Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Интернализация конфликта: формирование Суперэго






 

Появление тревоги и стыда в возрасте примерно 24—30 месяцев является указанием на интернализацию конфликта и начало первого этапа формирования Супе­рэго. Окончательная консолидация функционирующего Суперэго создает возможность для устойчивой межлич­ностной и внутрипсихической гармонии. Согласно дан­ному выше описанию, как только появляется способ­ность к репрезентативному мышлению, совершаются пер­вые шаги в формировании Суперэго, которые становят­ся очевидными по мере формирования психических реп­резентаций родительских правил, советов и предостере­жений. Далее авторитетный голос начинает звучать не только снаружи, но и изнутри, и конфликт все в боль­шей степени становится внутренним, то есть это теперь конфликт между внутренними желаниями и внутренни­ми директивами. В связи с конфликтующими желания­ми появляется тревога, и часто можно наблюдать, как выражение влечения сменяется у ребенка стыдом. Таким образом, процесс формирования Суперэго выставляет дальнейшие требования к организующим, интегрирующим

 

– 412 –

 

и регулирующим функциям Эго, следовательно, начина­ющееся формирование Суперэго подразумевает функци­онирование Эго на достаточно продвинутом уровне.

Соответственно, мы полагаем, что интернализация конфликта, отражающая первый этап структурализации Суперэго, указывает на достижение следующего уровня в организации Эго. Тревога (которую, как мы отмечаем при обсуждении аффектов, нужно отличать от стрессовой реакции на постороннего) и стыд в ответ на внутрен­нюю критику (отличающуюся от угрызений совести, сму­щения и униженности, как реакций на внешнюю крити­ку) являются аффективными выражениями, намечающи­ми этот новый уровень психической организации и ин­теграции.

Здесь полезно немного углубиться. Мышление с использованием символов позволяет связывать чувства с идеями. Затем для облегчения представления растущего психологического опыта на помощь приходят аффекты, то есть, как говорится здесь при их обсуждении, слож­ные структуры, включающие взаимосвязанные компонен­ты: соматические, мотивационные, коммуникационные, эмоциональные, а также связанные с восприятием, фор­мированием и выражением идей. Символизация также создает возможность для саморефлексии, и как только ребенок находит в матери источник своего благополучия, он также понимает, что ее любовь не безусловна. Теперь межличностные конфликты сочетаются с фанта­зиями о страшных последствиях. Ситуации опасности, кратко описанные Фрейдом (1926), могут все быть поч­вой для игры воображения и разнообразных страхов. Всплески эмоций, причина которых кроется в осозна­нии конфликта между внутренними желаниями и вне­шними требованиями, несут угрозу синтезирующим и регулирующим функциям Эго, пока относительно сла­бым. Модуляция и управление агрессивностью являются, безусловно, центральным моментом в развитии во второй год жизни, доставляя проблемы как еще незрелому Эго ребенка, так и объекту (Mahler, 1972b). Специфические

 

– 413 –

 

для этого периода конфликты обеспечивают, таким об­разом, среду для того, что охарактеризовано как конф­ронтация между незрелым Эго периода раннего психи­ческого развития и еще пока не укрощенной агрессив­ности Ид (Loewald, 1974; Ritvo, 1974; Settleage, 1975, 1980). Стремясь разрешить конфликт, ребенок задейству­ет еще более обширный перечень защитных механизмов, включающий реактивные образования, уничтожение сде­ланного, экстернализацию, конденсацию, смещение, про­екцию, обращение аффекта и обращение агрессии на себя. Когда применение этих защит не дает успеха, враждебная агрессивность часто эротизируется, возника­ют и могут сохраняться садомазохистские отношения и черты характера (см., например, Galenson, 1986).

Конфликт развития между матерью и ребенком выдвигает дилемму: ребенок хочет сохранить материнс­кую любовь и при этом жаждет инстинктивного удов­летворения, которое угрожает потерей этой любви. Ребе­нок не может выносить одновременного присутствия несовместимых чувств (MacDevitt & Mahler, 1980; Settleage, 1980), и согласие с материнскими требования­ми с дальнейшей интернализацией ее правил является возможностью сохранить ее любовь. Если это происхо­дит, конфликт развития между желаниями ребенка и матери превращается во внутрипсихический.

Туалетный тренинг является той ареной, на кото­рой ярко разыгрываются все описываемые события, хотя от них не свободна ни одна сторона жизни. Туалетный тренинг начинается с конфликта между желаниями ма­тери и ребенка. Успешное приспособление к указаниям матери сменяется совместной гордостью и чувством за­вершенности; препирательство и отказ — сознанием соб­ственной обделенности и гневом. В оптимальном случае приспособление ведет к формированию интроекта и поз­же к идентификации с ним — по мере того как мате­ринские туалетные стандарты перенимаются ребенком. В этом случае незрелое Суперэго ребенка отчасти прини­мает на себя угрожающие и наказывающие функции ма-

 

– 414 –

 

тери, и ребенок испытывает чувство стыда всякий раз, когда случается «неприятность». Он может устыдиться, если «горшка» нет рядом, или же проявлять тревогу при виде чего-то неприятно пахнущего или грязного, по­скольку может иметь реактивные образования. Эти но­вые аффекты тревоги и стыда не зависят от сигнальной или наказывающей функции объекта и указывают на про­гресс в психической структурализации у ребенка.

В оптимальном случае, идентификация с матерью включает идентификацию с ее постоянными, последова­тельными функциями организации, регуляции и гармо­низации. Эти идентификации облегчают адаптацию не­зрелого Эго к болезненным и конфликтным чувствам. Идентификация с родительским отношением к инстинк­тивным влечениям несет, таким образом, возможность достижения новой степени саморегуляции и самоконтро­ля. Тогда успешное решение ребенком задач, актуальных во время анальной фазы развития, сопровождается гор­достью, приятным чувством овладения и чувством соб­ственного достоинства, в большей мере регулируемом на уровне «я».

Формирование интроектов и идеалов увеличивает потенциал для внутрипсихического конфликта, но оно же и предоставляет средство для восстановления меж­личностной гармонии и открывает новые возможности для саморегуляции. Регулятивные, интегративные усилия Эго теперь начинают поддерживаться со стороны Супе­рэго, а новые защитные механизмы помогают малышу справляться с сильными либидными и агрессивными импульсами. Аффективное выражение тревоги и стыда информирует нас об этом прогрессе в развитии.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.