Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Шесть персонажей в поисках аудитории






 

У творчества есть еще несколько характеристик, которые не являются обязательными и не всегда присутствуют, но дают полноту картины. Первая из них, творчество – это основной элемент жизни. У людей могут быть разногласия по самым фундаментальным вопросам – нравственности, социального поведения, секса, политики, но изначальная важность творчества как порождающей силы признается большинством культур и религий. Считается, что творчество оживляет и делает особенным то, что ином случае было бы рутиной и повторением. Сократ говорил, что жить, не разобравшись в жизни, не стоит. А шекспировский король Лир, выражая полную тщетность усилий, говорит “из ничего не выйдет ничего”. Мы восхищаемся творческими людьми потому, что они создают “что-то из ничего” и по этой же причине их опасаемся. Когда люди перестают творить, в значительном смысле они перестают жить. Как поет Боб Дилан, “тот, кто не занят новым рождением, занят умиранием”. Камиль Идрис, египетский адвокат и экономист, а с 1997 года генеральный директор Всемирной организации интеллектуальной собственности, говорит: “Формула проста: чтобы жить, мы должны творить”. Без творчества невозможно было бы ничего вообразить, открыть или изобрести. У нас не было бы ни огня, ни языка, ни науки.

Творчество - самодостаточно. Нам не нужны внешние источники для творчества (хотя они нужны нам для производства творческих продуктов). Второй закон термодинамики гласит, что в замкнутой системе происходит дезорганизация и энергия убывает. Этот процесс называется энтропией. Энтропия – естественное состояние, если только энергия не поступает из вне системы. Генри Маргенау, почетный профессор физики и философии науки Йельского университета, говорит об “акте творения”, когда идея помещается в другие состояния и модели, что “часто нарушает” второй закон термодинамики, при котором энтропия всегда увеличивается. Можно начав с одной идеи, придумать три или даже тринадцать, в зависимости от творческого состояния. Творчество существует и увеличивается внутри своего собственного поля. Состояние творчества – аналогично отрицательной энтропии.

Во-вторых, творчество – это универсальный, общечеловеческий талант. Каждый человек в определенной степени креативен. Дети инстинктивно открыты творчеству. Все дети рисуют. Только повзрослев, некоторые люди говорят, что не умеют рисовать. Все дети мечтают и видят сны и рассказывают о своих мечтах. Взрослые вероятнее всего скажут, что они не могут вспомнить своих снов.

Ученые не обнаружили генной цепочки, отвечающей за творчество (и вряд ли это какой-то один ген или цепочка), но недавние исследования в клинической психологии скорее подтверждают эту универсальность. Психологи Аллан Снайдер и Джон Митчелл из Центра изучения сознания Австралийского национального университета в Канберре, проводящие исследования по детской одаренности и умственной отсталости, полагают, что каждый обладает врожденными творческими способностями, включая даже “одаренность” и “научные” способности, но лишь немногие знают, как их использовать. Их эксперименты с электронным сканированием показывают, что наш мозг очень быстро обрабатывает чувственные данные, гораздо быстрее, чем мы это осознаем. Например, когда мы слышим какое-то музыкальное произведение, мозг немедленно начинает поиск в памяти схожих музыкальных мелодий, чтобы его категоризировать и сравнить с ними. Таким образом, когнитивные процессы нашего мозга, как болото поглощают наши инстинкты. Одаренные и те кто способны “дурачить” собственный мозг не производят этот поиск. Одаренные люди отклоняются от нормы не потому, что у них есть какая-то редкая способность, а потому, что у них нет блока, фильтра, который накладывается на талант, присущий всем. Исследователи приходят к выводу, что психологическая природа творчества для всех общая, редкостью является наша способность, или естественная психологическая возможность использовать ее.

