Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Словарь терминов, используемых в Правилах игры в шахматы






    Число после наименования термина – номер пункта Правил, в котором впервые появляется этот термин.

    алгебраическая нотация: 8.1. Запись ходов с использованием символов от a до h и цифр от 1 до 8 при обозначении полей на доске 8x8.

    анализ: 11.3. Выполнение одним или несколькими игроками ходов на доске с целью опреде-ления наилучшего продолжения.

    арбитр: предисловие. Лицо (лица), ответственное(ые) за обеспечение соблюдения правил со-ревнования.

    белые: 2.2. 1. Белыми называются 16 фигур или 32 поля светлого цвета. 2. При печати это также относится к игроку белыми фигурами.

    бланк для записи партии: 8.1. Лист бумаги, разграфлённый для записи ходов. Бланк также может быть электронным.

    блиц: B. Игра, где у каждого игрока время на обдумывание равно или меньше 10 минут.

    быстрая игра перед окончанием партии: G.1. Заключительная часть игры, в которой игрок должен сделать неограниченное количество ходов за ограниченное время.

    быстрая игра (рапид): A. Игра, в которой время на обдумывание у каждого игрока составляет больше 10 минут, но меньше 60 минут.

    вертикаль: 2.4. Вертикальная колонка из восьми квадратов на шахматной доске.

    взятие на проходе:. См. объяснение в Статье 3.7d. В нотации на русском языке обозначается В.П.

    взятие фигуры: 3.1. Перемещение фигуры игрока с занимаемого ею поля на поле, занятое фигурой соперника, которая при этом удаляется с доски. См. также взятие на проходе 3.7d. Обозначается символом “х”.

    вмешательство: 12.7. Вовлечение посторонних в происходящую игру с тем, чтобы повлиять на результат.

    время опоздания: 6.7.а. Заранее установленное время, на которое игрок может опоздать без штрафа.

    выиграть обычными средствами: G.3. Играть в позитивном ключе, пытаясь выиграть партию; или иметь положение, дающее реальные шансы на победу в партии, а не победить просто из-за падения флажка.

    горизонталь: 2.4. Горизонтальный ряд из восьми квадратов на шахматной доске.

    демонстрационная доска: 6.13. Доска для отображения позиции на шахматной доске, на которой фигуры перемещаются вручную.

    диагональ: 2.4. Прямая линия, проходящая через квадраты одного и того же цвета от одного края доски до другого.

    дополнительное время: 6.3 b.Количество времени (от 2 до 60 секунд), добавляемое игроку перед каждым ходом с самого начала. Это может быть или в режиме задержки, или в накопительном режиме.

    доска: 2.4. Краткое название шахматной доски.

    завершенный ход: 6.2а. Ход считается завершенным, когда игрок сделал свой ход, а затем нажал свои часы.

    запечатанный ход: E. В случае если игра откладывается, игрок должен запечатать свой следующий ход в конверт.

    заявление: 6.8. При определенных обстоятельствах игрок может сделать заявление арбитру.

    зрители: Наблюдающие за игрою лица, не являющиеся арбитрами или игроками. Сюда включаются и игроки, закончившие свои партии.

    игра за шахматной доской: введение. Данные Правила игры в шахматы распространяются только на этот вид шахматной игры и не включают в себя игру по интернету, по переписке и т.п.

    игровая зона: 11.2. Единственное помещение, в котором игроки должны находиться во время игры.

    игровой зал: 11.2. Помещение, в котором играются партии соревнования.

    классическая игра: G3. Игра, в которой время на обдумывание каждого игрока составляет, по крайней мере, 60 минут.

    комнаты отдыха: 11.2. Туалеты, а также помещение, выделяемое отдельно на чемпионатах мира, в котором игроки могут расслабиться.

    контроль времени: 1. Регламент времени, предоставляемого игроку на обдумывание. Например, 90 минут на 40 ходов и 30 минут на все оставшиеся ходы плюс 30 накапливаемых секунд, начиная с первого хода. 2. Говорят, что игрок прошёл контроль времени”, если, например, он сделал требуемые регламентом 40 ходов менее чем за 90 минут.

    королевский фланг: 3.8a. Вертикальная половина доски, на которой в начале игры стоит ко-роль.

