Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие Эго






 

Наша ключевая предпосылка состоит в том, что многие различные аспекты личности, о которых мы здесь говорим, развиваются одновременно. Любая связь между функциями или объединение всех этих функций (приоб­ретаемых, очевидно, случайно) проистекает из функцио­нирования Эго. Последнее создает из психических эле­ментов некую структуру, какую-то упорядоченность, тем самым привнося в нашу психику согласованность.

В одной из ранних работ Фрейдом используется термин das Ich, переводимый как Эго, который вводится для обозначения эмпирического чувства «я». Выдвигая свою гипотезу о строении психики, Фрейд добавляет, что Эго можно также представить себе, как «организацию согласованных умственных процессов», включающую все те функции, которые необходимы для регулирования вле­чений и адаптации к реальности (1923а, стр. 17). Иными словами, подразумеваются два уровня абстрагирования: эмпирический уровень, который ведет к формированию представлений о себе и об объекте, и неэмпирический, необходимый для целей организации, синтеза и регуля­ции личности. Нами уже дано описание первого из них, и теперь мы переходим к не эмпирическому. Мы обсуж­даем ряд концептуальных вопросов и даем определение развития Эго как организующей структуры.

Сначала рассмотрим вопросы функционирования Эго. Фрейд относит к Эго те функции, которые служат задаче адаптации к внешней реальности, и в то же вре­мя связаны с миром внутренним и с поддержанием пси­хического равновесия. Эти ориентированные внутрь и вовне функции постоянно взаимодействуют друг с дру-

 

– 399 –

 

гом, и, в процессе развития, Эго обретает навык обще­ния как с миром внутренним, так и с внешним. Эволю­ционируют защитные механизмы, помогающие контро­лировать или задерживать инстинктивное удовлетворение или иные импульсивные побуждения. Аффекты, как мы уже видели, играют роль сигнала, предваряющего опас­ность, связанную либо с бессознательными импульсами, либо идущую извне. Используя процессы интернализа­ции и отождествления, Суперэго формирует и затем поддерживает Эго в деле приспособления к требованиям как внутренней, так и внешней реальности.

Одна из наиболее важных функций Эго проявля­ется в тенденции организовывать и объединять личность. Фрейд отмечает, что эта способность к синтезу возраста­ет с ростом силы Эго (1926, стр. 98; дальнейшую прора­ботку см. также у Нюнберга, 1931). Хартманн (1956) за­мечает, что Фрейд, признавая эту синтезирующую функ­цию наряду с функциями адаптации и контроля (на ко­торые Хартманн ссылается как на мощную триаду функ­ций Эго), описывает Эго не только как организацию, но также как инстанцию организующую и гармонизирующую три составные системы личности. Мы хотим добавить, что именно этот синергизм функционирования Эго объясняет устойчивость и связность чувства «я». Нойба­уэр (1980, стр. 33) рассматривает различия между органи­зующей, синтезирующей и интегрирующей функциями Эго. Эти ценные различия мы здесь не затрагиваем, что­бы не усложнять изложение материала.

Рассматривая Эго в качестве инстанции, организу­ющей личность, неизбежно приходится поднимать воп­рос о том, каким нам видится его развитие. Если, при­знавая фрейдовскую классификацию умственных процес­сов, в соответствии с их функциями в ситуациях конф­ликта и адаптации, под Эго понимать просто группу схо­жих функций, тогда одним из способов оценки его развития будет отслеживание эволюции этих функций. Мы, однако же, предпочитаем иной подход. Мы следуем пред­ставлению о внутренней организации Эго, выработанно-

 

– 400 –

 

му Левальдом, и концептуализируем стадии его разви­тия, основываясь на увязывании между собой различных функций (1978, стр. 210). Иными словами, мы предпочи­таем сосредоточиться на эволюции интегративной функ­ции, нежели углубляться в вопросы развития разнооб­разных индивидуальных функций, ибо Эго в своем раз­витии стремится к слаженности.

