Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Сервис онлайн-записи на собственном Telegram-боте
    Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое расписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже. Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.
    Для новых пользователей первый месяц бесплатно.
    Чат-бот для мастеров и специалистов, который упрощает ведение записей:
    Сам записывает клиентов и напоминает им о визите;
    Персонализирует скидки, чаевые, кэшбэк и предоплаты;
    Увеличивает доходимость и помогает больше зарабатывать;
    Начать пользоваться сервисом
  • Понятие о воспитательном процессе. Особенности и противоречия






    воспитательного процесса

     

    Воспитание всегда осуществляется через воспитательный процесс – целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и учащихся, сущностью которого является создание условий для самореализации субъектов этого процесса. С точки зрения гуманистического подхода в воспитательном процессе всегда есть субъекты: обучающийся, группа, коллектив, взаимодействующие с педагогом.

    Следовательно, процесс воспитания может быть индивидуальным или коллективным, но обязательно должен носить двусторонний характер взаимодействия. Организуется и осуществляется этот процесс в семье, в различных образовательных учреждениях (школа, училище, колледж, вуз), в учреждениях системы дополнительного образования детей (клубы, кружки, секции), в культурных учреждениях и центрах (театры, музеи, выставочные залы), в детских общественных организациях.

    Структура воспитательного процесса представляет собой взаимосвязь основных элементов: целей и содержания, методов и средств, а также достигнутых результатов. Движущие силы и логика воспитательного процесса определяются его фундаментальными, основополагающими характеристиками: диалектичностью, противоречивостью, целенаправленностью, систематичностью, вариативностью, оптимистичностью (Л.И. Маленкова).

    Воспитание является одним из видов деятельности по преобразованию человека или группы людей. Это практико-преобразующая деятельность, направленная на изменение психического состояния, мировоззрения и сознания, знания и способа деятельности, личности и ценностных ориентаций воспитуемого. Свою специфику воспитание обнаруживает в определении цели и позиции воспитателя по отношению к воспитаннику. При этом воспитатель учитывает единство природной, генетической, психологической и социальной сути воспитуемого, а также его возраст и условия жизни. Как показывает практика, функция воспитательного воздействия может реализовываться разными способами, на различных уровнях, с множественными целями. Например, сам человек может целенаправленно оказывать на себя воспитательное влияние, управляя своим психологическим состоянием, поведением и активностью. В таком случае можно говорить о самовоспитании. При этом от позиции человека в отношении себя (кем бы он хотел быть в настоящем и стать в будущем) зависит выбор воспитательной цели и способов ее достижения.

    Воспитательный процесс в современных условиях строится на основе реализации принципов гуманизации и гуманитаризации, что обусловлено требованиями модернизации российского образования.

    Организация воспитательного процесса требует определенной четкой последовательности действий, направленных на реализацию соответствующих целей. В общем виде воспитательный процесс можно представить как последовательность действий, состоящую из трех основных этапов:

    · выдвижение цели;

    · реализацию цели в совместной деятельности и общении, имеющих определенное содержание;

    · получение результата и его оценка.

    Во взаимодействие педагог и воспитанники руководствуются своими целями, ценностями, мотивами. Несмотря на то, что цели есть у каждого участника воспитательного процесса, для реализации взаимодействия нужны общая цель и совпадение интересов в совместной деятельности. Только тогда возможен положительный результат процесса воспитания.

    Таким образом, воспитательный процесс представляет собой объединение действий и мнений субъектов (воспитателей, детей, коллективов).

    Процесс воспитания осуществляется в ходе воспитательной деятельности через разные формы воспитательной работы. Воспитательная работа – это специально организуемая педагогическая деятельность по развитию у воспитанников определенных качеств личности.

    По своей структуре воспитательный процесс можно рассматривать как последовательную, непрерывную смену следующих друг за другом воспитательных ситуаций, которые являются основным элементом воспитательного процесса.

    Рассмотрим особенности и противоречия воспитательного процесса.

    Обучение и воспитание – два взаимосвязанных процесса. Они имеют различные задачи, но одновременно неразрывно связаны друг с другом, могут совпадать во времени. Воспитательная деятельность может быть отдельной сферой деятельности воспитателя (иметь свои цели, задачи, содержание) или органично вписываться в процесс обучения (т.к. обучение носит воспитывающий характер).

    Условно, принципиальная разница состоит в том, что процесс обучения ориентирован на освоение учениками основ различных наук, воспитание связано с формированием его личностных качеств. Особенности этого процесса зависят от:

    · уровня и особенностей культуры общества;

    · окружающей социальной среды;

    · субъектов воспитания с учетом их целей, потребностей, мотивов, установок, интересов.

    Каковы особенности воспитательного процесса?

    · целенаправленность (чем понятнее цель, тем эффективнее результат);

    · единство цели (показатель сотрудничества между воспитателями и воспитуемыми);

    · длительность (результаты не ощущаются сразу, как в процессе обучения);

    · многофакторность (личность подвергается огромному количеству влияний, как положительных, так и отрицательных. В процессе воспитания должна происходить их корректировка. Если влияния воздействующих сторон на личность совпадают, то результат воспитания более эффективен);

    · подвижность (воспитуемый подвергается как целенаправленным, так и стихийным воздействиям);

    · непрерывность (никакие одноразовые, даже яркие мероприятия, не заменят тщательной, кропотливой, систематической воспитательной работы);

    · комплексность (единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитания);

    · вариативность (воспитуемые отличаются индивидуальными особенностями, социальным опытом. Это следует учитывать в процессе воспитания, т.к. даже при одинаковом воздействии возможен различный воспитательный эффект);

    · двусторонность (сотрудничество воспитателя и воспитуемых);

    · процесс воспитания длится всю жизнь, он достаточно динамичен и изменчив;

    · личность воспитателя – важный фактор, влияющий на процесс воспитания (от его умений, мастерства, ценностных ориентаций, способности сотрудничать зависит продуктивность воспитательного процесса);

    · противоречивость (противоречия рассматривают как движущую силу воспитания).

    К числу основных противоречий воспитания относят противоречия между:

    · новыми условиями общественной жизни и устаревшими формами и методами подготовки к ней;

    · неограниченными возможностями развития человеческой природы и ограничивающими, программирующими это развитие условиями социальной жизни;

    · активной, деятельностной природой человека, его стремлением к участию в общественной жизни и недостатком опыта, знаний, умений и навыков для реального участия в жизненном процессе и др.

    Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать вывод, что хотя процесс воспитания идет одновременно с процессом обучения, он имеет ряд существенных особенностей, поэтому и рассматривается самостоятельно.

    Главным критерием педагогической целесообразности воспитательного процесса признается самочувствие ребенка, его личностное развитие, умение педагога предвидеть кризисные состояния и преодолевать их. Следовательно, результативность воспитательного процесса во многом зависит от педагога, его профессионализма, умения определять и решать педагогические задачи, осуществлять разнообразные подходы к ребенку.

     






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.