    лёгкая фигура: Слон или конь.

    мат: 1.3. Сокращенное название шахматного мата.

    монитор: 6.13. Электронное устройство для отображения позиции на доске.

    нажать часы: 6.2а. Нажать на кнопку или рычаг шахматных часов, останавливая свои часы и пуская часы соперника.

    накопительный режим (режим Фишера): Режим, при котором игрок перед каждым ходом получает дополнительное количество времени (часто 30 секунд).

    нападение: 3.1. Говорят, что фигура нападает на фигуру соперника, если эта фигура может взять фигуру соперника на этом поле.

    на усмотрение арбитра: В Правилах описано много случаев, когда арбитр должен исполь-зовать свое суждение.

    неразрешённый ход: 3.10b. Ход, который не разрешен данными Правилами.

    невозможное положение: 3.10c. Положение считается невозможным, если оно не может быть получено любой серией разрешённых Правилами ходов.

    ничейная позиция: 5.2b. Позиция, в которой ни один игрок не может поставить мат королю соперника любой серией разрешённых ходов.

    ничья: 5.2. Игра, в которой ни одна из сторон не смогла добиться победы.

    нулевое время опоздания: 6.7a. Игрок должен сидеть за шахматной доской перед началом тура.

    обжалование: 11.10. Как правило, игрок имеет право обжаловать решение судьи или органи-затора.

    обмен: 3.7е. При продвижении пешки на последнюю от игрока горизонталь она обменивается на любую, кроме короля, фигуру того же цвета.

    объяснение: 11.9.Игрок имеет право на объяснение Правил арбитром.

    ограниченные возможности: 6.2e. Физические или умственные недостатки, которые приводят к частичной или полной потере способности человека выполнять определенные действия при игре в шахматы.

    организатор: 8.3. Лицо, ответственное за игровую зону, даты соревнования, денежные призы, приглашения, формат соревнования и так далее.

    откладывать: 8.1. Вместо завершения игры за один сеанс партия временно прерывается, а затем продолжается в более позднее время.

    очки: 10.1. Обычно игрок получает 1 очко за победу, ½ очка за ничью, 0 за поражение. Встре-чается следующий подсчет очков: 3 за победу, 1 за ничью, 0 за поражение.

    падение флажка: 6.1. Истечение времени, отведенного игроку.

    патовая позиция: 5.2a. Положение, в котором игрок не имеет разрешённого Правилами хода, и его король не находится под шахом.

    период времени: 8.6. Часть игры, в которой игроки должны сделать заданное количество ходов или все ходы в течение определенного времени.

    повторение ходов: 5.2d. 1. Игрок может заявить о признании партии ничьей, если одна и та же позиция возникла три раза. 2. Игра признаётся ничьей, если одна и та же позиция возникла пять раз.

    поле превращения: Поле, на которое перемещается пешка, когда она достигает последней от своей исходной позиции горизонтали.

    положение о соревновании: 6.7a. В Правилах игры в шахматы есть различные варианты про-ведения соревнований. Положение о соревновании должно установить, какой вариант прове-дения соревнований выбран.

    помощник: 8.1. Лицо, которое может помочь плавному течению соревнований различными способами.

    потеря права: 4.8. Потеря права сделать заявление или ход.

    правило 50 ходов: 5.2e. Игрок может заявить о признании партии ничьей, если последние 50 ходов были сделаны каждым игроком без движения какой-либо пешки и без взятия какой-либо фигуры.

    правило 75 ходов: 9.6b. Партия признаётся ничьей, если последние 75 ходов были сделаны каждым игроком без движения какой-либо пешки и без взятия какой-либо фигуры.

    превращение: 3.7e. Происходит, когда пешка достигает последней горизонтали от своей ис-ходной позиции и заменяется новой фигурой: ферзём, ладьёй, слоном или конём того же цвета.

    предложение ничьей: 9.1b. Порядок, в соответствии с которым игрок может предложить ничью сопернику. В бланке записи партии указывается символом =”.

    размен: 1. Положение, при котором игрок взял фигуру той же ценности, что и его собственная фигура, и эта фигура взята соперником обратно. 2. Положение, при котором один игрок потерял ладью, а другой потерял слона или коня.

