Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Растают навсегда!






Новгородский Государственный Университет им. Ярослава Мудрого

____________________________________________________

Факультет искусств и технологий

Кафедра изобразительных искусств

и методики преподавания

 

 

М.Г. Околович, А.М. Даниленко

 

НАРОДНАЯ КЕРАМИЧЕСКАЯ ИГРУШКА

 

(Методическое пособие для учителей)

 

Рецензенты

зав.каф. ИЗИ и МП, канд. пед. наук, доцент Поровская Г.А.

руководитель методического центра,

учитель высшей квалификационной категории Рыженкова Л.А.

 

Новгород

Методическое пособие для студентов специальности учитель изобразительного искусства, а также рекомендуемое учителям изобразительного искусства и художественного труда и посвящена народной глиняной игрушке. Этот мир крестьянской игрушки, полный доброго юмора, глубокого смысла, орнаментальной символики, обращенной к природным стихиям и отражающей поэтическое восприятие мира славянами. Пособие включает историческую справку, технологию лепки и росписи игрушек по традициям дымковских, каргопольских и филимоновских мастеров, вопросы дл контроля и методические рекомендации для подготовки и проведения уроков. Этот материал поможет учителям при подготовке к урокам декоративно-прикладного искусства и художественного труда способствовать пробуждению интереса к истории и культуре своего народа, обогащению духовного мира школьников.

Авторы надеются, что учебное пособие найдет самое широкое применение у учителей, работающих по разным программам.

Дымковская игрушка

В.Фофанов

Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей

В ней нету цвету дымного,

Что серости серей.

В ней что-то есть от радуги,

От капелек росы,

В ней что-то есть от радости,

Гремящей как басы!

Она глядит не прянично —

Ликующе и празднично.

В ней молодость — изюминка,

В ней удаль и размах...

Сияйте охра с суриком,

Чтоб всем — светло, не сумрачно!

И злость, и хмурость льдинкою,

Без всякого следа,

Пусть под улыбкою Дымкова

Растают навсегда!

Историческая справка

Дымковская игрушка родилась в слободе Дымково на берегу реки Вятка недалеко от города Кирова. Происхождение и история Дымковской игрушки тесно связаны с местным праздником Свистопляс­ки. Начало празднику положено часто упоминаемое в литераторе Хлыновское побоище, В старину праздник начинался панихидой, а за­тем перетекал в праздничные гуляния и увеселения. Все это сопровождалось продажей сластей и расписных глиняных кукол с позолотой.

С середины XIX века старинный обряд Свистопляски разрушается и меняет свое содержание. Праздник трансформируется из древнего обряда в развлекательную ярмарку, из Свистопляски в Свистульку. В течение нескольких дней в городе продолжался шум, веселье и смех, непременно сопровождавшихся свистом в глиняные игрушки, изображавших зверей и птиц. Поэтому к празднику и были приурочены производство и продажа игрушек и свистулек.

Возрождение дымковской игрушки тесно связано с именами мастериц А. Мезриной и ее дочери, Г.А.Кошкиной, К.И.Панкиной, Л.Н.Нику­линой и др. У каждой мастерицы игрушки индивидуальны и неповторимы, но традиционно сохраняются сюжеты и типы росписи. Наиболее популярны образы водоноски, возницы и всадницы, кормилицы с детьми, барынь с муфтами и ридикюлями, коня, индюка, козла, коровы, барана.

Подготовка к работе — один из важнейших этапов при изготовле­нии игрушек. Раньше в давние времена дымковские мастера готовили в лугах на всю зиму красную глину, на отмелях реки — чистый песок. Смешав глину с песком и водой, тщательно месили до получения однородной массы. Из густого глиняного теста месили сначала большие основные части игрушки и отдельные мелкие, которые затем прилепля­лись и примазывались с помощью мокрой тряпки, вылепленные игрушки сушились 2-4 дня при комнатной температуре и обжигались в русской печи на горящих поленьях и железных противнях. По остывании поверх­ность изделия белилась мелом, разведенном на снятом молоке. К рабо­те готовили 6-10 красок, для чего красочный порошок растирали на, чугунной плите добавляя немного воды, а перед росписью и цельнее сырое яйцо, в результате чего получалась яичная темпера.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.