Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Воспитание с ориентацией на зону ближайший интересов






(дополнительный материал для ответа)

Не отвергая значительного положительного опыта работы прошедшего десятилетия, представляется, что главным прин­ципом планирования и построения воспитательной работы в новых условиях должна быть ее организация из зоны ближай­ших интересов молодежи.

Зона ближайших интересов (з.б.и.) - это набор личностных характеристик (качеств, увле­чений, социальных устремлений, ценностных мотивов и ори­ентации), лежащих в основе мотивированного отношения мо­лодежи к окружающей действительности. Это системы, кото­рые выступают в качестве условия продуктивной деятельности молодежи.

Таким образом, набор характеристик, качеств и сопутствую­щих им интересов, осуществляя побудительное воздействие, вы­зывает существенные сдвиги в поведении, уровне притязаний и самооценке молодежи, системе отношений между субъектами вза­имодействия и обучения, что особенно важно в учебно-воспита­тельном процессе.

Новый принцип, который Е.В. Ткаченко обозначил как «ориентация на зону ближайших интересов», развивает и распространяет на сфе­ру воспитания теоретическое положение Л.С. Выготского о «зоне ближайшего развития». Как известно, оно обосновывает эф­фективность того обучения, которое идет впереди развития, тя­нет его за собой, выявляя возможности ребенка.

Реализация возможностей зоны ближайшего развития будет более эффективной на базе выработки перспективных лично­стных характеристик и развития интересов и способностей уча­щихся в рамках зоны ближайших интересов.

Предлагаемый в качестве ведущего принцип воспитания из зоны ближайших интересов целесообразно условно разбить на три группы:

- принципы воспитания,

- принципы организации воспитательной работы;

- группа принципов, объединяющая обе предыдущие как принципы опережающей воспитательной работы.

-

1. Принцип организации воспитательной работы с ориента­цией на зону ближайших интересов, жизненных ценностей и при­оритетов современной молодежи.

2. Принцип организации воспитательной работы на базе пред­варительной социопедагогической диагностики и социологичес­ких исследований субъектов воспитательного процесса.

3. Принцип организации воспитательной работы на основе не
авторитарных моделей и планов, а планов-ориентиров, моделей, механизмов, развивающих инициативу и творчество их исполнителей.

4. Принцип создания дифференцированных моделей и ме­ханизмов воспитательной работы, отражающих специфику контингента УНПО региона, социумов и общественных отно­шений.

5. Принцип организации воздействия на человека всей си­стемы общественных связей в совокупности с разнообразным субъект-субъектным взаимодействием, но с преимуществен­ным воздействием на учащихся со стороны воспитателей-пе­дагогов.

6. Принцип преемственности и взаимосвязи лучших традиций воспитательной работы с целями и задачами воспитания в совре­менных условиях.

Следует еще раз подчеркнуть, что из предлагаемого набора принципов ведущим является принцип воспитания с ориентаци­ей на зону ближайших интересов.

Как уже отмечалось ранее, зона ближайших интересов (з.б.и.) - это набор личностных характеристик (качеств, увле­чений, социальных устремлений, ценностных мотивов и ори­ентации), лежащих в основе мотивированного отношения мо­лодежи к окружающей действительности. Это системы, кото­рые выступают в качестве условия продуктивной деятельности молодежи.

Таким образом, набор характеристик, качеств и сопутствую­щих им интересов, осуществляя побудительное воздействие, вы­зывает существенные сдвиги в поведении, уровне притязаний и самооценке молодежи, системе отношений между субъектами вза­имодействия и обучения, что особенно важно в учебно-воспита­тельном процессе.

Совокупность предлагаемых принципов позволит действительно по-новому проектировать и организо­вывать воспитательную работу в системе НПО из зоны ближай­ших интересов учащейся молодежи.

Итак, различные подходы к выделению принципов воспитания подчер­кивают сложность такого понятия, как воспитание, воспитательная работа, в современных социально-экономических условиях. Союз различных принципов придаст воспитанию гармонию и позволяет формировать личность будущего рабочего с учетом его потребностей и потребностей общества.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.