Всеобщая врожденная способность относиться к занятию творчеством, но не к производству творческих продуктов. Любой может мечтать, и у него может появится идея. Гораздо меньше людей могут создать креативный продукт. Это зависит от технических умений, физических ресурсов и, возможно, от факторов окружающей среды. Профессор Майкл Хау из Эксетерского Университета, считает, что творческие достижения в большей степени зависят от общих поведенческих факторов и характеристик окружающей среды. Он согласен с тем, что каждый наделен даром творчества, но полагает, что лишь некоторые люди имеют необходимые качества, чтобы развить его в полной мере. Требуется длительный настрой, точное ощущение цели, сильная мотивация для достижения успеха, способность сосредоточить усилия на конкретных задачах и зачастую понимание и поддержка домашних.

В-третьих, творчество – это развлечение. Это игра в том смысле, в котором это слово использовал голландский историк культуры Йохан Хёйзинга в книге «Homo Ludens» (Человек играющий). Это игра беззаботная и приносящая удовольствие. Когда она перестает быть развлечением, люди бросают играть. Это добровольное занятие, хотя и происходит по заданным правилам, которым подчиняются абсолютно все, хотя наказания и санкции могут сами по себе быть “развлечением”. Все вполне обыденно, но результаты могут быть весьма значительными (люди, наблюдающие за работой творческих людей, озадаченно замечают - “не похоже, чтоб они были заняты работой”). Несмотря на беспечность и непоследовательность, процесс полностью их поглощает. Все неопределенно и случайно в противоположность рутине и предсказуемой повторяемости. Возникает сильное ощущение командного духа и чувство совершеннейшего восторга от использования внутреннего жаргона и приверженности делу.

Самуэль Джонсон говорит “Редко бывает так, чтобы человек получал удовольствие от бизнеса”. Однако большинство творческих людей создают свой бизнес из дела, приносящего им удовольствие. Они бы согласились с Ноэлем Ковардом в том, что “работа сама по себе гораздо большее развлечение, чем просто развлечение”. Для многих работа – это их жизнь, и ходить на работу для них естественно. В идеальном случае, это работа высокого качества, обеспечивающая высокое качество жизни, эти два качества переплетаются и поддерживают друг друга.

Ричард Фейнман, нобелевский лауреат, и возможно величайший физик конца двадцатого века, работая в Корнелльском университете, достаточно рано определил это для себя: «Я собирался заниматься только тем, что меня увлечет. В тот же день, во время обеда в кафетерии, какой-то парнишка уронил тарелку. На тарелке был голубой медальон со знаком Корнелла. Когда тарелка упала, она начала вращаться. Мне показалось, что голубое пятно крутится быстрее общего колебания тарелки, и я задумался, каково взаимоотношение между ними. Я просто играл, в этом не было ничего серьезного. Так я развлекался с уравнением движения вращающихся предметов и обнаружил, что если вращательно-колебательное движение небольшое, то голубое пятно вращается в два раза быстрее. Я пытался понять, почему так происходит, просто из интереса, и это привело меня к схожим проблемам с вращением электрона, а затем обратно к проблемам квантовой электродинамики, над решением которых я долгое время работал. Я продолжал играть с этим вопросом в расслабленной манере, и это напоминало вытягивание пробки из бутылки. В один момент все просто выплеснулось, и очень быстро я пришел к выводам, за которые получил Нобелевскую премию».

 

Эта история, перекликающаяся с историей об Архимеде, учит трем вещам. Первое – развлекайтесь. Второе – всегда держите проблему где-то в вашем сознании. Третье – никогда не пропускайте обед.

Четвертая характеристика - соревновательный настрой. Творческие люди могут быть очень решительными в конкурентной борьбе: кто-то за себя самого, кто-то за свою работу, а кто-то и за то и другое. Некоторые устанавливают для себя очень высокие стандарты. Часто глубоко индивидуальные и известные только им самим. Психолог Ирвин Гофман всю свою жизнь размышлял о “тех экзистенциональных моментах истины, когда под ударом находится характер”. В его книге “Где находится поступок” описаны ситуации, в которых “люди берут на себя риски иногда совершенно неоправданные ни стремлением доказать свою правоту, ни, гораздо более серьезные, чтобы утвердиться самому”.

