Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Что такое креативность?




 

Открытие Крото дало намек на возможность существования новой молекулы и привело к развитию новых идей и продуктов. Правда, его интересуют только первые, последние он оставляет для других. Есть две разновидности творчества: у Крото творчество связанно с реализацией как индивидуума, и является личной, а вторая - то, которое производит продукт. Первая разновидность является универсальной человеческой характеристикой и присуща всем обществам и культурам. Она существует как в свободных обществах, которые ее стимулируют, так и в закрытых тоталитарных обществах, где ее обычно пытаются заглушить. При таком подавлении по политическим или религиозным причинам, или сдерживании по экономическим причинам, в результате страдают люди и ослабевают сообщества. Эта разновидность творчества одинаково присутствует и в деревнях аборигенов, и в западных академиях и университетах (как у Крото в Университете Суссекса), отчасти и созданные для этой цели. Вторая разновидность приводит к производству творческих продуктов, и сильнее выражена в промышленных, западных обществах, где большее значение придается нововведениям, научным и технологическим инновациям и правам (интеллектуальной) собственности. Этот вид творчества нуждается также в рынке и некоторых юридических правилах. Первая разновидность творчества не обязательно приводит ко второй, но второй требуется первая.

Хотя многие пытались предложить определение термину «творчество», лишь некоторые приблизились к окончательному определению этого физического и химического состояния. Как и сон - другое базовое человеческое состояние - оно остается тайной. Мы все спим и знаем, что значит спать, но единого мнения медиков или психологов о том, что представляет собой состояние сна, не существует. Есть в этом сравнении своя ирония. Одна из проблем определения сна – его взаимоотношения с сознанием. Обычно считается, что сон – отдельный случай бессознательного состояния. Как мы можем отличить состояние бессознательного от состояния сна, пробуждения и пребывания в полном сознании? И существует ли подобная градация от состояния пробуждения к состоянию творчества? Другими словами, является ли творчество особым состоянием сознания?

Момент творчества иногда сопровождается чувством повышенного осознания, и даже взрывом сознания. Когда мы на пике творчества, то часто испытываем острое ощущение жизни, более высокую концентрацию, и до определенной степени, даже забываем обо всем остальном. Противоположная точка зрения на творчество предполагает потерю контроля сознания и переход в более мечтательное состояние.

Психолог К.Г. Юнг различал эти состояния, описывая одно из них как “момент высочайшего эмоционального напряжения”, а другое как - “созерцательное состояние, в котором идеи проходят перед нашим мысленным взором как образы сна”. Он описывает творчество как высвобождение “энергии - напряжения”. Он также хорошо осознавал потребность в усердной работе, подчеркивая роль разума в творческом процессе. Юнг непримиримо критиковал своих современников за склонность связывать творчество и невроз: “Болезнь еще никогда не стимулировала творческую работу, наоборот это наиболее существенное препятствие для творческого процесса”.



Нейрофизиолог Антонио Дамасио, профессор неврологии университета Айовы, последовал за Юнгом и другими психологами, включая Уильяма Джеймса, и исследовал взаимосвязь между сознанием и творчеством. Его анализ чувств, эмоций и сознания пациентов позволили сделать предположение о цикле, состоящем из “существования, сознания и креативности”. Дамасио полагает, что самосознание – важная составляющая творческого процесса, равно как и способность позволять сознательной части мозга порождать свои собственные модели, не испытывая зависимости от предыдущего понимания и знаний.

Тут возникает перекличка с описанием мозга, данным нейробиологом, Чарльзом Шеррингтоном, как “волшебного ткацкого станка, в котором миллионы сверх быстрых челноков ткут постоянно меняющийся узор”,образ внешнего мира. Цель в том, чтобы совместить образ и реальность или, по крайней мере, понять разницу. Психолог Михай Чиксентмихайи утверждает, что “творческое волнение художника перед палитрой или ученого в лаборатории очень близко к тому идеалу самореализации, на который мы все надеемся, но которого так редко, достигаем”. В своей книге “Креативность: поток и психология открытий и изобретений” он описывает состояние “оптимального опыта” как то, при котором “умения соответствуют внешнему вызову”.



Последние экспериментальные исследования показали, что двум различным состояниям сознания, каждое их которых по-своему стимулирует процесс творчества, соответствуют два различных состояния мозга. Напряженное и сфокусированное связано с волнами в бета диапазоне, а более расслабленное и мечтательное - с волнами альфа диапазона.

Отдельные ученые рассматривают творчество как духовный опыт. Гай Клакстон, психолог - когнитивист, автор книги “Заячий мозги, сознание черепахи: на сколько увеличивается интеллект, когда вы меньше думаете”, утверждает, что “суть творчества заключается в ошарашивании сознания продуктивной идеей прямо “как гром среди ясного неба”. Он спрашивает: “Почему мы должны практиковать уменьшение сознательного контроля нашего эго, чтобы позволить этому процессу (возгонки) пузырения происходить более эффективно? И является ли это состояние хоть в какой-то степени схожим с духовным опытом “ощущения спокойствия и осознания себя Богом”?

