, 89ЕB …………} (2.7); ЕG – Y = – 0, 3ЕR + 0, 41ЕG – 0, 11ЕB 2. При передаче чёрно-белого изображения все ЦРС равны нулю; Действительно, в этом случае ЕR = ЕG = ЕB = 0. Тогда, как следует из (2.7): ЕR – Y = ЕG – Y = ЕB – Y = 0 3. Любой ЦРС может быть получен из двух других. Например, выразим ЕG – Y через ER – Y и EB – Y. Для этого представим ЕY в виде ЕY = 0, 3ЕY + 0, 59ЕY + 0, 11ЕY В то же время из равенства (2.4) следует, что ЕY = 0, 3ЕR – Y + 0, 59ЕG – Y + 0, 11ЕB – Y. Приравняв правые части последних двух выражений друг другу и произведя простые вычисления, получим: ЕG –Y = – 0, 51ЕR – Y – 0, 19ЕB – Y. Аналогичным образом можно выразить и любой ЦРС через два других. 4. При передаче информации о цвете можно в принципе выбирать любую пару ЦРС. На практике выбирают пару ЕR – Y и ЕB – Y. Это объясняется тем, что для большинства сюжетов уровень сигналов ЕR – Y и ЕB – Y оказывается большим, чем уровень сигнала ЕG – Y. Поэтому при использовании сигналов ЕR – Y и ЕB – Y обеспечивается большая помехоустойчивость ТВ-приёмника. 5. При изменении яркости изображения в А раз сигналы ЕY, ЕR – Y, ЕB – Y также изменяются в А раз. Это следует из выражений (2.4) и 2.6. 6. Отношение ЦРС ЕR – Y: ЕB – Yне изменяется при изменении яркости изображения. Это соотношение определяет цветовой тон. 7. Сигналы ЕR – Yи ЕB – Yмогут принимать как положительные, так и отрицательные значения. Последнее свойство позволяет решить проблему совместимости чёрно-белого и цветного телевидения. Эта проблема решается переносом цветоразностных сигналов в высокочастотную область спектра яркостного сигнала с помощью частотной модуляции. Частотной модуляции подвергаются две так называемые «поднесущие частоты», одна из которых модулируется сигналом ЕR – Y, а другая – сигналом ЕB – Y. В качестве поднесущих частот в системе SECAM выбраны f0R = 4, 406 МГц для «красной» строки и f0B = 4, 25 МГц для «синей» строки. При ЕR – Y = 0 и EB – Y = 0 поднесущие частоты сохраняют свои номинальные значения. При изменении ЦРС в сторону положительных значений поднесущая частота отклоняется от номинального значения в большую сторону, а при изменении ЦРС в сторону отрицательных значений – в меньшую. Отклонение поднесущей частоты в любую сторону называется «девиацией частоты». Из теории частотной модуляции известно, что девиация тем больше, чем больше по модулю амплитуда модулирующего напряжения. Закон изменения модулирующего напряжения определяет закон девиации поднесущей. Следовательно, при частотной модуляции изменяется как величина, так и знак девиации поднесущей. При демодуляции (частотном детектировании) сигналов цветности на приёмной стороне однозначно определяется как амплитуда, так и полярность ЦРС. Достоинства цветоразностных сигналов: · на чёрно-белых и серых местах изображения ЦРС равны нулю, что устраняет на экране кинескопа мелкоструктурную сетку, возникающую от поднесущей частоты. · замена сигналов основных цветов искусственно созданными цветоразностными сигналами позволяет восстановить составляющую ЕG, необходимую для нормальной работы цветного телевизора. · переход к цветоразностным сигналам позволяет объединить сигналы яркости и цветности при формировании полного цветового телевизионного сигнала (композитного сигнала) на передающей стороне ТВ-системы и разделить их с помощью частотных фильтров на приёмной стороне. Именно этот эффект позволяет решить проблему совместимости чёрно-белого и цветного телевидения. При частотной модуляции, кроме поднесущей, появляются две боковые полосы частот, ширина которых определяется полосовыми фильтрами. Поднесущая и обе боковые полосы размещаются в высокочастотной области спектра яркостного сигнала. В этой области спектра специальными мерами обеспечивается минимальное взаимное влияние частотных составляющих яркостного сигнала и сигналов цветности. Одной из таких мер является подавление самой поднесущей при передаче сигналов цветности. На приёмной стороне поднесущая восстанавливается. На