Если есть желание создать творческий продукт, креативные люди должны также конкурировать коммерчески в рыночном пространстве. Здесь, единственной целью является создание чего-то нового и работающего. Джеймс Дайсон, изобретатель пылесоса Дайсона (Dyson), признается, что он был вынужден сделать 5127 прототипов прежде, чем он смог продать свою первою модель широкой публике.

Пятая характеристика: по мере проявления своих творческих талантов креативные люди зачастую проявляют несколько легко узнаваемых индивидуальных черт своей личности. Энтони Сторр, предложивший один из наиболее сформулированных анализов творческого духа, уверяет, что креативных людей, больше остальных, характеризует сильное расхождение противоположных качеств, и что они в большей степени осознают эти противоположности. Творческие люди не перекрывают своих возможностей. Физик Нильс Бор говорил, что одна из любимых максим его отца гласила: “Глубочайшая истина определяется тем, что ее противоположность также является глубочайшей истиной”; писатель Ф. Скотт Фицджеральд в романе “Крушение” замечает, что “первоклассный интеллект определяется способностью удерживать в уме две противоположные идеи одновременно и при этом сохранять работоспособность”. Творческие люди, утверждает Сторр, более решительны и обладают умением экспериментировать или согласовывать эти противоположности и напряженности. Они обладают очень сильным эго, склонны к творчеству в привычных им домашних условиях и, если нужно, окружают себя прекрасными домами и садами. В сравнении со средним человеком они стремятся к большей независимости, больше уделяют внимания внешнему образу и форме, чаще предпочитают сложность и ассиметрию, обладают “любовью к истине” в понимании Гете и более откровенно бисексуальны.

Питер Базальгетт, креативный директор британской компании Endemol Entertainment, входящей в крупнейшую европейскую группу по созданию телевизионных программ, перечисляет шесть характеристик творческих людей. Первая – открытость: “Это означает, что ты позволяешь сознанию блуждать почти как во сне”. Второе качество – независимость сознания: “Творческие люди нарушают правила, а не устанавливают их”. Третье – они не боятся перемен. Четвертое - “тест чистого листа... Творческие люди ощущают вызов пространства и стремятся что-то на нем поместить”. Пятое – хорошо развитое чувство юмора. И последнее, он заявляет, что творческие люди амбициозны и готовы к конкуренции.

Несмотря на все эти обобщения, творчество не перестает удивлять. Оно не предсказуемо, следует лишь немногим правилам, с трудом вписывается в большинство категорий. Может показаться очевидным, но в то время, когда творчество становится панацеей в менеджменте, стоит повторить, что креативные люди могут демонстрировать типичные черты, согласно мнению Сторра, и одна из них – крайняя нестандартность. Их трудно привести к одному знаменателю. Показательным примером может быть поэт Т.С.Элиот. Он писал задевающие за живое, элегические стихи, справлялся со своими обязанностями в банке Ллойда, румянился, обожал наблюдать за птицами и любил бокс. Элиот осознавал эти несоответствия, но, как писал его биограф Питер Акройд, не имел особого желания привести их в соответствие со своим литературным творчеством. Творческие люди отлично понимают ученого и нобелевского лауреата Илью Пригожина, утверждавшего, что сложность и хаос есть естественный порядок вещей, что новая жизнь и новый порядок возникнет, при наличии достаточной сложности и хаоса, но только за тем, чтобы свалиться в еще большую сложность и хаос. Сальвадор Дали советовал: “Нужно систематически создавать путаницу, это освобождает творчество”. Творчество – это сложность.

