Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проектные подразделения






Ч то же касается собственно проектных отделов, выпускавших рабочие чертежи, в организационном отношении они отличались крайним разнообразием. В крупных институтах представители каждой специальности - архитекторы, конструкторы, технологи, отопленцы и все прочие - имели свои собственные отделы. Если каких-либо специалистов набиралось слишком много, они образовывали несколько однотипных отделов, различавшихся порядковыми номерами.

Однако гораздо чаще под крышей единого отдела жили сразу 2-3 специальности. Строители объединялись с архитекторами и иногда еще с генпланистами; вентиляционщики - с отопленцами, водопровод - всегда с канализацией, электрики - со слаботочниками, а технологи, количество разновидностей которых превосходило число народов Дагестана, кооперировались между собой. Наконец, дамы-сметчицы нередко составляли продуктивную компанию мужичкам из Отдела организации работ.

Если же институт был небольшой или почти чисто технологический, все строительные специальности загонялись в единый комплексный отдел, разбитый на соответствующие сектора. Таким отделам было трудно вести масштабное проектирование, зато удобно клепать мелочевку, потому что они подчинялись единому начальнику и легко улаживали конфликты внутри своего коллектива. Между чисто профильными и чисто комплексными отделами существовало великое множество переходных форм. По количеству сотрудников они также сильно разнились: самые мелкие едва насчитывали десяток инженеров, в самых крупных их число приближалось к сотне.

Поскольку проектные отделы вообще отличались крайним разнообразием, трудно нарисовать универсальную картину для всех. Многое зависело от здания, которое занимал институт. Так, например, в 1960-х годах ЦНИИЭП, где работала моя мать, размещался в монашеских кельях Донского монастыря. Узенькие клетушки, разделенные темными кривыми переходами и бесконечными лестницами, насилу вмещали по 5-6 человек. Это был самый неудобный вариант.

Однако в 1970-х годах большинство проектных институтов уже имело собственные многоэтажные здания. Все верхние этажи (а в институте " Гидропроект", например, их было 25) имели одинаковую планировку: посередине от лифтовых холлов тянулся в обе стороны коридор, куда выходили двери просторных отдельских помещений. Перегородки между отделами были легкими, иногда даже вовсе стеклянными, и при необходимости их можно было передвигать. Поэтому большинство отделов занимали каждый по одному просторному помещению.

Внутри иногда устраивался кабинет для начальника с заместителем, однако чаще им просто выгораживали шкафами закуток недалеко от двери. В крупных отделах они пользовались услугами секретарши и одного инженера-плановика, помогавшего выбивать у директора выгодные работы. Здесь всегда дребезжала старенькая пишущая машинка, вместо чертежей валялись канцелярские бумаги и висела строгая атмосфера директорской приемной, разбавленная гомоном сотрудников по ту сторону выгородки.

Исключительно важную роль в работе проектных отделов играли Главные инженеры проекта (ГИПы). Эти люди занимали в институте обособленное положение и в должностном смысле приравнивались к начальникам отделов, подобно тому как всякий депутат Государственной Думы состоит в ранге министра. ГИПы не имели подчиненных (в лучшем случае одного помощника) и работали в общей неприбранной комнате, где непрестанно звонили телефоны, звучал мат и густые клубы табачного дыма висели под потолком.

Главная их обязанность заключалась в поддержании связей с заказчиками и выбивании из них дополнительных денег и премий. А поскольку всякая стройка обязательно идет вкривь и вкось, заказчики всегда были недовольны, и ГИПы, зажатые между ними и собственным директором, проявляли чудеса эквилибристики, поддерживая трещавшие по всем швам отношения и не доводя их до прямого скандала. Б о льшую часть времени ГИПы проводили в командировках и возвращались оттуда небритые и злые, с очередным ворохом более или менее обоснованных претензий. Тогда начинались поиски виноватых; разговоры шли на повышенных тонах, в чертежи срочно вносились коррективы, и ГИПы, запихав их в замызганный грязью портфель, мчались назад к заказчику.

Все они были людьми деловыми и дельными, трезво смотрели на жизнь и хорошо разбирались в человеческих характерах. Они любили резать правду-матку, называли вещи своими именами и очень уважали тех, кто хорошо знал свое дело. Поэтому толковый и честный работник, как правило, мог рассчитывать на их поддержку. Все ГИПы, конечно, были очень разными людьми, но дураков среди них я не помню.

В гражданском проектировании ГИПами обыкновенно именовались главные конструкторы, разговор о которых пойдет ниже. Денежными и дипломатическими вопросами они почти не занимались.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.