Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура возрастных кризисов






возрастной кризис психический подростковый

Л.С. Выготский ввел деление кризисного возраста на предкритическую, собственно критическую и посткритическую фазы [5]. Соответствующая графическая схема представлена в Приложении.

В предкритической фазе возникает противоречие между объективной и субъективной составляющими социальной ситуации развития (средой и отношением человека к среде). В собственно критической фазе это противоречие обостряется и проявляется, обнаруживая себя, и достигает своего пика. Затем, в посткритической фазе, противоречие разрешается через образование новой социальной ситуации развития, через установление новой гармонии между ее составляющими.

При переходе от одной возрастной стадии развития кдругой выделяют критические периоды, или кризисы, когда происходит разрушение прежней формы отношений человека с окружающим миром и формирование новой системы взаимоотношений с миром и людьми, что сопровождается значительными психологическими трудностями для самого человека и его социального окружения. Выделяют малые кризисы (кризис 1 года, кризис 7 лет, кризис 17—18 лет) и большие кризисы (кризис новорожденности, кризис 3-х лет, подростковый кризис 13—14 лет).При больших кризисах перестраиваются отношения ребенка и общества. А малые кризисы проходят внешне спокойнее, связаны с нарастанием умений и самостоятельности человека.

Зрелость также разделяют на ряд стадий и кризисов. Стадия ранней зрелости, или молодость (с 20-23 лет до 30-33 лет), соответствует вступлению человека в интенсивную личную жизнь и профессиональную деятельность, периоду «становления», самоутверждения себя в любви, карьере, семье, обществе.

В зрелые годы выделяются свои кризисные периоды: кризис 33-35 лет— когда, достигнув определенного социального и семейного положения, человек с тревогой начинает думать: «Неужели это все, что может дать мне жизнь? Неужели нет ничего лучшего?»

Затем наступает недолгий периодстабилизацииот 35 до 40-43 лет, когда человек закрепляет все то, чего он достиг, уверен в своем профессиональном мастерстве, в своем авторитете, имеет приемлемый уровень успеха в карьере и материального достатка, нормализуется здоровье, положение в семье.

Вслед за периодом стабильности наступает критическое десятилетие 45-55 лет, когда человек начинает чувствовать приближение среднего возраста, когда появляются первые признаки ухудшения здоровья, потери красоты и физической формы, отчуждения в семье и в отношениях с повзрослевшими детьми, приходит опасение, что уже ничего лучшего не получишь в жизни, в карьере, в любви.

Завершающий период зрелости длится с 55 до 65 лет — период физиологического ипсихологического равновесия, постепенного отхода человека от активной трудовой и социальной жизни. О возрасте с 65 до 75 лет говорят как о первой старости. После 75 лет возраст считается преклонным

В преклонном возрасте (старости) человеку предстоит преодолеть три подкризиса: первый из них заключается в переоценке собственного «Я» помимо его профессиональной роли, которая у многих людей вплоть до ухода на пенсию остается главной. Второй подкризис связан с осознанием факта ухудшения здоровья и старения тела, что дает возможность человеку выработать у себя в этом плане необходимое равнодушие.

В результате третьего подкризиса у человека исчезает самоозабоченность, и теперь он без ужаса может принять мысль о смерти.

 

Существуют определённые этапы развития человека, однако, психическое развитие человека индивидуально, оно условно, и с трудом может укладываться в жесткие рамки периодизации, поэтому целесообразнее выделить несколько основных периодов психического развития и на основе их рассматривать такое понятие как возрастной кризис.

1. Детство, включая младенчество (0- 7 года)

2. Школьный возраст (7 – 16 лет)

3. Юность (16 -20 лет)

4. Молодость (20-30 лет)

5. Взрослость (30 -60 лет)

6. Пожилой возраст и старость (60 - ….. лет)

Хронологически выделяют следующие возрастные кризисы:

1. кризис новорожденности;

2. кризис одного года;

3. кризис трех лет;

4. кризис семи лет;

5. Пубертатный кризис (от 11 до 15 лет)

6. кризис семнадцати лет;

7. кризис тридцати лет;

8. кризис 40 лет кризис среднего возраста

9. пенсионный кризис

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.