Многие из выдающихся артистов, даже наиболее опытные и анализирующие свою работу, не полностью понимают природу своего таланта. Однажды Лоуренс Оливье настолько блестяще исполнил свою роль в постанове “Генирих V”, что его партнеры по сцене наблюдали за ним с широко открытыми от восхищения глазами. После завершения спектакля Чарльз Лафтон и другие актеры отправились в грим-уборную к Оливье, чтобы поздравить великого артиста, но застали его плачущим. “Но, Лэрри”, - удивился Лафтон, - “ты был великолепен”. “Я знаю”, - ответил Оливье - “но не знаю, как я это делаю”.

И, наконец, нужно сказать, что в целом творчество - явление положительное, хотя это не является гарантией чего-либо. Состояния индивидуальности, оригинальности и осмысленности не несут никакого неотъемлемого нравственного качества. Они могут быть плохими или хорошими. Творчество может быть использовано в пагубных целях. Добро и зло в равной мере креативны. В нашем понимании Сатана - грандиозный творец, даже если он и создал ад, люди не перестают использовать свои таланты такими способами, которые его бы восхитили. Многие из современных диктаторов, такие как Гитлер и Сталин, главы религиозных культов и преступники, такие как Джим Джонс и Криппен, были и сейчас остаются креативными людьми, и их количество или творческий потенциал не уменьшились. Творчество процветает и в пыточной камере, и в совершении преступления, и в мелких проделках.

Райдер

 

Характерный для творчества возглас “Эврика! ” - неожиданный всплеск эмоций и радости. “Эврика” - греческое слово, обозначающее “нашел, открыл”, которое современные греки все еще используют, когда что-то обнаруживают, будь то новую теорию или потерянный ключ. Употребление этого слова приписывают Архимеду, который по просьбе царя Гирона должен был установить, сделана корона из чистого золота или в ней присутствуют серебряные сплавы. Он ломал голову над проблемой несколько месяцев, пока однажды, погружаясь в ванну, заметил перетекающую через край воду, он ощутил взаимосвязь между объектом, погружаемым в воду, и весом, этого перелива. Корона из чистого золота вытеснит большую массу воды, чем содержащая сплавы. Согласно легенде, Архимед так взволновался, что выскочил из ванны и голым выбежал на улицу.

Как мы можем вызывать такие моменты эврики? Рассказывают забавную историю о молодом режиссере, который, как-то вечером прогуливаясь по пляжу в окрестностях Лос-Анджелеса, увидел Стивена Спилберга, сидящего на песке и наблюдающего заход солнца. Когда великий режиссер поднялся и ушел, молодой человек подошел и сел ровно на то же место и стал смотреть в том же направлении. “Знаю, это было глупо”, - признавался он потом. “Но мне было интересно, смогу ли я проникнуть в голову Стива и что-нибудь там ухватить”. Журнал «Paris Review» в течение долгого времени печатал серию публикаций: известных писателей спрашивали, как они пишут – ручкой или карандашом, рано утром или поздно ночью, за письменным столом или за обычным – в попытке раскрыть секретный трюк, алхимию, чтобы помочь читателям извлечь их собственный творческий капитал. Конечно, это не удалось, также как не удалось молодому режиссеру стать более креативным, просто сев на месте Спилберга.

Многие компании разрабатывают системные тесты, чтобы принимать на работу людей, обладающих творческими способностями и талантами. Большинство систем тестируют способность людей творчески думать, но не способность доводить дело до конца. Одна из попыток совместить эти две способности сделана в тесте “Индикатор инновационного потенциала”, разработанном Фионой Паттерсон, психологом их Ноттингемского университета. Тест основан на четырех критериях: мотивация к переменам (определяемая низким порогом скуки), вызывающее поведение (уверенность в себе и нонконформизм), приспособление (предпочтение опробованных и проверенных подходов) и устойчивость стиля работы (эффективность и методичность). Творческие люди набирают высокие баллы по первой паре критериев и низкие по второй.