Я полагаю, что все виды творчества имеют три необходимых условия: индивидуальность, оригинальность и осмысленность. Первое условие – присутствие отдельной личности (индивидуальность). Мы говорим о креативных людях, а не предметах. Для творчества нужен человек, чтобы что-то увидеть, буквально или метафорически, и осуществить. Сэм Мендес, режиссер завоевавший пять “Оскаров” за фильм “Красота по-американски”, отмечает особый момент в создании спектакля или фильма, “когда открываешь что-то, что только ты можешь сделать, только ты можешь сказать”. Говоря художественным языком, если творчество лишено личностного духа, оно становиться китчем.

Долгое время продолжаются дебаты о том, может ли машина иметь сознание и может ли творить. C моей точки зрения, машины творить не могут, ни один, даже самый быстрый и самый “умный,” компьютер творить не может. Машины способны производить, но не способны творить. “Компьютеры – бесполезны”, говорил Пикассо, “они лишь дают ответы”. Когда они что-то производят, они действуют подобно нам, когда мы что-то открываем. Это “что-то” уже существует и не нуждается в нас, в открывателе, чтобы это осуществилось. Компьютеры обладают только той информацией, которую мы им предоставляем, прямо или косвенно, и они ее обрабатывают по тем правилам, которые мы задаем. Доктор Чарльз Джоншер, автор книги “Жизнь в проводах” утверждает: “процесс переработки данных логичен и отличается точностью и ясностью, но по самой природе дедуктивного умозаключения не несет следа оригинальности. Это весьма давняя тема – противопоставление логического и творческого начал”.

Индивидуальность как необходимое условие не означает, что творческий человек всегда действует сам по себе или является самодостаточным. Иногда для творчества лучше подходит уединение, и даже одиночество, другие виды творчества нуждаются и развиваются в группе из нескольких человек. Обе ситуацию могут быть одинаково творчески продуктивными. То, что один человек думает и работает в одиночестве, а другой - в группе, влияет на его право называться креативным не больше, чем цвет волос. Стремление к работе в одиночестве или к групповой работе исходит из сочетания индивидуальных наклонностей, происходящего процесса, вырабатываемого продукта и существующих социальных структур. В процессе открытия С60 Крото иногда требовалось посидеть в уголке, иногда бродить по коридору и задавать вопросы, а иногда работать совместно с коллегами, которые знали, как делаются сложные машины. Для создания “Красоты по-американски” Мендесу требовалось множество людей, и не только потому, что он был новичком в кинопроизводстве. Тревор Нанн, режиссер Лондонского Королевского национального театра, получает удовольствие оттого, что он называет “коллективным анализом”, утверждая, что “тридцать мнений всегда более ценны, чем одно, пока все осознают, что есть, кому их рассудить”.

Но это дела не меняет. Если два или больше креативных человека работают в команде, без которой они не могли бы добиться успеха, иногда до такой степени, что они утрачивают собственную идентичность, растворяясь в ней, все-таки именно они своим личным талантом и индивидуальностью порождают творчество и соответствующий продукт. Впрочем, справедливо и обратное. Если тот, кто является частью команды, представляет собой только часть, то он вряд ли может быть креативным человеком, поскольку не отдает частичку себя. Этот дух индивидуальности в совместном творчестве хорошо выражен в изречении из Талмуда: “Если я не являюсь собой, кто будет мной? Если я только я сам, что я такое? Если не сейчас, то когда?”.

Во-вторых, творчество – оригинально. Это может означать и создание совершенно нового, что я называю “что-то из ничего”, и переработку чего-то уже существующего, в смысле “придания качества чему-то”. Современное убеждение в том, что человек может создать что-то “оригинальное” - это след эпохи Ренессанса и гуманизма. Писатель Логан Пирсол Смит показал в своей работе “Слова и идиомы”, что в христианстве латинские слова creator (творец) и creare (творить) относились исключительно к Богу и его деяниям. Только Бог мог творить, и что бы он не создал, было оригинальным. Человек мог лишь комбинировать то, что создано Богом. Стихотворение, рассказывающее о Боге, было оригинальным не из-за новизны средств выражения, а из-за заданной в нем темы. А стихотворение, описывающее какое-либо сооружение, какими бы новыми ни были средства выражения, не было оригинальным по той же причине. Гуманисты придерживались другого мировоззрения. В 1630-х Джон Донн увидел в человеке творца, когда сказал, что “поэзия - подражание творению и создает то, чего не существует, как будто бы оно было”. Он хотел превознести человека-творца, но при существующих в то время умонастроениях в англиканской церкви, он сильно рисковал. Слово «оригинальный» в Европе стали употреблять в гуманистическом значении только в самом конце семнадцатого столетия. Французское слово “originalité” впервые появилось в 1699 году. Английское слово “original” было впервые использовано в этом смысле в 1742 году Горацием Уолпоулом и Томасом Греем.

