Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Кризис пожилого возраста






 

Определимся, что есть кризис старения в узком смысле слова - переход от второго зрелого возраста к пожилому возрасту, а есть, чаще употребляемое, более широкое понятие - кризис старения как сам пожилой возраст, где многие психологические характеристики зрелости " просвечивают" сквозь не менее зримые характеристики наступающей старости [3].

Старость как возрастно-психологическая эпоха состоит из нескольких возрастных периодов. Их минимум два - пожилой возраст и старческий возраст. Ведущей для пожилого возраста является особая внутренняя деятельность, направленная на принятие своего жизненного пути.

Кризис пожилого возраста есть кризис отказа от жизненной экспансии. Это вообще, видимо, переход на другой тип психологической жизнедеятельности, где главным становится не принятие в себе нового, а сохранение, удержание в себе старого. Принять свой жизненный путь таким, каким он был - вот задача пожилого возраста. Видимо, и сама периодизация эпохи старости, т.е. выделение в ней отдельных возрастных периодов, психологически строится именно с учетом того, какие задачи жизненной экспансии исчерпывают себя. Укажем, не расставляя по возрастным периодам, эти исчерпывающие себя смысложизненные задачи [9]:

· люди перестают работать - уходят на пенсию;

· они перестают быть начальниками;

· они перестают быть детьми - хоронят своих родителей;

· они перестают быть родителями - их дети встают на ноги и заводят собственные семьи;

· они теряют свои физические кондиции - это тоже трудно принять в себе;

· они меняют свою сексуальную жизнь;

· они перестают путешествовать - нет сил и желания;

· они смиряются с неизбежностью и близостью смерти.

Таким образом, сущность старости как эпохи - принятие своего жизненного пути и себя в нем.

7.1Кризис ухода на пенсию. Прежде всего негативно сказывается нарушение привычного режима и уклада жизни, нередко сочетающееся с острым ощущением противоречия между сохраняющейся трудоспособностью, возможностью принести пользу и их невостребованностью. Человек оказывается как бы «выброшенным на обочину» текущей уже без его деятельного участия общей жизни. Снижение своего социального статуса, потеря сохранявшегося десятилетиями жизненного ритма иногда приводят к резкому ухудшению общего физического и психического состояния, а в отдельных случаях даже к сравнительно быстрой смерти.

Кризис ухода на пенсию часто усугубляется тем, что примерно в это время вырастает и начинает жить самостоятельной жизнью второе поколение – внуки, что особенно болезненно отражается на женщинах, посвятивших себя в основном семье.

С уходом на пенсию, нередко совпадающим с ускорением биологического старения, часто связано ухудшение материального положения, иногда более уединенный образ жизни. Кроме того, кризис может осложниться смертью супруга (супруги), утратой некоторых близких друзей.

 

 

Заключение

Проблема кризисов – одна из мало разработанных, перспективных и актуальных проблем психологии. Л иния человеческой жизни никогда не бывает гладкой. Итак, в данной работе были представлены особенности и характеристики возрастных кризисов: их структура, психологическое содержание, динамика протекания, вероятные пути выхода их них.

Литература

 

1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология: Учебное пособие / Г.С. Абрамова. - Екатеринбург, 2000. - 624 с.

2.. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. - М., Воронеж, 1997. - 252 с.

3.. Братусь, Б. С. К проблеме развития личности в зрелом возрасте /Б.С. Братусь // Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология. - 1980. - №2. - С. 3-12.

4.. Вайзер, Г.А. Смысл жизни и двойной кризис в жизни человека / Г.А. Вайзер // Психологический журнал. - 1998. - №5. - С.11-23.

5.. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: В 6 т / Л.С. Выготский. - М., 1984. -Т. 4.

6.. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. - М., 2003. - 512 с.

7. Абрамова, Г. С. Возрастная психология: Учебное пособие / Г.С. Абрамова. - Екатеринбург, 2000. - 624 с.

8. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг, Д. Бокум. - СПб., 2005. - 940 с.

9. Малкина-Пых, И. Г. Психология возрастных кризисов / И.Г. Малкина-Пых. - М., 2005. - 416 с.

10. Поливанова, К.Н. Психология возрастных кризисов / К.Н. Поливанова. - М., 2000. - 180 с.

11. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т.—М., 1984.-.-Т. 4. (Раннее детство: 340—368. Кризис трех лет: 367—376.)

12. Малкина – Пых И.Г. Возрастные кризисы: Справочник практического психолога. – М.: Эксмо, 2005. – с.8.

13. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис / Э.Эриксон. - М., 1996. - 218 с.

14. Источник вспомогательной литературы – Глобальная сеть Интернет.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.