Мой собственный анализ креативного процесса – пятичастная смесь из мечтаний и анализа, интуитивных прыжков и хладнокровных вычислений c трудом разложились в список, который я называю РАЙДЕРОМ:

- обзор

- инкубация

- мечтания

- возбуждающее волнение

- проверка на реалистичность

Обзор – это процесс накопления разных разностей. Необходимо подмечать все, что вызывает любопытство, устанавливать связи, спрашивать “что это? ” и “почему? ”. Это осознанная оценка необработанного материала (то, что экономисты называют факторами производства), включая и принадлежащий нашему сознанию (что экономисты склонны игнорировать). Сюда относятся и идеи, и реальные вещи.

Инкубация необходима для того, чтобы идеи устоялись. Она может длиться несколько часов или месяцев - это время отдыха. Любой творческий человек должен понимать, когда такая инкубация необходима, и необходимо располагать достаточными ресурсами (деньги, время, что бы то ни было), чтобы это себе позволить. Один из привлекательных моментов христианского и иудейского мифа о сотворении мира состоит в том, что даже Бог устал после сотворения мира и должен был отдохнуть на седьмой день.

Мечтания – неосознанные блуждания, поиски и ощущения мифа и символа, и волшебства и историй. В ночных снах и дневных мечтах мы можем освободиться от человеческой скованности. Франсис Бэкон назвал это “дрейфом”, когда позволяешь своему сознанию быть открытым внешним влияниям и неизвестным энергиям. Сомерсет Моэм говорил: “Мечтательность составляет основу творческого воображения”. И, как несколькими годами позже, сказал Р.Толкиен: “Не все те, кто блуждает, потерялись”.

Возбуждение – это адреналин, который дает энергию для интуитивных прыжков и наполовину просчитанных боковых ходов. Состояние близкое к тому, что Юнг называл моментами “высокого эмоционального напряжения”, когда нескованному сознанию позволяется задаваться вопросом “а что если? ” и не задумываться, окажется ли ответ на него здравым или безумным. Фокус заключается в том, чтобы не смотреть, куда прыгаешь.

Проверка на реалистичность нам необходима, чтобы убедиться - мечты и интуитивные ощущения не увели нас слишком далеко. Нужно проанализировать и оценить, где мы находимся, сверяясь проблемой и исследуя предлагаемые ответы. Интенсивность и продолжительность этих проверок, а также степень их жесткости, требует аккуратного регулирования.

Несколько замечаний по поводу этого списка. Наиболее очевидное в том, что одни стадии являются полной противоположностью других. Мечтание и проверка на реалистичность абсолютно противоположны, требуют разных умонастроений и мыслительных процессов. Творчество это баланс открытых и закрытых состояний, затягивания и ослабления. Или как говорит Тревор Нанн – ускорения и торможения. Умелые творцы знают, какой шаг предпринять и сколько он должен продлиться.

Нет никакого волшебного порядка. В действительности, порядка нет вообще. Я перечислил все эти стадии в том порядке, который может выглядеть рациональным, с единственной целью лучшего их запоминания. Но не существует ни ранжирования, ни иерархии, ни лучшего начала или самого неудачного конца. Можно начинать с чего угодно. Иногда нужно начать с мечты, а иногда – с анализа. Как бы то ни было, важно начать, сохранять контроль, отдавая отчет, когда мечтать, а когда заниматься расчетами. Каждому следует выбрать свой собственный процесс. Тот, кому нужен готовый процесс, кто ждет свистка, кто ждет, чтоб ему сказали, так ничего не создаст.

 

От сознания к рынку

 

Само по себе творчество не обладает экономической стоимостью. Если предполагается прирост коммерческой стоимости, творчество должно быть оформлено, воплощено в продаваемом продукте. Это, в свою очередь, требует рыночного пространства с активными продавцами и покупателями, введения некоторых законодательных и регулирующих норм, а также условного понятия о том, что такое выгодная сделка. Задавая эти условия, я не имею в виду, что творчество вне рынка не является таким уж творчеством, я лишь хочу сказать, что оно не ведет к производству экономического продукта.

В двух следующих главах я опишу юридическую и коммерческую природу этих творческих продуктов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.