Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Фаза недифференцированности






 

Начало жизни характеризуется как фаза «отсутствия различий» (Hartmann, Kris & Loewenstein, 1946) или как стадия «недифференцированности» (Spitz, 1959), из-за того, что наблюдения, свидетельствующие о возможнос­ти функционирования Ид и Эго как психических систем (или о том, что существует какое-то различие в это вре­мя между удовольствием и неудовольствием), отсутству­ют. Хартманн (1939) признает, что состояние «адаптиро­ванности» новорожденного к окружающему не управля­ется непосредственно какой-то внутри психической струк­турой, а определяется главным образом биологическими потребностями, а также эмоциональной и сенсорной под­держкой со стороны окружения.

Междисциплинарные исследования последних лет привели к пересмотру ряда представлений о младенче­стве и расширили наши знания об адаптированности

 

– 403 –

 

новорожденного. Он совсем не tabula rasa или «оглушен­ный и сбитый с толку» (William James, 1890) в затянув­шемся состоянии первичного нарциссизма (Freud, 1914) или «нормального аутизма» (Mahler и сотр., 1975), а ак­тивный, ищущий стимулов, когнитивно вполне развитый и социально контактный человечек. Для поддержания физиологического гомеостаза и регулирования психики у него имеется сложно организованная система эндогенно задаваемых моделей поведения.

Однако, мы еще не можем говорить об Эго, как психической системе, регулирующей поведение, хотя но­ворожденный и настойчиво движется к этому. Наличие у новорожденного врожденного набора высоко организо­ванных моделей поведения связано с синхронизацией им своего внутреннего состояния (Emde, 1980с; Sandier, 1983). Как подчеркивает Спитц: «Физиологические меха­низмы приспособления новорожденного к окружающей среде не аналогичны психическим» (Spitz, Emde, Metkalf, 1970, стр. 433).20 Эта ранняя интегративная синхрониза­ция облегчается эмоциональной атмосферой взаимоотно­шений матери и ребенка, которые, в свою очередь, воз­можны при соответствующем «настрое» матери (Stern, 1984) и полноценности младенца. Такая синхронность создает физиологическую базу для возникновения синте­зирующего Эго. Стоит этой интегрирующей, регулирую­щей и синхронизирующей функции нарушиться, напри­мер, при воздействии стресса на уровне организма или состоянии сильного напряжения (вызываемых физиоло­гическими нарушениями, разрывом синхронии мать — ре­бенок или неоднократными задержками в удовлетворе­нии потребностей), как может развиться целый ряд на­рушений функций Эго, а также недостаточность, преж­девременность развития или несбалансированность в его организации и синтезирующей способности (Spitz, 1959; Sandier, 1962, 1969; Spitz & Kobliner, 1965; Sandier, 1970; Vale, 1970, 1978).

Пример раннего, но несбалансированного разви­тия Эго приводится Джеймсом (1960), описывающим

 

– 404 –

 

развитие младенца, которого хронически недокармлива­ли первые три месяца жизни. Уход за ним по преимуществу осуществлялся няней, кормившей ребенка по ча­сам и пеленавшей его руки перед кормлением. Наблюде­ние за ребенком показало, что он крайне насторожен, напряжен, часто вздрагивает и, пребывая в хронически недокормленном и беспокойном состоянии, хватает ртом свои руки под пеленкой. Джеймс проследил развитие ребенка в течение нескольких лет и отметил в ряде аспектов преждевременность развития и несбалансирован­ность, которые он отнес на счет влияния упомянутого раннего опыта. К трем месяцам жизни выражение лица ребенка в спокойном состоянии представляло собой не­что среднее между изумленным, обескураженным и по­давленным. Такое состояние чередовалось с состоянием гиперчувствительности к стимуляции. К восьми месяцам у ребенка начало отмечаться жалобно-призывное выра­жение лица, чему Джеймс предложил объяснение объек­тного голода. С момента поднятия на ноги у ребенка отмечалось легкое расстройство движений, и при том необычная умственная пластичность. С двух пет девочка тянулась к чтению и письму, изучая азбуку, подражала своему старшему брату, идущему в школу, но у нее со­хранилась тенденция к задержке моторной активности. К пятилетнему возрасту она стала очаровательной «об­щественной особой», перенимая манеры, жесты и инте­ресы других, с которыми она находила общий язык, од­нако эти отношения были совсем лишены эмоций. В восемь лет у девочки был отмечен фетишизм к шерстя­ным вещам: она укутывала руки в шерстяное кашне и теребила его, одновременно посасывая свои большие пальцы, щекоча нос и верхнюю губу перебираемой шер­стью, что напоминало то, как она слюнявила свои спе­ленутые, укутанные в простыню руки, будучи младен­цем. Джеймс сделал вывод, что травматический опыт кормления в раннем возрасте и нянечка вместо матери помешали установлению надлежащих объектных отноше­ний; интеграция личности была, таким образом, затруд-

 

– 405 –

 

нена, и результатом стало серьезное нарциссическое от­клонение.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.