В “Словаре” доктора Самюэля Джонсона 1755 года дано несколько значений глагола “to create” (создавать). Первое - “создавать из ничего”. Такое случается, но редко. Чаще творческий человек берет и перемешивает существующие идеи новым необычным способом. Многие словари, начиная с 1800-х годов, в основном, дают такое определение. Новое “качество” может ограничиваться корректировкой, шлифовкой старого или быть чем-то гораздо более радикальным. В первом случае очевидна связь с тем, что было прежде, но во втором, это представляется (и является) чем-то совершенно новым.

Психолог Маргарет Боден из Университета Суссекса различает идеи, которые являются новыми, “только для сознания конкретного индивидуума” (она называет это П-творчеством т.е. психологическим творчеством), и идеи, которые “насколько известно, новы для всей истории человечества (она называет это И-творчеством, историческим творчеством). Когда у кого-то возникает идея новая для него самого, это П-творчество. Ребенок пребывает в процессе бесконечного творчества, делая и придумывая то, что для взрослых является привычным и очевидным. В этих своих поступках дети открывают и утверждают собственную личность. Боден подчеркивает, что буква “И” означает “исторический”, но не “исторически значимый”. Важно не историческое значение идеи, а ее новизна во времени и пространстве.

Я рассматриваю это как разницу между “новизной” и “уникальностью”. Новизна – это новшество, что-то случающееся впервые. Это не абсолютное качество. «Впервые» может означать - первый раз в сознании творца, в группе или в определенный период. Уникальность - характеристика абсолютная. Это означает, что нечто созданное не похоже ни на что другое из существовавшего прежде. Конечно, все уникальное было когда-то новшеством, но не обязательно все новшества уникальны. Эта разница отражена в законе об интеллектуальной собственности. Закон об авторском праве, как мы увидим в следующей главе, требует, чтобы произведение отличалось новизной, но его уникальности не требуется. Патентное законодательство требует и уникальности, и новизны. Например, если два человека в одно и то же время нарисуют одинаковых чертежа, то оба рисунка будут защищены авторским правом. Но тот из них, кто захочет запатентовать новый продукт должен показать, что никто не изобретал ничего подобного.

Неразумно, в данном контексте, зарываться слишком глубоко в происхождение творческих процессов. Мир слишком велик и изменчив, слишком полон разных идей, чтобы мы могли всегда утверждать, что одна вещь по-настоящему оригинальна, а другая - нет. Мы используем запасы нашей памяти, часто бессознательно, даже когда спим. Но принципы все еще существуют и влияют на вопрос о собственности.

Эти два критерия – индивидуальность и оригинальность – необходимые элементы творчества. Но их недостаточно. Нам не нравится что-либо называть креативным, пока это не совпадает с нашим пониманием креативности, даже если это значение банальное и личное. Если у идеи появляется название, то это придает некоторый смысл, даже если он создает лишь отношения между тем, кто дает название и называемым. Но все равно мы можем ощущать, что чего-то недостает. Следовательно, третье условие творчества – смысловое значение.

В пользу этого существуют сильные психологические аргументы. При завершении творческого процесса, мы обычно чувствуем, что совершили нечто, мы сделали или произвели что-то, обладающее собственной идентичностью и определенными характеристиками. Это чувство не зависит от того, найдет ли наше творение одобрение и понимание других людей. Абсурдным было бы утверждать, что творчество одного человека зависит от понимания другого, что произведения Ван Гога не были творчеством, когда он писал свои полотна в 1880-х, поскольку его никто не понимал, и что они стали творчеством впоследствии, когда его картины начали покупать. Все как раз наоборот. Он был ошеломляюще творческим человеком, если говорить о процессе творчества и количестве и размахе созданных им произведений.

Закон это поддерживает. В законе об авторском праве различают идею, которую невозможно защитить, и ее выражение, которое защитить возможно. От автора требуется приложение умений и усилий, чтобы взять идею и создать ее воплощение или произведение. Патентное право идет еще дальше, там от изобретателя требуется совершение “изобретательского шага”. Без такого шага, патент не может быть выдан.

Поскольку мы переходим из сферы индивидуального в промышленную, в область экономических трансакций, то смысл меняется. Тереза Амабайл, заместитель декана по исследованиям в Гарвардской бизнес-школе, говорит, что в бизнесе одной оригинальности недостаточно: “для того, чтобы считаться созидательной, идея должна быть полезной и применимой на практике”. Смысл идеи необходимо донести до потребителя, только тогда она становится полезной.


.

mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал