Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Что такое возрождение?






1. Возрождение происходит незаметно. Мы уже отмечали, что Сперджен называет его великой тайной. Возрождение есть тайна еще и потому, что не понятно, как оно происходит. Что-то происходит у нас внутри, какие-то подсознательные изменения, новое рождение, в котором мы сознательно не участвуем. «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа» (Ин. 3: 8).

Писание не говорит, что христиане точно знают, в какой момент они родились свыше.

«Человек не может описать свое рождение — для него оно остается тайной. Точно так же он не может описать свое новое рождение: оно еще большая тайна, ибо оно есть тайное внутреннее воздействие Святого Духа; мы можем ощутить результаты возрождения, но мы не чувствуем, как оно происходит».

«Я не думаю, что вы знаете, когда впервые у вас появились благодатные мысли, когда вы начали жить для Бога. Вы наверняка знаете, когда вы впервые поняли, что верите в Бога, но прежде чем вы это поняли, что-то в вас изменилось. Вы не можете ткнуть пальцем и сказать: „Вот здесь

начало восточного ветра". Точно также вы не можете сказать: „В этот момент Дух Божий начал преображать меня"

Эта истина имеет важное практическое значение: возродившись, человек может перейти от смерти в жизнь, но не заметить этого. Этим объясняется, что некоторые люди хотят поверить, но не уверены, что Христос примет их. О таких Сперджен говорил: «Если сила Божья пробуждает в человеке желание верить, значит, уже произошло более великое событие, и он обязательно поверит в свое время... Воскресение из мертвых — это намного более великое событие, чем любое действие живого человека».

 

Кроме того, учение о том, что спасительное воздействие Духа происходит незаметно, может помочь сомневающимся. Сперджен так выражает мысли этих смятенных людей: «Я чувствую, что должен поверить, должен довериться Ему. Но если я доверюсь неправильно? Если мое доверие окажется плотским?»

На эти сомнения сам же Сперджен отвечает так:

 

«Ах, друзья мои, смиренное доверие Иисусу никогда не возникает салю по себе. Если бедная душа приходит ко Христу и доверяется Ему, значит, это плод Святого Духа... Но вы скажете, что Святой Дух должен помочь вам поверить в Него. Да, но вы не можете увидеть Его: Он действует тайно, невидимо. Все, что вы должны сделать, — это поверить в Иисуса».

2. Возрождение происходит мгновенно и однократно. Может возникнуть вопрос: как можно утверждать, что возрождение происходит мгновенно, если никто не знает, когда оно происходит? Ответить на этот вопрос можно проанализировав учение Писания относительно сущности возрождения. Оно не является неким постепенным нравственным изменением. Оно есть появление новой, духовной, небесной жизни. Все новозаветные свидетельства говорят в пользу того, что между состоянием возрожденности и невозрожденности нет никакого временного промежутка: там говорится, что в одно мгновение старый человек умирает, а новый начинает жить. Возрождение — это событие, а не процесс. Это вход в жизнь воскресения во Христе (Кол. 3: 1). Оно похоже на воскресение Христа по своей законченности. В один момент времени Иисус был мертв и лежал в гробнице, а в другой — ожил навсегда. То же самое происходит с грешником, когда Христос начинает жить в нем (Гал. 2: 20). Воскреснув со Христом, он был «освобожден от греха». Об этом говорится в шестой главе Послания к римлянам. Внезапно плотский человек стал духовным человеком, с этого момента в нем поселился Дух Божий. «Это называется творением, а творение — это мгновенное действие: чего-то не было и тут же оно появилось. Нет никакого промежутка между не существованием и существованием».

Возрождение происходит только один раз — такова его сущность.

 

«Некоторые верят, что возрождаться можно каждую неделю. Один методист как-то сказал мне: „Видишь, человек идет по улице? Он уже в пятый раз получил рождение свыше. Но что пользы от того, что он обратился, если он по прежнему пьет? " Это отнюдь не библейское учение. Христиане рождаются свыше лишь однажды, а не снова и снова. Мы верим в возрождение, а не в перевозрождение».

 

3. Когда происходит возрождение? Это вопрос первостепенной важности. Одно из самых страшных заблуждений за всю церковную историю — это убеждение, что возрождение можно вызвать в определенное время. Так принято считать и в римско-католической традиции, где возрождение отождествляется с крещением, так считают и некоторые представители евангельской веры, полагая, что решение принять Христа гарантирует перемену сердца. Но если все сказанное нами выше правда, тогда ни церковь, ни евангелист, ни обращенный не может никак

 

повлиять на возрождение. Время возрождения определяет только Бог. Мы можем быть уверены лишь в одном: Бог смиряет человека перед тем, как возвысить его2Ь. Блудный сын «пришел в себя» и вспомнил об отчем доме только после того, как претерпел немало страданий в чужой стране.

 

Тот факт, что закон должен предварять Евангелие, не означает, что осознание греха является основанием для рождения от Духа, как будто возрождение неизбежно следует за осознанием греха. Между возрождением и осознанием греха нет непосредственной причинно-следственной связи. Нельзя сказать, что осознание греха должно достичь определенной глубины, прежде чем произойдет возрождение. Некоторые люди, как, например, Сперджен, находятся в состоянии осознания своей греховности достаточно долгое время, прежде чем произойдет великая перемена. Другие долго не мучаются своими грехами и быстро переходят из смерти в жизнь. Здесь нет правил. Бог подходит индивидуально к каждому человеку, и невозможно найти даже двух человек, которые имели бы одинаковый опыт обращения27. Единственная общая черта заключается в том, что истинное обращение происходит всегда после осознания греха. Осознание греховности никого не спасает, но никто не спасается без осознания грехов.

 

Важно также отметить, что опыт осознания грехов не является основанием веры. Грешник не должен по состоянию своей души определять, правда ли, что Бог говорит с ним. Основание веры — это только обещания и призыв Евангелия. Как кто-то верно отметил, путь веры не то же самое, что основание веры.

 

4. Возрождение проявляет себя в определенных последствиях. Писание говорит, что возрождение имеет два обязательных последствия — покаяние и веру. Человек,

рожденный от Духа, по-другому смотрит на грех и на Христа.

 

Человек может покаяться в грехе, но в то же время так и остаться не возрожденным. Такое покаяние не будет евангельским покаянием — это лишь сожаление о последствиях греха, который вогнал в стыд или принес неприятности. Это покаяние без любви к Богу и без перемены в сердце. Это «печаль мирская», которая «производит смерть» (2 Кор. 7: 10). Точно так же человек может верить, но оставаться невозрожденным, то есть с одобрением относиться к истине, но в то же время не предать целиком свою жизнь Христу и святости29. Спасающее покаяние и спасающая вера возрожденного человека разительно отличаются от описанных выше. Человек печалится из-за того, что оскорбил любящего и милостивого Бога. Он начинает ненавидеть и осуждать грех как таковой. Вера в Христа вселяет в него любовь к Иисусу, теперь он доверяется только Ему, посвящает Ему всю свою жизнь.

Сперджен верил, что именно такой образец возрождения представлен в Писании. «При возрождении именно Дух Святой дает жизнь, и тогда эта новая жизнь начинает молиться и каяться».

Тем не менее он знал, что этот образец может иметь много разновидностей. У разных людей последствия возрождения дают о себе знать через разные промежутки времени. Некоторые обращаются внезапно, сознание же других меняется постепенно. Джон Данкан так выразил эту мысль: «Я верю, что действие обновления

происходит моментально, но это действие производится силами, которые иногда бывают заметны не только для окружающих, но и для самого человека, поэтому иногда кажется, что обновление происходит постепенно»31.

Некоторые люди при обращении наиболее остро ощущают необходимость покаяться, для других же в первую очередь становится важна реальность веры. По этой причине христиане иногда спорят, что происходит раньше: покаяние или вера.

У Сперджена этот вопрос не возникал, потому что, с его точки зрения, новая жизнь включала в себя и покаяние, и веру: он рассматривал их как спицы колеса, которые движутся одновременно. Хотя для человека, который переживает обращение, этот факт не всегда очевиден. Он может быть так охвачен раскаянием, что не будет ощущать присутствия веры. Сперджен, проповедуя о спасительном покаянии, говорил своим слушателям:

 

«Покаяние есть результат неосознанной веры. Когда человек раскаивается в грехе, он обязательно верит внутри себя, хотя может не замечать этого. Есть такая вещь, как скрытая вера: хотя она не дает человеку видимого успокоения, она приносит ему лучшее благо — учит его сердце доверять, очищает дух и рождает отвращение ко злу. Не бывает покаяния отдельного от веры... Совершенно очевидно, что человек не может покаяться перед Богом,, если он не верит в Бога. Он не может скорбеть из-за того, что оскорбил Бога, если он не верит, что Бог благ. За черной тучей покаяния всегда скрывается солнце веры, но вначале пробудившаяся душа не знает об этом и по этому плачет, что не может уверовать, хотя само покаяние возможно только на основе уже родившейся веры».