    разрешенный ход: 1.2. Ход, при котором полностью выполнены все соответствующие требо-вания Статей 3.1 - 3.9.

    режим Бронштейна: 6.3b. См. режим задержки времени.

    режим задержки времени (режим Бронштейна): 6.3b. Оба игрока получают определенное основное время на обдумывание”. Кроме того, каждый игрок получает фиксированное допол-нительное время” на каждый ход. Обратный отсчет основного времени на обдумывание начи-нается только после истечения фиксированного дополнительного времени. В том случае, когда игрок нажимает свои часы до истечения фиксированного дополнительного времени, основное время на обдумывание не меняется, независимо от того, сколько фиксированного дополни-тельного времени использовано.

    режим Фишера: См. накопительный режим.

    результат партии: 8.7. Обычно результат партии 1-0, 0-1 или ½ -½. В исключительных случаях оба игрока могут потерять очки (Статья 11.8), или один получит ½ очка, а другой - 0 (Статья 12.9). Для несыгранных партий результат обозначается +/- (белые победили из-за неявки соперника), -/+ (черные победили из-за неявки соперника), -/- (не явились оба игрока).

    рокировка: Перемещение короля к ладье. См. Статью 3.8b. Рокировка на королевском фланге обозначается 0-0, на ферзевом фланге - 0-0-0.

    сдаюсь: 5.1b. Уведомление о том, что игрок отказывается от дальнейшей игры и не играет до мата.

    сопредельная зона: 12.8. Зона, прилегающая к игровой зоне, но фактически не являющаяся её частью. Например, места, отведенные для зрителей.

    счетчик ходов: 6.10b. Устройство в шахматных часах, которое может использоваться для регистрации количества нажатий на часы каждого игрока.

    усмотрение арбитра: В Правилах игры в шахматы около 39 случаев, в которых арбитр должен использовать своё суждение.

    ферзевой фланг: 3.8a. Вертикальная половина доски, на которой в начале игры стоит ферзь.

    фигура: 2. Одна из 32 фигур на шахматной доске или ферзь, ладья, слон или конь.

    флажок: 6.1. Устройство, которое отображает, что период времени заканчивается.

    ход: 1.1. 1. Выражение “90 минут на 40 ходов” относится к 40 ходам каждого игрока. 2. Выражение “при своём ходе” относится к праву этого игрока сделать следующий ход.

    ход при касании фигуры: 4.3. Если игрок касается фигуры с намерением пойти ею, то он обязан сделать ход этой фигурой.

    ход сделан: 1.1. Говорят, что ход “сделан”, когда фигура была передвинута на новое поле, рука игрока отпустила фигуру и взятая фигура соперника, если таковая имеется, снята с доски.

    часы: 6.1. Одно из двух устройств для регистрации и отображения времени.

    черные: 2.2. 1. Черными называются 16 фигур и 32 поля темного цвета. 2. При печати это также относится к игроку черными фигурами.

    честная игра: 12.2a. Иногда, когда арбитр обнаруживает, что положений Правил недостаточно, он должен принимать решения по справедливости.

    шах: 3.9. Нападение на короля одной или несколькими фигурами соперника. Обозначается символом +”.

    шахматная доска: 1.1. Доска размером 8х8 квадратов, как в Статье 2.1.

    шахматные часы: 6.1. Часы с двумя устройствами для регистрации и отображения времени, связанными друг с другом.

    шахматный мат: 1.2. Нападение на короля, при котором он не может парировать угрозу. Обозначается символом ++” или “#”.

    шахматы: Комплект из 32 фигур на шахматной доске.

    шахматы 960: F. Вариант шахмат, при котором расстановка фигур на первой и последней горизонталях создаётся одним из 960 различных возможных вариантов.

    штраф: Присуждение поражения из-за нарушения Правил.

    штрафные санкции: Арбитр может применить санкции, описанные в Статье 12.9 в порядке возрастания степени тяжести нарушения.

    экран: 6.13. Устройство для электронного отображения позиции на доске.

    я поправляю: 4.2. Уведомление о том, что игрок хочет поправить положение фигуры, но не обязательно намерен ходить ею.

     

     


     






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.