рис. 2.9. представлена упрощённая структурная схема формирования на передающей стороне сигнала яркости ЕY и цветоразностных сигналов ЕR – Y и ЕB – Y. Рис. 2.9. Структурная схема формирования сигналов яркости и двух ЦРС. В камере цветного телевидения, содержащей три передающих трубки, формируются три основных цветовых сигнала ЕR, ЕG и ЕB. Эти сигналы поступают на вход матрицы М, на выходе которой формируются три сигнала: ЕY, ЕR – Y и ЕB – Y. Сигнал яркости ЕY занимает полную полосу частот от 50 Гц до 6, 0 МГц. Спектры ЦРС ЕR – Y и ЕB – Y ограничиваются сверху фильтрами ФR – Y и ФB – Y для дальнейшего уплотнения спектра сигнала яркости. В системе SECAM, например, спектр этих двух ЦРС выбирается от 50 Гц до 1, 5 МГц для каждого. Затем производится частотное уплотнение спектра сигнала яркости этими цветоразностными сигналами. Принцип работы матричной схемы, состоящей фактически из трёх матриц, показан на упрощённой схеме на рис.2.10. Рис. 2.10. Упрощённая схема формирующей матрицы. На входы матрицы R, G и B подаются сигналы основных цветов ЕR ЕG и ЕB с ТВ-трубок. Группа резисторов R2, R4 , R5 и R6 образует формирователь сигнала яркости ЕY в соответствии с выражением (2.4). Фазоинвертор ФИ изменяет полярность сигнала ЕY. Формирователь R1, R7, R9 создаёт ЦРС ER – Y, а формирователь R3, R8, R10 – ЦРС ЕB – Y. С выхода фильтров ЦРС подаются на частотные модуляторы, в которых ЦРС модулируют по частоте поднесущие частоты, после чего эти сигналы, называемые сигналами цветности, складываются с сигналом яркости и оказываются размещёнными с ним в одном спектре. Размещение сигналов цветности в спектре сигнала яркости во всех системах цветного телевидения приводит к появлению взаимных искажений. Эти искажения называются перекрёстными. Способы ослабления перекрёстных искажений: 1. Спектры сигналов цветности размещаются почти вплотную к правому (высокочастотному) краю спектра сигнала яркости. Это приводит к тому, что сигналы цветности влияют лишь на искажение верхних частот спектра сигнала яркости, которые участвуют в воспроизведении мелких деталей изображения. 2. Высокочастотные составляющие спектра сигнала яркости в том месте, куда помещаются спектры сигналов цветности, частично ослабляются. 3. В канале цветности приёмного устройства, где обрабатываются сигналы цветности, специальными фильтрами устраняются составляющие спектра сигнала яркости, находящиеся за пределами спектров сигналов цветности. Перечисленные способы ослабления перекрёстных искажений являются общими для всех систем ЦТВ. Однако существует ещё ряд способов ослабления перекрёстных искажений, характерных для той или иной системы цветного телевидения. Контрольные вопросы: 1. Какие характеристики света вам известны? Дайте им объяснения. 2. Как производится исследование световых потоков с помощью колори- метра и для чего это делается? 3. Что такое координаты цвета и их свойства? Каков их физический смысл? 4. Какие способы передачи изображения вы знаете? 5. Почему при передаче цветного изображения в вещательных ТВ- системах не используется последовательный способ? 6. Нарисуйте упрощённую структурную схему системы передачи цвет- ного изображения. 7. Что такое сигналы основных цветов, как они получаются и каковы их свойства? 8. Поясните, почему в системе с одновременной передачей цветов полу- чается недопустимо широкий спектр ТВ-сигнала. К чему это приво- дит? 9. Сформулируйте принципы совместимости чёрно-белого и цветного телевидения. 10. Дайте определение сигнала яркости. Чем отличается сигнал яркости от чёрно-белого сигнала? Начертите схему формирующей матрицы для получения сигнала яркости. 11. Объясните, почему невозможно передавать по каналу связи цветное изображение с помощью сигналов основных цветов. 12. Дайте определение цветоразностного сигнала (ЦРС). Свойства ЦРС. 13. Начертите схему формирующей матрицы для получения ЦРС и поясните принцип её работы. 14. В чём состоят достоинства цветоразностных сигналов?
|