Но Сперджен совершенно четко говорит, что это правило применимо не ко всем обращенным. Для некоторых из них вера в Христа настолько реальна, что кажется, они сразу же возносятся ввысь, а не повергаются вниз. Радость преобладает над печалью. Но при этом Сперджен настаивает, что, если вера настоящая, если она на самом деле является результатом божественной жизни, вместе с ней всегда должно присутствовать смирение. «Я не поверю в веру, которая не раскаивается, точно так же, как я не поверю в покаяние, которое не верит в Иисуса».

Настоящая вера в Христа всегда сопровождается чувством собственной никчемности. Радость без этого чувства — пустая самонадеянность

 

«Ни один человек не найдет мир с Богом, если сначала не раскается в грехе и не познает, что есть зло... В истинном обращении всегда присутствует смиряющее чувство божественной благодати».

 

«Я все еще придерживаюсь старого представления об обращении... Не часто мне встречались обращения, приведшие к появлению настоящего христианина, которые не начинались бы с ненависти ко греху и презрения к себе»36.

Проповедь с целью обращения»

Если для появления покаяния и веры необходима перемена в сердце, которую сам человек произвести не может, то как же можно утверждать, что люди обязаны покаяться и поверить, чтобы спастись?

 

Этот вопрос задают люди, которые считают, что человек не может нести ответственность за свое духовное состояние, если считать, что причиной обращения является божественная благодать. Ответить на этот вопрос можно следующим образом. Писание полностью не объясняет, как соотносится человеческая ответственность и действие Бога, но в то же время настойчиво повторяет, что присутствие покаяния и веры — необходимое условие для спасения. «Обратитесь» — это заповедь. Человек должен принимать активное участие в обращении. По этому поводу Джон Мюррей сказал так:

 

«Хотя возрождение есть необходимое условие веры, это не означает как того, что с нас снята обязанность уверовать, так и того, что мы лишаемся той бесценной привилегии, которая дается нам, когда мы слышим о Христе и Его обещаниях. Наша неспособность поверить не является оправданием нашего неверия и не дает нам никакого

права не верить».

«Непостижимые действия Бога не могут быть основанием наших действий и определять правила нашего поведения».

Правильно понятая, такая точка зрения ни в коей мере не может служить препятствием для проповеди Евангелия. Сперджен говорил: «Нет в этом мире такого грешника, которому не надо было бы услышать, что он должен прийти к Иисусу и обрести все благословения Евангелия».

Его богословие не мешало ему призывать грешников предать себя в руки Спасителя: «В тот момент, когда грешник сделает это, он родится от Бога».

Он не проповедовал возрождение как обязанность, наложенную Евангелием, ибо это не дело человека (как и избрание), но при этом всегда настаивал, что вера в Христа является обязанностью грешника, так как она приходит «от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим. 10: 17). Поэтому проповедовать Евангелие жизненно важно, иначе не появится вера, которая есть средство спасения. Но спасительная вера появляется только тогда, когда появляется способность верить, а это уже результат Богом данной перемены естества грешника: «Благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар» (Еф. 2: 8). Если смотреть с точки зрения Бога, то поворот от смерти к жизни происходит в момент возрождения, а если с точки зрения человека — то с приходом покаяния и веры. Это две части одного спасения. Б. Б. Уорфилд высказался по этому поводу так:

 

«В основе всего лежит действие, видимое только Богу, действие, совершаемое никем иным, как Духом, — новое рождение. Осознание нового рождения приходит к человеку через призыв Слова, на которое человек откликается под убеждающим воздействием Духа. Таким образом,, Слово является инструментом осознания нового рождения, которое становится видимым для окружающих только в обращении к Богу в послушании».

Некоторые утверждают, что призывы проповедника покаяться и уверовать будут звучать лицемерно, если проповедуемое слово каким-то образом не сделает слушателей способными повиноваться. Тем самым они хотят сказать, что способность откликнуться производит в человеке проповедуемая истина. Не отрицая, что проповедуемая истина жизненно важна для веры, тем не менее скажем, что не она спасает, независимо от того, насколько ревностно проповедник будет ее провозглашать. Действенность проповеди определяется наличием внутреннего призыва (т. е. возрождения), с которым проповедник не может обратиться к своим слушателям. Все, кто призван таким образом, верят (Деян. 13: 48; Рим. 8: 30). Убежденность в этом никак не препятствует искренней проповеди. Есть истины, в которые обязательно верить, чтобы получить спасение. Наша задача состоит в том, чтобы донести их до людей. При этом мы должны быть уверены, что только Бог посылает благодать, необходимую для веры. Новозаветный проповедник должен полагаться только на это.

 

Сперджен не представлял себе, как уверенность в сверхъестественном вмешательстве Бога может охладить пыл проповедника Евангелия. Возрождающее действие Духа, писал он, «на первый взгляд, лишает смысла человеческую активность. Но если мы обратимся к Писанию, мы не найдем ни единого доказательства этому предположению».

 

Обращаясь к пасторам и студентам, будущим служителям, он всегда повторял:

 

" Не забывайте, что нечестивые находятся в страшной опасности, не давайте им спокойно пребывать в своих грехах. Стучите снова и снова в дверь их сердца, стучите громко, ведь это вопрос жизни и смерти. Заботьтесь о них, пекитесь, переживайте, и ваши тяжкие родовые муки Бог обязательно благословит — они пробудятся. Бог являет Свое могущество именно таким образом. Ваши душевные страдания должны быть настоящими, неподдельными, ваши сердца должны по-настоящему любить Бога. Мало благочестия -— мало духовной силы».

Когда южные баптисты читают подобные слова, они начинают сомневаться в том, что Сперджен никогда не призывал людей выйти вперед, чтобы принять решение стать христианами. Почему же он этого не делал? Потому что он верил в возрождение. Он не считал, что подобные призывы помогают проповеди Евангелия; наоборот, с его точки зрения, так делали только те, кто не понимал

истинного значения обращения. Он знал, что человек не может принять Христа, если не произошла перемена его природы (возрождение), а такую перемену невозможно инициировать никаким физическим действием, в том числе призывом выйти вперед. «Вы не должны разделять обновление, производимое Святым Духом, и прощение грехов... Возрождение и появление веры, которая дает оправдание грешнику, происходят одновременно. Так оно и должно быть, такова их природа».

Если цель призыва выйти вперед заключается только в том, чтобы человек засвидетельствовал, что он принял Христа, значит, надо признать, что оно никак не повлияет на то, станет человек христианином или нет. Сперджен считал, что лучше свидетельствовать об обращении при других обстоятельствах. Точка зрения, согласно которой призывом выйти к кафедре можно увеличить количество обращенных, вызывала у него большие сомнения.

 

Заключение.

1. На основании этих рассуждений мы делаем вывод, что правильная проповедь Евангелия имеет первостепенное значение. Правильно понять, что есть обращение, можно только тогда, когда есть правильное понимание многих других истин. Обращение включает в себя закон и Евангелие, неспособность и ответственность. Если одну из этих составных частей чрезмерно превозносят, а другой пренебрегают, то это негативно отразится на духовной жизни людей. Все связанные с обращением истины должны быть представлены в правильной пропорции с учетом состояния тех, к кому обращена проповедь. Иногда слушатели бывают безразличными или самонадеянными, и тогда особенно отчетливо надо говорить о законе. Иногда же они полностью подавлены осознанием своей никчемности, и в этом случае главный упор надо делать на ту свободу, которую дает Евангелие.

 

Покаяние нужно проповедовать всегда, и Сперджен время от времени так ревностно исполнял этот свой долг, что обращался к своим слушателям с такими словами: «Вы хотите оставить свой грех? Если нет, то проповедовать вам Евангелие — только тратить время». Тем не менее он никогда не переставал повторять, что Христос-Спаситель готов принять всех, кто придет к Нему. Он без колебаний утверждал: «Стоит вам захотеть — и Христос будет вашим».

Но он никогда не заявлял, что обещания и приглашения Христа имеют силу для тех, кто не проявляет внешних признаков обращения. Верить обязаны все, поэтому Сперджен без конца повторял, что путь к жизни и умиротворению лежит исключительно через веру.

 

В некоторых проповедях, как мы уже видели, Сперджен прямо говорит о связи между возрождением и верой, а в других обходит эту тему стороной. Он не забывал, что его слушатели не были богословами. Часто он удовлетворялся простой фразой: «Вера появляется в тот же момент, когда происходит новое рождение».

Сперджен был твердо убежден, что ни одну истину нельзя проповедовать в лоб.

 

Он так наставлял своих студентов: «Мухи летят на мед, а не на уксус. Проповедуйте много о любви Божьей»

 

2. Последствия распространения неправильного представления об обращении могут быть весьма трагичными. В конце XIX века среди проповедников стала очень популярной идея о том, что если обращение представлять как однократное деяние, которое может совершить в любой момент любой человек, то благовестие станет намного более успешным. «Успех» стал главным приоритетом. Сперджен и несколько других его соратников оказались в меньшинстве. Они предупреждали, что неправильная проповедь Евангелия может причинить вред церквам и привести к катастрофе.

