Главная страница
Случайная страница
Разделы сайта
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата.
Дисциплина «Логика» относится к Б1.В1. Логика даёт возможность расширения и углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых дисциплин, позволяет получить студенту углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и для продолжения профессионального образования в магистратуре.Предмет читается на втором курсе в 4-м семестре.
Курс представляет собой введение в логическую проблематику. Его основная задача – изучение классического наследия традиционной логики; ознакомление с элементами современной символической логики; выработка умения практического применения логики, поэтому значительное место отводится выполнению упражнений.
3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Логика».
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать основные понятия, теории, методы, направления логики.
Уметь применять основные логические операции, выявлять причинно-следственные связи; уметь использовать основные категории и законы логики.
Владеть навыками логического анализа информации, приемами ведения дискуссии, навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения.
Код компетенции
| Формируемые компетенции
| Результат освоения дисциплины
| ОК-6
| Способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь
| Знатьосновные способы построения устной и письменной речи и правила построения аргументации.
Уметь аргументировано и ясно строить устную и письменную речь.
Владетькультурой мышления.
|
4. Структура и содержание дисциплины «Логика»
4.1. Объём дисциплины и виды учебной работы (в часах)
4.1.1. Объём и виды учебной работы (в часах) по дисциплине в целом
4.2 Содержание дисциплины
Содержание разделов базового обязательного модуля дисциплины
4.2.1. Содержание лекционного курса
№
| Наименование раздела дисциплины
| Содержание раздела дисциплины
| Результат обучения, формируемые компетенции
|
| Предмет и значение логики
| 1. Предмет логики.
2. Роль мышления в познании.
3. Основные особенности и формы абстрактного мышления
| Знатьпредмет, объект, значение логики, ее основные функции, основные особенности и формы абстрактного мышления, основные направления логики.
Уметь аргументировано и ясно излагать изученный материал.
Владеть навыками логического анализа основных особенностей и форм абстрактного мышления.
|
| Понятие, его виды. Отношения понятий.
| 1. Понятие как форма мышления. Основные логические приемы формирования понятий.
2. Объем понятия. Классы. Подклассы. Элементы класса. Отношение принадлежности элемента к классу и включение класса в класс. Закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия.
3. Виды понятий.
| Знатьдефиницию понятия, основные логические приемы его формирования, виды понятий.
Уметь аргументировано и ясно излагать материал о понятии как форме мышления; уметь аргументированно различать виды понятий.
Владеть навыками логического анализа основных видов отношений между понятиями.
|
| Операции с понятиями. Операции с классами
| 1. Операции с классами (объемами понятий): пересечение, объединение, разность классов, дополнение.
2. Основные законы логики классов: коммутативность и ассоциативность операций пересечения и объединения; законы дистрибутивности, законы поглощения и др.
3. Обобщение ограничение понятий.
| Знатьдефиницию понятия, основные логические приемы его формирования, виды понятий.
Уметь аргументировано и ясно излагать материал о понятии как форме мышления; уметь аргументированно различать виды понятий.
Владеть навыками логического анализа основных видов отношений между понятиями.
|
| Простое суждение
| 1. Общая характеристика суждения.
2. Суждение и предложение. Повествовательное, побудительное и вопросительное предложения и их логический смысл.
3. Простые и сложные суждения. Состав простого суждения.
4. Виды простых суждений: атрибутивные, суждения с отношениями, суждения существования.
| Знатьдефиницию суждения, его состав, дефиницию простого суждения, виды простых суждений.
Уметь аргументировано и ясно излагать материал о суждении, различать суждение и предложение, различать простые и сложные типы суждений.
Владеть навыками логического анализа основных видов суждений.
|
| Сложные суждения и их виды
| 1. Cложное суждение и его виды.
2. Образование сложных суждений из простых с помощью логических связок: конъюнкции, дизъюнкции, импликации, эквиваленции и отрицания.
3. Условия истинности сложных суждений (табличное определение).
| Знатьдефиницию сложного суждения, знать основные виды логических связок.
Уметь аргументировано и ясно излагать материал о сложном суждении.
Владеть навыками логического анализа условий истинности сложных суждений
|
| Умозаключения из простых и сложных суждений.
| 1. Общая характеристика умозаключения.
2. Непосредственные дедуктивные умозаключения.
3. Опосредованные дедуктивные умозаключения. Выводы из простых суждений.
| Знатьдефиницию умозаключения, его основные виды.
Уметь аргументировано и ясно излагать материал об умозаключении; уметь аргументированно различать непосредственные и опосредованные дедуктивные умозаключения.
Владеть навыками логического анализа основных видов непосредственных и опосредованных умозаключений.
|
| Силлогизмы: простой, сложный, сложносокращенный.
| 1. Категорический силлогизм. Состав силлогизма.
2. Фигуры и модусы силлогизма. Правильные модусы.
3. Общие правила силлогизма. Специальные правила фигур.
| Знатьдефиницию силлогизма, его состав, аксиому силлогизма, фигуры, правила фигур, модусы (правильные и неправильные).