Некоторые авторы интерпретируют концепцию «сферы, свободной от конфликта» Хартманна, как рас­ходящуюся с этим интегративным взглядом. Хотя он не зря обращает внимание на функции Эго, не являющиеся результатом конфликта, — когнитивные, например, — некоторые сочли, что его мысль о том, что определен­ные функции имеют «первичную самостоятельность», подразумевает, что они проявляются как-то изолирован­но и независимо от любой прочей части личности.

Если эти разнообразные функции Эго настолько взаимосвязаны, тогда когнитивные функции не могут быть изолированными, и, таким образом, самостоятель­ными или свободными от любых простых зависимостей. Хоть когнитивные способности и развиваются независи­мо от конфликта, оптимальность их развития зависит от правильности материнского отношения (которое необхо­димо включает адекватную и своевременную сенсорную стимуляцию), адекватности развития влечения и, конеч­но, они могут быть нарушены позднейшим конфликтом. Рост когнитивных способностей доставляет удовольствие, но они, также, все более сложными способами задей­ствуются для удовлетворения влечений и других актуаль­ных побуждений. Подобное происходит и с аффектом: он не вырастает из конфликта, но принимает впослед­ствии сигнальную функцию в связи с ним. Акцент на взаимосвязи функций уводит прочь от дебатов по поводу того, какие из них возникают из конфликта, а какие —независимо от него. Вместо этого внимание фокусирует­ся на том, каким образом взаимодействуют влечения, функции Эго и внешние факторы, и как они влияют друг на друга в процессе развития.

 

– 401 –

 

Именно эти вопросы интеграции и организации функций Эго обратили на себя внимание Спитца (1959). Как уже упоминалось выше, он полагает, что по мере того, как дискретные процессы увязываются и складыва­ются в связную структуру, формируется стереотип, отра­жающий возросшую интеграцию и структурализацию внутри Эго. Далее, с каждым успешным шагом в струк­турализации, приобретение нового опыта становится ин­тегрированным функционированием всей структуры как целого, а не процессом, основанным на несвязанных, дискретных компонентах.

Мы считаем, что положение Спитца о том, что вновь возникающие аффекты и модели поведения ука­зывают на сдвиги в организации Эго и рост взаимосвя­занности его элементов, полезным для понимания пос­ледовательности этапов развития этой системы. Соответ­ственно, при написании данной главы его схема была принята нами за основу. Хотя Спитца интересовали толь­ко первые два года жизни, сдвиги в развитии отмечают­ся на протяжении всего подросткового возраста. В связи с этим один из авторов этой книги (Tyson, 1988) пред­полагает, что применение предложенной Спитцем схемы организующих психику факторов может с пользой быть распространено, по крайней мере, на Эдипову фазу. В настоящей же работе ее применение распространяется также на латентный и подростковый периоды. Альтерна­тивную схему можно найти у Гриншпан (1988).

Вновь возникающие выражения аффектов и моде­ли поведения используются нами как индикаторы рыв­ков вперед в организации Эго, его сложности и связно­сти. Таковыми являются: социальная улыбка; стрессовая реакция на постороннего; проявления негативизма в же­стах и речи; стыд и тревога, вытекающие из интернали­зации конфликта; либидное постоянство объекта со спо­собностью приводить себя в комфортное состояние и использованием аффектов в их сигнальной функции; инфантильный невроз и чувство вины; практика при интеграции, происходящей в латентный период; подвиж-

 

– 402 –

 

ность аффекта, упреждающая внутрипсихические сдвиги подросткового периода; устойчивость настроения, отра­жающая примат Эго над инстинктивными импульсами и архаическими требованиями Суперэго к концу подрост­кового возраста.

Здесь настал момент сделать предостережение. Эго — это, несомненно, гипотетическое, внеопытное умопостроение, однако всегда имеется тенденция под­ходить к нему антропоморфно. Если мы, говоря об Ид, Эго или Суперэго, время от времени называем их кон­фликтующими, договаривающимися, совершающими сделку, охраняющими содержимое и т.п., то мы надеем­ся, что читатель понимает, что, как однажды вырази­лась Анна Фрейд, мы «только притворяемся». «Как мне кажется, Эго и не возражало бы против персонифика­ции на время представления о нем... То, против чего Эго возражает, — это осознание бессознательного» (Sandler, 1985, стр. 33).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.