В частности, он считал, что при благовестии мало говорится о необходимости осознания греха и о страхе перед Богом. То, что Библия называет «началом мудрости» (Пс. 110: 10; Прит. 1: 7), исчезло из церквей, а вместе с этим исчезло и благоговение. Не модно стало называть христиан «боящимися Бога». Блаженство, а не страх, стало основной темой проповеди, а, с точки зрения Сперджена, блаженство неотделимо от страха. Блаженный христианин

«ощущает страх перед тем,, что может поступить плохо. Святой страх не только заграждает его уста, но и останавливает его руки. Это страх допустить ошибку, страх не исполнить свой долг, страх совершить грех. Он боится плохих компаний, пустых разговоров и сомнительных делишек. Этот страх не делает человека несчастным — наоборот, он делает его счастливым».

Сперджен не сомневался, что поверхностное благовестие является главной причиной отсутствия таких обращений. Многие достигнутые результаты со временем сходили на нет.

 

«У нас происходит много пробуждений человеческого происхождения, и результаты их повергают в уныние. Число номинальных обращенных, испы тывающих чувство восторга, увеличивается, но куда они пропадают после малейших испытаний? С сожалением должен признаться, что, насколько я могу судить, много было посеяно и очень мало пожато. Наши надежды превратились в призрачные мечты, все наши достижения исчезают, как ночной призрак. Но там., где действует Святой Дух, обращенные не оставляют веры».

«Святой Дух пришел, чтобы обличить во грехе. Абсолютно необходимо, чтобы человек был обличен. Модное богословие учит так: „Убедите человека в благости Бога, покажите ему, что Он Отец всех людей, заверьте его в безграничной милости Бога. Приобретите его Божьей любовью, не говорите о божественном гневе за грех, о необходимости покаяния, о возможности наказания. Не осуждайте бедных за их промахи. Не судите. Не смотрите, что у них в сердце, не надо вызывать в них чувство собственного недостоиства. Утешайте и ободряйте, но не обвиняйте и не страшите". Да, так действует человек, но Дух Божий работает совершенно иначе. Он приходит, чтобы обличить в грехе, заставить человека почувствовать свою вину, заставить понять, что вина его настолько

тяжела, что он погиб, уничтожен, потерян. Дух приходит, чтобы грех стал выглядеть как грех, чтобы мы увидели его страшные последствия. Дух приходит и ранит так, чтобы ни одно человеческое лекарство не могло заживить эту рану. Он убивает так, чтобы никакие земные силы не смогли оживить. Что заставляет красоту и совершенство человеческой

праведности увянуть, подобно траве? Исайя говорит, что это происходит, „когда дунет на него дуновение Господа". Все мы должны пережить

иссушающее воздействие Духа, иначе мы никогда не оживем, не получим живительной силы. Нам просто необходимо пережить это состояние иссушения, особенно в наше время. Сегодня так много людей, которые

поднялись, никогда не опускавшись, превознеслись, никогда не смирявшись. Поэтому я не устаю напоминать вам., что Святой Дух должен обличить вас в грехе, в противном случае вы не получите спасения.

Это действие Духа Божьего просто необходимо, ибо оно подводит человека к принятию Евангелия благодати Божьей. Некоторые люди останавливаются в своем духовном развитии потому, что они исповедали свою веру с большой готовностью, но при этом не осознали своего греха. „Да, все мы грешники, никто в этом, не сомневается, и Христос умер за грешников" — так они относятся ко всем, небесным тайнам, как будто это какие-то бессмысленные стишки из учебника по чистописанию. Создается впечатление, что они насмехаются над небесными истинами. Мы по горло сыты всем этим. Но если вы найдете настоящего грешника, вам будет с кем работать. Я имею в виду такого человека, который внутри своего естества понимает, что он грешник, и сокрушается по этому поводу. Вы увидите, что такой человек с радостью примет Евангелие, благодать и Спасителя».

 

Сегодня как никогда нам нужно, чтобы истина об обращении возродилась. Массовые дебаты по этому вопросу сыграли бы роль оживляющего порыва ветра, который бы унес прочь огромное количество незначительных противоречий. Вновь появившийся страх Божий помог бы нам перестать думать по плотски и прекратить заниматься ненужными служениями. Сейчас много говорят о том, что нужно больше благовествовать, надеяться на пробуждение, но если бы Сперджен жил сегодня, он наверняка сказал бы, что в нашей ситуации нам нужно обратиться к главному.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.