Уметь аргументировано и ясно излагать материал о силлогизме; уметь аргументированно различать фигуры и модусы силлогизма.
Владеть навыками логического анализа теории силлогизма.
|
| Логические основы теории аргументации
| 1. Аргументация и процесс формирования убеждений.
2. Понятие доказательства. Структура доказательства, его виды.
3. Понятие опровержения. Способы опровержения.
| Знатьдефиницию аргументации, ее структуру, знать понятие доказательства, его структуру и виды, знать понятие опровержения, его основные способы.
Уметь аргументировано и ясно излагать материал об аргументации.
Владеть навыками логического анализа основ теории аргументации.
| 4.2.2. Содержание практических занятий
№
| Наименование раздела дисциплины
| Содержание раздела дисциплины
| Результат обучения, формируемые компетенции
|
| Основные законы правильного мышления
| 1. Основные черты правильного мышления: определенность, последовательность, непротиворечивость, доказательность.
2. Значение основных законов логики.
3. Закон тождества. Закон непротиворечия. Закон исключенного третьего. Закон достаточного основания.
4. Методологическая функция основных законов классической логики.
| Знатьдефиниции мышления, его основные черты, знать дефиниции основных логических законов, их функции.
Уметь аргументировано и ясно излагать материал о законах логики.
Владеть навыками анализа основных законов правильного мышления.
|
| Понятие, его виды. Отношения понятий.
| 1. Понятие как форма мышления.
2. Отношения между понятиями. Сравнимые и несравнимые понятия. Совместимые и несовместимые понятия.
3. Круговые схемы Эйлера и диаграммы Венна для выражения отношений между понятиями.
| Знатьдефиницию понятия, его основные виды, отношения между понятиями, круги Эйлера и диаграммы Венна.
Уметь аргументировано и ясно излагать материал о понятии как форме мышления; уметь аргументированно различать виды понятий.
Владеть навыками логического анализа основных видов отношений между понятиями.
|
| Операции с понятиями. Операции с классами
| 1. Деление понятий. Виды деления. Правила и возможные ошибки в делении.
2. Классификация и ее виды.
3. Определение понятий. Виды определений. Правила явного определения.
4. Приемы, сходные с определением: описание, характеристика, разъяснение посредством примера и др.
| Знатьдефиницию операции деления, классификации, определения, а также дефиниции приемов сходных с определением.
Уметь аргументировано и ясно излагать материал об операциях с понятиями и классами; уметь различать виды деления; уметь аргументированно различать виды определений и приемов, сходных с определением.
Владеть навыками логического анализа основных операций с понятиями и классами.
|
| Простое суждение
| 1. Суждения с простыми и сложными субъектами и предикатами.
2. Категорические суждения и их виды (деление по количеству и качеству).
3. Выделяющие и исключающие суждения.
4. Распределенность терминов в суждениях.
5. Круговые схемы отношений между терминами в категорических суждениях.
| Знатьдефиницию суждения, его состав, дефиницию простого суждения, виды простых суждений.
Уметь аргументировано и ясно различать суждения с простыми и сложными субъектами и предикатами; уметь изображать круги Эйлера в отношении категорических суждений; уметь определять распределенность терминов.
Владеть навыками логического анализа основ простых суждений.
|
| Сложные суждения и их виды
| 1. Отношения между суждениями по истинности.
2. «Логический квадрат». Правила образования противоречащих (отрицающих) суждений.
3. Деление суждений по модальности.
4. Суждения о нормах. Понятие о логике норм.
| Знатьдефиницию правила образования противоречащих суждений; понятие модальности, понятие нормы.
Уметь аргументировано и ясно излагать материал о сложном суждении, логическом квадрате, логике норм.
Владеть навыками логического анализа условий истинности сложных суждений.
|
| Умозаключения из простых и сложных суждений.
| 1. Опосредованные дедуктивные умозаключения. Выводы из сложных суждений.
2. Индуктивные умозаключения. Виды индуктивных умозаключений. Научная индукция. Метод сходства. Метод различия. Объединенный метод сходства и различия. Метод сопутствующих изменений. Метод остатков.
3. Умозаключения по аналогии. Виды умозаключений по аналогии.
| Знатьдефиницию умозаключения, его основные виды.
Уметь аргументировано и ясно излагать материал об умозаключении; уметь аргументированно различать непосредственные и опосредованные дедуктивные умозаключения.
Владеть навыками логического анализа основных видов непосредственных и опосредованных умозаключений.
|
| Силлогизмы: простой, сложный, сложносокращенный.
| 1. Сокращенный силлогизм (энтимема).
2. Понятие о сложных (полисиллогизм) и сложносокращенных (сориты и эпихейрема) силлогизмах.
| Знатьдефиницию силлогизма, его состав, аксиому силлогизма, фигуры, правила фигур, модусы (правильные и неправильные).
Уметь аргументировано и ясно излагать материал о силлогизме; уметь аргументированно различать фигуры и модусы силлогизма.
Владеть навыками логического анализа теории силлогизма.
|
Содержание практических занятий
|