Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические рекомендации к контрольным работам для заочного отделения






Контрольные работы представлены в двух вариантах. Каждому студенту необходимо выбрать один вариант. Для этого посмотрите на номер своей зачетной книжки. Если номер заканчивается на цифры от 0 до 4, то Вам следует выбрать 1-й вариант. Если номер заканчивается на 5-9, то Ваш вариант – второй.

При выполнении контрольной работы следует руководствоваться образцами выполнения типовых задач по соответствующим темам, представленным в следующих сборника «Упражнения по логике» Кириллова В.И., «Сборнике упражнений» Ивлева Ю.В., «Задачах и упражнениях» Ивина А.А., «Упражнениях и задачи с объяснением» Кузиной Е. Б.. Кроме того, необходимо прочесть соответствующие заданиям разделы рекомендуемых учебников.

Контрольную работу нужно выполнить либо в отпечатанном виде, либо в частично отпечатанном, частично рукописном виде. Для этого сделайте пробелы после каждого задания, представленного в электронном варианте контрольной, оставьте поля для критических замечаний преподавателя, оставьте место для возможных исправлений после каждого выполненного Вами задания. Имейте в виду, что не все задания Вам удастся выполнить сразу правильно. Вероятность возвращения контрольной на доработку достаточно велика. После доработки контрольную работу необходимо сдать на проверку преподавателю, либо на внутрисеместровой или предэкзаменационной консультации, в крайнем случае, перед экзаменом или зачетом. Не выполняйте контрольные работы, полагаясь только на свою интуицию и разумение, прибегайте к помощи учебных пособий и практикумов (сборников упражнений).

Зачтенная контрольная работа является основанием для допуска к сдаче экзамена / зачета.

Контрольные работы для студентов заочного и очно-заочного отделения

Вариант

1.1. Нарушение каких основных законов логики могут быть проиллюстрированы следующим примером:

На недавних парламентских выборах была сделана попытка зарегистрировать в Центральной избирательной комиссии блок «Независимые кандидаты». Как Вы думаете, удалась ли эта попытка? Почему?

 

1.2. Осуществите по две последовательных операции обобщения и ограничения следующих понятий:

работа, Европейский союз, закон, правовое государство.

Во всех ли случаях удалось выполнить задание? Если нет, то почему?

 

1.3. Ниже приведены примеры деления понятий. Правильно ли произведено деление? Если имеются ошибки, укажите правила, по которым они допущены:

А) Науки бывают естественные, технические, общественные и юридические.

Б) Международные договоры делятся на устные, письменные, справедливые и несправедливые.

В) Числа делятся на простые, четные и нечетные.

Г) Деревья состоят из корней, ствола и кроны.

Д) Различают следующие виды хищений: хищение государственного имущества и личного имущества граждан.

Е) Женщина: незамужняя, замужняя, мать, бабушка.

 

1.4. С помощью круговых схем изобразите отношения между понятиями:

А)экономическое преступление, уголовное преступление, преступление, преступник.

Б) конституция, основной закон.

В) мужчина, умный человек, женщина, философ.

Г) здание, фундамент, небоскреб, часть здания, комната.

 

1.5. Проанализируйте с точки зрения логики следующие определения:

А) А.С.Пушкин – солнце русской поэзии.

Б) А.С.Пушкин – великий русский поэт.

В) Шар представляет собой тело, образованное вращением полукруга вокруг диаметра.

Г) Взятка – деньги, передаваемые должностному лицу как оплата его преступных действий.

Д) Шантаж – угроза разглашения компрометирующих сведений с целью вымогательства.

Е) Попугай – птица тропических стран с ярким оперением.

Ж) Беззаконие – положение, при котором общественная жизнь не обеспечивается законами.

З) Счет- документ, в котором указана причитающаяся за что-либо денежная сумма.

И) Рынок -наихудший способ организации хозяйства, за исключением всех остальных.

К) что такое осень? Это небо. Плачущее небо под ногами…

 

1.6. Определите вид и запишите структуру (форму) суждения:

А) Неверно, что Солнце вращается вокруг Земли.

Б) Гражданину Российской Федерации начисляется пенсия, если он достиг пенсионного возраста и имеет необходимый стаж работы.

В) Ни один человек не может осуществлять свою жизнедеятельность вне взаимодействия с другими людьми.

Г) Амнистия бывает общей или частичной.

 

1.7. Произведите операцию отрицания следующих атрибутивных суждений. Представьте результаты в символической форме и на естественном языке:

А) Ни один прокурор не является адвокатом.

Б) Некоторые общественно опасные деяния являются преступлениями против собственности.

 

1.8. Произведите операцию отрицания сложных суждений:

А) Если мне в моей просьбе откажут, я буду обращаться в соответствующие органы вторично.

Б) Несовершеннолетние вовлекаются в совершение преступления путем обещаний,

обмана, угроз или иным способом

 

1.9. Произведите превращение следующих суждений:

А) Некоторые преступления являются умышленными.

Б) Инвалиды ВОВ имеют право на льготы.

 

1.10. Произведите обращение следующих суждений:

А) Половина студентов нашей группы не сдала зачет.

Б) Никто не должен здесь фотографировать.

1.11. Определите вид и проверьте правильность следующих умозаключений:

А) Чтобы быть допущенным к экзаменационной сессии, достаточно сдать все зачеты. Н. не допущен к экзаменационной сессии. Значит, он не сдал зачеты.

Б) Если цены возрастут, то политическая ситуация обостриться, а если не возрастут, то увеличится дефицит. Мы не допустим обострения политической ситуации. Значит, увеличится дефицит.

1.12. Определите фигуру и правильность следующих силлогизмов:

А) Иногда образная речь не является красноречивой, ибо ни одна глупость не является красноречивой, а иногда глупость выражается образно.

Б) Доказательство, полученное с нарушением закона не имеет юридической силы.Данное доказательство не имеет юридической силы, потому что оно получено с нарушением закона.

 

1.13. Восстановите следующие энтимемы, укажите фигуру, определите правильность построения полученных силлогизмов:

А) Судебные эксперты обязаны давать правдивые показания. Свидетели обязаны давать правдивые показания.

Б) Роман «Война и мир» - гениальное произведение, ибо оно – реалистическое произведение.

1.14. Определите, какая аналогия имеет место:

«А вот сравнение с общеизвестными предметами я понимаю. Например, если ты твердишь, что объем Урана больше объема Земли в 76 раз, а объем Сатурна – в 900 раз, Юпитера – в 1300 раз, Солнца в 1 миллион 300 тысяч раз, никакого наглядного представления эти цифры мне не дают. Я предпочитаю метод «Льежского альманаха», который попросту и без дураков говорит: Солнце – это тыква диаметром в два фута, Юпитер – апельсин, Сатурн – райское яблочко, Нептун – черешня, Уран – крупная вишня, Земля – горошинка, Марс – булавочная головка, Меркурий – горчичное зернышко, Церера, Веста, Паллас – песчинки». (Ж.Верн)

1.15. Рассуждение «доверчивого человека легко обмануть, значит, он всегда заблуждается» содержит ошибку:

А) поспешное обобщение

Б) подмена условного безусловным

В) «после этого, значит, по причине этого»

Г) перестановка причины и следствия

 

1.16. Рассуждение «Если модель корабля потонула, затонет и сам корабль» является…

А) строгой аналогией

Б) поверхностной аналогией

В) дедукцией

Г) индукцией

 

1.17. Проанализируйте следующие рассуждения, найдите тезис, аргументы и форму демонстрации. Укажите и квалифицируйте ошибки, если они имеются:

А) При взвешивании вещества определенного химического состава было установлено, что его вес больше веса суммы составляющих его веществ. Это означало, что в состав вещества входит какое-то неизвестное вещество. Им оказался литий.

Б) Один завсегдатай пивного бара рассуждал так: «Чем больше пива я пью, тем больше трясутся мои руки. Чем больше они трясутся, тем больше пива я проливаю. А чем больше его, родимого, я проливаю, тем меньше я пью. Вывод: чем больше я пью, тем меньше я пью».

 

 

Вариант

2.1. Нарушение каких основных законов логики могут быть проиллюстрированы следующим примером:

Молчит – значит согласен. Ведь не зря говорят, что молчание знак согласия.

 

2.2. Осуществите по две последовательных операции обобщения и ограничения следующих понятий:

правовая система, судебная власть, Российская Федерация, планета, цветок.

Во всех ли случаях удалось выполнить задание? Если нет, то почему?

 

2.3. Ниже приведены примеры деления понятий. Укажите вид деления. Правильно ли произведено деление? Если имеются ошибки, укажите какие.

А) Государственные налоги делятся на прямые и косвенные.

Б) комедия делится на комедию ситуаций, комедию характеров, черную комедию, слезливую комедию, комедию идей и комедию нравов.

В) «-Разделим буханку хлеба ножом – что будет?

-По-моему…-начала Алиса, но тут вмешалась Черная Королева.

-Бутерброды, конечно, - сказала она».

Г) Соучастниками преступления являются подстрекатели и пособники преступления.

Д) Проступки бывают дисциплинарные, административные и аморальные.

Е) Школа: администрация школы, педагогический коллектив школы, учащиеся.

2.4. С помощью круговых схем изобразите отношения между понятиями:

А) Субъект Российской Федерации, республика Карелия, Краснодарский край.

Б) Преступная группа, вооруженная группа, банда, преступник.

В) адмирал, английский адмирал, адмирал Нельсон, русский адмирал, адмирал Ушаков.

 

2.5. Проанализируйте с точки зрения логики следующие определения (вид, соответствие правилам, определение ли это):

А) Кавычки – парный знак препинания, используемый для прямой речи.

Б) Резидент – тайный представитель разведки в каком-нибудь районе иностранного государства.

В) Безапелляционное решение – решение, не подлежащее обжалованию в апелляционном порядке.

Г) Дезертирство – неявка на военную службу с целью уклониться от нее.

Д) Стадион – место для показа спортивных игр без повторения интересных моментов.

Е) Энциклопедист – это человек, который даст ответ на любой вопрос.

Ж) Коллегия – группа должностных лиц, образующих административный, совещательный или распорядительный орган.

З) Термин «клика» в переводе с французского означает группу людей, стремящихся к достижению каких-либо корыстных, неблаговидных целей.

И) Общественные отношения, урегулированные нормами административного права, называются административными правоотношениями..

 

2.6. Определите вид и запишите структуру (форму) суждения:

А) Некоторые рынки- нерегиональные.

Б) Среди преподавателей есть мужчины.

В) Каждый человек имеет право на труд.

Г) «Он и швец, и жнец и на дуде игрец» (Русская пословица).

Д) Если он честный, то он даст правдивые показания.

Е) «Если хочешь быть умным, то научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и умолкать, когда нечего больше сказать» (Лафатер).

2.7. Произведите операцию отрицания атрибутивных суждений. Представьте результаты в символической форме и на естественном языке:

А) Часть студентов не готова к экзаменам.

Б) Ни один из нас не решился возражать против этого веского довода.

2.8. Произведите операцию отрицания сложных суждений:

А) Я постараюсь занять деньги у знакомых либо возьму кредит в банке.

Б) Если самому не делать контрольную работу, то трудно будет сдать экзамен

 

2.9. Произведите превращение следующих суждений:

А) Некоторые юристы – адвокаты.

Б) Некоторые члены профсоюза не платят членские взносы.

 

2.10. Произведите обращение следующих суждений:

А) Люди –не ангелы.

Б) Большая часть жителей нашего городка активно занимается спортом.

 

2.11. Определите вид и проверьте правильность следующих умозаключений:

А) В бюджете возникнет дефицит, если не повысят пошлины. Если в бюджете возникнет дефицит, то государственные расходы на общественные нужды сократятся. Значит, если повысят пошлины, то государственные расходы на общественные нужды не сократятся.

Б) Если не знаешь весь курс логики, то экзамен не сдашь. А если пропускаешь занятия, то не знаешь весь курс. Значит, если студент сдал экзамен по логике, то он не пропускал занятия.

 

 

2.12. Определите фигуру и правильность следующих силлогизмов:

А) Лица, занимающиеся контрабандой, подлежат привлечению к уголовной ответственности. Экспедитор магазина занимался контрабандой. Следовательно, он будет привлечен к уголовной ответственности.

Б) Всякое знание не является бесполезным, и никакое знание не приносит вреда. Значит, все приносящее вред бесполезно.

2.13. Восстановите следующие энтимемы, укажите фигуру, определите правильность построения полученных силлогизмов и умозаключений из сложных суждений, которые тоже могут быть энтимемами:

А) У нас нет достаточных доказательств его виновности, поэтому он должен быть оправдан.

Б) Туристы – веселый народ, а вот некоторые пенсионеры не любят путешествовать пешком.

 

2.14. Определите, какая аналогия имеет место:

Они были во многом похожи. Оба не старше 30, оба холостые. Оба примерно в одно и то же время закончили один и тот же вуз и работали в одинаковой должности. Оба имели манеру переспрашивать собеседника и растягивать слова. Да и внешне они были похожи друг на друга: тот же цвет волос, те же немного раскосые глаза чуть навыкате, один и тот же массивный подбородок, прямой нос и слегка оттопыренные уши. Вполне можно было предположить, что и характеры их были одинаковыми.

2.15. Рассуждение «ветер дует, потому что деревья качаются» содержит ошибку

А) поспешное обобщение

Б) «после этого, значит, по причине этого»

В) перестановка причины и следствия

Г) подмена условного безусловным

 

2.16. Рассуждение «арбуз может взорваться, как бомба, он такой же круглый и тяжелый» является

А) строгой аналогией

Б) поверхностной аналогией

В) дедукцией

Г) индукцией

2.17. Проанализируйте следующие рассуждения, найдите тезис, аргументы и форму демонстрации. Укажите и квалифицируйте ошибки, если они имеются.

А) – Сколько лет твоему отцу, мальчик?

- Столько же, сколько и мне.

- Как так?

- Очень просто: он стал моим отцом, когда я родился.

Б) – Если человек имеет неустойчивую нервную систему, то он способен на преступление. Андреев совершил преступление, значит, он имеет неустойчивую нервную систему.

 

Список учебной литературы:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.