Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Подготовка к строительству объекта






С троительство всякого объекта (крупнее дачной уборной) на территории советской страны обязательно складывалось из трех этапов: подготовительных мероприятий, проектирования и строительства как такового.

Подготовительные мероприятия обременяли главным образом заказчика стройки. Надо было доказать в своем министерстве или главке жизненную необходимость нового объекта для производственных нужд или блага трудящихся.

Министерство не торопясь рассматривало заявку и наконец давало согласие, т.е. включало данный объект в титульный список, состоявший из названий всех объектов, возводимых этим министерством в текущем году, и выделяло под него необходимые деньги. На этом этапе определялись самые общие параметры: назначение нового здания, его расположение, площадь, этажность, ориентировочная сметная стоимость и т.п.

Затем заказчик искал подходящий проектный институт, который ему, впрочем, нередко навязывало министерство. Каждый институт имел свой производственный план, выраженный в рублях и определявшийся количественным и должностным составом его работников. Чтобы выполнить его и избежать неприятностей, директор должен был сформировать портфель заказов на указанную планом сумму. Чем обширнее замышлялось строительство, тем выше была его сметная стоимость, тем больший фиксированный процент отчислялся проектировщикам - и тем относительно более легкой эта работа для них оказывалась (этот парадокс будет разобран впоследствии).

Сверх того, проектирование крупных объектов растягивалось на несколько лет, что существенно облегчало директору поиск заказов в будущем. А пока тянулась эта работа, у заказчика нередко возникали новые строительные задачи, и он естественным образом обращался с ними по прежнему адресу. Мелкие же объекты, напротив, приносили проектировщикам мало денег и много возни. Поэтому директора институтов изощряли свои дипломатические способности в поисках крупных и постоянных клиентов. Тогда коллектив работал с прохладцей, купался в премиях, а директор почивал на лаврах в своем кабинете и всюду был на хорошем счету.

Заключив с заказчиком договор, директор проектного института поручал новый объект одному из своих ГИПов (главных инженеров проекта), который становился его полномочным представителем в отношениях с заказчиком и вел с ним все дела.

С этого момента можно было приступать к выработке ПЗ (проектного задания). ГИП срочно ехал к заказчику в гости и впоследствии проводил там не меньше половины своего рабочего времени. Следом тянулись главные конструктора, главные архитекторы, главные технологи и прочее начальство отдельского уровня. Все они осматривались на месте, выслушивали пожелания заказчика, спорили между собой, и в результате рождалась кипа мелких, но вполне конкретных эскизов здания, на основании которых можно было приступать к настоящему, подробному проектированию. В самых ответственных случаях эти эскизы оформлялись в виде особого, предварительного комплекта чертежей стадии ТП (технический проект).

Вооруженный эскизами ПЗ (или ТП), заказчик начинал бесчисленные согласования с местными органами власти. Исполком рассматривал размещение нового дома на карте города. Специализированные конторы по водоснабжению, канализации, электросетям, подводке газа и т.д. оговаривали, где и как следует подключаться к их хозяйству. Нередко новый объект оказывался в зоне особых интересов Минобороны, КГБ, Минавиации и прочих подобных, если только поблизости существовал военный городок, тюрьма, аэродром, какая-нибудь шахта или проходил стратегический кабель; тогда жизнь заказчика существенно осложнялась.

Много хлопот доставляла расчистка будущей стройплощадки от всего, что ее загромождало. Если здесь стояли жилые хибары, обитателей требовалось загодя переселить на новое место. Почти всегда через площадку тянулись различные действующие коммуникации, которые следовало переложить в обход, а это, в свою очередь, нарушало нормальную работу объектов, к которым эти коммуникации шли. В результате образовывался такой клубок трудностей, что представители заказчика месяцами обивали пороги множества инстанций и в каждой сталкивалась с чисто советской волокитой и нежеланием ничего решать. Тогда директор устремлялся в партийные органы, ехал в Москву, приглашал нужных людей на выходные в местное охотничье хозяйство, парился с ними в сауне, поил водкой и шаг за шагом выбивал требуемые подписи.

Между тем проектный институт договаривался с геологами, которые приезжали на площадку с передвижными буровыми установками и сверлили как можно чаще, а потом сочиняли толстый и очень умный отчет с таблицами и продольными разрезами, на которых изображалось, где какой залегает грунт.

Сотрудники заказчика отыскивали, где доставать стройматериалы и каких именно марок они там выпускаются. Ибо существовало множество разновидностей каждого материала, но завод производил лишь несколько самых ходовых марок, составлявших его номенклатуру. Особенной капризностью славились изготовители сборного железобетона. На этих заводах имелись опалубки (в которые заливают бетон) только определенных типов, и на этом основании они отказывались делать те конструкции, опалубок для которых у них на данный момент не было. Если проект предусматривал наличие серьезных металлоконструкций, возникали дискуссии с изготавливавшими их цехами.

Когда все подготовительные хлопоты оставались наконец позади, заказчик с надеждой обращал свои взоры на специалистов избранного им института, которые, засучив рукава, приступали к своей работе. Для нас также пришла пора заглянуть в один из таких институтов и познакомиться поближе с его обитателями.

Проектный институт в разрезе (1)

С ейчас мы обратимся к типичному проектному институту, каким он был в поздние советские времена, от Хрущева до Горбачева включительно. Мы надрежем его хирургическим скальпелем сверху вниз и, отогнув переднюю стенку, ознакомимся с тем, что копошится внутри.

Я не стал останавливаться на проектных организациях сталинского периода, потому что система тогда еще только складывалась. Маститые архитекторы имели собственные мастерские, промышленные наркоматы создавали у себя конструкторские бюро, а для строительства крупных объектов типа Дворца Советов (так и оставшегося на бумаге) и " сталинских высоток" учреждались особые управления, которые по окончании работ, сменив вывеску, приступали к другому объекту.

Когда при Хрущеве развернулось массовое строительство, массовым поневоле стало и проектирование. Разнокалиберные формы проектных организаций унифицировались, словно партизаны, став регулярной воинской частью. Отныне все они имели типовую организационную структуру, схожие плюсы и минусы, уровни зарплаты и условия труда. Поэтому для сотрудников, кочевавших с места на место, менялась только станция метро, на которой они по утрам выходили, да физиономия начальника (каждый последующий был противнее).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.